kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-размышление «Месть или прощение?» (По рассказу В.Солоухина «Мститель»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки на подобные темы необходимы для формирования духовного мира подростка, для формирования нравственных ценностей, для того, чтобы этот человек в разных жизненных ситуациях мог сделать правильный выбор, чтобы в сложных современных условиях, обстоятельствах, подчас жестоких и бесчеловечных, смог все же оставаться человеком: добрым, милосердным, отзывчивым и чутким к чужой боли, сострадающим и умеющим оказать реальную действенную помощь тем, кто в ней нуждается. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-размышление «Месть или прощение?» (По рассказу В.Солоухина «Мститель») »

Урок-размышление «Месть или прощение?» (По рассказу В.Солоухина «Мститель»)


Притча.

Некий отшельник вышел из своего уединения, чтобы принести весть людям и вопрошал у каждого встречного:


- Ты имеешь Сердце?


Люди недоумевали и спрашивали:


- Почему ты не говоришь о милосердии, терпении, преданности, доброте, любви, обо всех благих основах жизни, но только “имеешь сердце”?


Он отвечал им:


- Лишь бы люди не забыли о Сердце, остальное все приложится!


- Как вы думаете, почему отшельник так спрашивал и так отвечал?


Все исходит от Сердца.


Действительно, можем ли мы говорить о любви, если ей негде пребывать? А где поместится терпение, доброта, отказ от дурного, если Сердце закрыто?


Чтобы не растерять ценные блага души – человеческие чувства, нужно иметь большое Человеческое Сердце.


2. Чувства человека. Вдумаемся в значение слова.


Чувство – внутреннее состояние человека, то, что находится в душе (слайд 1)


Чувства бывают положительные и отрицательные, добрые и недобрые. Назовем их.

Положительные: любовь, защита, прощение, помощь, забота, радость.

Отрицательные: ненависть, обида, месть, злость, негодование, зависть.


Они всегда идут рядом. Нам, людям, порой бывает трудно сопротивляться, чтобы не поддаться отрицательным чувствам. Вы согласны?


3. Представим ситуацию: вас обидели. Какие чувства сразу возникают?

(- Обида, чувство мщения)


Месть. На что похожа?


Ассоциации с данным словом (слайд 2) (Пожар в лесу, огонь, буря, кипяток)


4. Слово учителя. Желание отомстить – чувство, знакомое людям разных эпох. Сопротивляться ему бывает очень трудно. Мальчик, главный герой рассказа “Мститель”, ваш ровесник, оказывается в сложной ситуации выбора: отомстить обидчику или удержаться от этого желания? Какие чувства овладевают обиженным человеком? От чего зависит окончательное решение: мстить или отказаться от мести?

Именно эти вопросы волнуют автора рассказа «Мститель», и на них мы попытаемся сегодня ответить, анализируя прочитанный нами рассказ.


  1. Тема урока (слайд 3)

Урок-размышление «Месть или прощение» по рассказу В. Солоухина «Мститель». В. Солоухин – один из писателей, который много писал для детей. (Послушаем Артема, он нам немножко расскажет об авторе)

Знакомство с писателем (слайд5)


Цели и задачи урока (слайд 4)


Как вы считаете, кто главный герой и почему? (Главный герой-рассказчик, т.к. основное внимание в тексте уделено мыслям, переживаниям героя-рассказчика, внутреннему монологу, кроме того, он участник всех событий в произведении)

А что такое монолог? В чем необычность данного монолога? (Он – внутренний.)


– Внутренний монолог – это литературный прием, с которым мы еще не раз встретимся на страницах других художественных произведений.


– Как вы думаете, с какой целью В.Солоухин использует внутренний монолог? (Он помогает писателю показать особенности того или иного персонажа, раскрыть его взгляды на окружающий мир и других людей).

(Слайд 9)

– Монолог мальчика показывает, что в его душе происходит борьба между чувством, призывающим к отмщению, и нежеланием бить доверчивого приятеля. Мы становимся свидетелями внутренней борьбы, столкновения чувств, конфликта, который называется внутренним.


– Запишите определение в тетрадь. (На доске: внутренний конфликт – конфликт, не выходящий за пределы души персонажа, но развивающий действие).


С чего начинаются события в рассказе? (Ученики убирают картошку на школьном участке)


Какое настроение у героя-рассказчика? Докажите текстом. (Радостное: «дурачились как могли», «копать картошку - чудесное занятие», «Денек стоял на редкость: тихий, теплый, сделанный из золотого с голубым... »


Что за происшествие случилось на школьном участке? (Витька Агафонов, тайком подкравшись, земляным комом ударил героя-рассказчика)


– Работа над лексическим значением слова КАТЫШ.


Как изменилось настроение героя- рассказчика? Докажите текстом.

(«… наверное, небо по-прежнему было голубое, а солнышко красное. Но я уж не видел ни картошки, ни солнца, ни неба. В горле у меня стоял горький комок, на душе черно от обиды и злости...»)


Что порождает обида и злость? (Месть).


Как вы понимаете слово МЕСТЬ? (Работа над лексическим значением слова). (слайд 10)

Вскоре созрел план мести.

Какой план мести созрел у героя? («Через несколько дней, когда все позабудется, я как ни в чем не бывало позову Витьку в лес жечь теплинку. А там в лесу и набью морду.»)


Что означает слово ТЕПЛИНКА? (Работа над лексическим значением слова).


Что испытывает герой, осуществляя план мести? (Приглашая Витьку в лес, герой волнуется. «Даже в горле стало сухо, отчего голос сделался глухой и вроде бы чей-то чужой. А руки пришлось спрятать в карманы, потому что они вдруг ни с того ни с сего задрожали»).


Что герою трудно скрыть за своим волнением? («Затаенное коварство»).


– Подберите синоним к слову ЗАТАЕННОЕ. (Cкрытое).


– Что означает слово КОВАРСТВО? (Работа над лексическим значением слова).

Как ведет себя Витька? Сразу ли он соглашается?

(Не сразу. Он говорит: «Я знаю, ты драться начнешь. Отплачивать.»)

Мальчик убеждает друга в том, что он забыл обиду, что отмщения не будет.

И Витька улыбается «от уха до уха», радостно соглашается: «Ну ладно, тогда пойдем»).


Как по дороге в лес главный герой готовился к мщению? Докажите текстом. («Пока шли до горы, я всю дорогу старался вспомнить, как он ни за что ни про что ударил меня промежду лопаток...» Герой искусственно разжигает в себе обиду).


Мальчики в лесу.

Какие картины вы рисуете в своем воображении? Картины довольно-таки мирные.

Мальчишки вместе жгут костер, собирают рыжики, раскапывают норку, купаются в реке.


Но не так спокойно на душе у главного героя. Ведь он все время ищет удобный момент, чтобы отомстить. Найдите в тексте цитаты, доказывающие это.

«Ну ладно, эту норку мы раскопаем, - решил я, - потом уж я с тобой разделаюсь!»

«Айда за солью! – думал я, лелея по-прежнему свой злодейский замысел. – Только не думай, что все так и кончится. Когда сбегаем за солью, я тебя обязательно прищучу в лесу, ты от меня никуда не уйдешь».


Сначала желание отомстить очень сильно. Но постепенно оно ослабевает. Зачитайте строки, которые показывают, что обида утихает, главный герой успокаивается.

«Если вдуматься, Витька этот не такой плохой мальчишка, и в лесу с ним интересно…»

«Да и злости я уж не слышу в себе. Так хорошо на душе после этой теплинки, после этой речки!...»


Что мешает герою осуществить план мести? (Общие интересные дела: раскопка шмелиной норки, разжигание теплинки, приготовление пищи, купание в реке; доверчивость и искренность Витьки).


Что можно сказать о Витьке? (Витька – добрый мальчишка с открытой душой).


А как вы считаете, герой-рассказчик – злой человек? Аргументируйте свой ответ. (Добрый, т. к. отказывается от мести, видит красоту природы, несмотря на обиду, замечает хорошие качества в Витьке).


Почему герой не отомстил? (Потому что добрый и потому что «... очень непросто ударить человека, который доверчиво идет впереди тебя»).


Что происходит в душе героя, когда он отказывается от мести? («легко от принятого решения не бить Витьку»).


К какому выводу о Витьке приходит герой-рассказчик? («... Витька, в сущности, не плохой мальчишка - вечно он что-нибудь придумает»).


– А если Витька – не плохой мальчишка, то кем он может стать для героя? Как об этом говорится в тексте? (Другом. «И мы заходим в село как лучшие дружки-приятели»).


Итак, произведение закончилось тем, что рассказчик отказался от мести.


- Почему ушла обида?


- Мальчик сделал нравственный выбор, а сердце подсказало, как нужно поступить.


Ребята, как вы считаете, почему рассказ называется «Мститель»? (Потому что герой хотел отомстить, но мститель он несостоявшийся, т.к. его добрая натура все время сопротивляется им же придуманному «злодейскому замыслу» (В нем отражается мягкая авторская ирония).


- Приходилось ли вам испытывать чувство мести? К кому? За что? Что вы ощущали в этот момент?


Чем закончилась конфликтная ситуация?



3. Мне хочется, чтобы вы выразили свое отношение к проблеме и в целом к рассказу, выполнив различные задания.


Составление синквейна.


Месть

Черная, злая

Отомстить, ударить, отплатить

Месть - на душе плохо

Злость


Добро

Светлое, хорошее

Делать, любить, радоваться

Делайте чаще добро

Радость


4. Сегодня мы с вами вели разговор о важных жизненных вопросах: как должен поступать человек в ответственных моментах жизни. Важно не руководствоваться сразу эмоциями. Мне хочется, чтобы вы задумывались, прежде чем совершить что-то и всегда старались слушать свое сердце. Сердце плохого никогда не подскажет. Думайте Сердцем!


Мне бы хотелось, чтобы вы научились прощать.


И пусть вам в этом поможет наш сегодняшний урок и рассказ Владимира Солоухина. А строки из стихотворений Эдуарда Асадова и Татьяны Кузовлевой станут вашим жизненным девизом:



Эдуарда Асадов

Если друг твой в словесном споре

Мог обиду тебе нанести,

Это горько, но это не горе,

Ты потом ему все же прости.

В жизни всякое может случиться,

И коль ваша дружба крепка,

Из-за глупого пустяка

Ты не дай ей зазря разбиться…



Твори добро –

Нет большей радости.

И жизнью жертвуй,

И спеши

Не ради славы или сладостей,

А по велению души.

Когда кипишь,

Судьбой униженный,

Ты от бессилья и стыда,

Не позволяй душе обиженной

Сиюминутного суда.

Постой. Остынь.

Поверь – действительно

Все встанет на свои места.

Ты сильный. Сильные не мстительны.

Оружье сильных - доброта.



Проект урока


по рассказу


В.Солоухина


«Мститель»







Задания

1.Написать небольшой отзыв по рассказу «Мститель»

2.Нарисовать, каким вы представляете месть и прощение. Подумайте, какие краски для этого подберете.

3. Разгадывание кроссворда

4. Выполнение теста

5.Синквейн (небольшое стихотворение (5 строчек), без рифмы.)

1 строчка-существительное (Месть)

2 строчка – два прилагательных

3 строчка – три глагола

4 строчка – предложение

5 строчка – существительное (вывод)

4.Синквейн (небольшое стихотворение (5 строчек), без рифмы.)

1 строчка-существительное (Прощение)

2 строчка – два прилагательных

3 строчка – три глагола

4 строчка – предложение

5 строчка – существительное (вывод)

5. Редакторы – оформители.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок-размышление «Месть или прощение?» (По рассказу В.Солоухина «Мститель»)

Автор: Ермакова Надежда Ивановна

Дата: 11.10.2015

Номер свидетельства: 238554


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства