kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-размышление на тему « Женщина и война» по повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие…"

Нажмите, чтобы узнать подробности

70-летию Победы  посвящается…

   В группе Д-21  прошел урок-размышление по повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие…" Тема урока:  « Женщина и война».

       Урок начался с показа видеоролика о войне. На фоне  песни  «До свидания, мальчики» студентка прочитала   отрывок  из «Реквиема» Р. Рождественского.

Через века, через года,  помните.

О тех,

Кто  уже не придет никогда,

 Помните!

  Затем преподаватель познакомила с целями и задачами урока.

      « Война закончилась 70 лет назад,  но сегодня мы будем говорить о войне. Мы познакомимся с повестью Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Будем размышлять на тему: «Женщина на войне», совместимы ли эти два понятия.  С нами будет работать группа историков, экспертов, библиографов и любителей поэзии, мы встретимся с героями повести. Чтобы  ужасы войны  никогда больше не повторились, каждое поколение должно помнить, как это было…»

 Дальше урок продолжила   группа  историков.

Они рассказали о начале войны, об  образовании  фронтов: Северо-Западного, Западного  и Юго-Западного.  24 июня был создан Северный фронт. Прозвучал  рассказ о Северном  Карельском фронте.                                                  

           В этом краю и происходят события, описанные в повести Б.Васильева. Сообщения студентов сопровождалось показом слайдов.  

       Группа библиографов познакомила с историей жизни и творчества Б.Васильева. С историей написания повести. Сам Б. Васильев знает о войне не понаслышке.

За повесть «А зори здесь тихие…» Б. Васильев был удостоен Государственной премии СССР, а за сценарий «А зори тихие…» - премии Ленинского комсомола.

        Библиографы  познакомили с сюжетом повести.

-Время действия повести – май 1942 года. Место - неведомый 171-й разъезд. На тихом разъезде несут службу бойцы зенитно-пулеметного батальона. Это бойцы – девушки. Преследуя вражеских диверсантов в лесу, девушки во главе с Васковым вступают в неравный бой с фашистами: шестеро против шестнадцати. Девушек было всего пятеро: Маргарита Осянина, Евгения Комелькова, Елизавета Бричкина, Галина Четвертак, Соня Гурвич…

      А потом был самый напряженный момент урока. Встреча с героями повести.(Далее урок вели  студенты, одетые в военную форму.  Их выступления сопровождались показом слайдов,  чтением отрывков из текста).

    Посмотрели фрагменты из кинофильма «А зори здесь тихие». Погибли все девушки.

   А затем начали размышлять  (начали анализировать повесть)

- Как вы думаете, почему автор подробно рассказывает о мирной жизни девушек?

-Можно ли назвать их смерть героической?

 В разговор вступила группа  экспертов. 

       « Да, можно. Смерть их потрясает. Каждая из девушек могла жить, воспитывать детей, приносить радость людям. Они, женщины, предназначенные самой природой дарить и продолжать жизнь на Земле, нежные и хрупкие, вступают в беспощадную схватку с жестокими захватчиками. Они, женщины, не требуя никаких скидок для себя и не думая о них, делают всё, чтобы остановить врага. И ради этого не жалеют жизни своей».

-Можете ли вы доказать, что у войны не женское лицо?

«Да, у войны, действительно, не женское лицо. Погибли девушки, почти наши  ровесницы. У каждой была своя судьба, были свои мечты, стремления. Война загубила всё: и красоту Жени, и материнство Риты, и мечту Лизы, и талант Сони, и детство Гали. А самое страшное - она прервала нить в «бесконечной пряже человечества». Человечество потеряло не только 5 девчат, но и их нерождённых детей, и детей их детей. В этом вся трагедия».

«Девушки погибли во имя светлого будущего, во имя того, чтобы над нашей страной всегда было чистое небо, тихие зори. Подвиг девушек не забыт, память о них будет вечным напоминанием, что у войны не женское лицо».

  «Это им, и им подобным мы обязаны своей жизнью, это их пример должен нас заставить задуматься над тем, как мы живём, какими достоинствами обладаем, к чему должны стремиться. Мы должны жить достойно за тех парней и девушек, которые не вернулись с войны».

      В небольшом произведении Б.Васильева есть то, что не оставляет равнодушным ни взрослого, ни подростка – трагическая судьба юных девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом, повесть  о том, какой ценой досталась нам Победа. Это подчеркивалось во многих произведениях разных авторов. Об этом очень ярко говорит  в своем стихотворении «Зинка» и Юлия Друнина, которая в 1941 году 17-летней девушкой ушла добровольно на фронт.

Студентка прочитала  наизусть стихотворения Ю.Друниной «Зинка».

     Затем  группа историков рассказала   о  Героях    Советского Союза - казахстанцах  Маншук Маметовой, Алии Молдагуловой. О том, как они храбро сражались и тоже погибли. Посмертно им было присвоено звание Героя Советского Союза.  Им посвящено  несколько стихов и поэм, множество песен. О подвиге Алии Молдагуловой сняты документальный фильм «Алия» и художественнй фильм "Снайперы". Студентка прочитала наизусть стихотворение  Саги Жиенбаева  «Алия».

     Подводя итог урока сделали вывод : «Девушки  все хотели жить, но они погибли, чтобы люди могли сказать: «А зори здесь тихие…» Тихие зори не могут быть созвучны с войной, со смертью. Они погибли, но они победили, не пропустили ни одного фашиста. Победили, потому что беззаветно любили Родину.  Не случайно именно девушек сделал Борис Васильев героями своей повести, чтобы показать, насколько жестока война. Ведь в женщинах начало всякой жизни. Убийство женщин - это больше, чем преступление. Фашисты убивали их тысячами…

      Советские люди прошли самую страшную войну, которую когда-либо переживало человечество. За правое дело, за то, чтобы советский народ был свободным и счастливым, отдали свои жизни миллионы советских людей. Нет, этого нельзя забыть!

 Студентка   прочитала  стихотворение С. Щипачева «Павшим».

  Урок закончился выполнением творческого  задания. Нужно было написать ролевое письмо  одной из героинь повести или составить синквейн  со словом  война,                                  женщина.  Вот некоторые из них.

Женщина

Любящая, заботливая

Воспитывает, согревает, оберегает

Ах, какая женщина…

Жизнь

                Война

Захватническая, страшная

Убивает, сжигает, разрушает

Ах, война, что ты сделала…

Смерть

   В ходе урока были использованы:  видеоролик о войне, фрагменты из кинофильма «А зори здесь тихие», аудиозапись песен: «Ах, война.»,   «До свидания, мальчики, до свидания. девочки…», « А зори здесь тихие.»,  презентации: «Идет война народная», «Жизнь и творчество Б.Васильева», сборники произведений Б.Васильева.

   Прослеживалась  межпредметная  связь с   историей, казахской  литературой, внутрипредметная связь.                                                               

Цель и задачи  урока были  достигнуты. Урок был направлен на патриотическое воспитание,  воспитание  любви к своей Родине, к тем, кто отдал жизни  на  войне за счастье нынешнего поколения.

Просмотр содержимого документа
«Урок-размышление на тему « Женщина и война» по повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие…" »

Урок-размышление на тему « Женщина и война» по повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие…"

Цель: познакомить с трагической судьбой юных девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом.

Задачи: показать, какой ценой досталась нашей стране победа; подчеркнуть героизм девушек; способствовать воспитанию любви к своей Родине, к тем, кто отдал жизни на войне за счастье нынешнего поколения.

Оборудование: видеоролик о войне, фрагменты из кинофильма «А зори здесь тихие», аудиозапись песен: «Ах, война..», «До свидания, мальчики…» , презентации: «Идет война народная», «Жизнь и творчество Б.Васильева», сборники произведений Б.Васильева.

Межпредметные связи: история, казахская литература, внутрипредметная связь.. Эпиграф к уроку:

Женщина для меня – это воплощенная гармония жизни.

А война всегда дисгармония. И на войне

– это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений. А наши женщины шли на фронт и воевали на передовой рядом с мужчинами…

Б.Васильев

Ход урока

I. Организационный момент. Урок начинается с показа видеоролика о войне.

Звучит запись песни  «До свидания, мальчики».

II Введение в тему.

1.Чтение отрывка из «Реквиема» Р. Рождественского (Показ слайдов о войне ).


Через века, через года, помните.

О тех,

Кто уже не придет никогда, Помните!

Песню свою оправляя в полет,

Помните, о тех,

Кто уже никогда не споет,

Помните!

Во все времена

Бессмертной  земли

Помните!

К мерцающим звездам

Ведя корабли,

О погибших помните!

Встречайте трепетную весну,

Люди Земли !

Убейте войну,

Прокляните войну,

Люди земли

Мечту пронесите через года

И жизнью наполните,

Но о тех,

Кто уже не придет никогда,

Заклинаю, помните!


2. Слово преподавателя.

Война закончилась 70 лет назад, но сегодня мы будем говорить о войне. Мы познакомимся с повестью Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Будем размышлять на тему : женщина на войне, совместимы ли эти два понятия. С нами будет работать группа историков, экспертов, библиографов и любителей поэзии, мы встретимся с героями повести.

Чтобы ужасы войны никогда больше не повторились, каждое поколение должно помнить, как это было…

3. Слово предоставляется группе историков (1 презентация)

А) Сообщение о начале войны.

На рассвете 22 июня 1941 года без объявления войны, нарушив Пакт о ненападении, германская армия обрушилась всей мощью на нашу страну. Началась Великая Отечественная война. План «Барбаросса» предусматривал ведение «молниеносной войны против СССР на трёх основных направлениях – на Ленинград (группа армий Север»), Москву (группа армий «Центр») и Киев (группа армий «Юг»).

22 июня была объявлена всеобщая мобилизация военнообязанных. На базе приграничных военных округов были образованы фронты: Северо-Западный, Западный и Юго-Западный. 24 июня был создан Северный фронт.

Б) Рассказ о Северном Карельском фронте (Приложение, слайды 1 презентации) )


4. Преподаватель.

В этом краю и происходят события, описанные в повести Б.Васильева, о которой мы сегодня будем говорить. Сам Б. Васильев знает о войне не понаслышке. (Презентация 2, слайд 1,2)

«Каждый писатель пишет о своём времени, какой бы темы или эпохи он ни коснулся. И я написал о том, что знаю. О моём поколении... Опыт поколения - это и биография героев и выстраданное самим собой...». Б. Васильев.

III . Изучение нового материала.

1. Преподаватель.

Слово предоставляется группе библиографов, которые расскажут нам о жизни и творчестве писателя Бориса Васильева. Об истории создания повести.

2. Выступают студенты-библиографы. (2 презентация, слайды 4-6 ).

А) Борис Львович Васильев – участник Великой Отечественной войны, после войны – военный инженер, потом кинодраматург. Повесть « А зори здесь тихие …» - его первое прозаическое произведение – было напечатано в 1969 году в журнале « Юность». Потом появились повести «Самый длинный день», «Иванов катер», «Не стреляйте в белых лебедей».

Но первое произведение было о войне , о погибших девушках.

Писатель вспоминает: «Замысел повести родился от «толчка памяти». На фронт я попал, едва окончив 10-ый класс, в первые дни войны. Точнее 8 июля 1941 года. А 9 июля, было это под Оршей, мы, бойцы комсомольского истребительного батальона, задачей которого была борьба с диверсантами, вышли на свое первое задание в лес. И вот там, среди живой зелени лесной поляны, такой мирной в своей тишине, ароматах нагретой солнцем хвои и трав, я увидел двух мертвых деревенских девушек. Фашистские десантники убили их потому, что девочки просто увидели врага. Я потом повидал немало горя и смертей. Но этих незнакомых девочек забыть никогда не мог. Сами понимаете. Что от этой не стираемой годами картины до сюжета повести – большая и сложная дистанция. Но импульс был именно здесь…»

б) За повесть «А зори здесь тихие…» Б. Васильев был удостоен Государственной премии СССР, а за сценарий «А зори тихие…» - премии Ленинского комсомола.

3. Преподаватель.

-Какова композиция и сюжет повести.

4. Сообщение студента-библиографа.  Сюжет повести.

-Время действия повести – май 1942 года. Место - неведомый 171-й разъезд. На тихом разъезде несут службу бойцы зенитно-пулеметного батальона. Это бойцы – девушки. Преследуя вражеских диверсантов в лесу, девушки во главе с Васковым вступают в неравный бой с фашистами: шестеро против шестнадцати. Девушек было всего пятеро: Маргарита Осянина, Евгения Комелькова, Елизавета Бричкина, Галина Четвертак, Соня Гурвич…

6. Преподаватель.


-Кто является главными героями повести?

Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие...» о женщинах на войне

А как они воевали, мы с вами сегодня узнаем.

Сейчас нам предстоит встретиться с героями повести.

7. (Далее урок ведут студенты, одетые в военную форму. ( Слайды 7-17 )

1-я Женя Комелькова.

Женя Комелькова – одна из самых ярких, сильных и мужественных представителей из состава девушек – бойцов, показанных в повести. С Женей в повести связаны и самые комические, и самые драматические сцены. Ее доброжелательность, оптимизм, жизнерадостность, уверенность в себе, непримиримая ненависть к врагам невольно привлекают к ней внимание и вызывают восхищение. Чтобы обмануть немецких диверсантов и заставить их идти дальней дорогой в обход реки, маленький отряд девушек – бойцов устроил в лесу шум, изображая лесорубов. Женя Комелькова разыграла потрясающую сценку беспечного купания в ледяной воде на виду у немцев, в десяти метрах от вражеских автоматов.

Вот Женя «…шагнула в воду и, вскрикивая, шумно и весело начала плескаться. Брызги сверкали на солнце, скатывались по упругому теплому телу, а комендант, не дыша, с ужасом ждал очереди. Вот сейчас, сейчас ударит и переломится Женя, всплеснет руками…»

Вместе с Васковым мы видим, что Женя «улыбается, а глаза, настежь распахнутые, ужасом полны, как слезами. И ужас этот живой и тяжелый, как ртуть».

В этом эпизоде в полной мере проявились героизм, отвага, отчаянная смелость.

В последние минуты жизни Женя вызвала огонь на себя, лишь бы отвести угрозу от тяжело раненой Риты и Федота Васкова. Она верила в себя, и, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что все окончится благополучно.

И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет…

«А немцы ранили ее вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать и может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. И немцы добили ее в упор, а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и прекрасное лицо…»

2-я : Рита Осянина.

«Рита знала, что рана ее смертельная и что умирать будет долго и трудно. Пока боли почти не было, только все сильнее пекло в животе и хотелось пить. Но пить было нельзя, и Рита просто мочила в лужице тряпочку и прикладывала к губам.

Васков спрятал ее под еловым выворотнем, забросал ветками и ушел…

Рита выстрелила в висок, и крови почти не было».

Мужество, хладнокровие, человечность, высокое чувство долга перед Родиной отличают командира отделения младшего сержанта Риту Осянину. Автор, считая образы Риты и Федота Васкова центральными, уже в первых главах рассказывает о прошлой жизни Осяниной. Школьный вечер, знакомство с лейтенантом - пограничником Осяниным, оживленная переписка, загс. Затем - пограничная застава. Рита училась перевязывать раненых и стрелять, скакать на лошади, метать гранаты и защищаться от газов, рождение сына, а потом … война. И в первые военные дни не растерялась – спасла чужих детей, а вскоре узнала, что ее муж погиб на заставе на второй день войны в контратаке.

Ее не раз хотели отправить в тыл, но каждый раз она снова появлялась в штабе укрепрайона, наконец, взяли санитаркой, а через полгода направили на учебу в танковую зенитную школу.

Женя научилась тихо и беспощадно ненавидеть врагов. На позиции она сбила немецкий аэростат и выбросившегося корректировщика.

Когда Васков и девчата насчитали вышедших из кустов фашистов - шестнадцать вместо ожидаемых двух, старшина сказал всем по-домашнему: «Плохо, девчата, дело».

Для него было ясно, что против до зубов вооруженных врагов им долго не продержаться, но тут твердая реплика Риты: «Что же, смотреть, как они мимо пройдут?» - очевидно, намного укрепила Васкова в принятом решении. Дважды Осянина выручала Васкова, принимая огонь на себя, и теперь, получив смертельную рану и зная положение раненого Васкова, она не желает быть ему обузой, понимает, как важно довести их общее дело до конца, задержать фашистских диверсантов.

«Рита знала, что рана смертельная, что умирать она будет долго и трудно»

3-я . Соня Гурвич

- «Ждали немцы Соню или она случайно на них напоролась? Бежала без опаски по дважды пройденному пути, торопясь притащить ему, старшине Васкову, махорку ту, трижды клятую. Бежала, радовалась и понять не успела, откуда свалилась на хрупкие плечи потная тяжесть, почему пронзительной яркой болью рванулось вдруг сердце…

Нет, успела. И понять успела, и крикнуть, потому что не достал нож до сердца с первого удара: грудь мешала. А может, не так все было? Может, ждали они ее?»

Соня Гурвич – «переводчица», одна из девушек группы Васкова, «городская» пигалица; худущая, как весенний грач».

Автор, рассказывая о прошлой жизни Сони, подчеркивает ее талантливость, любовь к поэзии, театру. Борис Васильев вспоминает». Очень велик был на фронте процент интеллигентных девушек, студенток. Чаще всего - первокурсниц. Для них война была самой страшной… Где-то среди них сражалась и моя Соня Гурвич».

И вот, желая сделать приятное, как старшему опытному и заботливому товарищу, старшине, Соня бросается за кисетом, забытому им на пеньке в лесу, и погибает от удара вражеского ножа в грудь.

«Бежала, радовалась и понять не успела, откуда свалились на хрупкие плечи потная тяжесть, почему пронзительной яркой болью рванулось вдруг сердце. Нет, успела. И понять успела, и крикнуть, потому что не достал нож до сердца с первого удара: грудь помешала».

4-я . Галина Четвертак

- «Немцы шли молча, пригнувшись и выставив автоматы.

С шумом раздались кусты, и из них вдруг выбежала Галя. Выгнувшись, заломив руки за голову, метнулась через поляну наперед диверсантам, уже ничего не видя и не соображая.

- А-а-а!

Коротко ударил автомат. С десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук. Последний крик ее затерялся в булькающем хрипе, а ноги еще бежали, еще бились, вонзаясь в мох носками Сониных сапог. Замерло все на поляне…»

Галина Четвертак – сирота, воспитанница детского дома, мечтательница, наделенная от природы яркой образной фантазией. Худущая, маленькая «замухрышка» Галка не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом.

Когда после гибели подруги Галке приказал старшина надеть ее сапоги, «она физически, до дурноты ощущала проникающей в ткани нож, слышала хруст разорванной плоти, чувствовала тяжелый запах крови. И это рождало тупой, чугунный ужас…» А рядом таились враги, нависала смертельная опасность.

«Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, - говорит писатель, - была много труднее, чем все, что они могли придумать в самую отчаянную пору своих фантазий. Трагедия Гали Четвертак об этом».

«А-а-а!

Коротко ударил автомат. С Десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук.

Замерло все на поляне».

5-я . Лиза Бричкина

«Всего на шаг в сторону, а ноги сразу потеряли опору, повисли где-то в зыбкой пустоте, и топь мягкими тисками сдавила бедра. Давно копошившийся ужас вдруг разом выплеснулся наружу, острой болью отдавшись в сердце. Пытаясь удержаться, выкарабкаться на тропу, Лиза всей тяжестью навалилась на шест. Сухая жердина звонко хрустнула, и Лиза лицом вниз упала в холодную жидкую грязь. Земли не было. Ноги медленно, страшно медленно тащило вниз, руки без толку гребли топь, и Лиза, задыхаясь, извивалась в жидком массиве. А тропа была где-то рядом: шаг, полшага, но эти полшага уже невозможно было сделать…»

Война разрушила её самую заветную мечту: получить образование в техникуме. Пообещал устроить в техникум с общежитием гость отца, который понравился Лизе.

Лиза тонет в болоте, через которое она должна была добраться за подмогой, но слега громко хрустнула под тяжестью тела Елизаветы, когда её затягивало в трясину и она пыталась выбраться, потому что от того, как быстро она доберётся до своих, зависит судьба отряда . Девушка умирает первой, но о её смерти узнали не скоро.

6-я. А рядом с ними был командир, который хотел их защитить, сохранить им жизнь, но не смог. О нем мы сейчас и поговорим. Федот Евграфович Васков.

Хмурому старшине Федоту Евграфовичу Васкову немногим более 30 лет. Но в глазах окружающих — и не только девушек, бойцов его отря­да — он старичок, «пенёк замшелый», «медведь глухоманный». Стари­ком чувствует себя и сам Васков, оглядываясь на прожитые годы.

С 14 лет он кормилец в семье. А в армии он уже давно. После семей­ной драмы и смерти сына он помрачнел, замкнулся, перестал улыбаться, но не озлобился на мир, не стал мизантропом и женоненавистником. В угрюмом старшине неисчерпаемый запас душевного тепла, вот только разглядеть эту «вторую» натуру Васкова нелегко — жизнь его обожгла и серьёзно потрепала, напоила горечью обид и утрат.

Работа с текстом. Комментированное чтение (стр. 66 гл. 9, стр. 74 гл.10, стр. 79 -гл.11, стр. 87-гл. 12)

Васков с честью выполнил свой долг перед Родиной. Всё, что в его силах, сделал он для того, чтобы уберечь от смерти своих насмешливых юных красноармейцев, с которыми он за время труднейшей экспедиции сросся душой, исполняя и командирские, и отцовские обязанности. Вот только тщетными оказались все его усилия, энергия, огромный жизнен­ный опыт.

Одна за другой гибнут девушки-зенитчицы. Гибнут и по своей вине, и по воле случая, царствующего на войне, и в обстоятельствах безнадёж­ных, в которых уцелеть почти немыслимо, равнозначно чуду.

«Они жили единой жизнью, но смерть у каждого была своя», — раз­мышляет Васильев в романе «В списках не значился», и эти слова ещё больше уместны в повести о старшине Васкове и пяти девушках-зенит­чицах, где каждая смерть воспринимается не просто как утрата, «как не­поправимое, чудовищное и противоестественное событие. Ведь гибнут девушки, у которых ещё только началась жизнь, рожденные для мира, для счастья, для любви...»

- Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно - держать.

«…И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, именно он, Федот Евграфович Васков, был сейчас ее последним сынком и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия»

Работа с текстом. (чтение отрывка «Что, взяли?…Взяли, да? Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро!…А - не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохнете!…Лично каждого убью, лично…»

Болью, ненавистью и яркостью переполняется сердце закаленного бойца, героя-патриота Ф.Васкова, и это укрепляет его силы, дает ему возможность выстоять. Единый подвиг – защита Родины - уравнивает старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свой фронт, свою Россию» на Синюхиной гряде.

8.Преподаватель: Есть ли прототип Федота Евграфовича Васкова.

9. Сообщение библиографа.

Об истоках образа Б. Васильев вспоминает: «Мне придётся вновь вернуться в воспоминания раннего детства, которое прошло в Смоленске». В пожарной команде города служил уг­рюмый, молчаливый человек — дядя Миша. Даже с нами, детьми, гово­рил немногословно, без улыбки. Он чинил наши санки, коньки, делал игрушечные ружья. Однажды, весной, в разлив, вытащил из реки двух тонувших детей. Простудился и умер... Когда его хоронили, все дети Смоленска шли за его гробом. Шли дворами. В этот день драк между мальчишками не было. Много позже, уже в полковой школе, встретился мне на редкость несимпатичный старшина...»

Васков, бесспорно, наиболее удавшийся герой повести — его стержень и фундамент. Хотя Васков сначала фигура боль­ше комическая, но это комизм особого рода, ситуативный, так как в са­мом герое нет ничего смешного и могущего спровоцировать даже улыб­ку. Он жертва обстоятельств, и жертва невинная.

10.Преподаватель.

А) Беседа (анализ текста).

- Чем заканчивается повесть?

В эпилоге в письме одного юноши к своему другу мы узнаем о дальнейшей судьбе Федота Евграфовича Васкова и сына Риты, которого он вырастил.

Б) Видеоролик «А зори здесь тихие», фрагменты фильма.

Погибли все девушки.

- Как вы думаете, почему автор подробно рассказывает о мирной жизни девушек?

-Можно ли назвать героической гибель каждой из девушек?

Слово группе экспертов.

Смерть девушек потрясла всех нас. Каждая из них могла жить, воспитывать детей, приносить радость людям. Они, женщины, предназначенные самой природой дарить и продолжать жизнь на Земле, нежные и хрупкие, вспупают в беспощадную схватку с жестокими захватчиками. Они, женщины, не требуя никаких скидок для себя и не думая о них, делают всё, чтобы остановить врага. И ради этого не жалеют жизни своей.

 -Почему все девушки погибают? Война была очень жестокой, и гибель девушек подчёркивает эту жестокость. Очень хочется, чтобы девушки не погибли, но это было бы уже неправдой. Немцев так много, а их всего шестеро, да и воевать они не умеют.

Преподаватель. На одной из читательских конференций Б.Васильев сказал: «Надо иметь в виду, что речь идёт о немецких диверсантах, тогда ещё не сдававшихся в плен, Чтобы их остановить, нужно было платить жизнью советских людей. А здесь против них всего лишь один старшина и пять неопытных девочек. И эти девочки прекрасно знали, за что они отдают свою жизнь». Сегодня мы говорили с вами о героях повести, которая носит удивительное название «А зори здесь тихие...». - Почему писатель так назвал повесть? Как вы понимаете смысл её заглавия?

Слово группе экспертов.

В повести много контрастов: мир, тишина и те события, о которых рассказывает писатель; природа и война; «тихие зори» и жестокий бой.

3аглавие подчёркивает, весь ужас, всю дикость этой войны в прекрасных карельских лесах.

Девушки-зенитчицы возвратили тишину зорям, и зори, в свою очередь, хранят все события той войны, хранят тишину и спокойствие над их могилами.

По-моему, заглавием Б.Васильев выразил главную мысль, которая проходит через всю повесть: девушки погибли, чтобы жили мы, чтобы над нами было мирное небо, тихие зори, чтобы мы не знали войны. Заглавие повести - это протест против войны.)


Преподаватель.

Заглавие повести ёмко и многозначно. Тема зорь, рассвета, тихого утра проходит через всё произведение. Утром, на рассвете, происходят наиболее важные для развития сюжета события. Тихие зори подчёркивают красоту и торжественность суровой северной природы, покой и тишину, когда трудно представить себе, что где-то рядом - война, кровь, смерть.

Эта небольшая повесть не может оставить равнодушным и ни взрослых, ни подростков. Для всех трагическая судьба юных девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом, олицетворяет собой то, какой ценой досталась нашему народу победа,

-Можете ли вы доказать, что у войны не женское лицо?

Да, у войны, действительно, не женское лицо. У каждой была своя судьба, были свои мечты, стремления. Война загубила всё: и красоту Жени, и материнство Риты, и мечту Лизы, и талант Сони, и детство Гали. А самое страшное- она прервала нить в «бесконечной пряже человечества». Человечество потеряло не только 5 девчат, но и их нерождённых детей, и детей их детей. В этом вся трагедия.

Девушки погибли во имя светлого будущего, во имя того, чтобы над нашей страной всегда было чистое небо, тихие зори. Подвиг девушек не забыт, память о них будет вечным напоминанием, что у войны не женское лицо 
Это им, и им подобным мы обязаны своей жизнью, это их пример должен нас заставить задуматься над тем, как мы живём, какими достоинствами обладаем, к чему должны стремиться. Мы должны жить достойно за тех парней и девушек, которые не вернулись с войны. -Какой мы можем сделать вывод? - Как вы считаете, совместимы ли понятия женщина и война? (Анализ отдельных сцен гл. 9, 10, 11 и др.)

Преподаватель.

Сам Б. Васильев говорит об этом так: «Женщина для меня — это воп­лощённая гармония жизни. А война всегда дисгармония. И женщина на войне — это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений».

«Я хотел рассказать о пережитом сегодняшним девятнадцатилетним. Рассказать так, чтобы они сами словно бы прошли дорогами войны, чтобы погибшие девочки показались им близкими, понятными - их современницами. И в то же время - девочками тридцатых годов», - так обращается писатель к своим юным читателям.

Обобщение учителя. Конечно, эти понятия несовместимы. Женщи­на создана природой для того, чтобы быть матерью, воспитывать детей, быть женой, оберегать и сохранять свой дом, свою семью.

Но если на землю приходит война, отцы, мужья и сыновья уходят на смерть, женщина не может остаться в стороне, не может быть равнодуш­ной. Так было и в годы Великой Отечественной войны. Русские женщи­ны всегда были самоотверженными. Они наравне с мужчинами воевали на фронте и все тяготы жизни и труда взвалили на свои плечи в тылу.

В небольшом произведении Б.Васильева есть то, что не оставляет равнодушным ни взрослого, ни подростка – трагическая судьба юных девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом, рассказ о том, какой ценой досталась нам Победа. Это подчеркивалось во многих произведениях разных авторов. Об этом очень ярко говорит в своем стихотворении «Зинка» и Юлия Друнина, которая в 1941 году 17-летней декушкой ушла добровольно на фронт.

Чтение наизусть стихотворения Ю.Друниной «Зинка».

Мы легли у разбитой ели,
Ждем., когда же начнет светлеть,
Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, гнилой земле.

– Знаешь, Юлька, я – против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый
У меня – лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет…
– Знаешь, Юлька, я – против грусти,
Но сегодня она не в счет

Отогрелись мы еле-еле.
Вдруг – приказ; «Выступать вперед»
Снова рядом в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.

С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.



Зинка нас повела в атаку,
Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы,
Мы хотели со славой жить.
Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав,
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.

– Знаешь, Зинка, я – против грусти,
Но сегодня она не в счет
Где-то в яблочном захолустье, 
Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна
Пахнет в хате квашней и дымом
За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
…Я не знаю, как написать ей,
Чтоб она тебя не ждала.

Преподаватель.

Предлагаю сегодня вспомнить и о Героях Советского Союза-казахстанцах, которые тоже погибли в годы войны: Маншук Маметова, Алия Молдагулова,

Слово историкам.

Маншук Маметова – пулеметчица, Герой Советского Союза. Маншук Маметова родилась в 1922 году в Урдинском районе Гурьевской области. 13 августа 1942 из Алма-Аты на фронт отбыла 100-я стрелковая бригада. В основном она состояла из воинов – казахов. Их было 4890 человек. Среди них – 2 казашки – врач Мариям Сарлыбаева и Маншук Маметова. Великий акын Джамбул провожал их словами:
«Вас, батыры, восславят за подвиг
Просторы, степи, озера, реки, леса и холмы.
Подвиг ваш – он бессмертен, он вечен, как горы.
Я сегодня, акын и старик седоглавый,
Провожаю на подвиг своих сыновей!»

Вместе с мужчинами – солдатами она ползала по-пластунски, преодолевала водные препятствия, лесные заросли, научилась стрелять из пулемета. 16 октября 1943 года в боях за освобождение города Невеля Псковской области на высоте 173,7 у станции Изоча старший сержант Маншук Маметова погибла.
Указом Президиума Верховного Совета Советского Союза от 1 марта 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте в борьбе с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и героизм присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Алия Молдагулова родилась 20 апреля 1924 года в ауле Булак Хобдинского района Актюбинской области. В 1942 году поступила в Рыбинский авиатехникум, проучилась три месяца и подала заявление в военкомат с просьбой направить в действующую армию. Так девушка из аула Булак стала курсантом снайперской школы. На фронт попала в августе 1943 года.
Воевала в составе 54-й стрелковой бригады 22-й армии 2-го Прибалтийского фронта. К началу октября на счету Алии Молдагуловой было 32 убитых фашиста. Батальон получил приказ выбить противника из деревни Казачиха. Захватом этого населенного пункта советское командование рассчитывало перерезать железнодорожную линию, по которой фашисты перебрасывали подкрепления. Гитлеровцы яростно сопротивлялись, умело используя выгоды местности.
Впереди наступающих цепей показалась одинокая фигура. Гитлеровцы заметили отважного воина и открыли огонь из пулеметов. Когда, огонь ослаб, боец поднялся во весь рост и с криком «За Родину!» увлек за собой весь батальон. После ожесточенной схватки советские бойцы овладели высотой. Смельчак на какое-то время задержался в траншее. На его бледном лице обозначились следы боли. Рана оказалась легкой и девушка осталась в строю. В этом бою она уничтожила 10 фашистов.
Стремясь восстановить положение, враг бросался в контратаки. 14 января 1944 года в рукопашной схватке Алия была ранена.
Раненую Алию товарищи вынесли с поля боя. Бойцы хотели верить в чудо, для спасения жизни девушки наперебой предлагали кровь. Но рана была смертельной. 15 января 1944 года А. Молдагуловой не стало.
4 июня 1944 года ефрейтору Алие Молдагуловой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Им посвящено несколько стихов и поэм, множество песен. О подвиге Алии Молдагуловой сняты документальный фильм «Алия» и художественнй фильм "Снайперы". Вот одно из стихотворений.

Чтение наизусть стихотворения Саги Жиенбаева.

Алия.

Песни поёт народ:

- Девушка Алия,

Яркой звезды восход

Краткая жизнь твоя.


Юный твой чистый лик

В мраморе повторят.

Как Алатау, велик

Подвиг твой, Алия!

Степь по весне цветёт

Красным, как кровь твоя.

Песни поёт народ:

- Девушка Алия!


Гулко в родной земле

Сердце твоё стучит,

Облаком в вышине

Имя твоё летит.



4.Итог урока. Какой мы можем сделать вывод:

А) Они все хотели жить, но они погибли, чтобы люди могли сказать: «А зори здесь тихие…» Тихие зори не могут быть созвучны с войной, со смертью. Они погибли, но они победили, не пропустили ни одного фашиста. Победили, потому что беззаветно любили Родину.

Женщина на войне…Велика роль женщин на фронте. Женщины – врачи и санитарки под обстрелами и взрывами выносили с поля боя раненых, оказывали первую помощь, порой ценою собственной жизни спасали раненых. Организовались отдельные женские батальоны. Девушкам - бойцам сурового времени мы посвятили сегодня свой урок. Бесчеловечно, жестоко «уравняла» война, злобно растоптав их обаяние, нежность, любовь.

Не случайно именно девушек сделал Борис Васильев героями своей повести, чтобы показать, насколько жестока война. Ведь в женщинах начало всякой жизни. Убийство женщин - это больше, чем преступление. Фашисты убивали их тысячами…

Советские люди прошли самую страшную войну, которую когда-либо переживало человечество. За правое дело, за то, чтобы советский народ был свободным и счастливым, отдали свои жизни миллионы советских людей. Нет, этого нельзя забыть!

Б) Студент читает стихотворение С. Щипачева «Павшим». 1948

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову,

нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

что умерли они?.....

Чем им обязан - знаю я. И пусть не только стих,

достойна будет жизнь моя

солдатской смерти их.


в) Творческое задание: Написать ролевое письмо одной из героинь повести. Составить пятистишие со словом женщина или война

Работы студентов:

Женщина

Любящая, заботливая

Воспитывает, согревает, оберегает

Ах, какая женщина…

Жизнь

Война

Захватническая, страшная

Убивает, сжигает, разрушает

Ах, война, что ты сделала…

Смерть



5. Домашнее задание. Написать сочинение "Мои мысли о прочитанной повести "А зори здесь тихие"








Приложение


Война в Карелии.

Вступив в тайный сговор с фашистской Германией, реакционное правительство Финляндии пригласило на свою территорию гитлеровские войска, чтобы совместно начать войну против нашей страны.

В своих планах гитлеровское командование придавало очень большое значение Кандалакшскому направлению, так как оно было для гитлеровских войск самым удобным из всех других северных направлений. Это был железнодорожный путь из Кеми на Куолаярви и далее на Кандалакшу.

Сосредоточение гитлеровских войск на Кандалакшском направлении началось ещё в марте - апреле 1941 года. Все эти силы вошли в состав 36-го армейского корпуса, который по плану гитлеровского командования должен был занять Кандалакшу в середине июля.

Наступление гитлеровцев на Кандалакшском направлении началось 1 июля 1941г. Ожесточённые бои продолжались до первых чисел августа. Ценой больших потерь противнику удалось прорвать первую линию нашей обороны и подойти ко второй. Но здесь он основательно застрял. Дальнейшие неоднократные попытки врага продвинуться вперёд успеха не имели. Однако Гитлер не раз возвращался в своих директивах к Северному театру военных действий и неизменно требовал наступления к Кандалакше, перенося лишь сроки её захвата сначала на октябрь, затем на зимние месяцы.

Однако наступление на Кандалакшу зимой 1941/42 г. не состоялось. Не состоялось оно ни летом, ни осенью 1942г., хотя из опубликованных сейчас секретных документов ставки Гитлера и из воспоминаний бывших фашистских генералов видно, что такое наступление готовилось.

Что же помешало противнику начать и осуществить в 1942году новую операцию по овладению Мурманском, Кандалакшей и Беломорском?

Конечно же, это упорство в бою, беспредельное мужество и храбрость наших воинов, которые сорвали планы наступления вражеских войск на Беломорск, Кировскую железную дорогу и Мурманск в суровом 1942 году.

Войска Карельского фронта и 23-й армии, сдерживая натиск врага на огромном пространстве от Финского залива до Ухты, упорной обороной и активными действиями на отдельных участках облегчали войскам Ленинградского и Волховского фронтов отражение контратак противника с юга и юго-востока от Ленинграда

На Кандалакшском направлении с лета 1942-го и вплоть до осени 1944-го проходили бои местного значения, велись поиски разведчиков.

В начале 1944 года Финляндия прекратила против нас военные действия, запросила мир, обязалась изгнать фашистские войска со своей территории.

Гитлеровцы начали отходить сначала с Ухтинского, потом с Кестеньгского направлений. 12 сентября 1944 г. части немецкого 36-го армейского корпуса поспешно покинули свои позиции и на Кандалакшском направлении. Боясь окружения, они бросали технику и снаряжение, устремляясь в сторону Северной Финляндии. Через несколько дней вся территория Кандалакшского района в его нынешних границах была вся очищена от фашистских захватчиков.







































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Целых Вера Леонидовна

Дата: 24.04.2015

Номер свидетельства: 205448

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства