МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
лицей №10
города Советска Калининградской области
В стране Пушкиниане…
(урок литературы)
6 класс
Учитель: Кудрявцева Т.А.
Целевые установки урока (планируемые результаты):
Личностные результаты:
- проявлять интерес к чтению и изучению сказки А.С.Пушкина, художественному слову, которое создает образ;
- оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей.
Метапредметные результаты:
- планировать свою деятельность по решению учебной задачи, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;
- анализировать текст произведения, выявлять данные, необходимые для решения поставленной задачи;
- работать в группе: анализировать высказывание «Пушкинская сказка – наследница сказки народной».
Предметные результаты:
- давать характеристику героям, сравнивать произведения литературы, музыки и живописи.
Оборудование: презентация о А.С.Пушкине, репродукция картины «Царевна Лебедь», аудиозапись «Полёт шмеля», мультимедиапроектор.
Форма представления – презентация
Задача учащихся: отгадать не только слово, лексическое значение которого дано, но и строчки из сказки А.С.Пушкина, где загаданное слово встречается, и ее название.
СТРАНА ПУШКИНИАНА и ее ДРУЗЬЯ.
1.Орг.момент
Появляются на сцене скоморохи.
1Скоморох: Здравствуйте, дорогие, гости, участники и просто зрители!
2Скоморох: Приветствуем вас в этот теплый зимний денёк!
1Скоморох: Поднимите руки, кто никогда не слышал о сказках Александра Сергеевича Пушкина?
2Скоморох: Все слышали. Так вот мы сегодня собрались здесь для того, чтобы вспомнить эти сказки.
1Скоморох: Подходит к плакату и читает: Пушкиниана. Что это?
2Скоморох: Это страна, наверное, такая!
1 Скоморох: Да, точно! Была такая страна на волшебной карте! Видишь, как далеко мы с тобою зашли!
2Скоморох: А кто здесь самый главный?
1Скоморох: Наверное, герои сказок Пушкина!
Дорогой сказок Пушкина идем мы без опаски
Где с ножками избушки, Где автор любит краски.
И встретят вас герои
Смешные, страшные, порою,
На сказочной поляне
В стране Пушкиниане.
2. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Конкурс первый - разминка.
Первый министр: Выберите капитанов команд. Пусть каждый из них представит свою команду.
Царь: Стойте, стойте! Это конечно хорошо, но вот первое задание, как раз для таких бравых ребят. Пусть вынесут нам на суд герб и флаг. Лучшие атрибуты будут украшать Пушкиниану.
(Каждая команда представляет свой флаг и герб).
Уважаемое жюри, помогите, я в замешательстве, оцените по достоинству этих славных ребят.
Конкурс второй –смекалистый.
Первый министр: Команды получают грамоту, в которой есть слово, нужно из букв этого слова как можно больше слов составить за 3 минуты.
Конкурс третий – сказочный.
Царь: Что-то скучно мне стало, развеселите меня и гостей моих дорогих, покажите свои таланты.
Отрывок.
Действующие лица:
Автор-рассказчик,Князь Гвидон, Лебедь, Белка, 2Стражника.
Автор-рассказчик: В синем небе звёзды блещут, В синем море волны хлещут; И не весел князь Гвидон К морю лишь подходит он. Лебедь: Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? Опечалился чему? – Автор-рассказчик: Говорит она ему. Князь печально отвечает: Князь Гвидон: Грусть-тоска меня съедает, Чудо чудное завесть мне б хотелось. Где-то есть ель в лесу, под елью белка; Диво, право, не безделка – Белка песенки поет да орешки все грызет, А орешки не простые, Все скорлупки золотые, Ядра чистый изумруд; Автор-рассказчик: Князю лебедь отвечает: Лебедь: Свет о белке правду бает; Это чудо знаю я; Полно, князь, душа моя, Не печалься; рада службу Оказать тебе я в дружбу. | Появляются на сцене 2 стражника, белка с платком в сарафане. Автор-рассказчик: Ба, Ель растет перед дворцом. А под ней хрустальный дом. Первый стражник: Белка здесь живет ручная, Второй стражник: Да затейница какая. Первый стражник: Белка песенки поет: Белка (поет): Во саду ли, в огороде Девица гуляла Ростом птичка-невеличка И красива с личика. Второй стражник: Да орешки все грызет. Гвидон : «А орешки не простые, Всё скорлупки золотые, Ядра – чистый изумруд; Слуги белку стерегут… Автор-рассказчик: За морем житьё не худо В свете ж вон какое чудо. Остров на море лежит Град на острове стоит С златоглавыми церквами, С теремами да садами; И сидит в нем князь Гвидон Он и шлет вам всем поклон… |
Отрывок.
Действующие лица: Автор-рассказчик, Царь Дадон, Скопец-мудрец, Девица Шамаханская Царица (восточный танец)
Автор-рассказчик: Негде, в тридевятом царстве, В тридесятом государстве Жил-был славный царь Дадон. Смолоду был грозен он И соседям то и дело наносил обиды смело. Вот осьмой уж день проходит, Войско в горы царь приводит И промеж высоких гор Видит шелковый шатер. Царь Дадон: Вдруг шатер Распахнулся и девица, Шамаханская царица, Вся сияя как заря, Тихо встретила меня. Автор-рассказчик: И она передо Дадоном Вышла павой молодой.(восточный танец) Шамаханская царица: Здравствуй царь, А я девица – Шамаханская царица. Автор-рассказчик: Улыбнулась и с поклоном Его за руку взяла и в шатер свой увела. | Царь Дадон: Наконец и в путь обратный Со своею силой ратной И с девицей молодой Отправляюсь я домой… Автор-рассказчик: Вдруг в толпе увидел он В сарачинской шапке белой, Весь как лебедь поседелый, Старый друг его скопец. Скопец: А, здорово, мой отец, - Царь: Что ты скажешь, Подь поближе, Что прикажешь? Скопец-мудрец: Помнишь? За мою услугу Обещал ты мне, как другу, Волю первую мою Ты исполнить как свою. Подари ж ты мне девицу, Шамаханскую царицу. Царь: Или ты с ума рехнулся? Что ты в голову забрал? Я, конечно, обещал, Но всему же есть граница. И зачем тебе девица? Ничего ты не получишь! Убирайся, цел пока! Оттащите старика. |
3. Этап построения проекта и реализации проекта
Действующие лица:
Царица: Свет мой, зеркальце, скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее? Зеркальце: Ты прекрасна, спору нет, Но живет без всякой славы, Средь зеленые дубравы У семи богатырей Та, что все ж тебя милей. Царица: Ах ты мерзкое стекло. Это врешь ты мне на зло… (Надевает платок, берет посох и идет к царевне) Царевна сидит на лавке и играет с собакой. (Собака бросается на старуху и рычит…) Царевна: Бабушка, постой немножко,- Пригрожу сама я псу И кой-что тебе снесу. Черница-царица: Ох ты, дитятко девица! Пес проклятый одолел, Чуть до смерти не заел. Посмотри как он хлопочет! Выдь ко мне. Царевна: Я с крылечка лишь сошла, Пес мне под ноги и лает, И к старухе не пускает. Что за чудо? Видно выспался он худо? Черница-царица: Бог тебя благослови, Вот за то тебе лови! | Пес: И к царевне наливное прямо яблочко летит… Царица-черница: Кушай яблочко, мой свет… Царевна: Благодарствуй за обед… (смотрит на яблоко) Пес: В руки яблоко взяла, К алым губкам поднесла, Потихоньку прокусила И кусочек проглотила… Вдруг она, моя душа, Пошатнулась не дыша, Белы руки опустила, Плод румяный уронила, Закатилися глаза, Головой на лавку пала И тиха, недвижна стала… Царица: Я ль скажи мне, всех милее, Всех румяней и белее? Зеркальце: Ты, царица, спору нет, Ты на свете всех милее, Всех румяней и белее! |
4. Этап рефлексии.
Итог урока: Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Оценка: _______________моя, ________________учителя (за заполнение таблиц)
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
Домашнее задание: синквейн «Сказки А.С. Пушкина»
Для инсценирования Автор-рассказчик: Пошел старик к своей землянке, А землянки нет уж и следа; Перед ним изба со светёлкой. Старуха сидит под окошком, На чем свет стоит ругает мужа: Старуха: Дурачина ты, простофиля! Выпросил, простофиля, избу! Воротись, поклонись рыбке: Не хочу быть черною крестьянкой, Хочу быть столбовою дворянкой… Автор-рассказчик: Пошел старик к морю (Не спокойно синее море.) Стал он кликать золотую рыбку. Старик: Рыбка! Рыбка! Рыбка: Чего тебе надобно, старче? Старик: Смилуйся, государыня рыбка! Пуще прежнего старуха вздурилась, Не дает старику мне покою: Уж не хочет быть она крестьянкой, Хочет быть столбовою дворянкой. Рыбка: Не печалься, ступай себе с богом! (Старуха в соболем воротнике, с кокошником, руки в перстнях) | Старик: Здравствуй, барыня-сударыня, дворянка! Чай, теперь твоя душенька довольна? Старуха: Как ты смеешь разговаривать со мною, Со мною, дворянкой столбовою? Автор-рассказчик: Вот неделя-друга проходит Еще пуще старуха вздурилась. Захотела быть владычицей морскою Чтобы жить ей в море-Окияне, Чтоб служила ей рыбка золотая И была б у нее на посылках… (появляется рыбка и слушает старика) Старик: Что мне делать с проклятою бабой? Ну не хочет быть она царицей, Хочет быть владычицей морскою… Автор-рассказчик: Ничего не сказала рыбка, Лишь хвостом по воде плеснула И ушла в глубокое море. Воротился старик к старухе. Глядь, на пороге сидит старуха, А перед нею разбитое корыто… |
Когда все выступили:
И я там был,
И мед я пил.
У моря видел дуб зеленый
Под ним сидел и кот ученый
Свои мне сказки говорил…
Конкурс четвертый – загадочный.
Царь: Посмотрели диво-дивное, чудо-чудное, пора, Воеводы дружины, капитаны смелые выберите 3 представителей от команд и милости просим к нам на сцену!
Выходят 3 представителя от команд.
Первый министр: У меня есть непростой мешочек (подносит мешочек с загадками), а ну-ка, угадайте-ка по загадочке на дорожку! Выбирайте, не стесняйтесь!
1. Сколько лет прожил старик со старухой у самого синего моря? (33 года)
2. Сколько раз забрасывал старик невод в синее море? (Три раза)
3. Кем работал Балда у попа (повар, конюх, плотник)
4. Из скольких человек состояла семья у попа? (Из четырех)
5.Какие предупредительные знаки использовал Золотой петушок царя Дадона (Поворачивался и кричал)
6. Сколько сыновей было у царя Дадона?
7. Как звали царевича в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»? (Елисей)
8. К кому обращался царевич Елисей, чтобы узнать, где находится его невеста?(К солнцу, к месяцу, к ветру)
9. Какую песню исполняла белка-затейница? (Во саду ли…)
10. Как звали пса, который сторожил терем семи богатырей? (Соколко)
11. Сколько раз Гвидон отправлялся в царство Салтана и в кого превращался? (3 раза превращался: в комара, муху и шмеля.)
12. В который по счету день войско во главе с царем Дадоном встретило Шамаханскую царицу? (Вот осьмой уж день проходит).
Конкурс пятый –художественный.
Царь: Коли я все время главный герой, нарисуйте-ка мой портрет за 7 минут, а кто лучший из вас художник мы посмотрим.
Первый министр: вывешивает листы, и вызывает по 5 человек от команд.
Вы строитесь и по одному выходите, поочередно дорисовывать то, что нарисует первый, передавая марке следующему.
Конкурс шестой – головоломка.
Царь: Да красивые получились портреты, что я даже растерялся, какой тут на меня больше похож! А теперь задание командам.
Еще одно испытание для удалых ребят.
Надо вспомнить и прочитать стихотворение целиком, угадав его по окончаниям строчек, назвать произведение, откуда отрывок. Вот, например, я называю вам рифмы: Ко мне, на ремне, бляшке, фуражке. (Как называется стихотворение?)Написали и отдайте мне.
А вы пишете на листке строки:
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой «пять» на медной бляшке,
В синей форменной фуражке. Поняли?
Царь: А сейчас, пока вы готовитесь, рекламная пауза:
1.Простился, снарядился, у окна, одна. (Царь с царицею простился В путь дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна.) 2.Не забуду, повсюду, ВОРОТИСЬ, ЛОЖИСЬ. Ввек тебя я не забуду, Ты найдешь меня повсюду. А теперь ты воротись. Не горюй и спать ложись. 3.Дорожках, зверей, ножках, дверей. Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей. | 1. Могуч, туч, море, просторе. Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе. Локти, когти, терпеть, умереть. Крепко связаны ей локти, Попадется зверю в когти, Меньше будет ей терпеть, Легче будет умереть. 3.С Бабою-Ягой, собой, чахнет, пахнет. Там ступа с Бабою-Ягой Идет, бредет сама собой; Там царь Кощей над златом чахнет, Там русский дух, там Русью пахнет! |
1.Гуляет, подгоняет, в волнах, парусах. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет, Он бежит себе в волнах На поднятых парусах. 2.Сердечно, навечно, милей, Елисей. Всех я вас люблю сердечно; Но другому я навечно Отдана. Мне всех милей Королевич Елисей. 3.Обратный, ратный, молодой, домой. Наконец и в путь обратный Со своею силой ратной И с девицей молодой Царь отправился домой. | 1. Поп, лоб, по базару, товару. Жил был поп, Толоконный лоб, Раз пошел поп по базару, Посмотреть кой-какого товару. 2.Зеленый, том, ученый, кругом. У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом. 3.Нет, ответ, милее, белее. Хоть весь мир, мне равной нет! Так ли, зеркальце в ответ: «А царвна все ж милее, Все ж румяней и белее». |
Конкурс седьмой – проектный.
Первый министр: Главные художники-проектировщики! Представьте на суд царский ваше произведение искусства, которое должно украшать въезд в нашу Пушкиниану! Покажите нам удаль молодецкую, померяйтесь силами.
(Каждая команда представляет свой проект памятника или плакат.)
Царь: Уважаемое жюри, не будете ли вы так любезны, посчитать очки каждой команде, они сегодня так усердно соревновались? Да не вздумайте кого-нибудь не приголубить.
Царь: Сказка ложь
Да в ней намек.
Добрым молодцам урок…
Огласите результаты, пожалуйста.
Награждение.
Царь: А теперь веселись народ
Дискотека нас уж ждёт….