Урок развития речи " Юмор в рассказе А.П.Чехова Хамелеон "
Урок развития речи " Юмор в рассказе А.П.Чехова Хамелеон "
Цель урока:
· закрепление знаний о жизни и творчестве А.П. Чехова;
· закрепление понятий юмор, сатира;
· формирование навыков анализа сатирического рассказа;
· развитие исследовательской деятельности обучающихся;
· развитие творческих способностей обучающихся.
Оборудование: Выставка произведений А.П. Чехова, воспоминания об А.П. Чехове (видеофильм), портреты, фотографии писателя в разные периоды жизни, иллюстрации к прочитанным рассказам, словари, компьютер.
Эпиграф к уроку: …В жизни он был именно тем, чем он был в творчестве, - человеком редкого душевного благородства, воспитанности и изящества в самом лучшем значении этих слов, мягкости и деликатности при необыкновенной искренности и простоте, чуткости и нежности при редкой правдивости. (И.А. Бунин. Памяти Чехова.)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи " Юмор в рассказе А.П.Чехова Хамелеон " »
План-конспект урока литературы в 8А классе по теме:
«Юмор в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон»»
Цель урока:
закрепление знаний о жизни и творчестве А.П. Чехова;
закрепление понятий юмор, сатира;
формирование навыков анализа сатирического рассказа;
развитие исследовательской деятельности учащихся;
развитие творческих способностей учащихся.
Оборудование: Выставка произведений А.П. Чехова, воспоминания об А.П. Чехове (видеофильм), портреты, фотографии писателя в разные периоды жизни, иллюстрации к прочитанным рассказам, словари, компьютер.
Эпиграф к уроку: …В жизни он был именно тем, чем он был в творчестве, - человеком редкого душевного благородства, воспитанности и изящества в самом лучшем значении этих слов, мягкости и деликатности при необыкновенной искренности и простоте, чуткости и нежности при редкой правдивости. (И.А. Бунин. Памяти Чехова.)
План урока:
1.Путешествие на родину А. Чехова в город Таганрог.
Просмотр сюжетов из видеофильмов
а) о семье Чеховых;
б) дом Чехова в Москве.
2.Проверка домашнего задания (исследовательская работа учащихся)
3. Литературная «головоломка»
4. Анализ рассказа «Хамелеон»
5. Проверочные тесты по содержанию рассказа.
6. Инсценирование рассказа «Хамелеон»
7. Обзор литературы
8. Домашнее задание (тесты по жизни и творчеству А.П. Чехова)
9. Подведение итогов урока.
10. Выставление оценок
Ход урока
1.Учитель. Добрый день, уважаемые ребята! Сегодня мы продолжаем изучение творчества А.П. Чехова, который “созданием своих произведений открыл новую страницу в мировом искусстве”(на экране компьютера появляется изображение портрета А.П. Чехова). Сегодня мы с вами поразмышляем над таким вопросом, как: “В чем основная причина того, что Чехов продолжает жить с каждым новым поколением?” А ведь со дня его рождения исполнилось уже 150 лет!
Давайте совершим с вами путешествие по литературным местам и отправимся в город Таганрог, где 17 января 1860 года родился замечательный русский писатель Антон Павлович Чехов.
Просмотр видеофильма (рассказ сестры А.П. Чехова)
(ответы на вопросы после просмотренных видеофильмов)
[- Сколько человек было в семье Чеховых? ]
[- Что находилось на 1-м этаже двухэтажного дома Чеховых? А на втором? ]
[- Какой спектакль ставили в семье Чеховых особенно часто? ]
Просмотр видеофильма (дом А.П. Чехова в Москве)
[- На какой улице находился дом А.П. в Москве? ]
[- Кто приходил в дом Чехова? ]
2.Учитель. Наш сегодняшний урок необычный. Мы будем следовать по принципу “От известного к неизвестному».
Чтобы понять Чехова и как личность, и как писателя, представим, что мы специалисты из разных областей наук (литературоведы, художники, архивариусы, историки, педагоги и медики ) и расскажем о писателе с точки зрения каждого специалиста. И проверим домашнее задание т. е. ваши исследовательские работы) (см. приложение)
Историк – Шапарев П. Литературовед – Трофименко В
Медик – Долгополов А. Педагог – Викулкина С.
Архивариус - Попов А Художник – Борисенко А.
3. Литературная головоломка
Задание. В этом магическом квадрате зашифрованы названия рассказов. Читаться названия могут слева направо, справа налево, по горизонтали или вертикали, могут “ломаться” под прямым углом. Найдите их. («Хирургия», «Толстый и тонкий», «Злоумышленник», «Тоска», Хамелеон», «Налим»)
П
Х
А
Х
У
Р
Т
И
К
З
М
И
Р
Г
О
Й
О
Л
Е
Л
Н
И
Л
Ы
У
М
Ш
Е
А
Я
С
Т
Т
Ы
Н
О
Л
И
М
Т
О
Ш
Л
Е
И
К
Н
О
С
К
А
Н
Н
И
Й
Ж
Остановимся подробнее на рассказе «Хамелеон»
[- Назовите главных героев рассказа. ]
[- Что выясняют герои? ]
-Каким на ваш взгляд является рассказ «Хамелеон» сатирическим или юмористическим?
- Что такое юмор? (Юмор – художественный приём в произведениях литературы или искусства, основанный на изображении чего- либо в комическом, смешном виде)
- Что такое сатира? (Сатира – специальная форма отображения действительности, посредством которой обличаются и высмеиваются отрицательные явления действительности.)
- Объясните смысл названия рассказа. Ведь слово «хамелеон» ни разу не встретилось в рассказе.
Хамелеон В словарях у этого слова есть два объяснения, одно из них говорит о том, что это разновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки, второе значение формулируется так: “Беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки”. (переносное значение)
- Кто же в рассказе хамелеон?
- О каких чертах характера говорят фамилии персонажей?
5. Вы прочитали рассказ и прослушали аудиозапись. Проверим, на сколько хорошо вы запомнили текст, ответив на вопросы теста (компьютер)
6. А теперь самое интересное! Давайте покажем нашим гостям, как вы представляете себе героев этого рассказа (инсценировка)
Ребята показывают мини-спектакль
Очумелов – Шапарев П.
Хрюкин – Попов А.
Елдырин – Борисенко А.
Прохор – Долгополов С.
Толпа – Трофименко В., Викулкина С.
- Рассказ описывает явление позапрошлого века. Осталось ли хамелеонство в 21 веке?
- Можно ли сейчас встретить Очумелова?
7. Обзор литературы. Обратите внимание на стенд. Эти книги с рассказами А. П. Чехова вы можете взять в библиотеке …
8. Домашнее задание (ответить на вопросы теста по творчеству А.П. Чехова ) (распечатаны каждому ученику) (см. приложение)
8. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Приложения
Тест по творчеству А. П. Чехова
1. В каком городе родился А.П. Чехов?
а) Тула; б) Таганрог; в) Таруса; г) Тюмень.
2. Кем по образованию был Антон Павлович Чехов?
а) Юрист; б) Учитель; в) Врач; г) Дипломат.
3. Где находилось купленное Чеховым 1892 году имение, где писатель вырастил сад и построил школу?
4. Как назывался Санкт-Петербургский еженедельный художественно-юмористический журнал, в котором в 1878 г. дебютировал А.П. Чехов?
а) «Крокодил»; б) «Ёрш»;
в) «Стрекоза»; г) «Бабочка».
5. Назовите один из псевдонимов А.П. Чехова, которым он подписывал свои рассказы.
а) «Человек без сердца»; б) «Человек без желудка»;
в) «Человек без селезёнки»; г) «Человек без юмора».
* Кто из этих знаменитых художников был другом А.П. Чехова?
а) В.И. Суриков; б) И.И. Левитан;
в) О.А. Кипренский; г) В.Д. Поленов.
6. На какой остров предпринял путешествие А.П. Чехов для изучения быта каторжников?
а) Валаам; б) Сахалин; в) Ольхон; г) Шикотан.
7. Какой рассказ есть у Чехова?
а) «Толстый и тонкий»; б) «Высокий и низкий»;
в) «Умный и глупый»; г) «Старый и молодой»
2
8. Что крал чеховский «злоумышленник»?
а) Гайки; б) Шпалы; в) Рельсы г) Паровозы
9. Кто укусил за палец золотых дел мастера Хрюкина, героя чеховского рассказа «Хамелеон»?
а) Котёнок; б) Щенок; в) Щука; г) Ребёнок.
10. Назовите лошадиную фамилию, которую вспоминал герой одноимённого рассказа А.П. Чехова:
а) Уздечкин; б) Копытин; в) Коневский; г) Овсов.
11. Какой из рассказов Чехова имеет подзаголовок "уголовный рассказ"?
а) "Шведская спичка"; б) "Лошадиная фамилия";
в) "Мальчики"; г) "Злоумышленник".
12. Какое животное стало причиной скандала в рассказе Чехова «Хамелеон»?
а) Хамелеон; б) Собака; в) Лошадь; г) Свинья.
13. Как А.П. Чехов определил краткость?
а) Мать учения; б) Мать порядка;
в) Сестра таланта; г) Сирота казанская.
14. Какой из театров Москвы носит имя А.П. Чехова?
а) Большой театр; б) Малый театр;
в) МХАТ (МХТ); г) Театр «Сатирикон».
Историк
( биография А.П. Чехова по хронологической таблице)
1860 г.,17 (29) января – родился в Таганроге в мещанской семье.
1868-79 годы - учился в гимназии, затем поступил на медицинский факультет Московского университета.
1880 год - начал печатать короткие юмористические рассказы в журналах “Стрекоза” и “Будильник”.
1884 год - окончил университет, занялся медицинской практикой.
1890 год - совершает поездку на Сахалин. Пишет книгу “Остров Сахалин” (1893-1894)
1892 год - поселился под Москвой, в деревне Мелихово (ныне Чеховский район). Создает повести и новеллы - “Дуэль”, “Дом с мезонином”, “Палата №6” и другие.
1897-99 годы – работа участковым врачом. Создает пьесы “Чайка” “Дядя Ваня”, “Три сестры”.
1901 - женился на актрисе художественного театра О.Л. Книппер.
1902 - вследствие заболевания туберкулезом переселяется в Ялту, где сближается с Горьким.
1903 - 04 – пишет пьесу “Вишневый сад”.
1904, июнь – в связи с обострением туберкулеза выезжает в Германию для лечения на курорт Браденвейлер, где скончался 2 (15 )июля. Похоронен в Москве.
Архивариус.
Сохранилось несколько писем Чехова-гимназиста к родным. В них отражаются его взгляды и убеждения.Одиннадцатилетнему брату Михаилу он пишет в ответ на его письмо: “Дорогой брат Миша! Письмо твое получил. Не нравится мне одно: зачем ты величаешь свою особу “ничтожным и незаметным братишкой”. Ничтожество свое сознаешь? Не всем, брат, быть одинаковыми… Ведь ты не мошенник, честный человек? Ну, и уважай в себе честного малого и знай, что честный малый не ничтожность…» “Сдержанность Чехова,- вспоминал Бунин, - свидетельствовала о редкой силе его натуры. Кто, например, слышал от него жалобы? А причин для жалоб было много. Он начал работать в большой семье, терпевшей в пору его молодости нужду, и работал мало что за гроши, но еще и в обстановке, способной угасить самое пылкое вдохновение: в маленькой квартирке, среди говора и шума, часто на краешке стола, вокруг которого сидела не только вся семья, но еще несколько человек гостей-студентов. Но никто и никогда не слыхал от него сетований на судьбу».
Медик.
С приездом Антона Павловича в Москву жизнь семьи Чеховых изменилась к лучшему. Антон Павлович стал студентом-медиком. Почему же Чехов решил стать врачом? Об этом он сам никогда не говорил. Может быть, ему хотелось исполнить желание матери. В письме, посланном из Москвы в феврале 1879 года, она писала: “…Скорее кончай в Таганроге учение да приезжай, пожалуйста, скорее, терпенья не достает ждать, и непременно по медицинскому факультету иди, уважь меня, самое лучшее занятие…” После окончания университета в 1884 году Антон Павлович вместе с семьей уехал на лето в небольшой город Воскресенск. Работал в земской больнице уже как врач. В середине лета он переехал в Звенигород, чтобы замещать заведующего больницей. В последние студенческие годы и в первые годы врачебной практики Чехов втайне от всех работал над историей врачебного дела в России. Он изучал древние летописи, составил список 112 книг, которые надо прочесть, чтобы осветить развитие медицины в России. Врачебная практика дала ему сюжеты для рассказов “Хирургия”, “Неприятность”, “Беглец” и другие. В Мелихове тоже Чехов очень много времени отдавал своим пациентам. Казалось совершенно естественным, что иной раз, когда его близкие и гости только что собирались в столовую к утреннему чаю, Антон Павлович возвращался от больного, к которому его вызывали ночью. Все, кто близко знал его, вспоминают, как много в нем было доброты к людям.
Педагог.
Чехов верил в талантливость, трудолюбие, неисчерпаемые духовные силы народа, он понимал, что просвещение может пробудить эти силы, и мечтал о всеобщей грамотности, об университетах для народа.
Как тепло писал Чехов об учителях! Призвание учителя Антон Павлович считал поистине великим и часто высказывал эту мысль в письмах, в разговорах с друзьями. Он выписывал книги и газеты для учителей и посылал их в самые глухие уголки.
Горький вспоминает, как в Крыму, когда они говорили об учителях, Чехов сказал:
“Если бы у меня было много денег, я устроил бы здесь санаторий для больных учителей. Знаете, я выстроил бы светлое здание - очень светлое, с большими окнами и высокими потолками. Там была бы прекрасная библиотека, разные музыкальные инструменты, огород, фруктовый сад, можно было читать лекции по агрономии, метеорологии, учителю нужно всё знать, всё!”
С особенной любовью и чувством радости Чехов писал о таких учителях, которые, несмотря на тяжелые условия жизни, любят детей, работают с воодушевлением и верят в пользу, которую приносит их труд.
Литературовед.
Короткая жизнь писателя – всего 44 года целиком была наполнена работой. В 1884 году вышла из печати его первая книга рассказов. Неподдельное веселье, остроумие, сжатость отметят современники в произведениях писателя. После выхода в свет «Пёстрых рассказов» (это вторая книга, изданная в 1887 году) имя Антона Павловича Чехова сразу стало известным.
А.П. Чехов писал не только рассказы, но и водевили, сочинял объявления и рекламы, театральные рецензии и пьесы, анекдоты, сценки и очерки. «Кроме стихов и доносов я всё перепробовал»,- признавался он.
С середины 80-х годов в творчестве Чехова намечается перелом. Писатель начинает пристальнее вглядываться в жизнь, стараясь отобрать в ней главное. Он приходит к выводу, “что о серьезном нужно писать серьезно”.
Художник.
Описания природы в произведениях Чехова по духу очень близки картинам Левитана. Три лета провели они вместе. Их сблизила любовь к родным лесам, тихим уголкам, к Волге. Пейзажи Чехова и Левитана передают не только красоту природы, они полны любви к родине, они так же, как и живая природа, будят мысли, создают настроение. Некоторые пейзажи Левитана, казалось бы, прямо перекликаются с описаниями природы, данными Чеховым.
Левитан так передавал свое впечатление от рассказов Чехова: “Ты поразил меня как пейзажист. Я не говорю о массе интересных мыслей, но пейзаж … это верх совершенства”.
ГСОУ «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I и II вида