1.Организационный момент Цель этапа: Создание благоприятного психологического климата в классе, настрой на позитивное восприятие учебного материала. 2. Введение в тему Цель этапа: включение приобретённого знания в систему знаний, при этом – повторение и закрепление ранее изученного. 3.Дыхательная гимнастика. Цель этапа: развитие речевого дыхания. 4. Работа групп по защите проектов. Цель этапа: дать возможность младшим школьникам проявить творчество, фантазию, на основе этого развивать устную (монологическую и диалогическую) речь. «Подбери пословицу к тексту». Цель игры: Уметь выделить главную мысль текста и подобрать соответствующую поговорку. 5. Физкультминутка: Цель: снять мышечное напряжение 6. Продолжение работы групп по защите проектов. Цель этапа: дать возможность младшим школьникам проявить творчество, фантазию, актёрское мастерство и на основе этого развивать устную (монологическую и диалогическую) речь. 7. Итог урока. Рефлексия. Цель: самооценка учащимися результатов своей деятельности. 8. Домашнее задание Цель: мотивировать детей на продолжение начатой работы. | - В природе всё меняется под влиянием всемогущего времени. Неизбежным остаются мысль и память человеческая. Благодаря памяти, мысли переходят от одного поколения к другому из уст в уста. -Какие виды устного народного творчества так передавались? И где хранится народная мудрость? (ответы) Ещё в незапамятные времена у жителей Древней Греции превыше всего ценились в разговоре краткость и ясность, т.е. лаконизм. Само слово лаконизм произошло от названия области Древней Греции – Лаконии, жители которой, спартанцы, отличались суровыми нравами, а также краткостью и точностью речи. Сохранилось предание о том, как одна спартанка, провожая сына в бой, сказала ему: «Со щитом или на щите». (Как вы думаете, какой смысл имели эти слова?) Это значило: возвращайся с победой или вовсе не возвращайся живым. Потерять щит в бою считалось позором, а тело погибшего воина приносили на щите. Она сказала очень кратко, но какой глубокий смысл. - Как вы думаете, как называются краткие изречения с глубоким смыслом? (ответы) Эта тема стала темой проекта, над которым трудились ребята в течение двух с половиной недель. Весь класс был поделён на 4 творческие группы: 1 группа – «исследователи-теоретики»; 2 группа – «литераторы»; 3 группа – «наблюдатели»; 4 группа – «актёры» Испокон веков народ черпал силы, энергию и вдохновение у природы, я предлагаю вам отгадать загадку. Прежде чем группам начать презентовать свою работу, предлагаю провести разминку-конкурс красноречия, и узнать, знают ли участники команд пословицы и поговорки. 1 группа - «Исследователи-теоретики»- собирают нужную информацию о пословицах и поговорках, используя все виды источников информации. Представляют результаты исследования, чем пословица отличается от поговорки, и предлагают задания на закрепление данного понятия остальным участникам проекта. «Кот в мешке» 2 группа – «Литераторы»- находят в литературных источниках короткие произведения, к которым можно подобрать пословицу и представляют их в виде задания другим участникам проекта. Игра-кричалка «Пословица, мы тебя знаем!» Не спеши языком …. торопись делом. Что посеешь …то и пожнёшь. Сам пропадай, а …. товарища выручай. Без труда ….не выловишь и рыбку из пруда. Сделал дело … гуляй смело. В гостях хорошо, ……а дома лучше. Взялся за гуж …….. не говори, что не дюж. С кем поведёшься …… от того и наберёшься. Готовь сани летом, …..а телегу зимой. Как аукнется, ….. так и откликнется. За двумя зайцами погонишься, …… ни одного не поймаешь. Сколько волка не корми, …… а он всё равно в лес смотрит. Чем дальше в лес, ……тем больше дров. 3 группа – «Наблюдатели» - используя свой жизненный опыт, опыт родителей, бабушек и дедушек проводят наблюдения в семьях, в школе на уроках, на переменах, в общении с друзьями, в каких жизненных ситуациях, какие чаще всего используются пословицы и поговорки. Предлагают жизненные ситуации. Иногда пословица превращается в маленькую инсценировку К этой сценке подойдёт пословица «Два плешивых за гребень дерутся». «Бабушкин сундучок» - житейские мудрости. 4 группа – «актёры» - подбирают материал-задание для обыгрывания, презентуют актёрское мастерство. Подведение итогов. Синквейн Пословицы и поговорки – это мудрый совет, тонкая мысль, доброе пожелание. Вовремя сказанные, они запоминаются нам на всю жизнь. Мы не знаем, как возникла та или иная пословица, но знаем, что возникли они давно, острое слово прочно вошло в нашу речь. И сегодня существуют пословицы и поговорки на все случаи жизни. Они помогают нам стать лучше, учат нас ценить время, труд, мир, дружбу, любовь. Они метко дают оценку поступкам человека. Очень хорошо справились с заданием участники всех групп. Молодцы! Я предлагаю вам оценить свою работу. Прекрасны пословицы и поговорки! Наш долг – беречь этот мудрый чистый родник. Читайте жанры устного народного творчества! Уважайте мудрость отцов. | Хозяйка с хозяином (ученик с ученицей) приветствуют участников урока, ведут сними диалог. (дети стоят у порога) 1.Эй, народ честной, У ворот не стой. Ты не спи на пути, Просим в гости зайти! Спешите, проходите, Времени осталось с обрез, Народ собирается Урок начинается! Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте! Давно вас поджидаем, Урок без вас не начинаем! У нас для каждого найдётся тёплое местечко и приветное словечко. (дети рассаживаются) Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, Всем ли места хватило? Места-то хватило, а вот вам хозяин с хозяйкой, не тесновато? В тесноте, да не в обиде! Так передаются сказки, песни, …пословицы и поговорки. Рассуждения детей. Предположения и ответы детей Пословицы и поговорки. Поочередно встают, представляются Отгадывают загадку Ромашка Выполняют дыхательную гимнастику с опорой на слайды Команды поочередно называют пословицы и поговорки. Задачи: Узнать откуда взялись пословицы и поговорки? Какие бывают пословицы и поговорки? Чему они учат? Проблемные вопросы: Зачем человек использует в своей речи пословицы? Можно ли доверять пословицам? Чем пословица отличается от поговорки? Игра «Угадай, я пословица или поговорка» Лёгок на помине. Старый друг, лучше новых двух. Как снег на голову. Согласную семью и горе не берёт. Как аукнется, так и откликнется. На смелого собака лает, а трусливого кусает. Дорога ложка к обеду. Семь пятниц на неделе. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Как о стену горох. Не на пользу читать, коли только вершки хватать. Человек без Родины, что соловей без песни. Чтение рассказов по ролям. (Подбор пословиц и поговорок) Начало пословицы – встают, называют концовку – присаживаются. Танец-присядка. Выходят два ученика – отнимают книгу друг у друга. Третий подходит, спрашивает: - Кто из вас грамотный? - Никто, оба безграмотны Рассказывают мини-истории и складывают их в сундучок. Презентуют сказку «Сделал дело, гуляй смело» Действующие лица: Рассказчик Мальчик Солнышко Птичка Вишня
Рассказчик: За уроками давно У окна дитя сидит, И давно уже в окно Солнце мальчика манит. Солнце: Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться? Рассказчик: А мальчик-то солнцу в ответ: Мальчик: Нет, ясное солнышко, нет! Сейчас мне прогулка не впрок – Дай прежде окончу урок! Рассказчик: Мальчик пишет и читает, А на ветке, за окном, Птичка звонко распевает И поет все об одном. Птичка: Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться? Рассказчик: А мальчик-то птичке в ответ: Мальчик: Нет, милая пташечка, нет! Сейчас мне прогулка не впрок – Дай прежде окончу урок! Рассказчик: Мальчик все сидит за книгой И в окно уж не глядит; А ему давно из сада Вишня красная твердит: Вишня: Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться? Рассказчик: А мальчик-то вишне в ответ: Мальчик: Нет, красная вишенка, нет! Сейчас мне прогулка не впрок – Дай прежде окончу урок! Рассказчик: Закончил мальчик! Сделал дело! Свой учебник положил, Прыгнул в сад и крикнул смело: Мальчик: Ну-ка, кто меня манил? Все вместе: Ему солнышко смеется, Ему пташечка поет, Ему вишенка, краснея, Свои ветки подает. (подбор пословиц и поговорок) Составляют синквейн. (5 строк) Тема «Пословицы и поговорки» 2 прилагательных 3 глагола Предложение Вывод Сигнализируют оценку работ. Дети подходят к выставке книг. Выбирают книгу. | Музыкальная заставка Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Музыкальная заставка |