kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи по литературе "Чтоб мудрецом считаться средь людей, повесь кинжал на гвоздь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок строится на анализе текстов произведений Яна Бернарда "Казачка и джигит, "Баллада о горянке и русском офицере", на обсуждении публицистических статей Светланы Турьялай. Учащимся предлагается интересные сведения из жизни великих людей.В ходе учебного занятия идет работа с нравственными понятиями "любвоь", "толерантность", формируется аналитическое мышление, умение обосновывать свою точку зрения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи по литературе "Чтоб мудрецом считаться средь людей, повесь кинжал на гвоздь" »

Технологическая карта урока литературы

Класс: 10-11

Предмет: литература

Тип урока: открытие нового знания


Тема 

«Чтоб мудрецом считаться средь людей, повесь кинжал на гвоздь»

Цель

Показать ученикам, что любовь не имеет национальностей

Задачи

Актуализация ранее полученных знаний.

Формирование навыков работы в группах и исследовательской деятельности, навыков работы с текстами.

Отработка навыков составления письменного высказывания на заданную тему.

Формируемые УУД

  • Личностные: формирование основ гражданской идентичности;

  • Познавательные: осуществление поиска необходимой информации;

  • Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

  • Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремление к сотрудничеству.


Основные понятия

Толерантность, любовь

Ресурсы:

- основные


 

 

- дополнительные

  Тексты произведений Яна Бернарда «Казачка и джигит», «Баллада о горянке и русском офицере»



Статьи Светланы Турьялай «Победила любовь», «Нигериец афроказак Амаду», Игоря Емельянова «Невеста милосердия»; компьютерная презентация.


Организация пространства

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.  Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку

Приветствуют учителя, настраиваются  на урок.

 

 

 

 

 

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Обсуждает с обучающимися ранее изученное, делает акцент на основных моментах.

Вопросы для обсуждения:

-Подберите синонимы к слову «толерантность» .

Определение слова “толерантность” у разных народов на разных языках звучит по-разному:

в испанском – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

в русском – способность терпеть что-то и от кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо и кого-либо) .


Обучающиеся называют синонимы к слову «толерантность» (либерализм, терпение, мягкость, терпимость, согласие, уважение, признание, почитание, снисходительность)

Работа со словарями:

http://slovari.yandex.ru/

 

 

 

 

Владение научной терминологией, ключевыми понятиями.

Формирование аналитического мышления, умения обосновывать свою точку зрения, а также целеполагание, умение ставить  учебную цель и задачу.

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.

Постановка проблемы:

Прочитайте название темы урока. Какую проблему оно отражает? Важна ли она в современном мире?

Учитель предлагает обучающимся сформулировать цель урока.



.

Обучающиеся называют проблему, формулируют цель урока

Обучающимся предложены высказывания:

  • “Мы разные, но мы вместе – и в этом наша сила!”

  • Л.Н.Толстой говорил: «Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно сострадание.»

  • «Бранью достигается лишь одна треть, любовью и уступками всё»

 Жан Поль

  • «Самая страшная, из грозящих нам катастроф, это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества (а может быть, и всего живого) на Земле, сколько антропологическая — уничтожение человеческого в человеке».
                                                                      Ю.А. Шрейдер

  • Шире открой глаза, живи так жадно, как будто через десять секунд умрешь. Старайся увидеть мир. Он прекраснее любой мечты, созданной на фабрике и оплаченной деньгами. Не проси гарантий, не ищи покоя — такого зверя нет на свете.

    Рэй Брэдбери

  • Любви нельзя добиться силой, любовь нельзя выпросить и вымолить. Она приходит с небес, непрошенная и нежданная.

Бак Перл Сайденстрикер

  • Тайны человеческой жизни велики, а любовь — самая недоступная из этих тайн.

Иван Сергеевич Тургенев

  • Ты не забывай: ты навсегда в ответе за тех, кого приручил. Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
    Антуан де Сент-Экзюпери.




Владение навыками аргументированного устного высказывания.

Способность ставить новые учебные цели и задачи

 

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

Познакомить с понятиями любовь и толерантность, определить круг проблем, затронутых автором.

Предлагает обучающимся поделиться на группы и даёт задания для каждой из групп:

1 группа: сопоставить произведения Яна Бернарда, определить ключевую проблему данных произведений.










2 группа: проанализировать публицистические статьи, определить круг затронутых проблем. Высказать свою точку зрения по поводу поднятых проблем.















3 группа: подобрать стихотворения о любви классических и современных поэтов, ответить на вопрос: важна ли для влюбленных национальность любимого


4 группа: подготовить компьютерную презентацию «Чтоб мудрецом считаться средь людей, повесь кинжал на гвоздь»

Составление кластера из цитат для характеристики героев, их поступков


1.Обучающимся предлагается разбиться на группы и провести самостоятельное исследование на заданную тему.

Работа с текстами произведений, составление кластера из цитат .

- Что объединяет две легенды?


- При каких обстоятельствах встречаются герои?


-Как автор описывает их чувства?


- Бернард показывает трагическую любовь, но почему у нас поступки героев вызывают у нас восхищение? (Влюбленные бросают вызов национальным предрассудкам)

- Какие из высказываний великих людей отражают идею произведений?


2.Работа с выдержками из публицистических статей в газете «Комсомольская правда».

Сопоставительный анализ художественных произведений и публицистики, определение проблемы, идеи произведения.


- В чем необычность отношений героев публицистических статей?


- К какому выводу мы приходим после прочтения статей?

- Какое заглавие могли бы вы дать этим статьям?


- Какие из высказываний великих людей можно взять эпиграфом к статьям?



Работа со сборниками стихов, отбор стихотворений, выразительное чтение







Результат демонстрируется на заключительном этапе урока








 

Поиск и выделение необходимой информации, сопоставление и обобщение.

Определение основной и второстепенной информации;

Выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов;

Выдвижение гипотез и их доказательство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Закрепление изученного материала в ходе представления результатов собственной деятельности

Цель.

Закрепить полученные знания, сформировать умение публичного представления  продукта  своей деятельности 

Предлагает обучающимся рассказать о результатах своего исследования.

Обучающиеся представляют результаты своей работы, отвечают на вопросы учителя и одноклассников.

Предлагается обучающимся рассказать о результатах своего исследования, с опорой на записи в тетради, кластеры

 

Навыки отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний;

Осуществление познавательной  рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

VI. Включение новых знаний в систему знаний

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

Учитель предлагает обучающимся написать сочинение-миниатюру на тему: " «Любовь не знает преград, у неё нет национальностей»


 

Оформляют письменное высказывание в форме эссе с последующим почтением вслух и обсуждением прочитанного.

Самостоятельная творческая работа

Создание письменного высказывания и его представление

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

VIII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

 

Рефлексия ученическая и учительская.

 

Оценивают свою работу на уроке

Сегодня на уроке я…

Что получилось и что не получилось?

Достигли ли цели, поставленной в начале урока?

Если нет, что необходимо сделать для ее достижения?

Какие новые вопросы возникли в конце урока?

 

Формирование навыков рефлексии

IX.Заключительный этап урока. Компьютерная презентация.


Группа обучающихся представляет презентацию, в которой звучит классическая музыка, демонстрируются живописные полотна, фотографии.



Формирование ценностных ориентиров

IX. Д/з.

Задание 1 уровня:

Собрать легенды о любви, живущие на территории станицы

Задание 2 уровня:

Написать оду любви

Задание 3 уровня:

Нарисовать иллюстрацию к одной из легенд о любви.


Записывают домашнее задание в дневник, определяют, какого уровня задание они хотят выполнить.

Записать домашнее задание на следующий урок

 

 Развитие творческих способностей учащихся.

 

Приложение




Афроказак Амаду

Светлана Турьялай

Чтобы быть русским в душе, необязательно обладать славянской внешностью. 

Про такое говорят - судьба. Родители Амаду, состоятельные врачи из африканского государства Нигер, уговаривали старшего сына продолжить учебу во Франции, где они сами некогда стали обладателями очень престижной для их страны профессии. Но отпрыск, окончивший к тому времени местный университет по специальности "биология", объявил, что собирается ехать в Россию. Для родителей это был страшный шок: 

- Ты с ума сошел! Там морозы, повсюду агенты КГБ! - Антисоветская пропаганда, она и в Африке антисоветская. Но Амаду стоял на своем: поеду - и все тут! Так вместе с другом он в 1990 году оказался в разваливающемся Советском Союзе. 

...В Аню Амаду влюбился сразу. Приметил девушку, когда учился. Красивая, статная, про такую никто не смел сказать, что, мол, "гуляет" с африканцем. На третьем курсе они поженились. А в 96-м году появилась на свет прелестная дочка Мириам. По-русски -Машенька. 

Получив диплом магистра сельскохозяйственных наук, Амаду уехал домой в Нигер, устроился там в кооператив, где заправляли немцы, но не выдержал, вернулся в Россию за женой и дочкой. Да и остался тут. Получается, от большой любви подался в русскую глубинку. 


МИРРА ЛОХВИЦКАЯ — КОНСТАНТИН БАЛЬМОНТ

Этот роман начался стремительно. Они познакомились осенью 1897 года, когда Константин Дмитриевич Бальмонт (1867–1942) вернулся из Англии, чтобы издать в России поэтический сборник «Тишина». А летом следующего года он и Мирра — Мария Александровна Лохвицкая-Жибер (1869–1905) — уже отдыхали в Крыму, в тихой и уютной Балаклаве. Именно там восходящая звезда русской поэзии Константин Бальмонт посвятил своей возлюбленной одно из лучших стихотворений ранних лет «Я знал».

Я знал, что, однажды тебя увидав,

Я буду любить тебя вечно.

Из женственных женщин богиню избрав,

Я жду — я люблю — бесконечно.

Мирра, уже давно блиставшая на литературном небосклоне, со свойственной ей душевной лирикой, отвечала:

Я люблю тебя, как море любит солнечный восход,

Как нарцисс, к воде склонённый, — блеск и холод сонных вод.

Я люблю тебя, как звёзды любят месяц золотой,

Как поэт — своё созданье, вознесённое мечтой.

Я люблю тебя, как любят неразгаданные сны:

Больше солнца, больше счастья, больше жизни и весны.



ЭВЕЛИНА ГАНСКАЯ — ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАК

Великий французский писатель Оноре де Бальзак (1799–1850) родился в Туре в семье небогатого чиновника и дочери французского буржуа.

Пообещав себе стать великим, он добился этого упорным, порой адским трудом. Закрывался в комнате и при свете нескольких свечей работал по десять, а иногда по двадцать часов в сутки. Его спасали крепкий кофе и непоколебимое, фантастическое упорство.

Однажды, 28 февраля 1832 года, Бальзак получил маленькое письмо из Одессы, которое, возможно, и не прочитал бы вовсе, если бы не заметил, что на конверте не был указан обратный адрес. В конце письма кто-то лаконично и таинственно подписался: «Чужестранка».

«Ваша душа прожила века, милостивый государь, — писала незнакомка, — а между тем меня уверили, что Вы ещё молоды, и мне захотелось познакомиться с Вами… Когда я читала Ваши произведения, сердце моё трепетало; Вы показываете истинное достоинство женщины, любовь для женщины — дар небес, божественная эманация; меня восхищает в Вас восхитительная тонкость души, она-то и позволила Вам угадать душу женщины».

. Вскоре таинственная незнакомка в новом письме раскрыла себя, назвавшись Эвелиной Ганской (1801–1882), урождённой Ржевусской — она происходила из старинного польского рода.

Между известным писателем и прекрасной одесситкой завязалась переписка, которая оказалась столь пылкой и страстной, что не было сомнения — в жизни Бальзака начался любовный роман, и продолжался он долгих шестнадцать лет.

Он был окрылён и сам пугался, как сильно любовь к иностранке овладела его сердцем: «Во всём мире нет другой женщины, лишь ты одна!» Теперь вся жизнь французского гения принадлежала прекрасной даме из далёкой страны.





ТАТЬЯНА ОКУНЕВСКАЯ — ИОСИП БРОЗ ТИТО

Красивая, независимая, всегда держалась с достоинством актриса Татьяна Окуневская

Татьяна Кирилловна Окуневская родилась 3 марта 1914 года в Москве.

Прекрасный «белградский» роман советской актрисы и югославского маршала был самым светлым и счастливым эпизодом в жизни этой очаровательной женщины. А начался он в тот день, когда в 1946 году Окуневской предложили отправиться в турне по нескольким европейским странам в сопровождении других деятелей советского кино. По приезде в Югославию, где с большим успехом шёл фильм «Ночь над Белградом» с Окуневской в главной роли, восторженная публика оказала приехавшей актрисе очень тёплый и дружеский приём. В её честь будущим югославским президентом, а тогда ещё маршалом страны Иосипом Броз Тито, был организован званый обед. «Это была дивная встреча. Он пришёл ко мне с розами, на которых ещё не высохла роса», — вспоминала потом Татьяна Окуневская.

В тот вечер Броз Тито признался, что давно влюблён в русскую красавицу

В последний раз Броз Тито предпринял попытку покорить «прекрасную русскую», когда организовал для её театра «Ленком» гастроли по Югославии. В день отлёта из Москвы к актрисе подошёл руководитель театра Берсеньев и сообщил: «Вы должны остаться в Москве, в противном случае гастроли будут отменены». И она осталась, так и не встретившись с Тито.

Роман Окуневской с известным югославским коммунистическим лидером, ставшим потом президентом Югославии, окутан легендами. Он продолжался недолго, но прекрасное платоническое чувство и многолетняя разлука делали любовь романтической и красивой.


ПОЛИНА ГЁБЛЬ — ИВАН АННЕНКОВ

Одна из самых романтичных историй любви XIX века, героями которой стали француженка-аристократка Жанетта Полина Гёбль и русский кавалергард Иван Анненков, началась в 1823 году, когда двадцатитрёхлетняя девушка, работавшая модисткой в одном из парижских домов мод, по предложению торгового дома «Дюманси» приехала в Россию и устроилась на работу продавщицей модного салона.

Анненковы были одной из самых знатных и богатых московских семей.

Их страстный роман развивался не сразу. Спустя несколько месяцев торговый дом «Дюманси» приехал на ярмарку в Пензу.

Через несколько дней он признался Полине в любви и предложил ей стать его женой, обвенчавшись тайно. Полина его предложение отвергла.

10 декабря Ивана Александровича отравили в Читу.

Через месяц, 4 апреля 1828 года, Полина Гёбль стала женой бывшего офицера-кавалергарда Ивана Анненкова




ЖОРЖ САНД — ФРЕДЕРИК ШОПЕН



Амандина Аврора Люсиль Дюпен — настоящее имя Жорж Санд — родилась 1 июля 1804 года в Париже.

Шопен был младше Санд на шесть лет и болел туберкулёзом, отчего выглядел бледным и слабым. Современники описывают Шопена как человека с рыцарскими манерами, красивой, стройной фигурой, аристократическими чертами лица. Хрупкий и нежный, юноша понравился Санд, и она решила во что бы то ни стало завоевать его сердце.

Когда они впервые увидели друг друга в доме общих знакомых, Шопен не обратил на писательницу никакого внимания. А позже он скажет:«Она так проникновенно смотрела мне в глаза!..  Я был побеждён!» Эта связь продолжалась целых девять лет.

После смерти любимого стареющая Санд долго не могла успокоиться.

Француженка и поляк страстно любили друг друга, не думая, что их разделяет вера…




Ну и что разные нации, зато мы счастливы вместе!

Статья из Интернета


 Меня зовут Айгерим, я казашка, живу в Казахстане. Мне 21 год. я замужем уже как год, и счастлива в браке. Моего любимого и самого лучшего мужа зовут Кирилл, мой Кирюша. Так вот, не важно что мы люди разных наций, зато мы очень любим друг - друга и счастливы вместе. Так что все это стереотипы и предрассудки, что, если люди разных наций и религий, то не быть им вместе. Главное что люди любят друг – друга. В то время я была студенткой, училась в колледже. Мне было 17, обычная студенческая жизнь…

Однажды, придя в гости к подруге, у которой есть старший брат, я познакомилась с ним, моим единственным… Он оказался другом брата.

Мы попили чай, просто мило побеседовали, но я почувствовала что между нами пробежала искра.

Были красивые ухаживания, цветы, конфеты, подарки, свидания, сюрпризы. И вот в прошлому году решили мы пожениться!!! Он сделал мне предложение, было очень красиво и романтично! я сразу согласилась, с родными даже не возникло проблем, и его и моя семья приняли нас, и были очень рады! Вот уже как год мы женаты, и все у нас хорошо!

Учусь я в универе на зочном, работаю. Кирюша учебу уже окончил, работает. Живем в своей квартире, никто нам не мешает и не беспокоит! И, кстати, как часто говорят, нет у нас такого, чтобы Кирюша заставлял принять его веру, или я его. Мы оба верны своей вере, отмечаем и русские праздники, и казахские. Соблюдаем все традиции. Кирюша бывает иногда в церкви, я - в мечети. И никак нам это не мешает.

Не бойтесь любить и быть вместе, бороться за свою любовь, несмотря на нации и предрассудки! Всем вам удачи и большой и чистой любви!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Глухова Марина Владимировна

Дата: 03.12.2014

Номер свидетельства: 138858


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства