kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-проект "Пословицы и поговорки". Литературное чтение 2 класс. УМК " Планета знаний"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация проекта. «Пословицы и поговорки» касается такой  учебной  темы , как «Народные песни, сказки, пословицы ». Исследования в рамках проекта помогут обучающимся ближе познакомиться с пословицами и поговорками русского народа, дети найдут ответ на вопрос «Чем пословица отличается от поговорки?» Научатся  правильно отбирать материал, грамотно компоновать его, анализировать полученные результаты. Данная работа позволит вызвать  интерес к прошлому народа, его культуре, даст возможность понять, что пословицы и поговорки - целый мир народной мудрости, изучение, которого совсем не бесполезно, это отражение жизни народа.
Правильное использование пословиц в речи повысит уровень воспитанности и культуры ученика.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Пословицы и поговорки А4»


Лёгок

на помине.

Старый друг, лучше новых двух.



Как снег

на голову.


Согласную семью и горе не берёт.

Как аукнется, так и откликнется.



Слово не воробей.


На смелого собака лает, а трусливого кусает.


Дорога ложка к обеду.



Семь пятниц на неделе.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.



Как о стену горох.

Не на пользу читать, коли только вершки хватать.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Название проекта: «Пословицы и поговорки»

Предмет и участники проекта: литературное чтение,2 класс

Приблизительная продолжительность проекта- 2-3 недели

Вид проекта: творческий, групповой

Ведущая деятельность: творческая, поисковая. 


Аннотация проекта:

Тема проекта «Пословицы и поговорки» касается такой учебной темы , как «Народные песни, сказки, пословицы ». Исследования в рамках проекта помогут обучающимся ближе познакомиться с пословицами и поговорками русского народа, дети найдут ответ на вопрос «Чем пословица отличается от поговорки?» Научатся правильно отбирать материал, грамотно компоновать его, анализировать полученные результаты. Данная работа позволит вызвать интерес к прошлому народа, его культуре, даст возможность понять, что пословицы и поговорки - целый мир народной мудрости, изучение, которого совсем не бесполезно, это отражение жизни народа.
Правильное использование пословиц в речи повысит уровень воспитанности и культуры ученика.


Цель проекта:

создать условия для самостоятельного поиска детьми необходимой информации с использованием различных источников;

развивать творческие способности, чувство ответственности за порученное дело, умения анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности;

прививать навыки работы в группе, желание обмениваться информацией, поддерживать диалог, умение выражать свою точку зрения и обосновывать ее.


Задачи:

Узнать откуда взялись пословицы и поговорки?

Какие бывают пословицы и поговорки?

Чему они учат?


Проблемные вопросы:

Зачем человек использует в своей речи пословицы?

Можно ли доверять пословицам?

Чем пословица отличается от поговорки?


Этапы работы над проектом:

1. Погружение в проект, разработка плана работы, выбор источников информации по теме проекта.

2. Самостоятельная работа, работа с родителями, библиотекарями, работа в парах, работа в группах, самооценка работы.

3. Оформление результатов, подготовка к презентации проектной работы.

4. Презентация результатов на итоговом уроке.


Работа групп (по 5 человек)

1 группа – «исследователи-теоретики»;

2 группа – «литераторы»;

3 группа – «наблюдатели» ;

4 группа – «актёры».


«Исследователи - теоретики» - собирают нужную информацию о пословицах и поговорках, используя все виды источников информации . Представляют результаты исследования чем пословица отличается от поговорки и предлагают задания на закрепление данного понятия остальным участникам проекта.


«Литераторы» - находят в литературных источниках короткие произведения,к которым можно подобрать пословицы и поговорки, представляют их в виде задания другим участникам проекта.


«Наблюдатели»- используя свой жизненный опыт, опыт родителей, бабушек и дедушек проводят наблюдения в семьях, в школе на уроках, на переменах, в общении с друзьями, в каких жизненных ситуациях, какие чаще всего используются пословицы и поговорки. Предлагают жизненные ситуации в виде задания для других участников.


«Актёры» - подбирают материал-задание для обыгрывания, презентуют актёрское мастерство.














































Рефлексия.

Работа в рамках проекта получается интересной, увлекательной, познавательной. Позволяет раздвинуть горизонт каждого ученика, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах классно-урочной системы. Результаты работы групп над проектом получают высокую оценку и одобрение.


Создание комфортных условий для дифференцированного обучения.


Возможности для всех учеников

Работа в группах позволяет учащимся выбрать для себя роль в соответствии со склонностями и интересами, чтобы быть успешными внести свой вклад в итоговую работу:

- анализ источников;

- поиск и обработка необходимой информации по теме проекта;

- поиск и подготовка к представлению иллюстрированного материала по теме проекта;

- организация и проведение совместного обсуждения результатов работы группы;

-обработка результатов и представления их средствами компьютерных технологий;

-подготовка и проведение устной презентации работы групп.


Для одаренного ученика

Для одаренного ученика можно использовать самостоятельные исследования, проектную деятельность. Можно использовать усложнённые и дополнительные задания, особенно те, которые будут направлены на самостоятельное добывание знаний и представление полученной информации. Руководит группой.

Для учеников, испытывающих трудности в обучении

Необходим календарь заданий, индивидуальные, скорректированные материалы. Установить контакт с учеником, помочь ему поверить в свои силы. Вместо устных ответов использовать тестирование за партой или компьютером. Ученик старается выполнить задания самостоятельно.






Планируемые результаты

Предметные:

- знать и называть малые фольклорные жанры, узнавать их, отличать друг от друга;

- отличать пословицу от поговорки;

Метапредметные:

регулятивные:

- понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение;

познавательные:

- сравнивать малые фольклорные жанры между собой, соотносить пословицы и поговорки со смыслом прочитанных произведений;

коммуникативные:

- работать в группе, строить взаимоотношения в соответствии с правилами работы в группе.

Личностные:

- самоопределяться в выборе заданий;

- определять личностный смысл выполнения творческих заданий;

- реализовывать свой творческий потенциал.




План оценивания


До работы над проектом

В ходе работы над проектом

После завершения работы над проектом


Изучение раздела в литературном чтении «Народные песни, сказки, пословицы».


Вопросы по теме проекта, побуждающие активность обучающихся, желание узнать больше.


Обсуждение общего плана работы над проектом.


Постановка проблемных и учебных вопросов.


Обсуждение плана работы над проектом в группах.


Обмен мнениями.

Обсуждение информации, формирование групп.


Разработка плана действий, определение средства реализации, источники информации, распределение роли в группах.


Работа с информацией.


Работа в библиотеке с родителями, в Интернете.

Самостоятельная работа, в парах, в группах.


Работа над проектом и его оформлением.


Консультация учителя.

Оценочные листы для групп учащихся (создание продукта). Рефлексия.

Консультация учителя перед презентацией

Критерии оценивания проекта.


Представление проектов.


Итоговое обсуждение .


Итоговая анкета.


Результаты работы.


Защита проекта.


Оценивание совместной деятельности

б

а

л

л


3

2

1


Собственный вклад в работу группы

Я активно участвую в групповом обсуждении работы над проектом.


Я добросовестно выполняю всю порученную мне работу

Я иногда вношу свой вклад в работу группы


Взаимодействие с другими членами группы

Я внимательно отношусь к предложениям других и сам всё время делюсь необходимой информацией.

Я делюсь своими идеями, когда меня к этому побуждают,

иногда слушаю других .

Я не люблю делиться своими идеями и не слушаю других.


Проявление личных знаний и умений

Я могу объяснить и обосновать свое мнение по теме и

делаю все возможное, чтобы больше узнать о новой для меня теме.

Я могу сделать вывод о полученной информации, но иногда только с чужой помощью

Я обычно с трудом обосновываю свое мнение по теме. Обычно я доволен, тем, что знаю, и не стремлюсь узнать больше.




ХОД УРОКА:


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Презентация

1.Организационный момент

Цель этапа:

Создание благоприятного психологического климата в классе, настрой на позитивное восприятие учебного материала.
































2. Введение в тему

Цель этапа: включение приобретённого знания в систему знаний, при этом – повторение и закрепление ранее изученного.



































3.Дыхательная гимнастика.

Цель этапа: развитие речевого дыхания.









4. Работа групп по защите проектов.

Цель этапа: дать возможность младшим школьникам проявить творчество, фантазию, на основе этого развивать устную (монологическую и диалогическую) речь.


























«Подбери пословицу к тексту».

Цель игры: Уметь выделить главную мысль текста и подобрать соответствующую поговорку.



5. Физкультминутка:

Цель: снять мышечное напряжение


















6. Продолжение работы групп по защите проектов.


Цель этапа: дать возможность младшим школьникам проявить творчество, фантазию, актёрское мастерство и на основе этого развивать устную (монологическую и диалогическую) речь.











































































7. Итог урока. Рефлексия.

Цель: самооценка учащимися результатов своей деятельности.















8. Домашнее задание

Цель:

мотивировать детей на продолжение начатой работы.








































- В природе всё меняется под влиянием всемогущего времени. Неизбежным остаются мысль и память человеческая. Благодаря памяти, мысли переходят от одного поколения к другому из уст в уста.

-Какие виды устного народного творчества так передавались? И где хранится народная мудрость? (ответы)


Ещё в незапамятные времена у жителей Древней Греции превыше всего ценились в разговоре краткость и ясность, т.е. лаконизм.

Само слово лаконизм произошло от названия области Древней Греции – Лаконии, жители которой, спартанцы, отличались суровыми нравами, а также краткостью и точностью речи.

Сохранилось предание о том, как одна спартанка, провожая сына в бой, сказала ему: «Со щитом или на щите». (Как вы думаете, какой смысл имели эти слова?)


Это значило: возвращайся с победой или вовсе не возвращайся живым. Потерять щит в бою считалось позором, а тело погибшего воина приносили на щите. Она сказала очень кратко, но какой глубокий смысл.

- Как вы думаете, как называются краткие изречения с глубоким смыслом? (ответы)


Эта тема стала темой проекта, над которым трудились ребята в течение двух с половиной недель. Весь класс был поделён на 4 творческие группы:

1 группа – «исследователи-теоретики»;

2 группа – «литераторы»;

3 группа – «наблюдатели»;

4 группа – «актёры»


Испокон веков народ черпал силы, энергию и вдохновение у природы, я предлагаю вам отгадать загадку.



Прежде чем группам начать презентовать свою работу, предлагаю провести разминку-конкурс красноречия, и узнать, знают ли участники команд пословицы и поговорки.



1 группа - «Исследователи-теоретики»- собирают нужную информацию о пословицах и поговорках, используя все виды источников информации. Представляют результаты исследования, чем пословица отличается от поговорки, и предлагают задания на закрепление данного понятия остальным участникам проекта.






«Кот в мешке»





















2 группа – «Литераторы»- находят в литературных источниках короткие произведения, к которым можно подобрать пословицу и представляют их в виде задания другим участникам проекта.




Игра-кричалка «Пословица, мы тебя знаем!»

Не спеши языком …. торопись делом.

Что посеешь …то и пожнёшь.

Сам пропадай, а …. товарища выручай.

Без труда ….не выловишь и рыбку из пруда.

Сделал дело … гуляй смело.

В гостях хорошо, ……а дома лучше.

Взялся за гуж …….. не говори, что не дюж. С кем поведёшься …… от того и наберёшься.

Готовь сани летом, …..а телегу зимой.

Как аукнется, ….. так и откликнется.

За двумя зайцами погонишься, …… ни одного не поймаешь.

Сколько волка не корми, …… а он всё равно в лес смотрит.

Чем дальше в лес, ……тем больше дров.



3 группа – «Наблюдатели» - используя свой жизненный опыт, опыт родителей,

бабушек и дедушек проводят наблюдения в семьях, в школе на уроках, на переменах, в общении с друзьями, в каких жизненных ситуациях, какие чаще всего используются пословицы и поговорки. Предлагают жизненные ситуации.


Иногда пословица превращается в маленькую инсценировку


К этой сценке подойдёт пословица «Два плешивых за гребень дерутся».




«Бабушкин сундучок» - житейские мудрости.



4 группа«актёры» - подбирают материал-задание для обыгрывания, презентуют актёрское мастерство.






























































Подведение итогов. Синквейн

Пословицы и поговорки – это мудрый совет, тонкая мысль, доброе пожелание. Вовремя сказанные, они запоминаются нам на всю жизнь. Мы не знаем, как возникла та или иная пословица, но знаем, что возникли они давно, острое слово прочно вошло в нашу речь. И сегодня существуют пословицы и поговорки на все случаи жизни. Они помогают нам стать лучше, учат нас ценить время, труд, мир, дружбу, любовь. Они метко дают оценку поступкам человека.

Очень хорошо справились с заданием участники всех групп. Молодцы!

Я предлагаю вам оценить свою работу.



Прекрасны пословицы и поговорки! Наш долг – беречь этот мудрый чистый родник. Читайте жанры устного народного творчества! Уважайте мудрость отцов.


Хозяйка с хозяином (ученик с ученицей) приветствуют участников урока, ведут сними диалог.

(дети стоят у порога)


1.Эй, народ честной,

У ворот не стой.

Ты не спи на пути,

Просим в гости зайти!


Спешите, проходите,

Времени осталось с обрез,

Народ собирается

Урок начинается!


Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Давно вас поджидаем,

Урок без вас не начинаем!


У нас для каждого найдётся тёплое местечко и приветное словечко.

(дети рассаживаются)


Удобно ли вам, гости дорогие?


Всем ли видно, всем ли слышно,

Всем ли места хватило?


Места-то хватило, а вот вам хозяин с хозяйкой, не тесновато?


В тесноте, да не в обиде!












Так передаются сказки, песни, …пословицы и поговорки.














Рассуждения детей.








Предположения и ответы детей

Пословицы и поговорки.





Поочередно встают, представляются






Отгадывают загадку

Ромашка

Выполняют дыхательную гимнастику с опорой на слайды


Команды поочередно называют пословицы и поговорки.













Задачи:

Узнать откуда взялись пословицы и поговорки?

Какие бывают пословицы и поговорки?

Чему они учат?


Проблемные вопросы:

Зачем человек использует в своей речи пословицы?

Можно ли доверять пословицам?

Чем пословица отличается от поговорки?



Игра «Угадай, я пословица или поговорка»

Лёгок на помине.

Старый друг, лучше новых двух.

Как снег на голову.

Согласную семью и горе не берёт.

Как аукнется, так и откликнется.

На смелого собака лает, а трусливого кусает.

Дорога ложка к обеду.

Семь пятниц на неделе.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Как о стену горох.

Не на пользу читать, коли только вершки хватать.

Человек без Родины, что соловей без песни.


Чтение рассказов по ролям.

(Подбор пословиц и поговорок)







Начало пословицы – встают, называют концовку – присаживаются. Танец-присядка.































Выходят два ученика – отнимают книгу друг у друга. Третий подходит, спрашивает:

- Кто из вас грамотный?

- Никто, оба безграмотны


Рассказывают мини-истории и складывают их в сундучок.



Презентуют сказку «Сделал дело, гуляй смело»

Действующие лица: 
Рассказчик 
Мальчик 
Солнышко 
Птичка 
Вишня 

Рассказчик: 
За уроками давно 
У окна дитя сидит, 
И давно уже в окно 
Солнце мальчика манит. 
Солнце: 
Не довольно ли учиться? 
Не пора ли порезвиться? 
Рассказчик: 
А мальчик-то солнцу в ответ: 
Мальчик: 
Нет, ясное солнышко, нет! 
Сейчас мне прогулка не впрок – 
Дай прежде окончу урок! 
Рассказчик
Мальчик пишет и читает, 
А на ветке, за окном, 
Птичка звонко распевает 
И поет все об одном. 
Птичка: 
Не довольно ли учиться? 
Не пора ли порезвиться? 
Рассказчик: 
А мальчик-то птичке в ответ: 
Мальчик: 
Нет, милая пташечка, нет! 
Сейчас мне прогулка не впрок – 
Дай прежде окончу урок! 
Рассказчик:
Мальчик все сидит за книгой 
И в окно уж не глядит; 
А ему давно из сада 
Вишня красная твердит: 
Вишня: 
Не довольно ли учиться? 
Не пора ли порезвиться? 
Рассказчик: 
А мальчик-то вишне в ответ: 
Мальчик: 
Нет, красная вишенка, нет! 
Сейчас мне прогулка не впрок – 
Дай прежде окончу урок! 
Рассказчик: 
Закончил мальчик! Сделал дело! 
Свой учебник положил, 
Прыгнул в сад и крикнул смело: 
Мальчик:
Ну-ка, кто меня манил? 
Все вместе: 
Ему солнышко смеется, 
Ему пташечка поет, 
Ему вишенка, краснея, 
Свои ветки подает. 

(подбор пословиц и поговорок)



Составляют синквейн. (5 строк)

Тема «Пословицы и поговорки»

2 прилагательных

3 глагола

Предложение

Вывод








Сигнализируют оценку работ.





Дети подходят к выставке книг. Выбирают книгу.





Музыкальная заставка










































Слайд 2















Слайд 3








Слайд 4












Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7



Слайд 8















Слайд 9








Слайд 10

Слайд 11


Слайд 12






















Музыкальная заставка


Просмотр содержимого документа
«названия команд»
















Теоретики





















Литераторы





















Наблюдатели






















Актёры




Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку»

«Со щитом или на щите»

«Со щитом или на щите»

Что за чудо на поляне  В дивном белом сарафане  И зелёная рубашка  С жёлтым пятнышком...

Что за чудо на поляне В дивном белом сарафане И зелёная рубашка С жёлтым пятнышком...

Скучен день до вечера, когда делать нечего.

Скучен день до вечера, когда делать нечего.

Задачи проекта:  Узнать откуда взялись пословицы и поговорки?  Какие бывают пословицы и поговорки?  Чему они учат?

Задачи проекта:

Узнать откуда

взялись пословицы и поговорки?

Какие

бывают пословицы и поговорки?

Чему

они учат?

Пословица – это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный, назидательный смысл – мораль. Обычно, состоит из двух частей:

Пословица – это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный,

назидательный смысл – мораль.

Обычно, состоит из двух частей:

Дорога ложка к обеду

Дорога ложка к обеду

Пословицы и поговорки всегда «живут» вместе. По народному определению, поговорка – цветочек, а пословица – ягодка. ИГРА «ПОСЛОВИЦА ИЛИ ПОГОВОРКА?»

Пословицы и поговорки всегда «живут» вместе.

По народному определению,

поговорка – цветочек, а пословица – ягодка.

ИГРА

«ПОСЛОВИЦА ИЛИ ПОГОВОРКА?»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-проект "Пословицы и поговорки". Литературное чтение 2 класс. УМК " Планета знаний"

Автор: Любимкина Татьяна Ивановна

Дата: 27.01.2015

Номер свидетельства: 162423


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства