Интегрированный урок-презентация по литературному чтению и 
окружающему миру во 2 а классе МБОУ «Суземская СОШ №1»
«Культура поведения»
 I  Орг. момент.
 -Добрый день! Придумано кем-то.
 Просто и мудро при встрече здороваться!
 Добрый день солнцу и птицам,  
 Добрый день улыбчивым лицам!
 Каждый становится добрым, доверчивым,
 Пусть добрый день длится до вечера.
 
 
 Улыбнитесь друг другу. Присаживайтесь.
 I I Работа с учебником.
  -  Откройте учебники на с.52 и прочитайте тему нашего урока. 
 Ребята, а что означает быть вежливым?
  -
  В толковом словаре С. И. Ожегова о вежливом человеке говорится так: «Вежливый - соблюдающий правила приличия, воспитанный»
  - Ребята, а где должны соблюдаться правила приличия?
  - Везде.
  Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. Раньше слово «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия и формы выражения доброго отношения к людям.
  -  Какую проблему ставит перед нами муравьишка Вопросик? 
 -Что такое культура поведения?
  -Для чего она нужна?
  Может ли кто-то сразу ответить на этот вопрос?
  -
  В конце урока мы проверим, верны ли были ваши предположения.
  А сейчас возьмите карточки, лежащие у вас на столе, и с помощью стрелок составьте словосочетания.
  сказка деревянная
  палочка красивый
  лампа интересная
  слово настольная  
  цветок волшебное
  
  Проверим правильность выполнения заданий.
  
 
  Какое словосочетание здесь лишнее?
  -волшебное слово
  Почему?
  -оно употреблено в переносном значении
  Можем ли мы употребить слово «волшебное» со словами из 1-го столбика?
  -
  Что же у вас получилось?
  Ребята, а что же обозначает словосочетание «волшебное слово»?
  -это вежливые слова
  В обиходе вежливого человека обязательно присутствуют слова, которые мы называем «волшебными».
  Что же это за слова?
  -
  В каких случаях мы используем эти слова?
  - приветствие, прощание, благодарность, просьба, извинение
  Ребята, а как волшебное слово может действовать на поведение человека?
  -
  Я предлагаю узнать ответ на этот вопрос, прочитав произведение В. А. Осеевой «Волшебное слово», но прежде мы познакомимся с жизнью и творчеством этой писательницы.
  - БИОГРАФИЯ  
 Валентина Александровна Осеева родилась в 1902 году в Киеве.
 
 
  В юные годы она мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет. Однако все изменилось с переездом в Москву.
 
 
  В 21 год посетив трудовую коммуну для беспризорников, она поняла, что ее призвание – воспитывать детей.
 
 
  Этому делу В.Осеева отдала 16 лет, работая воспитательницей в детских учреждениях.
 
 
  На досуге она сочиняла для ребят сказки, писала пьесы, придумывала игры.
 
 
  В 1940 г. вышла ее первая книжка «Рыжий кот».  
 
 
  А особенно полюбили дети цикл рассказов «волшебное слово», в которых повествуется о человеческих отношениях.
  
 
  А теперь подготовим наши речевые аппараты к чтению и выполним речевую разминку.
 Прошу вас, не надо съезжать по перилам!
  Вы можете в зубы попасть крокодилам!
  Они притаились на каждой площадке
  И всех, кто съезжает, хватают за пятки.
  И тащат на дно африканского Нила.
  Прошу вас, не надо съезжать по перилам!
 Прочитайте с мольбой в голосе.
 Прочитайте строго (не сердито).
 Как читать было сложнее?
 -строго, т.к надо приказывать, с мольбой читать легче, т.к. это просьба со слезами. Обращение прошу вас, является просьбой.
 Ребята, произведение «Волшебное слово» мы будем читать по частям. Первую часть читаем абзацами до слов: «Он вскочил и побежал домой…»  
 -
 Поведение, какого героя вам понравилось, и почему?
 -
 Найдите в тексте, как выглядел старичок? Прочитайте!
 -
 Кого он вам напомнил? Почему?
 -волшебника (длинная седая борода, говорит о волшебном слове)
 А что можно сказать о Павлике?
 -он был сердит, грубил, сжимал кулаки, хотел убежать из дома, засопел от обиды, стукнул кулаком.
 Найдите и подтвердите словами текста.
 Ребята, а какое название можно дать этой части?
 -1. Встреча
 Ребята, а какое волшебное слово мог сказать старичок Павлику?
 -
 Продолжим чтение до слов «Он думал теперь только о волшебном слове» и узнаем, верны ли были наши предположения.
 -
 Итак, так какое же волшебное слово сказал Павлику старичок?
 -пожалуйста
 Как это слово подействовало на Лену? Найдите и прочитайте в тексте.
 -
 Как можно озаглавить эту часть?
  -2. Лена, дай мне одну краску, пожалуйста…
  Ребята, куда же дальше отправится наш герой?
  -к бабушке
 Сейчас мы продолжим чтение до слов «Волшебник! Волшебник!» -повторял он про себя, вспоминая старика.
 -
 Как повела себя бабушка услышав от Павлика волшебное слово? Подтвердите словами текста.
 -
 Какое название подойдет к этой части?
  - Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! 
На ком еще должен был испытать это слово Павлик , чтобы окончательно убедиться, что слово волшебное и старик волшебник?
 -на своем брате
 Прочтем абзацами до слов: «Помогло! Опять помогло!»
 -
 Подействовало ли на брата волшебное слово? Подтвердите словами текста.
 -
 Ребята, а как изменилось поведение Павлика после того, как он узнал волшебное слово? Найдите и прочитайте.
 -
 Какое название подойдет к этой части?
  - «Помогло! Опять помогло!» 
А теперь давайте прочитаем заключительную часть.  
 -
 Почему Павлик в конце рассказа возвращается в сквер?
 -он очень изменился, он бежит в сквер не за тем, чтобы получить, как он привык: краску от сестры, пирожок от бабушки, путешествие от брата, а за тем, чтобы отдать (поблагодарить) старика
 Как можно озаглавить эту маленькую, но очень важную часть?
  - Возвращение в сквер. 
Итак, перед нами план рассказа, который поможет вам в выполнении домашнего задания.
 А теперь найдите в тексте, как надо правильно произносить волшебное слово?
  … говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь...
  VI Физминутка
 Настало время немножко отдохнуть
   - К серой мышке на поклон
  День и ночь я танцевал,
  Спать мышатам не давал.
  Попрошу теперь прощения  
  За такое поведение.
 VI I Работа по учебнику ОМ.
 А теперь зная, как надо правильно произносить волшебные слова, соотнесите рисунки и диалоги. Разыграйте эти диалоги в парах.
 Какое же из волшебных слов подходит к первому рисунку?
 -извините  
 - Кто же все-таки разбил вазу с цветами?
 - Мамочка, это я. Извини!
 
 
 Подберите диалог ко 2 рисунку. Разыграйте.
 -До свидания
 - Я скоро вернусь! Будьте умницами!
 - До свидания, мамочка!
 Когда и кому говорят эти слова?
 - старшим по возрасту людям
 Какими словами их можно заменить?
 -пока, до встречи
 Что обозначает это выражение?
 -увидимся еще раз
 Ученик читает стихотворение.
 Подберите и разыграйте диалог к этому рисунку
 -пожалуйста
 - Оля, дай мне диск с мультфильмами о динозаврах, пожалуйста!
 - Конечно, конечно, Никита!
 Узнали это слово???
 Следующий диалог.
 -спасибо
 - Яна, ты уже прочитала всю книгу?
 - Да, вот возьми. Она оказалась очень интересной, большое спасибо.
 
 
 Какой диалог подойдет к этому рисунку?
 -здравствуй
 - Машенька, я дома!
 - Ура! Здравствуй, папочка!
 Что обозначает это слово?
 -здравия желаем
 Какими словами его можно заменить?
 -привет, здорово
 Кого можно им приветствовать?
 Старших по возрасту людей
 Разыграйте диалог к последней картинке
 Благодарю
 - Куда же запропастились мои очки?
 - Да вот же они, бабушка!
 - Благодарю, Алешенька!
 
 
 Прочитайте вывод все вместе.
 Вежливых слов не одно и не два,
 Помни и знай эти чудо-слова!  
 Прочитайте телефонный разговор героев на стр. 53 учебника.
 -
 Можно ли назвать их разговор вежливым и понятным?
 -
 Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым?
 -
  - Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном. 
- Использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания. 
- Не следует говорить слишком долго. 
 
 
  Придумайте и разыграйте телефонный разговор, с опорой на план, который был бы вежливым и понятным.
 Разговор Рыжика и Попугая.
 П - Алло, здравствуйте. Это звонит Попугай.
 Р - Здравствуйте, Попугай.
 П - Пригласите, пожалуйста, Сережу к телефону.
 Р - К сожалению Сережи нет дома, а что передать?
 П - Спасибо ничего. Я перезвоню позднее. До свидания.
 Р. - До свидания.
 Так для чего же нам нужны волшебные слова?
 -с помощью этих слов можно совершать чудеса, поднимать человеку настроение, располагать людей к себе.
 А теперь послушайте историю еще об одном Павлике, автором которой является А.Л.Барто.
 Вежливый поступок
 Было лето,
 Пели птички…
 Павлик ехал
 В электричке.
 Вдруг на станции
 Фили
 Две девчонки
 В дверь вошли.
 
 
  Не толкаются девчонки,
 Скромно стали в уголке
 И беседуют в сторонке
 На английском языке.
 Павлик понял:
 «Иностранки!
 Это видно
 По осанке!
 
 
 Может быть, они туристки,
 В первый раз у нас в стране?»
 И с трудом он по-английски
 Произнёс: — Позвольте мне
 Пригласить вас на скамью!
 Ну, а сам я постою!..
 
 
 Было лето,
 Пели птички…
 Две девчонки
 В электричке
 Сели около окна.
 — Между прочим,
 Мы москвички,—
 Улыбается одна.
 
 
 Павлик крикнул:
 — Как же так!
 Значит, я
 Попал впросак?!
 И теперь не пьёт,
 Не ест он!
 Посочувствуем ему:
 Уступил девчонкам место
 Неизвестно почему!
 Какой поступок совершил Павлик?
 -
 Можно ли мальчика назвать вежливым?
 -
 Почему? Подтвердите словами текста.
 -
 А вы совершали вежливые поступки? Какие?
 -
 Как на них реагировали окружающие?
 -
 Можно ли назвать эти поступки волшебными?
 -
 Ребята, а как вы думаете, волшебные слова и волшебные поступки связаны между собой?
  -
 А как мы будем называть человека, который совершает волшебные поступки, сопровождая их волшебными словами?
 -вежливым, культурным, воспитанным
 Так что же такое культура поведения?
 -это вежливые слова и поступки
 А для чего она нам нужна?
 К.п. украшает человека, помогает сделать общение приятным.
 Произведения каких авторов помогли разобраться с этими вопросами?
 В.А. Осеевой, А.Л. Барто
 А теперь проверим, какие вежливые слова вы запомнили.
 Я буду начинать, а вы должны закончить.
  - Растает даже ледяная глыба 
 От слова теплого …
  - Зазеленеет старый пень, 
 Когда услышит …
  - Мальчик вежливый и развитий 
 Говорит, встречаясь…
  - Когда нас побранят за шалости, 
 Мы говорим: прости, …
  - И в России, во Франции, в Дании 
 На прощание скажи: …
 Вот и подошел то момент, когда мы должны сказать друг другу до свидания.
 Сейчас мы запишем д/з
  С. 87-92 перечитать рассказ, I часть текста читать по ролям.
 (!) Составить пересказ от лица Павлика.
  С. 52-55 прочитать. Составить рассказ «Волшебный поступок»
 Рефлексия.
 Перед вами белое и красное «сердечко чувств». Если вы сегодня сочувствовали, переживали , не были равнодушными, то возьмите красное сердечко и закрепите его на доске, а если вам было все рано, вы остались безразличны, то возьмите белое и закрепите на доске.  
 Определились с выбором?
 У кого остались белые сердечки, украсьте их волшебными словами и оставьте себе на память о нашем сегодняшнем уроке.