kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-размышление, рассуждение. Тема урока: "Шинель" Н. В. Гоголя - это произведение о ...

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: помочь учащимся осознать проблемы, поднятые Н. Гоголем в повести; донести до сознания ребят мысль писателя о сохранении в  душе  человеческого;  развивать  навыки  работы  с  текстом, анализа      художественного      произведения;      способствовать формированию эстетических идеалов учащихся.

Оборудование: портрет Н. Гоголя, эпиграфы к уроку, раздаточный материал:

"Табель о рангах" царской России, круги Эйлера Венна, карточки со сформулированными проблемами, поднятыми в повести; рисунки учащихся, иллюстрация П. М. Боклевского (портрет Башмачкина).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-размышление, рассуждение. Тема урока: "Шинель" Н. В. Гоголя - это произведение о ... »

Учитель русского языка и литературы, учитель-методист Гвардейской ОШ №1 Симферопольского района Республика Крым

Беденко Л. С.

Урок-размышление, рассуждение.

Тема урока: "Шинель" Н. В. Гоголя - это произведение о ...

Цель урока: помочь учащимся осознать проблемы, поднятые Н. Гоголем в повести; донести до сознания ребят мысль писателя о сохранении в душе человеческого; развивать навыки работы с текстом, анализа художественного произведения; способствовать формированию эстетических идеалов учащихся.

Оборудование: портрет Н. Гоголя, эпиграфы к уроку, раздаточный материал:

"Табель о рангах" царской России, круги Эйлера Венна, карточки со сформулированными проблемами, поднятыми в повести; рисунки учащихся, иллюстрация П. М. Боклевского (портрет Башмачкина).

Эпиграфы к уроку

Какой страшный образ - Акакий Акакиевич! В этом изуродованном больном существе оказывается скрыта могучая внутренняя сила. И как необычна, "низка", неромантична та цель, к которой она обращена. И как жизненно необходима эта цель - шинель! - в его бедной холодной жизни...

Ю. Манн


Берегите в себе человека!

А. Чехов

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока.

- Вы прочитали повесть Н. В. Гоголя "Шинель". У вас возникло много вопросов. Цель нашего урока - найти на них ответы.

- Какую цель поставил себе каждый из вас на урок? Какие вопросы вас волнуют, о чём хотелось бы порассуждать? (Учащиеся зачитывают составленные вопросы).

- С целью урока мы определились. Какова же тема нашего урока? Она не сформулирована. Как вы думаете её можно продолжить?

(ребята предлагают варианты названия темы).

- Ну что же, каждый из вас по-своему прав. Но давайте поработаем на уроке и потом вернёмся к формулировке темы.

II. Работа с эпиграфами.

- Эпиграф помогает нам в осознании замысла автора. Прочитайте первый эпиграф - слова критика Ю. Манна. Находит ли этот эпиграф отклик у вас? Изменится ли ваше мнение после наших исследований? А ко второму эпиграфу обратимся в конце урока.

III. Замысел Н. Гоголя.

- Произведение "Шинель" вышло в 1842 году, одновременно с "Мёртвыми душами", но оно не затерялось в тени поэмы, а вызвало многочисленные отклики у читателей. О замысле "Шинели" нам поведает литературовед.

Литературовед.

По мнению Павла Васильевича Анненкова, современника и друга Гоголя, критика, публициста, замысел "Шинели" зародился у Гоголя ещё до отъезда за границу в 30-е годы 19-го века. Основой замысла послужил услышанный писателем "канцелярский анекдот" о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми, усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную для покупки хорошего ружья. С этим ружьём он отправился на охоту на своей маленькой лодочке по Финскому заливу, положив драгоценное ружьё перед собой на нос лодки. От радости он забыл обо всём на свете и пришёл в себя только тогда, когда, взглянув на нос, не увидел своей обновки.

Ружьё было стянуто в воду густым кустарником, через который он проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой и слёг в постель. Потом, правда, товарищи по работе собрали ему деньги на новое ружьё. Все смеялись анекдоту, кроме Гоголя, который выслушал задумчиво и опустил голову. Здесь зародился замысел повести "Шинель"

IV. Тема "маленького человека". Сопоставление образа Самсона Вырина и Акакия Акакиевича Башмачкина.

- "Канцелярский" анекдот стал толчком к размышлению о судьбе бедного чиновника. Но реальное содержание связано с литературной традицией изображения "маленького человека". Вспомните, в каком произведении А. Пушкина мы уже встретились с этой темой?

- Давайте сравним героев двух повестей мастеров слова. (Круги Эйлера Венна чертим на доске)



- В чём их различие? Посмотрите табель о рангах царской России. Ваши

выводы.

Вывод: И у Пушкина, и у Гоголя мы видим образы "маленького человека", которые

ведут примитивное существование, смирились со всём, покорно переносят

удары и несправедливости судьбы. Но Башмачкин значительно выше стоит по

служебной лестнице, а цель жизни его "необычна, низка" (как сказал Ю. Манн).

V. Работа над определением проблем повести. Определение проблем повести.

- Создавая своё произведение каждый автор хочет донести до читателя идею, которая его волнует, и он же хочет заставить задуматься читателя над ней.

- Что такое идея произведения? - Как вы думаете, какова идея произведения "Шинель", т. к. какой проблеме привлекает наше внимание Гоголь? Перед вами карточки проблемы, решите, какая проблема соответствует изучаемому произведению.

(карточки-подсказки: негуманное отношение к бедному человеку, жалкая жизнь "маленького человека ", "обмеление души", обличение "шинельной" толпы, пробуждение сознания и достоинства у Акакия Акакиевича, человек и жестокая бюрократическая машина старой России).

(ребята на доске прикрепляют выбранную карточку, оставляя в центре место).











Центральная проблема прикрепляется в конце урока, когда учащийся подойдёт к этому выводу.

VI. Рассуждение над каждой проблемой.

1. Негуманное отношение к "маленькому человеку". В чём оно проявлялось?

Ответы ребят, чтение цитат из текста.

("В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения..." "молодые

чиновники подсмеивались..." и т. д.)

- Как к этому относится Акакий Акакиевич? Зачитайте

Справка литературоведа. Значение имени Акакий.

Литературовед: Имя Акакий греческого происхождения, и означает оно - "незлобливый". В имени героя прослеживается символика жития Акакия Синайского. В его житии рассказывалось, как у злого старца был молодой ученик - Акакий. Он много терпел мучений и истязаний от своего учителя и отвечал всегда на вопрос: как живёшь? - "Мне хорошо". Житийная символика предопределяла великомученическую судьбу забитого титулярного советника.

2. Следующую проблему вы предложили "жалкая жизнь маленького человека" В чём это проявляется?

- во внешности (подтверждение текстом)

- ревностная служба. Хорошо это или плохо? Может ли быть работа хорошей без творчества? Вспомните, как отзывается Хлестаков о таких писарях?

- проведение свободного времени (текст)

Вывод. В начале повести перед нами человек, внешне ничем не примечательный, о чём Гоголь открыто заявляет: "Нельзя сказать чтобы очень замечательный". Безликость внешности Башмачкина словно компенсируется трепетным отношением к службе. Переписывание для Акакия Акакиевича - это не только приятное занятие, но это его духовный мир.

- Дома вы нарисовали портрет Акакия Акакиевича. Выберите в своей группе лучший и защитите свой проект.

Защита рисунков (все учащиеся в рисунках выразили своё видение образа Башмачкина)

- На моём рисунке изображён Акакий Акакиевич на службе, в канцелярии. Он сосредоточен в работе, и ничто не может отвлечь его.

- Я представил себе Башмачкина молодым, красивым. И до чего же его довело беспросветное существование, если целью его жизни для него стала шинель!

- Я нарисовал А. А. Башмачкина в сером цвете, потому что жизнь его протекала именно так: тихо, размеренно, без праздников и развлечений. Его мысли были заняты только работой, а вернее простым бездушным переписыванием чужих мыслей. И внешность его была серой и неприглядной.

- Сильный враг всех в Петербурге - мороз. Особенно донимал холод Акакия Акакиевича в его стареньком дырявом капоте. Он старался как можно быстрее перебежать улицы и оказаться дома.

- В моём представлении Акакий Акакиевич в первый раз вышел в новой шинели. Он счастлив! Глаза его сияют. Сбылась его мечта.

- Акакий Акакиевич - неприметный лысоватый чиновник, брал работу домой и только переписывал, переписывал... Мне так хотелось, чтобы в его жизни были и яркие краски, поэтому я представила, что если бы он не умер, то с приобретением новой шинели, он возродился бы духовно, жизнь его засияла бы новыми красками. И я так представила Акакия Акакиевича в его комнате.

(рисунки крепятся на доске по кругу, центр остаётся свободным для иллюстраций П. М. Боклевского)

Учитель: Это ваше представление о Башмачкине. А как его представил мастер кисти, иллюстратор П. М. Боклевский? Об этом нам поведает наш искусствовед

Искусствовед: Это иллюстрация Петра Михайловича Боклевского -художника-графика XIX века.

Щемящее чувство жалости вызывает портрет бедного Акакия Акакиевича Башмачкина. Маленький, худенький, сжавшийся в комочек, он весь отдался важному делу - ножичком чинит своё перо. Акакий Акакиевич - воплощённое внимание. Он держит перо бережно, как ребёнка; склонился над ним, глаз с него не сводит. Не только глаза, носик, вытянутые губы - всё направлено и устремлено к перу. Вся жизнь титулярного советника прошла в кропотливом переписывании казенных бумаг, перо - его товарищ, верный его друг. Вот почему обыкновенное гусиное перо в центре композиции и заботливые руки

Акакия Акакиевича его как бы окружают, лелеют.

3. - Следующая вами предложенная проблема "обмеление души". Что значит слово "обмеление".

- Равномерная жизнь Акакия Акакиевича была прервана бедой? Какой?

(шинель износилась)

- И Акакий Акакиевич решил "соорудить" себе новую шинель? Почему Гоголь употребляет слово "соорудить", а не "сшить"?

- Слово историку

Историк: Чиновники России считались "благородным" сословием, а знаком принадлежности к нему была шинель - форменное пальто. В повести все чиновники (в том числе и значительное лицо) носят шинель.

У форменной одежды Акакия Акакиевича "отнимали даже благородное имя шинели и называли её капотом", тем самым отрицая и его право считаться настоящим чиновником, быть среди "избранных". Поэтому мечта о новой шинели, её приобретение изменяют не только поведение Акакия Акакиевича, но и его духовный мир.

- Как изменился Акакий Акакиевич, когда у него появилась цель?

- Когда же мечта превратится в действительность, когда Акакий Акакиевич наконец наденет новую шинель, тем самым словно приобщаясь к "настоящим" чиновникам, соответствие "благородному" званию, становится одним из ведущих критериев его поведения.

4. Пробуждение сознания достоинства у Акакия Акакиевича.

Шинель изменяет не только самооценку Башмачкина, но и привычный ход его жизни. Дома он теперь ничего не пишет, позволяет себе немного "посибаритствовать". Теперь герой близок к общепринятой норме, почти такой же, как и все.

- Потеря шинели ускоряет духовный процесс отделения от «цеха» чиновников . После ограбления как ведёт себя Акакий Акакиевич, "который отличался всегда тихостью голоса"?

(подбежал к будочнику и стал "кричать, что он спит и ни за чем не смотрит, не видит, как грабят человека." На следующий день не пошёл в департамент, а отправился к частному)

- Как он разговаривает там с писарями?

- Описанные изменения в поведении Башмачкина обнаруживают в нём черты типичного чиновники. Именно в момент потери шинели - увы, только перед смертью - Акакий Акакиевич освобождает от чиновничьего мундира свою душу.

5. Обличение "шинельной толпы". В чём вы это видите? Слово литературоведам.

Литературовед 1.

Н.В. Гоголь, начиная повесть об Акакии Акакиевиче, указывает на его принадлежность к сословию служащих: "один чиновник" (один из многих).

Примечательно и то, что, рассказывая о чиновниках "одного департамента" (одного из многих), автор не выписывает индивидуальных черт. Характеристики ограничиваются либо должностью ("начальники", "помощник столоначальника"), либо возрастом ("молодые чиновники"). Подобная "массовость" в изображении зачастую не исчезает даже при необходимости остановки на одном персонаже. В таком случае писатель даёт ему определения "какой-нибудь", "какой-то", которые не только не исключают из группы, но, наоборот, включают в некое множество. В целом же коллег Акакия Акакиевича Н.В. Гоголь называет двумя словами: "чиновники" и "все", что создаёт впечатление общей "шинельной" толпы, одинаковой в своих мыслях и привычках.

Литературовед 2,

Помогает создать образ слитного неопределённого множества и синтаксис. Там, где речь заходит о служащих департамента, Н.В. Гоголь употребляет неопределённо-личные предложения: "когда толкали его под руку", "его не пустили", "заставили выпить", "таким образом, узнали в департаменте о смерти Акакия Акакиевича". Неопределённо-обобщённые "они", предполагаемые, как субъекты действия в таких конструкциях, создают впечатление единой безликой массы. "Мировоззрение" последней, её привычки проникают в каждого, кто её составляет» Это хорошо видно на примере Акакия Акакиевича. Эта толпа убила в нём всё человеческое.

6. Человек и жестокая бюрократическая машина старой России.

Литературовед.

Акакию Акакиевичу суждено было "на несколько дней прожить шумно после своей смерти, как бы в награду за не примеченную никем жизнь". Зачем в реалистическом произведении появляется фантастический финал?

Рассказывая о фантастических похождениях "мертвеца", Гоголь возвращается к главному герою финала, к "значительному лицу". Значительное лицо - эталон власти, которая и определяет бесчеловечный режим русского чиновного государства.


- Является ли "значительное" лицо само частью "шинельной толпы", жертвой этого строя?

- Почему же он таков в жизни? (он перестал быть собой, стараясь следовать примеру начальства, подражать ему).

- Сделавшись генералом, он превратился в заводную куклу. Гоголь сумел заглянуть внутрь этой куклы и увидел душу и уснувшую совесть. Сострадание ему было не чуждо, его сердцу доступны были многие добрые движения. Но жестокая бюрократическая система старой России калечила чиновников, приучая к высокомерию, чванству, низкопоклонству.

7. Проблема пробуждения истинно человеческого в застёгнутом на все пуговицы мундира чиновнике.


- Как отнёсся знатный чиновник к смерти Башмачкина?

- Таково начало его нравственного преображения, высвобождение в нём человека из-под чёрствой коры чиновничьей личины.

- Когда же произойдёт окончательное высвобождение? (после потери шинели. Зачитайте)

- Почему же высвобождение души происходит и у Акакия Акакиевича, и у значительного лица после потери шинели?

(Шинель - символ бездушия)

- Для чего же Гоголю нужна была "шумная жизнь" Акакия Акакиевича после смерти?

- "Шумная жизнь" Башмачкина после смерти и нужна была Гоголю для того, чтобы показать, как узнавшее его "значительное лицо" осознало свою вину, чтобы пробудить уснувшую совесть генерала.

В произведении, конечно же, присутствует проблема гуманизма, но всё же она не главная, ибо человеческое отношение к другим появится только тогда, когда в самом себе ты сможешь обнаружить человека. Сформулируйте главную идею произведения и тему урока: "Шинель" Гоголя - это произведение о… пробуждении истинно человеческого в душе чиновника (тема урока).

VII. Работа с эпиграфами.

- Согласны ли вы со словами Ю. Манна?

- Почему Гоголь выбрал предмет мечты - шинель - и такой заголовок к повести?

(Шинель - символ коры, панциря, мешавший проявить то человеческое, что в чиновниках есть. Потеря шинели и Акакием Акакиевичем и генералом -освобождение души, пробуждение истинно человеческого в них).

- Ваше мнение, подходит ли второй эпиграф к теме урока?

- Скажите, какие проблемы, поднятые в произведении, актуальны и в наше время?

- Такие произведения, которые не теряют своей актуальности во всё времена, решают "вечные проблемы", будят наше сознание, и называются классическими.

9. Итог урока.

- На все ли ваши вопросы мы ответили на уроке? Какой вывод вы сделали для себя, прочитав повесть Гоголя “Шинель”?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-размышление, рассуждение. Тема урока: "Шинель" Н. В. Гоголя - это произведение о ...

Автор: Беденко Любовь Стефановна

Дата: 15.01.2015

Номер свидетельства: 155869


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства