kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок – размышление по творчеству В. Распутина. «Преступление ли? …»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок – размышление по творчеству В. Распутина.  «Преступление ли? …».
Материал данного урока помогать раскрыть образ учителя на страницах рассказа, ответить на проблемный вопрос: "Преступление ли совершила учитель?". Размышления автора о жизни, о человеке, о природе помогают нам обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Распутин В.Г.»

Урок – размышление по творчеству В. Распутина. «Преступление ли? …».

Цель: раскрыть образ учителя на страницах рассказа, ответить на проблемный вопрос: преступление ли совершила учитель.

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Вводное слово. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы завершаем работу над произведением В. Распутина «УФ». «Нет в мире должностей прекрасней», — сказал один поэт о профессии учителя. Говорить с вами будем о знакомом с детства, об учителе. Прежде чем поставить перед вами задачу нашего урока, хотелось бы спросить, а как на ваш взгляд, легко ли быть учителем?

(версии ребят: легко – трудно).

Вывод: учителем быть не просто, а вот Учителем с большой буквы тем более.

- А каким должен быть учитель?

(мнения: добрым, чутким, внимательным, заботливым, понимающим, сочувствующим, сопереживающим и т.д.)

-Плохой ли, хороший ли, учитель входит в жизнь каждого из нас и оставляет в ней глубокий след. Наверное, поэтому существует множество произведений, посвященных учителю. Порой учителю приходится быть и требовательным, и жестким; порой приходится решать сложные педагогические задачи, и расценить поступок учителя могут по-разному.

Хочу показать фрагмент фильма и спросить: согласны ли вы с мнением  директора школы?

III. Целеполагание.

- Итак, Василий Андреевич назвал поступок Лидии Михайловны преступлением, совращением, растлением. Мы должны ответить: преступление ли поведение ЛМ или нет?

- Что такое преступление?

(ответ подготовленного ученика, домашнее задание — поработать со словарем — было дано накануне)

Преступление – это опасное действие для общества, нарушающее закон и подлежащее ответственности).

Давайте попробуем дать оценку поступку ЛМ и ответить на наш вопрос.

В центре нашего внимания образ ЛМ, учительницы французского. Когда говорим о герое, то акцентируем внимание на портрете, манерах, поступках.

IV. Работаем по рядам.

-1 ряд. Портрет ЛМ. (подчеркните ключевые слова).

-2 ряд. Отношение ЛМ к ученикам. (подчеркните ключевые слова). (внимательная, терпимая).

Сделайте вывод. ЛМ казалась герою необыкновенным человеком, особенным, сказочным. Главное : «при всем этом не было видно в ее лице жесткости, которая становится с годами чуть не профессиональным признаком учителей, а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение…».

-3 ряд. Директор на страницах рассказа. (Директор «допрашивает» всех провинившихся до тех пор, пока они не заплачут, «лишь после этого успокаивался». Ко всем подходит с одной меркой. Он сух, прямолинеен, резок, невнимателен к людям, видимо, бывший фронтовик).

Сделайте вывод. Учителя бывают разные и подход к детям тоже разный.

Как называется такой прием? (антитеза).

V. Беседа по тексту.

-Как учительница реагирует, увидев в первый раз синяки у своего ученика? Как выясняет, что случилось с героем? Как повела себя?(пытается выяснить все шуткой, Тишкина осаждает; проявляет педагогический такт, заботливая, понимающая).

-Какие чувства испытывает герой? (врет, но неумело, его терзают противоречивые чувства: если выгонят, то «с таким позором и домой нельзя», если сам бросил школу, то подумают, что «человек ненадежный, раз не выдержал того, что хотел»).

-Как меняется интонация учительницы и настроение мальчика во время разговора после уроков? (ЛМ начала разговор слишком громко, как показалось мальчику, он испугался еще больше. Когда ЛМ поняла, что мальчик попросту голодает и тратит выигранные деньги на молоко, она молча, внимательно рассматривает мальчика, интонация ее становится задумчивой. Вместо наказания разговор – спасение для героя, и он искренно обещает больше не играть на деньги).

-Почему ЛМ заставила заниматься героя дополнительно? Понял ли он, с какой целью ЛМ заставила его заниматься? (Она решила т.о. отвлечь его от игры, от издевательства и избиений. Рассказчик, будучи уже взрослым, осознает это).

-Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы? (Робкий и стеснительный, он испытывает стыд и неловкость, отказывался от еды.)

-Как реагировала ЛМ на его отказы ужинать?

-Что еще предпринимает ЛМ, чтобы помочь своему ученику? Каким чувством продиктован этот поступок? Чем отличается жалость от милосердия?(СЛОВАРНАЯ РАБОТА)

-Почему герой не понимает ее желания помочь? (обратить внимание на характер героя)

- Почему ЛМ решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? (Исчерпав возможности помочь герою законно, решается на отчаянный поступок, когда поняла, что помощи мальчик не примет и решила использовать известное ему средство – игру на деньги).

-Правильно ли она поступает?

Монолог учительницы читает учитель.

-Как теперь к ЛМ относится герой? (относится как к человеку, перестал бояться, забывает, что перед ним учитель).

-Как ведет себя ЛМ в сцене с директором? Какие качества проявляет  ЛМ? (отвечает спокойно, не выкручивается, не оправдывается).

-Почему ЛМ не объяснила свой поступок директору? Вернемся к характеристике директора, данной в начале урока. (Не разобравшись, обвинил в самых страшных грехах. Он бы ничего не понял – не такой  человек. В этой сцене противопоставляются черствость, бездушие, формализм и доброта, чуткость, отзывчивость, уважительное Уотношение к детям ЛМ.) (прием антитезы.)

-Посмотрите сцену прощания. Какие новые черты личности открывает послесловие? (выдержка, чувство ответственности, ничем не выдала своего душевного состояния, всю «вину» взяла на себя).

-Какие же уроки преподала ЛМ герою? Когда он понял ЛМ? Совершила ли преступление ЛМ?

-Почему рассказ называется «Уроки французского»?

VI. Работа с иллюстрациями.

Рассказ иллюстрировали разные художники: Ю.Тризна, В. Гальдяев, А. Шпирко. Какой изобразили художники учительницу? Кто, по-вашему, точнее раскрыл характер учительницы?

Рассказ «УФ» — произведение автобиографическое, посвящено Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери друга А.Вампилова, но прототипом учительницы французского стала настоящая учительница Лидия Михайловна Молокова.

VII. (рассказ подготовленного ученика).

Героиня знаменитого рассказа Валентина Распутина “Уроки французского” живёт в Нижнем Новгороде, зовут ее Лидия Михайловна Молокова.

Случайно школьница Лидия Данилова оказалась во время войны в Сибири вместе с родителями. Случайно поступила на отделение французского в Иркутский педагогический институт.

Случайно оказалась она и в районной школе, в глухом поселке Усть-Уда. В подшефном восьмом классе молоденькая учительница поначалу не произвела серьезного впечатления. Ребята попались озорные.

Валя Распутин учился в параллельном классе. Там собрались ученики посерьезней.  «На самом деле Распутин, в первую очередь, писал свою учительницу с Веры Андреевны, классного руководителя, — считает Лидия Михайловна. — Красивая, немножко косили глаза”, — это всё про неё. Сдержанная, опрятная, с хорошим вкусом».

Отработав положенные три года, Вера Андреевна уехала из Усть-Уды на Кубань. А Лидии Михайловне пришлось взвалить на свои плечи классное руководство в объединённом девятом классе. Вскоре  она перебралась в Саранск. Были командировки за границу. Во время командировки во Францию Лидия Михайловна и узнала, что стала книжной героиней.

Молокова Л.М. понимала, что Распутин писал учительницу со всех своих учителей, брал лучшее от  каждой, вот почему у него она получилась такой человечной.

-Как думаете, чему учит этот рассказ? (доброте, отзывчивости).

-Какой урок преподала ЛМ герою? (не только фр языка, но и уроки доброты, милосердия)

-Перед вами высказывания о добре и добротнее. Как вы их понимаете? Какое вам наиболее близко?

Вывод. Доброта – большая  ценность.

-Урок подошел к концу. Что нового и полезного вы узнали?

Образ учителя в литературе (на стенде)   (Произведения об учителе)

Д./З. (на выбор)

1. Составить кроссворд.

2.Письмо директору школы Василию Андреевичу.

3. Подготовить рассказ о человеке, который бескорыстно делал добрые слова.

4. Выписать из текста слова, которые отражают особенность речи сибирского мальчика.(н/р:  не зариться – не засматриваться; ненароком – случайно).

5. Составить вопросы викторины по рассказу.


Тема урока: «Поступок Лидии Михайловны – это подвиг или преступление?»

Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого человека.

В. Г. Распутин

Ход урока.

I Создание проблемной ситуации

1.Слово учителя.Сегодня мы с вами поговорим об удивительном рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского». Дома вы должны были его прочитать. Давайте обратимся к заключительной части рассказа. 2.Беседа.-О каком дурацком случае говорит Лидия Михайловна, и почему она уезжает?

-Разве это хорошо, что учительница играет с учеником на деньги?

-Прав ли директор, который увольняет учительницу с работы?

3. Формулировка темы урока (проблемный вопрос)

-Этот вопрос и будет темой нашего урока. Записываем тему урока в тетрадь.

II Начало активного поиска на проблемный вопрос

4.Работа с эпиграфом.

А эпиграфом к нему будут слова самого автора этого рассказа.

- В чём смысл эпиграфа? (Писатель надеется, что те жизненные уроки, которые уготовила ему судьба, помогут каждому из нас разобраться в себе, задуматься о своём будущем)

5.Постановка целей.6. Словарная работа

Сегодня мы будем говорить о таких понятиях, как духовность и нравственность. А вы знаете значение этих слов? (Работа со словарём)

III Поиск ответа на проблемный вопрос (Анализ)

7.Беседа

- А теперь давайте поговорим о главном герое. Вот его протрет. Почему мальчик так выглядит? - Какие жизненные испытания выпали на долю этого 11-летнего мальчика?

-Как мальчик выдержал все эти испытания, какие качества проявил? Сейчас мы будем говорить об этом и попутно заполнять таблицу, в которую будем заносить слова, характеризующие главного героя.

- Почему тоскуя по дому, испытывая страшное одиночество, мальчик отказался возвращаться домой в деревню. (Чувство гордости: возвращение – позор.)

- Как он учится в городе? (Упорство)

8.Анализ эпизода «Драка на пустыре» (с.303)

- За что избили мальчика? (Честность)

- Почему не убежал? (Гордость)

- Обратите внимание на пейзаж в этом эпизоде, здесь каждое слово важно.

- Какого цвета была крапива на поляне? (Чёрная)

-Как это перекликается с событиями? (на душе у героя черно; играть на деньги – чёрное дело).

- А почему мальчик стал играть в «чику»? (Нужно было молоко, голодал)

- сколько ему нужно было денег? Вправе ли мы осуждать его? (Нет. Он не заядлый игрок. Это жизненная необходимость. К тому же он играет честно, в отличие от Владика и Птахи)

- А как ему удавалось выиграть у такого профессионала, как Вадик? ( Терпение, упорство в достижении поставленной цели.)

- А почему после первого избиения он опять пошёл на пустырь? (Голод)

А почему он отказался от помощи Лидии Михайловны, которая пыталась его подкармливать, отказался от посылки? (Чувство собственного достоинства)

- А почему тогда не считает унизительным играть на деньги? (Сам зарабатывает)

-А как выдержал герой испытание французским языком? Что помогло ему его освоить? (Терпение, упорство. Пытка превратилась в удовольствие.)

9. Вывод о характере и душевных качествах героя.

-Делаем вывод о характере героя, его духовном мире. (Зачитываем записи в таблице. Несмотря на совсем детский возраст, он с честью прошёл все испытания.)

10. Портрет Лидии Михайловны.

- А теперь обратимся к образу Лидии Михайловны. Найдите описание её внешности. (Стр. 306-307. -Сравните с внешностью героя. Какой приём использует Распутин? (Антитеза)

11. Анализ эпизода «На уроке»

- Вспомните ту часть рассказа, где Лидия Михайловна обращает на уроке внимание на избитого мальчика. Как он пытается оправдаться? (Упал)

- Понимает ли Лидия Михайловна, что он её обманывает? (Да)

А почему не наказывает, не ведёт к директору, а приглашает остаться после уроков? (Хочет разобраться)

- А как она относится к поступку Тишкина, который выдал главного героя? (Отрицательно, предательство)

Как это характеризует учительницу? (Справедливая)

Заполняем вторую графу таблицы.

- Почему, узнав, что он на самом деле играет на деньги, не наказала его, а только взяла слово, что он не будет больше играть? (Поняла его, жалеет).

- Почему, когда мальчик пришёл второй раз избитым, она опять не ругает его, а предлагает заниматься дополнительно французским языком? (Хочет отвлечь его от игры, спасти от позора и побоев)

- Она видит, что ребёнок голодает, и пытается накормить его. А когда понимает, что честными способами это не удастся, стала играть с ним в «пристенок».

Почему мальчик берёт выигранные деньги? ( «Заработал»)

12. Ответ на проблемный вопрос.

- А чем закончилась эта история, мы уже знаем. Директор формально прав: Лидия Михайловна совершила своего рода педагогическое преступление, вовлекая ученика в игру на деньги. А давайте ещё раз вспомним, для чего она это делала? (Чтобы спасти от голода, позора, избиений, игры на деньги на улице.)

- И это оправдывает её. Она жертвует собой ради ученика. А это уже не преступление – а подвиг. Вы согласны с этим? Выскажите своё мнение.

- А почему директор не захотел этого понять? (Чёрствый душевно человек)

- Но Распутин, рассказывая о директоре, упоминает о том, что тот воевал. Для чего? (Может быть, чтобы мы строго не судили этого человека. Ведь война могла сделать его таким)

-Итак, мы ответили на вопрос, являющийся темой нашего урока.

16.Домашнее задание.

Творческая работа «Из чего складывается духовная красота человека?»


Главный герой

Лидия Михайловна

Гордость, ответственность за свои поступки, упорство, терпение, честность.

Справедливость, умение понять другого человека, сочувствие, доброта, милосердие, любовь к детям, желание помочь так, чтобы не обидеть, самопожертвование.



Просмотр содержимого презентации
«Распутин В.Г.»

«Преступление?».    Урок литературы в 6 классе по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»  Учитель русского языка и литературы Агнаева Светлана Георгиевна

«Преступление?».

Урок литературы в 6 классе по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»

Учитель русского языка и литературы

Агнаева Светлана Георгиевна

На уроке вы должны:

На уроке вы должны:

  • ответить на проблемный вопрос «ПРЕСТУПЛЕНИЕ ли поведение Лидии Михайловны?»
  • Поразмышлять над поступками всех остальных героев и дать им оценку.
Проверь себя!  Автобиография  - описание своей жизни   Тема  - круг жизненных явлений, которые отобрал писатель для своего произведения, то, что положено в основу художественного произведения  Идея - главная мысль произведения  Рассказ  - жанр эпоса, небольшое по объему произведение, посвященное отдельному событию из жизни героя  Портрет - описание внешности персонажа в литературном произведении  Антитеза  - противопоставление

Проверь себя!

Автобиография - описание своей жизни

Тема - круг жизненных явлений, которые отобрал писатель для своего произведения, то, что положено в основу художественного произведения

Идея - главная мысль произведения

Рассказ - жанр эпоса, небольшое по объему произведение, посвященное отдельному событию из жизни героя

Портрет - описание внешности персонажа в литературном произведении

Антитеза - противопоставление

Герой

Герой

Герой:

Герой:

  • ЧЕСТНОСТЬ
  • УПОРСТВО
  • СМЕЛОСТЬ
  • СТОЙКОСТЬ
  • ВОЛЯ
  • САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
Лидия Михайловна:

Лидия Михайловна:

  • СМЕЛОСТЬ
  • ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА
  • ЧЕСТНОСТЬ
  • ДОБРОТА
  • МИЛОСЕРДИЕ
  • ЧУТКОСТЬ
  • ЩЕДРОСТЬ
  • ОТЗЫВЧИВОСТЬ
А. Вампилов

А. Вампилов

В.Г. Распутин

В.Г. Распутин

Лидия Михайловна Молокова

Лидия Михайловна Молокова

  • настоящая учительница В.Г. Распутина - прототип героини в рассказа "Уроки французского".
Тот, кто сеет зло, пожинает раскаянье Саади  Если не хочешь знать страха, не чини зла. Кабус  Кто громоздит злодейство на злодейство, свой множит страх. Сенека   Жизнь злых людей полна тревог. Дидро   Ни один злой человек не бывает счастлив. Ювенал

Тот, кто сеет зло, пожинает раскаянье

Саади

Если не хочешь знать страха, не чини зла.

Кабус

Кто громоздит злодейство на злодейство, свой множит страх.

Сенека

Жизнь злых людей полна тревог.

Дидро

Ни один злой человек не бывает счастлив.

Ювенал

Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра.  Л.Толстой Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе.  В.А. Сухомлинский Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.  Л.Н. Толстой Чтобы поверить в добро, надо начать делать его
  • Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра.

Л.Толстой

  • Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе.

В.А. Сухомлинский

  • Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Л.Н. Толстой

  • Чтобы поверить в добро, надо начать делать его

Л.Н. Толстой

ДОБРО - ВЕЧНАЯ ЦЕННОСТЬ!

ДОБРО - ВЕЧНАЯ ЦЕННОСТЬ!

Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра.  Л.Толстой Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе.  В.А. Сухомлинский Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.  Л.Н. Толстой Чтобы поверить в добро, надо начать делать его
  • Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра.

Л.Толстой

  • Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе.

В.А. Сухомлинский

  • Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Л.Н. Толстой

  • Чтобы поверить в добро, надо начать делать его

Л.Н. Толстой

Иди дорогою добра!

Иди дорогою добра!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок – размышление по творчеству В. Распутина. «Преступление ли? …»

Автор: Агнаева Светлана Георгиевна

Дата: 20.04.2016

Номер свидетельства: 320721


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства