Интегрированный урок-презентация по литературному чтению и
окружающему миру во 2 а классе МБОУ «Суземская СОШ №1»
«Культура поведения»
I Орг. момент.
-Добрый день! Придумано кем-то.
Просто и мудро при встрече здороваться!
Добрый день солнцу и птицам,
Добрый день улыбчивым лицам!
Каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть добрый день длится до вечера.
Улыбнитесь друг другу. Присаживайтесь.
I I Работа с учебником.
Откройте учебники на с.52 и прочитайте тему нашего урока.
Ребята, а что означает быть вежливым?
-
В толковом словаре С. И. Ожегова о вежливом человеке говорится так: «Вежливый - соблюдающий правила приличия, воспитанный»
- Ребята, а где должны соблюдаться правила приличия?
- Везде.
Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. Раньше слово «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия и формы выражения доброго отношения к людям.
Какую проблему ставит перед нами муравьишка Вопросик?
-Что такое культура поведения?
-Для чего она нужна?
Может ли кто-то сразу ответить на этот вопрос?
-
В конце урока мы проверим, верны ли были ваши предположения.
А сейчас возьмите карточки, лежащие у вас на столе, и с помощью стрелок составьте словосочетания.
сказка деревянная
палочка красивый
лампа интересная
слово настольная
цветок волшебное
Проверим правильность выполнения заданий.
Какое словосочетание здесь лишнее?
-волшебное слово
Почему?
-оно употреблено в переносном значении
Можем ли мы употребить слово «волшебное» со словами из 1-го столбика?
-
Что же у вас получилось?
Ребята, а что же обозначает словосочетание «волшебное слово»?
-это вежливые слова
В обиходе вежливого человека обязательно присутствуют слова, которые мы называем «волшебными».
Что же это за слова?
-
В каких случаях мы используем эти слова?
- приветствие, прощание, благодарность, просьба, извинение
Ребята, а как волшебное слово может действовать на поведение человека?
-
Я предлагаю узнать ответ на этот вопрос, прочитав произведение В. А. Осеевой «Волшебное слово», но прежде мы познакомимся с жизнью и творчеством этой писательницы.
- БИОГРАФИЯ
Валентина Александровна Осеева родилась в 1902 году в Киеве.
В юные годы она мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет. Однако все изменилось с переездом в Москву.
В 21 год посетив трудовую коммуну для беспризорников, она поняла, что ее призвание – воспитывать детей.
Этому делу В.Осеева отдала 16 лет, работая воспитательницей в детских учреждениях.
На досуге она сочиняла для ребят сказки, писала пьесы, придумывала игры.
В 1940 г. вышла ее первая книжка «Рыжий кот».
А особенно полюбили дети цикл рассказов «волшебное слово», в которых повествуется о человеческих отношениях.
А теперь подготовим наши речевые аппараты к чтению и выполним речевую разминку.
Прошу вас, не надо съезжать по перилам!
Вы можете в зубы попасть крокодилам!
Они притаились на каждой площадке
И всех, кто съезжает, хватают за пятки.
И тащат на дно африканского Нила.
Прошу вас, не надо съезжать по перилам!
Прочитайте с мольбой в голосе.
Прочитайте строго (не сердито).
Как читать было сложнее?
-строго, т.к надо приказывать, с мольбой читать легче, т.к. это просьба со слезами. Обращение прошу вас, является просьбой.
Ребята, произведение «Волшебное слово» мы будем читать по частям. Первую часть читаем абзацами до слов: «Он вскочил и побежал домой…»
-
Поведение, какого героя вам понравилось, и почему?
-
Найдите в тексте, как выглядел старичок? Прочитайте!
-
Кого он вам напомнил? Почему?
-волшебника (длинная седая борода, говорит о волшебном слове)
А что можно сказать о Павлике?
-он был сердит, грубил, сжимал кулаки, хотел убежать из дома, засопел от обиды, стукнул кулаком.
Найдите и подтвердите словами текста.
Ребята, а какое название можно дать этой части?
-1. Встреча
Ребята, а какое волшебное слово мог сказать старичок Павлику?
-
Продолжим чтение до слов «Он думал теперь только о волшебном слове» и узнаем, верны ли были наши предположения.
-
Итак, так какое же волшебное слово сказал Павлику старичок?
-пожалуйста
Как это слово подействовало на Лену? Найдите и прочитайте в тексте.
-
Как можно озаглавить эту часть?
-2. Лена, дай мне одну краску, пожалуйста…
Ребята, куда же дальше отправится наш герой?
-к бабушке
Сейчас мы продолжим чтение до слов «Волшебник! Волшебник!» -повторял он про себя, вспоминая старика.
-
Как повела себя бабушка услышав от Павлика волшебное слово? Подтвердите словами текста.
-
Какое название подойдет к этой части?
Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой!
На ком еще должен был испытать это слово Павлик , чтобы окончательно убедиться, что слово волшебное и старик волшебник?
-на своем брате
Прочтем абзацами до слов: «Помогло! Опять помогло!»
-
Подействовало ли на брата волшебное слово? Подтвердите словами текста.
-
Ребята, а как изменилось поведение Павлика после того, как он узнал волшебное слово? Найдите и прочитайте.
-
Какое название подойдет к этой части?
«Помогло! Опять помогло!»
А теперь давайте прочитаем заключительную часть.
-
Почему Павлик в конце рассказа возвращается в сквер?
-он очень изменился, он бежит в сквер не за тем, чтобы получить, как он привык: краску от сестры, пирожок от бабушки, путешествие от брата, а за тем, чтобы отдать (поблагодарить) старика
Как можно озаглавить эту маленькую, но очень важную часть?
Возвращение в сквер.
Итак, перед нами план рассказа, который поможет вам в выполнении домашнего задания.
А теперь найдите в тексте, как надо правильно произносить волшебное слово?
… говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь...
VI Физминутка
Настало время немножко отдохнуть
- К серой мышке на поклон
День и ночь я танцевал,
Спать мышатам не давал.
Попрошу теперь прощения
За такое поведение.
VI I Работа по учебнику ОМ.
А теперь зная, как надо правильно произносить волшебные слова, соотнесите рисунки и диалоги. Разыграйте эти диалоги в парах.
Какое же из волшебных слов подходит к первому рисунку?
-извините
- Кто же все-таки разбил вазу с цветами?
- Мамочка, это я. Извини!
Подберите диалог ко 2 рисунку. Разыграйте.
-До свидания
- Я скоро вернусь! Будьте умницами!
- До свидания, мамочка!
Когда и кому говорят эти слова?
- старшим по возрасту людям
Какими словами их можно заменить?
-пока, до встречи
Что обозначает это выражение?
-увидимся еще раз
Ученик читает стихотворение.
Подберите и разыграйте диалог к этому рисунку
-пожалуйста
- Оля, дай мне диск с мультфильмами о динозаврах, пожалуйста!
- Конечно, конечно, Никита!
Узнали это слово???
Следующий диалог.
-спасибо
- Яна, ты уже прочитала всю книгу?
- Да, вот возьми. Она оказалась очень интересной, большое спасибо.
Какой диалог подойдет к этому рисунку?
-здравствуй
- Машенька, я дома!
- Ура! Здравствуй, папочка!
Что обозначает это слово?
-здравия желаем
Какими словами его можно заменить?
-привет, здорово
Кого можно им приветствовать?
Старших по возрасту людей
Разыграйте диалог к последней картинке
Благодарю
- Куда же запропастились мои очки?
- Да вот же они, бабушка!
- Благодарю, Алешенька!
Прочитайте вывод все вместе.
Вежливых слов не одно и не два,
Помни и знай эти чудо-слова!
Прочитайте телефонный разговор героев на стр. 53 учебника.
-
Можно ли назвать их разговор вежливым и понятным?
-
Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым?
-
Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном.
Использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания.
Не следует говорить слишком долго.
Придумайте и разыграйте телефонный разговор, с опорой на план, который был бы вежливым и понятным.
Разговор Рыжика и Попугая.
П - Алло, здравствуйте. Это звонит Попугай.
Р - Здравствуйте, Попугай.
П - Пригласите, пожалуйста, Сережу к телефону.
Р - К сожалению Сережи нет дома, а что передать?
П - Спасибо ничего. Я перезвоню позднее. До свидания.
Р. - До свидания.
Так для чего же нам нужны волшебные слова?
-с помощью этих слов можно совершать чудеса, поднимать человеку настроение, располагать людей к себе.
А теперь послушайте историю еще об одном Павлике, автором которой является А.Л.Барто.
Вежливый поступок
Было лето,
Пели птички…
Павлик ехал
В электричке.
Вдруг на станции
Фили
Две девчонки
В дверь вошли.
Не толкаются девчонки,
Скромно стали в уголке
И беседуют в сторонке
На английском языке.
Павлик понял:
«Иностранки!
Это видно
По осанке!
Может быть, они туристки,
В первый раз у нас в стране?»
И с трудом он по-английски
Произнёс: — Позвольте мне
Пригласить вас на скамью!
Ну, а сам я постою!..
Было лето,
Пели птички…
Две девчонки
В электричке
Сели около окна.
— Между прочим,
Мы москвички,—
Улыбается одна.
Павлик крикнул:
— Как же так!
Значит, я
Попал впросак?!
И теперь не пьёт,
Не ест он!
Посочувствуем ему:
Уступил девчонкам место
Неизвестно почему!
Какой поступок совершил Павлик?
-
Можно ли мальчика назвать вежливым?
-
Почему? Подтвердите словами текста.
-
А вы совершали вежливые поступки? Какие?
-
Как на них реагировали окружающие?
-
Можно ли назвать эти поступки волшебными?
-
Ребята, а как вы думаете, волшебные слова и волшебные поступки связаны между собой?
-
А как мы будем называть человека, который совершает волшебные поступки, сопровождая их волшебными словами?
-вежливым, культурным, воспитанным
Так что же такое культура поведения?
-это вежливые слова и поступки
А для чего она нам нужна?
К.п. украшает человека, помогает сделать общение приятным.
Произведения каких авторов помогли разобраться с этими вопросами?
В.А. Осеевой, А.Л. Барто
А теперь проверим, какие вежливые слова вы запомнили.
Я буду начинать, а вы должны закончить.
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого …
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит …
Мальчик вежливый и развитий
Говорит, встречаясь…
Когда нас побранят за шалости,
Мы говорим: прости, …
И в России, во Франции, в Дании
На прощание скажи: …
Вот и подошел то момент, когда мы должны сказать друг другу до свидания.
Сейчас мы запишем д/з
С. 87-92 перечитать рассказ, I часть текста читать по ролям.
(!) Составить пересказ от лица Павлика.
С. 52-55 прочитать. Составить рассказ «Волшебный поступок»
Рефлексия.
Перед вами белое и красное «сердечко чувств». Если вы сегодня сочувствовали, переживали , не были равнодушными, то возьмите красное сердечко и закрепите его на доске, а если вам было все рано, вы остались безразличны, то возьмите белое и закрепите на доске.
Определились с выбором?
У кого остались белые сердечки, украсьте их волшебными словами и оставьте себе на память о нашем сегодняшнем уроке.