Просмотр содержимого документа
«Урок-презентация "Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Избранные страницы творческого наследия"»
Крюкова Анжела Викторовна,
учитель русского языка и литературы
Горловской общеобразовательной школы I-III ступеней № 41
Донецкая Народная Республика
Русская литература 11 класс
Урок-презентация
Тема урока
Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Избранные страницы творческого наследия русских поэтов Серебряного века.
Обучающая цель урока: формировать умение работать с различными источниками информации ,помочь постичь характер этой эпохи, эпохи подъема в науке и искусстве; показать глубинное единство всех творцов Серебряного века, несмотря на их внешнюю разобщенность, противоречия в способах восприятия мира.
Развивающая цель:развитие речевого слуха, мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся, установить связь между духовным миром человека и жизнью страны; развивать логическое, аналитическое мышление учащихся;
Воспитательная цель:формировать нравственные ориентации на распознавание истинных и ложных ценностей, воспитание эстетического вкуса. прививать интерес к русской культуре;
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ
Вид урока: урок-презентация
Форма: исследовательская работа в группах
Дидактический материал: статьи о модернистских течениях
Наглядные пособия: портреты поэтов начала XX века, репродукции картин художников начала XX века, включенные в презентацию урока.
Межпредметные связи: изобразительное искусство, музыка, история
На фоне звучания музыки первого слайда звучит вступительное слово учителя, визитная карточка урока и постановка целей урока.
1. Вступительное слово учителя
Двадцатый век наступил в ноль часов 1 января 1901 года - таково его календарное начало, от которого отсчитывает свою историю и мировое искусство 20 века. Но ничто и никогда не начинается с боя курантов. Сияющий и мятежный XX век был следствием века XIX!
Вообще рубеж XIX-XX веков - эпоха сложных противоречий, напряженных духовных исканий, революционных преобразований. “Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть?”- этот блоковский вопрос-ответ подталкивает к размышлениям о тех противоречиях, что являются ключом к пониманию Русского Ренессанса, именно так называют искусство Серебряного века, сравнивая с европейским Возрождением. сегодня мы с вами обратимся к Серебряному веку русской культуры. Познакомимся с этой замечательной и значимой для России эпохой. Обратите внимание на тему урока. В теме урока выделены слова «культура»,
-Что это означает? О чем мы с вами сегодня будем говорить? не только о литературе, но и об искусстве, живописи, музыке, театре, вообще об исторической обстановке того времени
В истории человечества наступали периоды, поражающие своей динамикой и бурной взрывчатостью. Первая половина 19 века - это золотой век русской культуры. 2 слайд
-Почему это время так было названо? Чем характеризовалось? Назовите имена.
А.Пушкин и М.Глинка, М.Лермонтов и К. Росси, Н.Гоголь и К. Брюллов – вот только некоторые из имен золотого века. На рубеже 19-20 вв., по словам русского философа Н.Бердяева, наступил Серебряный век русской культуры. Длился он совсем недолго, но оставил яркий след в русской и мировой культуре.
Искусство этого периода стало философией, универсальным, синтетичным взглядом на мир. Ломались социальные, политические устои, а человек искал духовной опоры.. Это грозное катастрофическое время восприняли разные поэты по-своему:
Свои чувства они охарактеризовали так:
Век мой, зверь мой, кто сумеет заглянуть
в твои зрачки?
О.Э. Мандельштам
И все, что нас гнетет, сметет и свеет время,
Все чувства давние, всю власть заветных слов,
И по земле взойдет неведомое племя,
И будет снова мир таинственен и нов.
Валерий Брюсов
Подобные настроения были характерны для узкого круга творческой интеллигенции и в искусстве получили название «декадентство». Да это грозное катастрофическое время … но чётко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления в свет статьи Н.Оцупа.
Эти слова, на мой взгляд, могут стать путеводной звездой каждого человека, который может назвать себя Человеком., чтобы ,как сказал Горький, это звучало гордо!
Сегодня на уроке будут работать творческие группы: 1– историки, 2 – искусствоведы, 3 – литературоведы, 4 – чтецы, 5 – аналитики. Они получили опережающие задания, и мы посмотрим ,как они справились со своим заданием.
Хотелось обратить внимание. Перед каждым из вас лежит лист самооценки, на котором выделены основные параметры, приобретенных сегодня знаний, навыков,умений.Вы должны будете в течение урока оценить уровень знаний каждого этапа и в конце урока поставить себе средний балл.
Слайд 4 – цели урока
Цель нашей встречи:
показать масштабы и значимость культурного наследия «серебряного века»;
познакомиться с литературными течениями начала ХХ века;
дать характеристику поэтики и мировоззрения ярких представителей «серебряного века».
3. Актуализация знаний
Строки, которые так заманчиво прозвучали в качестве визитной карточки урока, принадлежат поэту «серебряного века» М. Волошину. Я произношу «Серебряный век». Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? Какие ассоциации вызывает их звучание? Мы соотносим это слово только с металлом, ну мы также говорим чудесным зимним днем : «Снег серебрится»
Звуковой облик слов «серебряный век» создает в нашем воображении особый мир, настраивает на разговор о чем-то возвышенном и прекрасном.
Слайд 4.
-Мы сегодня вспомнили золотой век культуры и начинаем разговор о Серебряном. Все познается в сравнении
Сравним два стихотворения «золотого» и «серебряного» века, ставших любимыми романсами – «Я помню чудное мгновенье» А.С.Пушкина и «Мне нравится...» М.И.Цветаевой 6 слайд
(чтение наизусть стихотворений учащимися). Дружинина Людмила и Хлопов Дима
Какой теме посвящены эти стихотворения?( теме любви)
Одинаковое ли настроение создаётся у нас при их восприятии?
Если поэзия «золотого» века передаёт ощущение полноты жизни, радости бытия, внутреннюю гармонию человека, то поэзия Серебряного века передаёт дисгармонию, внутреннее смятение, разочарование и душевную усталость.«С.в» развивался на тех достижениях, которые были достигнуты поэтами предшествующего периода и вне связи с творчеством поэтов пушкинского времени. «С.в» вообще не может быть осмыслен и понят. «С.в.» - это логическое продолжение Золотого века. Это попытка возрождения в русской литературе тех ценностей, которые были забыты, отброшены во второй половине ХIХ века. Это возвращение в русскую литературу поэтической эпохи.
Учитель: Итак, давайте познакомимся с исканиями, находками и достижениями серебряного века. Слово предоставляется искусствоведу
Слайд 7 - Что же кроется за понятием «серебряный век поэзии»?
4. Деятельность учащихся по теме урока.
Рудова Маша
Искусствовед: В искусствоведении и литературоведении это словосочетание приобрело терминологическое значение. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX-XX веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства. Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, но четко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления в свет статьи Николая Оцупа «Серебряный век» русской поэзии» (1933),где он“Золотой век” русской поэзии сравнил с солнцем, а Серебряный - с луной., а вслед за изданием книги Сергея Маковского «На Парнасе» Серебряного века» (1962) вошло в культурный обиход окончательно. Впервые в литературном творчестве выражение "Серебряный век" было употреблено А. Ахматовой в поэме "Без героя". 8 слайд
На Галерной чернела арка
В Летнем только пела флюгарка,
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл.
-На слайде неслучайно изображен кто? Это мифологический образ. А что он символизирует? 9 слайд
Учитель: Вы знаете, что литература тесно связана со всеми сферами человеческой жизни, поэтому можно выделить факторы, влияющие на литературный процесс.
Как вы думаете, что может повлиять на литературу?
Ученики:
Исторические события;
Экономическая ситуация;
Концепция личности, представления о человеке, его сущности, его отношениях к окружающему миру, другим людям, ценностям.
Таким образом, о чем писать (темы, проблемы, характер конфликтов), как писать (жанр, средства поэтики) и о ком писать (тип героя) диктует время и общественная обстановка в стране и мире.
Мы с вами живём на рубеже веков, даже тысячелетий. А какие чувства испытываете вы? Что вы можете отметить?В чем сложность сегодняшней жизни, что тревожит наших современников?
Ученики:
Сложность общественных процессов;
Перемены и перестройка во всех областях жизни;
Неоднозначные оценки этих перемен, борьба идей;
Попытки изменить страну, с одной стороны, путём реформ и, с другой, навязать свою волю насильственным путём (терроризм); Экологические катастрофы
Значительные научные открытия, особенно быстрое развитие в области информационных технологий, что повлекло за собой кризис классического естествознания.
Если перенестись на сто лет назад и переложить сегодняшние свои ощущения и настроения на те события, то можно понять, как ощущал себя человек рубежа XIX – XX веков.
Давайте вспомним из истории, какова была внешнеполитическая обстановка. Какие важные политические и исторические события происходили в России?Слово предоставляется историкам
Фомин Алексей слайд 10
Историки:
Эпоха конца 19 начала 20 веков стала поворотной в истории русского общества русской культуры и литературы в том числе.В 1894 году на российский престол восходит Николай 2 Романов, последний российский император. В его правление Россия переживает экономический подъем, активно осваивается Сибирь и Дальний Восток поставляют товары на мировой рынок.Но возрастают и внутренние противоречия, связанные с недовольством социально-политическим устройством государства.Получают распространения идеи переустройства общества:марксизм, анархизм и большевизм, отказа от монархического строя. Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов Конец XIX столетия обнажил глубочайшие кризисные явленияв экономике Российской Империи. Реформа 1861 года отнюдь не решила судьбу крестьянства, мечтавшего о "земле и воле". Эта ситуация обусловила появление в России нового революционного учения - марксизма, делавшего ставку на рост промышленного производства и новый прогрессивный класс - пролетариат.
На рубеже XIX и XX веков мысль о человеке-бунтаре, способном преобразовать эпоху и изменить ход истории, отражается в философии марксизма. Наиболее ярко это предстает в творчество Максима Горького и его последователей, настойчиво выдвигавших на первый план Человека с большой буквы, хозяина земли, бесстрашного революционера, бросающего вызов не только общественной несправедливости, но и самому Творцу.
Поражение России в русско-японской войне , русская революция 1905 года,подавленная властями и последовавший за ней упадок общественной жизни- все это наполняет творческих людей предчувствием грядущих перемен., ощущением кризиса, требующего разрешения. Первая Мировая война обернулась для страны катастрофой, подтолкнув ее к неминуемой революции. Февраль 1917 года и последовавшее за ним безвластие привело к Октябрьскому перевороту. В результате Россия обрела совсем другое лицо.
Отсутствие стабильности в государстве рождает сомнения в принятой прежде системе нравственных ценностей, подталкивает общество к поиску новых истин, новой концепции человека и искусства
Давайте проанализируем , что же происходит? Слово аналитикам.
Першина Валерия слайд 11
Аналитик
На рубеже 19-20 веков в европейской , а вслед за ней и в русской культуре происходит своего рода культурный переворот, связанный с изменением научных и философских представлений о мироздании и роли человека в нем .Научные достижения в области физики и математики развеивают уверенность в конечной познаваемости мира, в его строгой организованности, ( к примеру Мария Кюри- одна из создателей учения о радиоактивности, Циолковский- русский ученый, основоположник космонавтики)
В это время начинает оспариваться идея исторического прогресса: привычные взгляды на закономерность происходящего рушатся , вселяя в человека растерянность, зачастую порождает желание насильственного изменения действительности. Одни философы и писатели склоняются к мысли о революционном пути преобразования общества К примеру: Чернышевский роман «Что делать?», другие же обращаются к религии, пытаясь именно в ней найти поддержку и помощь в деле нравственного перевоспитания человека (Лев Толстой –создатель собственной религиозной идеи).Но трагической особенностью эпохи становятся отсутствие прочного духовного ориентира, значимого для всех. Наоборот культура этого периода поражает многообразием форм, идей, течений, направлений. Технический открытия, словно раздвигают рамки общения, делают искусство более доступным. Появляются и принципиально новые с технической точки зрения виды искусства: возникает кинематограф (Братья Люмьер- родоначальники кино)
-Снова послушаем историков
Лобач Наташа
Историки: Каковы же временные рамки серебряного века?
Большинство исследователей сходятся во мнении, что «серебряным веком» можно назвать русскую литературу 1890-1921 годов.
Почему же были выбраны именно такие временные рамки? Наиболее распространенная версия такова: в 1890 году произошло несколько «знаковых» событий для русской литературы.
1. выход в свет нескольких литературных и философских манифестов*;
2. начало публикации стихотворного цикла Александра Блока «Стихи о Прекрасной Даме»;
3. окончательное формирование группы «идейных вдохновителей» литературы «серебряного века».
А в 1921 году из жизни уходят два лидера литературы того времени:
1. в августе 1921 года умирает Александр Блок;
2. в том же 1921 году по ложному доносу обвинен и расстрелян Николай Гумилев . Хотя некоторые литературоведы считают,что закончилась эта эпоха в 1917 году с началом Гражданской войны.
-Какие же перемены произошли в искусстве?
Рудова Маша
Искусствовед 1 : Серьезные перемены постигли и искусство. Рост городского населения в России, улучшения в области народного просвещения и стремительное обновление технических средств, обслуживавших искусство - все это привело к стремительному росту зрительской и читательской аудитории. В 1885 году в Москве открылся частный оперный театр С. И. Мамонтова; с 1895 года быстро развивался новый вид искусства - кино; в 1890-е годы началась деятельность Третьяковской галереи и Московского Художественного театра. Это свидетельствовало о динамичном разрастании аудитории, приобщенной к искусству, и, как следствие, возросшем резонансе событий культурной жизни. Возможности искусства существенно возрастают, усиливается его влияние на духовную жизнь страны.
Однако у всего вышеперечисленного была и обратная, не самая приглядная, сторона. Параллельно высокому искусству в России развивалась так называемая массовая, "китчевая", культура. В противовес массовой культуре появилось элитарное искусство, изначально ориентированное на чрезвычайно узкие круги ценителей. Искусство и литература разделялись на конфликтующие полюса, раскалывались на разнородные течения и группировки.
Кардинально изменились картины художественных направлений и течений. Прежний плавный переход от одной стадии к другой, когда на определенном этапе литературы господствовало какое-нибудь одно направление, ушел в небытие. Теперь разные эстетические системы существовали одновременно. Слайд 17, 18
- Сравните картины золотого и серебряного века. Обратите внимание на тематику, цветовую гамму, способ отражения действительности., чувства.,которые вызывает у зрителей( отображение реальной действительности,естественные тона красок,чувство сопереживания героям---- действительность далека от реальности, краски и тона яркие, броские,насыщенные,слишком много цветов несочетающихся,вызывает чувство непонимания, удивления,Обратите внимание на название Центральный образ – церковь.Что символизирует- духовность, дух. Душу.
Вывод: Итак мы заметили кардинальные перемены в живописи.
Слово искусствоведу
Худоба Наташа
Искусствовед 2: Литературе рубежа веков как культуре и обществу в целом свойственно многообразие обилие различных художественных методов и направлений. Важно отметить, что реализм господствующий творческий метод в литературе 19 века утрачивает свое главенство. Напомним, что классическое реалистическое искусство исходит из представления познаваемости мира о принципиальной возможности его словесного выражения.(Шишкин «Утро в сосновом лесу»)Художник-реалист стремится воссоздать окружающий мир как некую систему взаимоотношений, подчиняющуюся определенной логике. Для русского классического реализма также очень характерно сознание существования универсального нравственного закона , морального и поведенческого кодекса на основе которого авторами и читателями оцениваются побуждения и поступки героев: духовный рост или напротив деградация .К примеру: Достоевский «Преступление и наказание»)Но в эпоху сомнений в истинности нравственных ценностей , в период пересмотра прежних представлений о мире и роли человека в нем ситуация кризиса мировоззрений классический реализм перестает отвечать запросам писателей и читателей. Это не значит, что меньше ценятся произведения писателей 19 века, хотя порой творцы новой культуры пытаются отказаться от наследия прошлого столетия, н о это влечет за собой перемены в литературном строе, Литераторы не отказываются от реалистического направления, но сам реализм претерпевает изменения ,художественную эволюцию, чтобы лучше отражать современные ему проблемы. Наряду с реализмом появляются и иные системы творческого плана: их объединяют общим термином модернизм. Образно говоря: общий сильный поток литературного классического реализма растекся, распался на множество ручейков и самостоятельных речушек слайд 19 Модернизм
- Что означает слово бунтарско-эпатирующим?
Слово аналитику
Гавричкина Ира
Аналитик Человек этой тревожной, противоречивой, кризисной эпохи понимал, что живет в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства, осознавая свое роковое одиночество. В художественной культуре получило распространение декадентство, мотивы которого стали достоянием ряда художественных течений модернизма.
Декадентство (лат.decadentia – упадок) – явление в культуре конца 19 – начала 20 веков, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний.
Я ненавижу человечество,
Я от него бегу, спеша.
Моё единое отечество-
Моя пустынная душа.
Так писал Константин Бальмонт. Декадантский пафос в целом противоречил модернистскому пафосу возрождения человечества.
Одинокий человек, стоящий перед лицом Вечности, Смерти, Вселенной, Бога не может стать героем романа Гончарова или драмы Островского. Только поэтическое слово способно выразить его внутренний мир.
-В чем было противоречие между Модернизмом и Декаденством? (развитие, прогресс и упадок, регресс)
Учитель: Эта мысль определила пафос многих произведений философов идеалистического направления, писателей-символистов. На этой почве в литературе и искусстве возникают апокалиптические мотивы завершённости мира. Но в то же время эпоха представляется и временем некоего ренессанса, духовного обновления, культурного подъёма. Важнейшей особенностью времени становится сближение философии и литературы в осмыслении роли духовного начала в жизни общества. Наступление новой эпохи в жизни русского общества признаётся представителями самых различных и идейных и художественных течений.
-А теперь слово аналитику
Чуйкова Лера
Аналитик : Важно уяснить, что речь идёт именно о явлении русской культуры, основанной на глубинном единстве всех её творцов. Серебряный век – не просто набор русских поэтических имен. Это особое явление, представленное во всех областях духовной жизни России, эпоха, отмеченная необычайным творческим подъёмом не только в поэзии, но и в живописи, музыке, театральном искусстве, в гуманитарных и естественных науках. В тот же период бурно развивается русская философская мысль: достаточно назвать В. Соловьева, П. Флоренского, Н Бердяева, братьев.Трубецких. слайд 20
К этому списку можно добавить имена ученых, чьи достижения дали заметный толчок к дальнейшему развитию науки – А. Попов, И. Павлов, С. Вавилов.
Настроение всеобщего культурного подъёма нашло глубокое, проникновенное отражение в творчестве композиторов – С. Рахманинова, А. Скрябина, И. Стравинского.
Принципиально изменились способы воспроизведения художников. М. Врубель, И. Репин, М. Нестеров, В. Борисов-Мусатов, К. Петров-Водкин создали полотна, говорившие с публикой на новом языке.
На сцене творили В. Комиссаржевская, Вас. Качалов, Ф. Шаляпин, А. Павлова
К. Станиславский создал современный репертуарный театр, позже блистал Вс. Мейерхольд.
-Мы все слышали выражение: «Музыка-душа народа» Давайте послушаем небольшой этюд Александра Николаевича Скрябина этюд
Какие чувства отражены в этой музыке? (напряженность, перепады чувств, надрывность, динамика)Наряду с литературой шло бурное развитие музыкального искусства. Мы сейчас с вами слышим концерт № 2 Александра Николаевича Скрябина. Согласитесь, в этой музыке слышны философские размышления композитора о судьбе русской культуры, о судьбе человека в переломное время на рубеже двух веков, девятнадцатого и двадцатого. Историю иногда сравнивают с «рекой времен». В музыке Скрябина история движется мощным потоком, то замедляя, то убыстряя ход. В истории культуры тоже были периоды неспешного торжественного течения. Потом наступали периоды, поражающие своей динамикой и бурной взрывчатостью.
Музыка отражала динимику, происходившую в обществе. Слово литературоведу.
Кузьминов Дима
Литературовед 1 : Это время роста городов, убыстрения процесса жизни. Одни восхищались городом (Брюсов, Северянин, футуристы):
Я люблю большие дома
И узкие улицы города, -
В дни, когда не настала зима,
А осень повеяла холодом.
…………………………….
Город и камни люблю,
Грохот его и шумы певучие, -
В миг, когда песню глубоко таю,
Но в восторге слышу созвучия.
Брюсов В.Я
Голубятникова Аня
Литературовед 2 : Другие видели в росте городов угрозу национальным традициям, национальной душе (Блок, Белый):
Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной, беззвёздный
Беспечный брошен человек!
Но
Двадцатый век… Ещё бездомней.
Ещё страшнее жизни мгла…
Блок А.А.
Сквозь пыльные, желтые клубы
Бегу, распустивши свой зонт.
И дымом фабричные трубы
Плюют в огневой горизонт.
Белый А.
Человеку неуютно, тревожно жить в мелькающих обстоятельствах.
В литературе рассказы выходят на первый план: людям «некогда» писать и читать большие по объему произведения.
- Все виды искусства взаимосвязаны идеей, Давайте проследим развитие и тенденции живописи.Слово искусствоведу
Худоба Наташа
Искусствовед 1 :Настроение "Серебряного века" русской культуры нашли глубокое, проникновенное отражение в творчестве музыкантов и художников.
Целью искусства становится не отражение действительности, а отражение внутреннего мира художника.
М. Врубель "Демон поверженный" Слайды 21-24
Всё переплелось у Врубеля в этом фантастическом странном образе - неразрешимые противоречия века и личные переживания, порыв к солнцу, большая любовь и большое страдание, светлая мечта о возрождении и трагическое создание его невозможности. Комментарий учителя:
Врубель «Демон поверженный»
Блок: Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. Это только наше название трех преобладающих цветов, которым еще «нет названия» и которые служат лишь знаком того, что таит в себе Падший: «И зло наскучило ему». Громада лермонтовской мысли заключена в громаде трех цветов Врубеля. «Один меж небом и землей сидел он, мрачный и немой…»- картина словно озвучивает эти трагические строки Лермонтова.
-Демон олицетворение зла. Одинокий, сидит он в глубоком раздумье на вершине скалы. Руки его бугрятся великолепными мускулами, вылепленными при помощи контрастных, цветовых пятен, мощь и красота в повороте сильной шеи. Лицо Демона, увенчанное непокорной гривой волос, погружено во тьму. Только в огромных глазах тревожным огоньком светиться отблеск заката.
Нет в этом лице ни ненависти, ни злобы – только воплощенная печаль. Художник, разочаровавшийся в возможности воплотить образ Христа в эпоху религиозного глубочайшего кризиса, приходит к образу «светлого» Демона, в котором видит не князя тьмы, а могучий творческий дух. Сюжет картины навеян поэмой Лермонтова «Демон». Врубель так писал о своей работе: Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый..
Демон — образ силы человеческого духа,
Рудова Маша
Искусствовед:
К. Петров-Водкин "Купание красного коня"
Полотно, оттолкнувшись от реального земного бытия, обнаружило глубокий символический смысл; чуткий зритель увидел в нём своеобразный призыв и предчувствие грядущего обновления, очищения человечества.... Звонкая красочность композиции, мастерство рисунка, плавность линий роднили картину не только со строем древнерусских икон, но и с образами итальянского Ренессанса.
В. Борисов - Мусатов "Призраки"
Атмосфера безмолвной грусти царствует в "Призраках". В поздних сумерках проплывают по парку женские фигуры; смутные видения столь зыбкие, столь бестелесные, что в любое мгновение могут растаять, исчезнуть. Грань между полувымыслом - полуреальностью, полусном - полуявью не умел, не хотел провести сам поэт - живописец - о магической двойственности сцены говорят и странные белые фигуры на лестнице: то ли оживают в неверном свете каменные статуи, то ли процессия призраков медленно скользит в сад своей земной жизни...
Казимир Малевич. Картина "Черный квадрат" 1913г..
В основе всех форм мира лежат простые формы: прямая, квадрат, треугольник, круг. В этих простых формах и надо выражать реальность. Отсутствует представление о левом и правом, верхе и низе, все направления равноправны. Пространство картины не подвластно земному тяготению. Возникает самостоятельный, замкнутый в себе мир.
"Черный квадрат" Малевича - это дно, финал самопознания. "Черный квадрат" - вообще не цвет, это могила всех цветов и одновременно возможность их возрождения из-под чёрной поверхности, новая культура должна познать мир до конца, разрушить мифы сознания. "Черный квадрат - это эксперимент Малевича, это перекодировка мира. Это была общая тенденция русской культуры накануне грозных событий национального разлома 1917-1920 гг.".
Учитель: Как вы считаете, было ли творчество художников "Серебряного века" понятно людям того времени? (Ответ: Можно сказать да, но, с трудом. Потому, что происходящие изменения в мировоззрении соединялись с творческими поисками. Русская живопись преодолевала национальные рамки и становилась явлением мирового уровня. Художники использовали всё богатство и мировых, и собственных традиций. И поэтому людям это было понятно творческие поиски, изменения).
Учитель : Живопись, подобно поэзии, прониклась лирическим, религиозным и философским началом.
Учитель: Все это не могло не отразиться на литературе. Для эпохи рубежа XIX – XX веков характерны переход от классической художественности к неклассической, взаимодействие реализма и модернизма.
Модернисты отстаивали особый дар художника, способного прогнозировать тип новой культуры. Откровенная ставка на предвосхищение грядущего или даже на преображение мира средствами искусства был чужда реалистам. Они, однако, отразили внутреннее человеческое влечение к гармонии, к красоте, к созидательному чувству. Для символистов первым из искусств, выражающим подлинные чувства человека, была музыка. Многие акмеисты воспевали зодчих и их творения как наивысшие достижения человеческого духа. Футуристы считали высшим искусством живопись; почти все они были художниками. Но все они, представители разных поэтических направлений, ощущали непреодолимое влечение к богатому миру искусства.
– Каковы же отличительные черты «серебряного века»?
(все эти поэты-современники, их объединяет время, сама эпоха, они убеждены, что участвуют в духовном обновлении России;
Всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии
Все они по-особенному, трепетно относятся к слову, образу, ритму; все они новаторы в области звуковой организации и ритмико-интонационной структуры поэтического произведения.
Они склонны к манифестам, программам, декларациям с выражением эстетических вкусов, симпатий и антипатий…
Их сближает и беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему.)
Слайд 26 Литературная жизнь России
- Бурная общественная жизнь России рубежа веков повлекла за собой не менее бурную литературную жизнь!
- В чём это проявилось? - Началу XX века присуще и огромное количество литературных салонов, литературных кафе.
Слайд 27
- Прежде всего, в огромном количестве новых ярких творческих индивидуальностей. Эпитет «серебряный»… (по слайду)
Поисково-исследовательская работа в группах по текстам.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ
Пока выступают литературоведы мы заполняем таблицу, сопоставляя разные модернистские течения.
Критерии для сопоставления
Символисты
Акмеисты
Футуристы
1. Цель творчества
Расшифровка тайнописи, воплощенной в слове, пророчество
Возвращение поэзии ясности, вещности
Вызов традиции
2. Отношение к миру
Стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной красоты
Понимание мира как совокупности простых предметов, острых, резких вещных знаков
Одержимость идеей разрушения старого мира
3. Отношение к слову
Понимание слова как многосмысленного послания, вести, элемента тайнописи
Стремление придать слову определенное, точное значение
Интерес к «самовитому слову», словесным деформациям, создание неологизмов
4. Особенности формы
Господство намеков и иносказания, знаковое наполнение обычных слов, изысканная образность, музыкальность, легкость слога.
- Сравните отношения к предшествующим культурами традициям акмеистов и футуристов и сделайте вывод о принципиальном отличии "высокого модернизма". Почему многие исследователи выводят "футуризм" за рамки серебряного века?
(И символизм и акмеизм сближает общее представления о том, что их творчество является итогом и в некотором смысле "вершиной" единого культурного процесса, имеющего, безусловно, эволюционный характер. И в этом смысле революционное отрицание футуристами предшествующей культуры "с чистого листа", на новом месте вступают в глубокое противоречие с основным принципом серебряного века - преемственностью по отношению к прошлому.)
Выступление групп Символисты, Акмеисты,Футуристы
Сопоставление с таблицей слайд 28
А теперь давайте попробуем познакомиться и попытаться почувствовать и понять поэтов серебряного века
Выступление творческой группы чтецов
Лаврик Алена –об Анне Ахматовой
Комисаров ,Золотухин – Дуэль.
- Почему дуэль, а не состязание?
Дружинина Есенин «Письмо матери»
-Как раскрывается внутренний мир поэта в этом стихотворении?
Подведение итогов урока
-Каковы ж заслуги серебряного века? Слайд 38
_А вот посмотрите как сложилась судьба некоторых поэтовСлайд 39
Ну а теперь давайте обобщим все сведения и знания, которые сегодня получили.Я предлагаю разные виды работ. Для творческих учащихся Алены,Маше,Миле написать Репортаж с урока. Слайд 40
Для учащихся
Лобач Н, Першиной Леры, Сороки Альберта, Хакимовой Лизы,Гавричкной И.
составить сенкан к понятию Серебряный век
Остальные делятся на группы и составляют информационное гранулирование на темы:
Черты серебряного века, Деятели культуры, Историческая обстановка эпохи.
Ответы групп
Учитель: Так почему серебряный век- сияющий и мятежный? Слайд 41
Выставление оценок Лист самооценки .Оценивание учителем
Домашнее задание:подготовить в виде презентации, визитки рассказы о поэтах «серебряного века» Брюсове,Гумилеве,Блоке. и представить получившиеся работы.
Наизусть одно стихотворение на выбор этих поэтов серебряного века