kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-презентация "Моим стихам как драгоценным винам настанет свой черёд..." (Жизнь и творчество М.Цветаевой)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале представлен урок литературы для учащихся 11 классов: конспект урока и презентация о жизни и творчестве Марины Цветаевой "Моим стихам как драгоценным винам настанет свой черёд.". Учащиеся узнают о трагической судьбе поэта и поэзии яркой, самобытной, неповторимой. Марина Цветаева писала о любви и верности, о земной жизни и страстях, о романтическом прошлом и непонятном будущем, о смутном времени русской истории, о героических и страдающих натурах, о роли поэта и поэзии в противоречивом мире, о море, опасном и неисчерпаемом, о любимых А. Пушкине и А. Блоке… Писала много и вдохновенно. Полезным будет знакомство с "Письмом к детям" М.Цветаевой: "Милые дети! Я никогда о вас отдельно не думаю: я всегда думаю, что вы – люди или не люди,- как мы. Но говорят, что вы есть, что вы особая природа, ещё не поддающаяся воздействию" На уроке используются музыкальные иллюстрации, видеофрагменты, звучат стихотворения и проза, которые выразительно читают ученики и учитель. Это один из способов эмоционального воздействия на учащихся. Основной стихотворный материал готовит учитель - читает наизусть стихотворения. После презентации каждый учащийся обдумывает ответ на вопрос "Что узнал я о Цветаевой, ее судьбе, творчестве, стихах?" Основным способом запоминания для учащихся на этом уроке будет эмоциональный способ. Обучающиеся продолжат работу с литературными терминами: вспомнят определение "эссе" и познакомятся с новым термином "эллипс", сделают выводы об особенностях поэтической манеры, приёмах, которые использует поэт в своих произведениях. Проанализируют стихотворение «Вскрыла жилы: неостановимо», в котором творческий акт сравнивается с самоубийством, изображается вечный конфликт художника с непонимающим его "плоским" миром, а также осознание вечного круговорота бытия – смерть, питающая землю, - из которой растёт тростник, - питает будущую жизнь, подобно тому, как каждый «пролитый» стих питает творчество настоящего и будущего. Кроме того, миниатюра раскрывает также цветаевскую идею «сосуществования» времён (прошлого и будущего) – в настоящем, идею творения во имя будущего, часто – мимо настоящего, вопреки сегодняшнему непониманию («через край – и мимо»). Цветаева обладала даром улавливать, казалось бы, совсем незаметные движения человеческой души и давать им точные характеристики. Потому, может быть, что сама жила прежде всего сердцем – страстным, жаждущим добра и любви. Поэзия Марины Цветаевой до предела наполненная страстями, эмоциями, ощущениями, ассоциациями. Она избыточна, она так пестра и непричесанна, так неожиданна, что кажется живой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок М.Цветаева»

Тема: «МОИМ СТИХАМ КАК ДРАГОЦЕННЫМ ВИНАМ НАСТАНЕТ СВОЙ ЧЕРЁД …»

(Жизнь и творчество М. Цветаевой).

Урок литературы в 11 классе.

Цели:

Обучающая – познакомить учащихся с жизнью и творчеством М. Цветаевой и заинтересовать личностью поэта, совершенствовать навыки составления краткого конспекта, продолжить работу над понятием ЭССЕ.

Развивающая – развивать активную учебную деятельность учащихся, эмоциональную сферу, умение выделять главное, делать выводы, способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Воспитывающая – формировать чувство сострадания, сопереживания, эстетический вкус, воспитывать любовь к поэзии.

Методическая цель: показать актуализацию и активизацию творческой деятельности учащихся по данной теме.

Тип урока: изучение нового учебного материала.

Методы: словесный, наглядный.

Форма урока: литературно – музыкальная композиция.

Комплексное методическое обеспечение: портрет М. Цветаевой, нарисованный учащимися, под портретом подсвечник со свечой, выставка книг М. Цветаевой, фотографии – Марина Цветаева, Цветаева и Эфрон, Цветаева с дочерью Ариадной, Георгий Эфрон, презентация, фрагменты из в/фильма "Тарусские встречи", рисунки к стихам Цветаевой, литературные термины ЭССЕ, ЭЛЛИПС, раздаточный материал «Отрывки из стихотворений Цветаевой», телевизор, видеомагнитофон, мультимедийный проектор, ноутбук, экран.

ПЛАН УРОКА:

Объяснение нового материала.

1. Вступительное слово преподавателя. (Объявление темы и целей урока, чтение стихотворения Цветаевой на фоне музыки,).

Выступление учащихся. (Литературно – музыкальная композиция).

II. Закрепление.

Написание эссе.

По предложенным отрывкам из стихотворений М. Цветаевой сделать выводы об особенностях поэтической манеры, приёмах, которые использует поэт в своих произведениях.

III. Итог урока.

Заключительное слово преподавателя. Значение творчества М. Цветаевой.

Оценки за урок.

IV. Д/з. Чтение наизусть стихотворений М. Цветаевой (по выбору учащихся).


Ход урока:

слайд 1 I. Объяснение нового материала. (Объявление темы и целей урока).

  1. Вступительное слово преподавателя (на фоне музыки).

слайд 2 Идешь, на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала - тоже!

Прохожий, остановись!


Прочти - слепоты куриной

И маков набрав букет, -

Что звали меня Мариной,

И сколько мне было лет.


Не думай, что здесь - могила,

Что я появлюсь, грозя...

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя!


И кровь приливала к коже,

И кудри мои вились...

Я тоже была, прохожий!

Прохожий, остановись! (отрывок из стихотворения М. Цветаевой «Идёшь, на меня похожий)


- Сегодня на уроке мы продолжим с вами разговор о поэтах «серебряного века», послушаем о сложной поэтической судьбе Марины Цветаевой.

Итак, тема нашего урока «Красною кистью рябина зажглась…», жизнь и судьба Марины Цветаевой (1892 – 1941). (Учащиеся записывают в тетрадь тему урока и эпиграф)

«… мои стихи – это моя жизнь».

Записываем в тетрадях краткий конспект, итогом нашей работы будет ЭССЕ «Слово о поэте». Напомните, пожалуйста, что такое ЭССЕ. (Учащиеся дают определение ЭССЕ – разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций).

2. Литературно – музыкальная композиция.

«Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать, где закончить? И можно ли вообще начинать и заканчивать, если то, о чём я говорю: Душа – есть всё – всюду – вечно! (Марина Цветаева. «Слово о Бальмонте».)

слайд 3 I. 26 сентября 1882 года в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, директора Румянцевского музея и основателя изящных искусств, и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина.

Красною кистью

Рябина зажглась,

Падали листья,

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

II. Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша».

Когда же первым явно бессмысленным, но вполне отчётливым догодовалым словом оказалась «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала», и тут же принялась учить меня музыке. Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку.

(музыка) Кто создан из камня, кто создан из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти –

Тем гроб и надгробные плиты…

-В купели морской крещена – и в полёте

Своём – непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьётся моё своеволье.

Меня – видишь кудри беспутные эти? –

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной – воскресаю!

Да здравствует пена – весёлая пена –

Высокая пена морская!

I. Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке у Марины постепенно угасает, особенно после смерти матери. У неё появилась более глубокая страсть – книги.

С 6 лет Муся (так называли её в семье) писала стихи, теперь же любовь к поэтическому творчеству захватывает её целиком.

II. Анастасия Цветаева, сестра Марины, вспоминает: «В комнате матери висел портрет бабушки, красавицы – польки Марии Лукиничны Бернацкой, умершей очень рано – в 27 лет. Увеличенная фотография – темноокое, с тяжёлыми веками, печальное лицо с точно кистью проведёнными бровями, правильными, милыми чертами, добрым, горечью тронутым ртом…»

Вот как об этом говорит Марина в стихотворении «Бабушке».

Продолговатый и твёрдый овал,

Чёрного платья раструбы…

Юная бабушка! – Кто целовал

Ваши надменные губы?

Руки, которые в залах дворца

Вальсы Шопена играли…

По сторонам ледяного лица –

Локоны, в виде спирали.

Тёмный, прямой и взыскательный взгляд,

Взгляд, к обороне готовый.

Юные женщины так не глядят.

Юная бабушка, кто вы?

Сколько возможностей вы унесли,

И невозможностей – сколько? –

В ненасытимую прорву земли,

Двадцатилетняя полька!

День был невинен, и ветер был свеж,

Тёмные звёзды погасли.

- Бабушка! – Этот жестокий мятеж

В сердце моём – не от вас ли ?..

слайд 4 I. Стремительно и властно в жизнь будущей поэтессы вошёл Пушкин и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души.

Из книги Марины Цветаевой «Мой Пушкин».

«Начинается как глава настольного романа… - Тайна красной комнаты.

В красной комнате был тайный шкаф. (Репродукция картины Наумова «Дуэль»).

Но до тайного шкафа было другое, была картина в спальне матери – «Дуэль».

Снег, чёрные прутья деревец, двое чёрных людей проводят третьего, под мышки, к саням – а ещё один, другой, спиной отходит. Уводимый – Пушкин, отходящий – Дантес.»

«Первое, что я узнала о Пушкине, это – что его убили. Потом я узнала, что Пушкин – поэт, а Дантес – француз. Дантес … вызвал его на дуэль, то есть заманил на снег и там его убил из пистолета в живот, и … - об этом животе поэта, который так часто не – сыт и в который Пушкин был убит, пеклась не меньше, чем о его душе. С пушкинской дуэли во мне началась сестра… Нас этим выстрелом всех в живот ранили …

Пушкин был мой 1-ый поэт, и моего 1-го поэта – убили.

С тех пор, да, с тех пор, как Пушкина на моих глазах на картине Наумова – убили, ежедневно, ежечасно, непрерывно убивали всё моё младенчество, детство, юность – я поделила мир на поэта – и на всех, и выбрала – поэта, в подзащитные выбрала поэта: защищать поэта от всех, как бы эти все ни одевались и ни назывались.

Великому русскому поэту Марина Цветаева посвятила цикл стихотворений «Стихи к Пушкину» и эссе «Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачёв».

слайд 5, 6, 7 II. Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих в ней. Поэтесса была хорошо знакома с Валерием Брюсовым (показываются портреты называемых писателей и поэтов), Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой и другими талантливейшими людьми конца 19 в. – начала 20 в. Им она посвящала свои стихи, являвшиеся выражением её чувств и мыслей. Особенной любовью проникнуты строки, посвящённые её поэтическому кумиру – Александру Блоку:

Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё – льдинка на языке.

Одно – единственное движенье губ.

Имя твоё – пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В лёгком щёлканье ночных копыт

Громкое имя твоё гремит.

И назовёт нам его в висок

Звонко щёлкающий курок.

Имя твоё – ах, нельзя! –

Имя твоё – поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век.

Имя твоё – поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток.

С именем твоим – сон глубок.

слайд 8 I. В 1910 году, ещё не сняв гимназической формы, тайком от семьи, выпустила Марина первый поэтический сборник – «Вечерний альбом». Его заметили.

слайд 9 II. В один день с Мариной, но годом позже – 26 сентября 1893 г. – родился её муж, Сергей Яковлевич Эфрон.

(Портрет С. Эфрона) Из дневника Сергея Эфрона:

«Говорят, дневники пишут только очень одинокие люди…Я чувствую себя одиноким, несмотря на окружающую меня любовь. Одинок я, мои самые сокровенные мысли, моё понимание жизни и людей. Мне кажется, что никто так не понимает окружающее, как я. Кажется все грубы, все чего – нибудь да не видят, самого главного не чувствуют. Как странно, что мы себя не можем представить вне нас. То внешнее, то странное и смешное, что замечаем в других, не знаем о себе».

Одиночество это разомкнула только Марина.

Видеофрагмент. Встреча Цветаевой с Эфроном. Стихотворение «Я с вызовом ношу его кольцо».

слайд 10 I. Обвенчались Марина и Серёжа в январе 1912 г., и короткий промежуток между встречей их и началом первой мировой войны был единственным в их жизни периодом бестревожного счастья.

Именно ему, любимому, мужу, другу, будут посвящены лучшие стихи.

(«Мне нравится, что вы больны не мной.»)

слайд 11 II. На фоне видео.(Портреты Цветаевой с дочерью). «Аля – Ариадна Эфрон – родилась 5 сентября 1912 года, в половине шестого утра, под звон колоколов.

Девочка! – Царица бала! Чтобы тихая в печали,

Или схимница – Бог весть! Чтобы нежная росла,

- Сколько времени? – Светало. Девочку мою встречали

Кто – то мне ответил: Шесть. Ранние колокола.

«Я назвала её Ариадной – вопреки Серёже, который любит русские имена, папе, который любит простые имена, друзьям, которые находят, что это салонно…

Назвала от романтизма и высокомерия, которые руководят всей моей жизнью. Ариадна. – Ведь это ответственно!»

слайд 12 I. В 1914 г. Серёжа, студент 1-го курса Московского университета, отправляется на фронт с санитарным поездом, курсировавшим от Москвы до Белостока и обратно, в качестве брата милосердия.»

Видеофрагмент. «Она понимала… и пойдёт на смерть».

Сегодня ночью я одна в ночи –

Бессонная, бездомная черница! –

Сегодня ночью у меня ключи

От всех ворот единственной столицы!

Бессонница меня толкнула в путь.

-О, как же ты прекрасен, тусклый Кремль мой! –

Сегодня ночью я целую в грудь –

Всю круглую воюющую землю!

слайд 13 Цветаева и Эфрон

слайд 14 II. 13 апреля 1917 года у Марины Цветаевой родилась 2-ая дочь – Ирина.

«Я сначала её хотела назвать Анной (в честь Ахматовой) – Но ведь судьбы не повторяются!»

I. Наиболее трудным для Марины Цветаевой оказался 1919-й г., запомнившийся «самым чёрным, самым чумным, самым смертным.»

Из дневника: «Живу с Алей и Ириной (Але 6 лет, Ирине 2г. 7 мес.) в Борисоглебском переулке, против 2-ух деревьев, чердачной комнате, бывшей Серёжиной. Муки нет, хлеба нет, под письменным столом фунтов 12 картофеля.

весь запас.»

II. Из дневника: «Моя вторая дочь Ирина умерла 2 марта 1920 года – от голода».

(на фоне музыки чтец читает стихотворение).

Две руки, легко опущенные,

На младенческую голову!

Были – по одной на каждую –

Две головки мне дарованы.

Но обеими - зажатыми –

Яростными – как могла! –

Старшую из тьмы выхватывая –

Младшей не уберегла.

Две руки – ласкать – разглаживать

Нежные головки пышные.

Две руки – и вот одна из них

За ночь оказалась лишняя.

Светлая – на шейке тоненькой –

Одуванчик на стебле!

Мной ещё совсем не понято,

Что дитя моё в земле.

I. В мае 1922 года Марина Цветаева эмигрировала из России. Берлин. Прага. Париж.

В эмиграции Цветаева была мучительно одинока. Она постоянно думала о Родине. В стихотворении, обращённом к Б. Пастернаку, звучат ноты непередаваемой тоски и грусти:

Русской ржи от меня поклон,

Ниве, где баба застится.

Друг! Дожди за моим окном,

Беды и блажи на сердце…


Ты, в погудке дождей и бед

То ж, что Гомер – в гекзаметре.

Дай мне руку – на весь тот свет!

Здесь – мои обе заняты.


слайд 15 II. Сын мой Георгий родился 1 февраля 1925 г., в воскресенье, в полдень, в снежный вихрь.»

I. Из дневника: «Мне все эти дни хочется написать своё завещание. Мне вообще хотелось бы не-быть. Иду с Муром или без Мура, в школу или за молоком – и изнутри сами собой складываются слова завещания. Не вещественного – у меня ничего нет, что-то, что мне нужно, чтобы люди обо мне знали: разъяснение.

На фоне видео. (Портреты Цветаевой).

«Письмо детям»

Милые дети! Я никогда о вас отдельно не думаю: я всегда думаю, что вы – люди или не люди,- как мы. Но говорят, что вы есть, что вы особая природа, ещё не поддающаяся воздействию. Поэтому:

Никогда не лейте зря воды, потому что в эту же секунду из-за отсутствия её погибает в пустыне человек.

Но оттого, что я не пролью этой воды, ведь он её не получит!

Не получит, но на свете станет одним бессмысленным преступлением меньше.

Потому же никогда не бросайте хлеб, а увидите на улице под ногами, поднимите и положите на ближний забор, ибо есть не только пустыни, где умирают без воды, но и трущобы, где умирают без хлеба. Может быть, этот хлеб заметит голодный, и ему менее совестно будет его взять так, чем с земли.

Никогда не бойтесь смешного, и если видите человека в смешном положении: постарайтесь его из него извлечь, если же невозможно – прыгайте в него к человеку, как в воду, вдвоём глупое положение делится пополам.

Никогда не говорите, что так все делают: все всегда делают плохо, раз так охотно на них ссылаются! У «всех» есть второе имя – никто, и совсем нет лица – пробел. Ну, а если вам скажут: «Так «никто не делает» (не одевается, не думает и т. д.) – отвечайте: «А я – кто?»

Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими. Кроме того, для вас они родители, а для самих себя – я, не исчерпывайте их – их родительством. Не осуждайте своих родителей насмерть раньше (своих) сорок лет. А тогда рука не поднимается!

Увидев на дороге камень – уберите, представьте себе, что это вы бежите и расшибаете себе нос; из сочувствия (хотя бы себе – в другом!) уберите.

Не стесняйтесь уступить место старшему в трамвае. Стыдитесь – не уступить!

Не отличайте себя от других – в материальном. Другие – это тоже вы (все одинаково хотят есть, спать, сесть и т. д.).

Не торжествуйте победы над врагом. Достаточно – сознания. После победы – протяните руку.

Не отзывайтесь при других иронически о близких (хотя бы даже о любимом животном); другие уйдут, свой останется.

Когда вам будут говорить: «Это – романтизм», вы спросите: «Что такое романтизм?» - и увидите, что никто не знает; что люди берут в рот (и даже дерутся им! и даже плюются им! и запускают вам в лоб!) – слово, смысла которого они не знают.

Когда окончательно убедитесь, что не знают, сами отвечайте бессмертным словом Жуковского: «Романтизм» - это душа».

слайд 16 О, чёрная гора, Отказываюсь – выть.

Затмившая весь свет! С акулами равнин

Пора – пора – пора Отказываюсь – плыть

Творцу вернуть билет. Вниз – по теченью спин.

Отказываюсь – быть. Не надо мне ни дыр

В Бедламе нелюдей Ушных, ни вещих глаз.

Отказываюсь – жить. На твой безумный мир

С волками площадей Ответ один – отказ.

II. На этой ноте последнего отчаяния оборвалось творчество Марины Цветаевой. Дальше осталось просто человеческое существование – и того в обрез.

слайд 17 Годы летят один за другим. Короткие и длинные письма. Анастасия Ивановна узнаёт, что сестра с сыном Георгием в 1939 году возвращается в Россию (муж и старшая дочь к тому времени были уже на родине). Тяжело дались ей 17 лет, проведённые на чужбине. «Зола эмиграции – я вся под нею – как Геркуланум, - так и жизнь прошла».

I. Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Тяжёлые удары судьбы обрушились на поэтессу. Арест мужа и старшей дочери Али. Начало войны. Превратности эвакуации 1941 года забросили её в Чистополь, затем в Елабугу. Постоянная тревога за жизнь близких ей людей. Полная духовная изоляция. Ни весточки от друзей. И думы, думы… испепеляющие душу, не оставляющие места желанию жить.

«Жить – это неудачно кроить и беспрестанно латать,- ничто не держится (ничто не держит меня, не за что держаться, - простите мне эту печальную, суровую игру слов)».

II. Захлёбываясь от тоски,

Иду одна без всякой мысли,

И опустились и повисли

Две тоненьких моих руки.

I. Тут и настиг её «одиночества верховный час». Измученная, 31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила с собой.

Видеофрагмент. (20 августа поселилась… есть ещё 2 могилы).

слайд 18 II. В 1943 году, вспоминает Анастасия Цветаева, пришла страшная телеграмма. Я раскрыла листок. В нём две строки от друзей: «Марина погибла 2 года назад, 31 августа. Целуем ваше сердце. Лиля, Зина».

Под портретом Цветаевой зажигается свеча.

слайд 19 («Реквием» - Уж сколько их упало в эту бездну…)

II. Закрепление.

  1. Прослушивание ЭССЕ.

  2. Определение особенностей поэтической манеры и излюбленных приёмов М. Цветаевой.

(На столах у учащихся листы с отпечатанными отрывками из стихотворений Цветаевой). По предложенным отрывкам из стихотворений М. Цветаевой сделайте выводы об особенностях поэтической манеры, приёмах, которые использует поэт в своих произведениях.


Я расскажу тебе – про великий обман:

Я расскажу тебе, как ниспадает туман

На молодые деревья, на старые пни.

Я расскажу тебе, как погасают огни…


Вчера ещё в глаза глядел,

А нынче – всё косится в сторону!

Вчера ещё до птиц сидел –

Все жаворонки нынче – вороны!


Я глупая, а ты умён,

Живой, а я остолбенелая.

О вопль женщин всех времён:

«Мой милый, что тебе я сделала?!»


Зверю – берлога,

Страннику – дорога,

Мёртвому – дроги,

Каждому своё.


Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.


Говорила мне бабка лютая,

Коромыслом от злости гнутая…

Ровно облако побелела я,

Вынимайте рубашку белую.


Белый был – красным стал:

Кровь обагрила.

Красным был – белый стал:

Смерть побелила.



Вскрыла жилы: неостановимо,

Невосстановимо хлещет жизнь,

Подставляйте миски и тарелки!

Всякая тарелка будет мелкой,

Миска – плоской,

Через край – и мимо –

В землю чёрную, питать тростник.

Невозвратно, неостановимо,

Невосстановимо хлещет стих.


Бессонница! Друг мой!

- Прельстись!

Пригубь!

Голубка! – Друг!

Пригубь!

Прельстись!

Испей!

О друг!

- Пей, ласточка моя!


- Пора! Для этого огня –

Стара!

– Любовь – старей меня!

– Пятидесяти январей

Гора.

– Любовь – ещё старей.

Особенности поэтической манеры: неповторимая поэтическая интонация, упругость строки, стремление к сжатому, краткому стиху и неожиданной рифмовке.

Излюбленные приёмы: контраст, антитеза, пропуски ( или эллипс – записать в тетрадях), поэтическая риторика, обилие патетических восклицаний и обращений и т. д.

Стихотворение «Вскрыла жилы: неостановимо» написано в 1934 году, в нём слились и сравнение творческого акта с самоубийством, и мотив вечного конфликта художника с непонимающим его «плоским» миром. В этой же миниатюре – осознание вечного круговорота бытия – смерть, питающая землю, - из которой растёт тростник, - питает будущую жизнь, подобно тому, как каждый «пролитый» стих питает творчество настоящего и будущего. Кроме того, миниатюра раскрывает также цветаевскую идею «сосуществования» времён (прошлого и будущего) – в настоящем, идею творения во имя будущего, часто – мимо настоящего, вопреки сегодняшнему непониманию («через край – и мимо»).

Даже цветаевская страстность передана здесь, но не через дробление фразы, а с помощью повторов, придающих эмоциональный накал действию – «выхлесту» жизни и стиха («неостановимо», «невосстановимо» и т. д.). Причём одни и те же слова, относящиеся и к жизни, и к стиху, подчёркивают неразрывность жизни, творчества и смерти художника, всегда живущего на последнем вздохе. Эмоциональное напряжение достигается и графическими средствами – выделение ключевых слов с помощью знаков препинания.


III. Итог урока.


Заключительное слово преподавателя.


Марина Цветаева – поэт яркий, самобытный и неповторимый. Она заняла достойное место в поэзии «серебряного века».

Наследие Марины Цветаевой – сборники лирических стихотворений, несколько стихотворных драм, семнадцать поэм, лирические эссе и философские этюды, мемуарная и историко – литературная проза, воспоминания и размышления.

Она писала о любви и верности, о земной жизни и страстях, о романтическом прошлом и непонятном будущем, о смутном времени русской истории, о героических и страдающих натурах, о роли поэта и поэзии в противоречивом мире, о море, опасном и неисчерпаемом, о любимых А. Пушкине и А. Блоке… Писала много и вдохновенно.

Цветаева обладала даром улавливать, казалось бы, совсем незаметные движения человеческой души и давать им точные характеристики. Потому, может быть, что сама жила прежде всего сердцем – страстным, жаждущим добра и любви.


Клонится, клонится лоб тяжёлый,

Колосом клонится, ждёт жнеца.

Друг! Равнодушье – дурная школа!

Ожесточает оно сердца.


Жнец – милосерден: сожнёт и свяжет,

Поле опять прорастёт травой…

А равнодушного – бог накажет!

Страшно ступать по душе живой.


Друг! Неизжитая нежность – душит.

Хоть на алтын полюби – приму!

Друг равнодушный! – Так страшно слушать

Чёрную полночь в пустом дому!

(1921)


Надеюсь, что судьба и творчество Марины Цветаевой не оставили вас равнодушными. В 1913 году Марина Цветаева уверенно заявила:

Моим стихам,

Как драгоценным винам,

Настанет свой черед.


Она оказалась права. Сегодня сильной, сложной, настоящей поэзии Цветаевой «настал черед», потому что настоящее в искусстве не умирает.

Много лет спустя после её смерти на елабужском кладбище на месте предполагаемой могилы Цветаевой была поставлена надгробная доска.


И это всё, что лестью и мольбой

Я выпросила у счастливых.

И это всё, что я возьму с собой

В край целований молчаливых.


Хотелось бы, чтобы ещё осталась память.


Оценки за урок.


IV. Д/з.

Выучить наизусть стихотворение Марины Цветаевой (по выбору учащихся).



15


Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку Цветаева»

Марина Цветаева (1892 – 1941) Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд…

Марина Цветаева (1892 – 1941)

Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд…

Идешь, на меня похожий, Глаза устремляя вниз. Я их опускала - тоже! Прохожий, остановись! Прочти - слепоты куриной И маков набрав букет, - Что звали меня Мариной, И сколько мне было лет. Не думай, что здесь - могила, Что я появлюсь, грозя... Я слишком сама любила Смеяться, когда нельзя! И кровь приливала к коже, И кудри мои вились... Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись

Идешь, на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала - тоже!

Прохожий, остановись!

Прочти - слепоты куриной

И маков набрав букет, -

Что звали меня Мариной,

И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь - могила,

Что я появлюсь, грозя...

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя!

И кровь приливала к коже,

И кудри мои вились...

Я тоже была, прохожий!

Прохожий, остановись

26 сентября 1882 года в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, директора Румянцевского музея и основателя изящных искусств, и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина
  • 26 сентября 1882 года в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, директора Румянцевского музея и основателя изящных искусств, и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина

Ее отец — Иван Владимирович Цветаев, (1847-1913), русский ученый, специалист в области античной истории, филологии и искусства, член-корреспондент Петербургской Академии Наук. Он основал один из уникальнейших музеев столицы Музей изящных искусств в Москве (современный Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) и был его первым директором.

Мать — М. А. Мейн происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой, ученицей Антона Рубинштейна. Она великолепно играла на рояле, «залила детей музыкой», как позднее выразилась поэтесса. В детстве из-за болезни матери (чахотки) Цветаева подолгу жила в Италии, Швейцарии, Германии; перерывы в гимназическом образовании восполнялись учебой в пансионах в Лозанне и Фрейбурге.

Умерла она еще молодой в 1906 году, и воспитание двух дочерей, Марины и Анастасии, и их сводного брата Андрея стало делом глубоко их любившего отца. Он старался дать детям основательное образование, знание европейских языков, всемерно поощряя знакомство с классиками отечественной и зарубежной литературы и искусства.

Картина А.Наумова «Дуэль»

Картина А.Наумова «Дуэль»

Валерий Брюсов Максим Горький

Валерий Брюсов Максим Горький

Владимир Маяковский Борис Пастернак

Владимир Маяковский Борис Пастернак

Анна Ахматова Александр Блок

Анна Ахматова Александр Блок

В 1910 году выпустила  Марина  первый поэтический сборник – «Вечерний альбом»

В 1910 году выпустила Марина первый поэтический сборник – «Вечерний альбом»

В один день с Мариной, но годом позже – 26 сентября 1893 г. – родился её муж,  Сергей Яковлевич Эфрон.

В один день с Мариной, но годом позже – 26 сентября 1893 г. – родился её муж, Сергей Яковлевич Эфрон.

Обвенчались Марина и Серёжа в январе 1912 г

Обвенчались Марина и Серёжа в январе 1912 г

Аля – Ариадна Эфрон – родилась 5 сентября 1912 года, в половине шестого утра, под звон колоколов

Аля – Ариадна Эфрон – родилась 5 сентября 1912 года, в половине шестого утра, под звон колоколов

13 апреля 1917 года у Марины Цветаевой родилась 2-ая дочь – Ирина Из дневника: «Живу с Алей и Ириной (Але 6 лет, Ирине 2г. 7 мес.) в Борисоглебском переулке, против 2-ух деревьев, чердачной комнате, бывшей Серёжиной. Муки нет, хлеба нет, под письменным столом фунтов 12 картофеля. … весь запас.» И з дневника: «Моя вторая дочь Ирина умерла 2 марта 1920 года – от голода». Дочери Аля и Ирина

13 апреля 1917 года у Марины Цветаевой родилась 2-ая дочь – Ирина

Из дневника: «Живу с Алей и Ириной (Але 6 лет, Ирине 2г. 7 мес.) в Борисоглебском переулке, против 2-ух деревьев, чердачной комнате, бывшей Серёжиной. Муки нет, хлеба нет, под письменным столом фунтов 12 картофеля.

… весь запас.»

И з дневника: «Моя вторая дочь Ирина умерла 2 марта 1920 года – от голода».

Дочери Аля и Ирина

Сын мой Георгий родился 1 февраля 1925 г., в воскресенье, в полдень, в снежный вихрь

Сын мой Георгий родился 1 февраля 1925 г., в воскресенье, в полдень, в снежный вихрь

Марина с сыном Георгием в 1939 году возвращается в Россию (муж и старшая дочь к тому времени были уже на родине) О, чёрная гора, Затмившая весь свет Пора – пора – пора Творцу вернуть билет Отказываюсь – быть. В Бедламе нелюдей Отказываюсь – жить С волками площадей Отказываюсь – выть. С акулами равнин Отказываюсь – плыть Вниз – по теченью спин. Не надо мне ни дыр Ушных, ни вещих глаз. На твой безумный мир Ответ один – отказ.

Марина с сыном Георгием в 1939 году возвращается в Россию (муж и старшая дочь к тому времени были уже на родине)

О, чёрная гора,

Затмившая весь свет

Пора – пора – пора

Творцу вернуть билет

Отказываюсь – быть.

В Бедламе нелюдей Отказываюсь – жить

С волками площадей

Отказываюсь – выть.

С акулами равнин

Отказываюсь – плыть

Вниз – по теченью спин.

Не надо мне ни дыр

Ушных, ни вещих глаз.

На твой безумный мир

Ответ один – отказ.

Арест мужа и старшей дочери Али. Начало войны. Превратности эвакуации 1941 года забросили её в Чистополь, затем в Елабугу. «Жить – это неудачно кроить и беспрестанно латать,- ничто не держится (ничто не держит меня, не за что держаться, - простите мне эту печальную, суровую игру слов)».  Захлёбываясь от тоски,  Иду одна без всякой мысли,  И опустились и повисли  Две тоненьких моих руки. 31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила с собой

Арест мужа и старшей дочери Али.

Начало войны. Превратности эвакуации 1941 года забросили её в Чистополь, затем в Елабугу.

«Жить – это неудачно кроить и

беспрестанно латать,- ничто не

держится (ничто не держит меня,

не за что держаться, - простите мне

эту печальную, суровую

игру слов)».

Захлёбываясь от тоски,

Иду одна без всякой мысли,

И опустились и повисли

Две тоненьких моих руки.

31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила с собой


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Сутягинская Елена Викторовна

Дата: 20.07.2015

Номер свидетельства: 223207


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства