Урок-проект в 11 классе "Я мысленно вхожу в Ваш кабинет..."
Урок-проект в 11 классе "Я мысленно вхожу в Ваш кабинет..."
Максимилиан Волошин- уникальное явление русской культуры: поэт, художник, ученый, критик. Эта личность стоит того, чтобы рассказать о ней ученикам. В 11 классе это лучше сделать после изучения творчества Марины Цветаевой, так как придется неоднократно обращаться к ее имени, ее творчеству.
Урок рассчитан на 2 часа. Использование метода проектной деятельности позволяет создать условия для осознания учащимися значения творчества Волошина.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-проект в 11 классе "Я мысленно вхожу в Ваш кабинет..." »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 им. А. Демина муниципального образования Брюховецкий район
Урок-проект по творчеству Максимилиана Волошина
«Я мысленно вхожу в Ваш кабинет…»
11 класс
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Мальцева Татьяна Алексеевна
станица Чепигинская
2014 год
Тема урока: «Я мысленно вхожу в Ваш кабинет…»
Дидактическая цель: создать условия для осознания учащимися значения творчества М. Волошина; получение знаний по творчеству поэта методом проектной деятельности.
Тип проекта: комбинированный: сочетает в себе коммуникативно-ориентированный, исследовательский, культурологический аспекты.
Цели по содержанию
Образовательная: познакомить учащихся с уникальным явлением русской культуры- творчеством
М. Волошина, поэтом, художником, критиком.
Развивающая: создать условия для развития у учащихся умений сопоставительного анализа, работы в творческих группах, нахождения информации в разных источниках и ее обработке.
Воспитательная: способствовать воспитанию у старшеклассников интереса к русской культуре; формирование нравственно-эстетических идеалов.
Задачи
Изучить литературу по творчеству М. Волошина.
Познакомиться со стихами поэта.
Связать интересы Волошина к поэзии и изобразительному искусству.
Выявить нравственно-эстетический идеал автора через анализ стихотворений и рисунков.
Оформить выводы, используя сообщения и мультимедийный проект.
Создать творческий портрет поэта Максимилиана Волошина.
Литература
Куприянов И.Т. Судьба поэта. Киев, 1978.
Купченко В. П. Остров Коктебель.-М., 1981
Карсалова Е.В., Леденев А.В. «Серебряный век» русской поэзии. -Новая школа, 1996.
Цветаева М. Живое о живом.- М, Просвещение, 2007.
Музыка
Тухманов Д, Волошин М. « Я мысленно вхожу в ваш кабинет…»
Музыка А. Петрова из к/ф «Человек-амфибия»
Мартынов В. «Утро в горах».
Ход урока
Оргмомент. Мотивация учащихся к работе. Деление на группы.
Чтение фрагмента из стихотворения Волошина «Марине Цветаевой»:
К Вам душа так радостно влекома!
О, какая веет благодать
От страниц «Вечернего альбома»!
(Почему «альбом», а не «тетрадь»?
……………………………………..
Ваша книга странно взволновала-
В ней сокрытое обнажено.
В ней страна, где всех путей начало,
Но куда возврата не дано.
…………………………………
Кто Вам дал такую ясность красок?
Кто Вам дал такую тонкость слов?
Смелость все сказать: от детских ласок
До весенних новолунных снов?
Ваша книга- это весть «оттуда»,
Утренняя благостная весть.
Я давно уж не приемлю чуда,
Но как сладко слышать: «Чудо- есть!»
Учитель делает небольшое вступительное сообщение о поэте:
-Максимилиан Волошин, написавший первую ободряющую статью о молодой Марине Цветаевой и взявший ее под свое покровительство, стал ее большим другом. Он назвал Цветаеву «чудом», а мне хотелось бы, чтобы и вы в конце сегодняшнего урока могли воскликнуть, думая о Волошине: «Чудо - есть!». Его творчество - уникальное явление русской культуры: поэт, художник, ученый, критик. Этот человек стоит того, чтобы говорить о нем, о его творчестве.
Чтобы работа шла более эффективно, создадим творческие группы:
Биографы
Исследователи
Искусствоведы
Литературоведы
Назначаются руководители групп.
Целеполагание. Формулировка проблемных вопросов для групп.
- Вам предстоит представить, что вы вошли в кабинет поэта, все, что вы увидели там, прочитали поможет раскрыть этого замечательного человека как Поэта, Художника, Человека и создать его творческий портрет. Конечно, он будет отчасти условным, но в нем может быть узнаваема палитра любимых цветов поэта, очертания растений и камней, близких его натуре, символы музыкальных ритмов, которые, по вашему мнению, созвучны его поэзии и, наконец, все это вы можете дополнить словесным выражением его жизненной позиции, его эмоционального склада.
Биографы
Исследователи
Искусствоведы
Литературоведы
Какие факты из биографии Волошина служат доказательством того, что поэт- незаурядная личность?
Расскажите о литературных пристрастиях Волошина.
Можно ли утверждать, что Волошин не только поэт, но и художник?
В чем особенность волошинской поэзии?
Организация деятельности учащихся в группах.
Распределяются обязанности в группе; происходит обсуждение по формам представления продукта деятельности.
Карточка №1 с заданиями группе «Биографы»
Прочитайте стихотворение Волошина «Ел. Дмитриевой» и попробуйте представить его героиню.
Как раскрывается в истории, связанной с героиней этого стихотворения, личность Волошина?
Какое жизненное призвание, по мнению М. Цветаевой, было у Волошина?
Прочитайте стихотворение Волошина «Я мысленно вхожу в Ваш кабинет…». Попробуйте представить себе литературные пристрастия поэта. Каковы они?
Как сам поэт раскрывается в этих пристрастиях?
Продукт: презентация «Киммерия Волошина».
Карточка №3 с заданиями группе «Искусствоведы»
Какие картины возникли у вас при чтении стихотворений Волошина?
Можно ли сказать, что их автор- не только поэт, но и художник?
Чем особенны его пейзажи?
Волошин никогда не писал с натуры – все больше по памяти. Как вы думаете, почему?
Продукт: альбом «Акварели Волошина».
Карточка №4 с заданиями группе «Литературоведы»
Выберите одно из стихотворений Волошина и обоснуйте свой выбор.
В чем особенность этого стихотворения?
Продукт: графическая символика-иллюстрация.
4.Ответы учащихся по группам.
Группа «Биографы»
-Максимилиан Волошин- личность незаурядная. За короткое время трудно рассказать о нем подробно, поэтому постараемся быть краткими и расскажем только о самом интересном случае из биографии поэта. Мы познакомим вас со стихотворением «Ел. Дмитриевой»:
К этим гулким, морским берегам,
Осиянным холодною синью,
Я пришла по сожженным лугам,
И ступни мои пахнут полынью.
Запах мяты в моих волосах,
И движеньем измяты одежды;
Дикой масличной ветвью в цветах
Я прикрыла усталые вежды.
На ладонь опирая висок
И с тягучею дремой не споря,
Я внимаю, склоняясь на песок,
Кликам ветра и голосу моря…
Это стихотворение посвящено школьной учительнице- Елизавете Дмитриевой. Была она непривлекательной, хромой, внешне ничем неприметной, но зато писала стихи, которые были совершенно не созвучны с ее внешним обликом. В них царили рыцари, шпаги, паруса, удивительная любовь. Волошин решил помочь ей. И вот однажды в редакцию журнала «Аполлон» пришло письмо, написанное острым косым почерком. В нем оказались стихи, подписанные именем Чарубины де Габриак. Обратного адреса не было, сообщалось только, что автор живет в семье строгих нравов. Вся редакция «Аполлона» влюбилась в прекрасную незнакомку (в том, что она была прекрасна, ни у кого не возникало сомнений) и стала с нетерпением ждать новых писем, которые не замедлили появиться. Росло количество стихов - росло и число поклонников Чарубины.
Но однажды тайное стало явным: Чарубина де Габриак предстала в образе Елизаветы Дмитриевой- поклонники были разочарованы. Только Волошин остался преданным другом поэтессы. Из этой истории можно сделать вывод о том, что Волошин был верным другом, сердечным человеком. Он умел ценить яркую индивидуальность, поэтому вокруг него собиралось множество замечательных людей.
Марина Цветаева вспоминала: «Одно из жизненных призваний Макса было сводить людей, творить встречи и судьбы. К его собственному определению себя как коробейника идей могу добавить и коробейника друзей… Макс принадлежал другому закону, чем человеческому, и мы, попадая в его орбиту, неизменно попадали в его закон. Макс был сам планета. И мы, крутившиеся вокруг него, в каком-то другом, большем круге, крутились совместно с ним вокруг светила, которого мы не знали».
Дом, который он вместе с матерью приобрел в Коктебеле, всегда был полон друзей, знакомых, близких. Здесь бывали и подолгу жили М. Цветаева, А. Белый, В. Брюсов. ВС. Рождественский, М. Булгаков, Е. Замятин, А. Грин, К. Чуковский, К. Петров-Водкин… Волошин и создавал свой Дом как «художественную колонию для поэтов, ученых и художников». Благодаря своему хозяину он был и духовным центром Коктебеля, мощным магнитом, притягивающим к себе талантливых людей. Привлекательность Волошина-художника (в обоих значениях этого слова) состоит в его высокой духовности и широте интересов.
Группа «Исследователи»
(Звучит песня Давида Тухманова на слова М. Волошина «Я мысленно вхожу в ваш кабинет…»)
Наша группа пыталась найти ответ на вопрос: каковы литературные пристрастия Волошина и как сам поэт раскрывается в своих пристрастиях.
Волошин-поэт, переводчик, литературный и художественный критик- автор более 250 статей, художник- мастер акварели, офорта, мемуарист, ученый- знаток восточных религий. Философ, краевед, историк, тонкий ценитель музыки… Поистине неисчерпаемая личность.
Цветаева говорила, что Волошин- «порождение земли», дух земли. Это неслучайно. Поэт всегда ощущал себя частью природы.
Друзья в шутку называли его «Макс де Коктебель». Лучшие его стихи связаны с Крымской землей – Киммерией, как любил называть ее Волошин. И сегодня, конечно, эти стихи прозвучат.
(На фоне органного концерта Баха ученики читают стихотворения из цикла «Киммерийские сумерки»)
Старинным золотом и желчью напитал
Вечерний свет холмы. Зардели красны, буры,
Клоки косматых трав, как пряди рыжей шкуры.
В огне кустарники, и воды, как металл.
А груды валунов и глыбы голых скал
В размытых впадинах загадочны и хмуры.
В крылатых сумерках- намеки и фигуры…
Вот лапа тяжкая, вот челюсти оскал,
Вот холм сомнительный, подобный вздутым ребрам.
Чей согнутый хребет порос, как шерстью, чобром?
Кто этих мест жилец: чудовище? титан?
Здесь душно в тесноте… А там- простор, свобода,
Там дышит тяжело усталый Океан
И веет запахом гниющих трав и йода.
Учитель. Какие картины возникли у вас в воображении при чтении этих стихотворений? Можно ли сказать, что их автор- не только поэт, но еще и художник?
Группа «Искусствоведы»
Нередко, прежде чем создать пейзажное стихотворение, Волошин записывал слова, передающие оттенки красок, чтобы в произведении добиться нужного цветового соотношения. А так же подбирал рифмующиеся слова: например, бандуры, фигуры, шкуры, буры, хмуры, скал, оскал, металл, кристалл, закал. Стихотворение «Старинным золотом и желчью напитал…», где использованы эти рифмы, вполне можно назвать «акварелью в стихах». В этом поэтическом пейзаже автор придал киммерийской природе монументальность и одновременно очеловечил ее. В ней поэт увидел сходство с лучшим ее творением- человеком. Цветы, формы, запахи- все вместе создает такую картину, которую хочется видеть так же, как хочется «слышать звучание» волошинских акварелей.
(под музыку В. Мартынова «Утро в горах» ученики читают стихотворения из цикла «Киммерийская весна»)
Сквозь облак тяжелые свитки,
Сквозь ливней косые столбы
Лучей золотистые свитки
На горные падают лбы.
Пройди по лесистым предгорьям,
По бледным, полынным лугам,
К широким моим плоскогорьям,
К гудящим волной берегам,
Где в дикой и пенной порфире,
Ложась на песок голубой.
Все шире, все шире, все шире
Развертывается прибой.
Поэтические пейзажи Волошина не только изображают живописные уголки природы, они говорящие: мы слышим голос Земли, Истории, трав и камней, как будто сама природа рассказывает нам о том, что навеки запечатлелось в ее памяти.
Заката алого заржавели лучи,
По склонам рыжих гор… и облачной галеры
Погасли паруса. Без края и без меры
Растет ночная тень. Остановись. Молчи.
Каменья зноем дня во мраке горячи,
Луга полынные нагорий тускло-серы…
И низко над холмом дрожащий серп Венеры,
Как пламя воздухом колеблемой свечи.
Группа «Литературоведы»
(на фоне музыки А. Петрова из кинофильма «Человек-амфибия» звучит стихотворение М. Волошина «Полдень»
Звонки стебли травы, и движенья зноя пахучи.
Горы, как рыжие львы, стали на страже пустынь.
В черно-синем огне расцветают медные тучи.
Горечью дышит полынь.
В ярых горнах долин, упоенных духом лаванды,
Темным золотом смол медленно плавится зной.
Нимбы света, венцы и сияний тяжких гирлянды
Мерно плывут над землей.
«Травы древних могил, мы взросли из камней и праха,
К зною из ночи и тьмы, к солнцу на зов возросли.
К полдням вынесли мы, трепеща от сладкого страха.
Мертвые тайны Земли.
В зное полдней сухих мы пьянеем, горькие травы.
Млея по красным холмам, с иссиня- серых камней,
Душный шлем фимиам- благовонья сладкой отравы-
В море расплавленных дней.»
Мы выбрали это стихотворение, потому что оно, на наш взгляд, отражает основные особенности лирики М.А. Волошина. Стихотворение прежде всего пейзажное, красочно передающее впечатления от любимого поэтом края- овеянной историей Киммерии, Крыма, где в Коктебеле жил Волошин. Эта картина природы в полдень, когда раскаленное солнце как будто остановило всякую жизнь, кроме естественной жизни величественных сил природы. Все застыло, кажется, движется только зной. Соответствует этому и ритм стихотворения. Длинные строки четырехстопного анапеста требуют паузы (вздоха) в середине и перебиваются (еще одна пауза-вздох) в конце. Но последняя строка в каждой строфе гораздо короче и написана трехстопным дактилем. Нам эти строфы напоминают медленный подъем в гору. Все выше и выше поднимается тон от строки к строке, но вот какая-то высота преодолена, можно остановиться, перевести дыхание, вглядеться в то, что тебя окружает.
И снова медленный, размеренный подъем, чтобы с высоты увидеть все шире открывающийся мир.
В этом стихотворении М.А. Волошин раскрывается и как поэт, и как художник. Он использует не только яркие краски, но и оттенки красок: «черно-синий огонь», «темное золото смол», «иссиня-серые камни». А как живописно сравнение: «Горы, как рыжие львы, стали на страже пустынь». Волошин был своеобразным художником, и среди его пейзажей есть такие, которые близки этому стихотворению. А в качестве графического символа к нему мы бы предложили сухой стебель полыни и яркое раскаленное солнце над ним.
Картину полуденного Крыма поэт рисует не только в красках, но и звуках («звонки стебли травы») и особенно в запахах («движенья зноя пахучи»).
Но вчитавшись в это стихотворение, понимаешь, что оно не только пейзажное. Во второй части поэт использует интересный прием- как будто он слышит голос трав, голос земли, истории:
«Травы древних могил, мы взросли из камней и праха,
К зною из ночи и тьмы, к солнцу на зов возросли.
К полдням вынесли мы, трепеща от сладкого страха.
Мертвые тайны Земли…»
Крым- земля, через которую прошло немало народов, несколько цивилизаций. Древние могилы скрывают множество тайн: исторических, мифологических, археологических. Раздумья над ними, а в конечном смысле над ходом и смыслом жизни тоже вызывает это стихотворение, которое становится таким образом не только пейзажным, но и философским.
Стихи Волошина иногда называют мастерски написанными, но холодными, недостаточно лиричными. Может быть, это так. Но мы, читая это стихотворение, прямо ощущаем и зной, и горечь полыни, и красоту Киммерии, и загадку ее истории. А если это так, значит, нам поэзия М. Волошина близка и нужна.
Представление продуктов деятельности.
Групповое творческое задание.
-Итак, краткое знакомство с творчеством яркого, удивительного поэта и художника закончено. Теперь я предлагаю вам выполнить групповое творческое задание, о котором мы говорили еще в начале урока: создать портрет Художника из камней, трав, музыки и красок.
(на выполнение работы отводится 10-15 минут, после чего группы представляют свою работу).
Подведение итогов. Оценка итоговых и промежуточных результатов. Самоанализ работы в группах.
Список использованной литературы
Куприянов И.Т. Судьба поэта. Киев, 1978.
Купченко В. П. Остров Коктебель.-М., 1981
Карсалова Е.В., Леденев А.В. «Серебряный век» русской поэзии. -Новая школа, 1996.
Конспекты уроков для учителя литературы: 11 кл.: Серебряный век русской поэзии: в 2 ч./ Под ред. Л.Г. Максидоновой.- М.: гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000