kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-практикум. "Похвала Незнанию" философское осмысление новеллы японского писателя Акутагавы Рюноскэ), « В чаще»,1921.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока:

1. Познакомить присутствующих с творчеством японского  журналиста, театрала и писателя Акутагавы Рюноскэ.

2. В ходе литературоведческого анализа новеллы «В чаще» отработать основной прием творческого воображения – удивление,  научить присутствующих определять основную мысль произведения  и философски обдумывать  выводы по обсуждаемой проблеме.

3. Прививать любовь и интерес обучающихся  к произведениям зарубежной литературы, знакомить с искусством других стран.

Методические приемы: творческое чтение новеллы, литературоведческий  анализ новеллы, составление словаря Бусидо, беседа по теме урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-практикум. "Похвала Незнанию" философское осмысление новеллы японского писателя Акутагавы Рюноскэ), « В чаще»,1921. »





( философское осмысление новеллы японского писателя Акутагавы Рюноскэ), « В чаще»,1921.


Урок литературы в 8 классе

( по новелле Акутагавы Рюноскэ «В чаще»)

















Задачи урока:

1. Познакомить присутствующих с творчеством японского журналиста, театрала и писателя Акутагавы Рюноскэ.


2. В ходе литературоведческого анализа новеллы «В чаще» отработать основной прием творческого воображения – удивление, научить присутствующих определять основную мысль произведения и философски обдумывать выводы по обсуждаемой проблеме.


3. Прививать любовь и интерес обучающихся к произведениям зарубежной литературы, знакомить с искусством других стран.


Методические приемы: творческое чтение новеллы, литературоведческий анализ новеллы, составление словаря Бусидо, беседа по теме урока.



Эпиграф урока:

  • Хвала «комэ – сесэцу!»

Перевод (хвала светозарному произведению, прославляющему воинственность и великодушие самурайства)


  1. Организационный момент.

Слово учителя: ребята, приглашаю вас в загадочную страну Японию, с ее удивительными обрядами, великолепной культурой и искусством и изящной литературой. Нет слов, которыми можно описать воинствующий дух, величие души и поступков самураев. Под силу это оказалось только Акутагаве Рюноске.



Сегодня мы проведем необычный урок. Урок -Удивление по новелле Акутагавы Рюноскэ «В чаще». Тема урока . Похвала Незнанию.

Задачи урока таковы :

  • Познакомить присутствующих с творчеством японского журналиста, театрала и писателя Акутагавы Рюноскэ.

  • 2. В ходе литературоведческого анализа новеллы «В чаще» отработать основной прием творческого воображения – удивление, научить присутствующих определять основную мысль произведения и философски обдумывать выводы по обсуждаемой проблеме.

Исследование психологии души разных социальных слоев легло в основу произведения , смысл которого заключен в эпиграфе : Хвала комэ се сэцу! Хвала благородству и величию духа самураев!

Рюноскэ Акутагава – великий писатель, театровед Японии. Он родился в 1892 году, в год Дракона, поэтому его так назвали Рюноске, ибо иероглиф этого имени означает Дракон. Акутагава закончил отделение английской литературы Токийского университета в 1913 году. Лит-ая дея-ть посвящена проблеме исследования психологии человека, его внутреннего мира и поступков. Рюноске создал более 100 произведений разных жанров от беллетристики до сатиры. Молодым писателям Японии присуждается самая высокая литературная премия – премия Агутагавы., за высокие достижения в искусстве.

В фабуле новеллы «В чаще» лежит допрос судейского чиновника, очевидцев трагедии убийства молодого самурая.

Понять содержание новеллы «В чаще» поможет словарь.

Потому что в ходе творческого чтения и философско - художественного осмысления новеллы, мы должны ответить на вопрос, который волновал Акутагаву Рюноске: на какой основе строится дух Бусидо, т.е жизненный путь самураев, какова система морали и поведения самурайства, близок ли дух Бусидо с духом христианства?

Бусидо – путь воина, система морали и поведения самурайства.

Криптомерия – раскидистое дерево, наподобие лианы.

Суйкан – верхняя одежда самураев.

Сэкияма , Ямасина, Кокуфу – провинциальные районы близ Токио.

Канадзаво Такэхиро – имя убитого самурая.

Тадземару – знаменитый разбойник.


Творческое чтение новеллы + самостоятельная работа. Обучающиеся самостоятельно по группам заранее получили задание. Чтение новеллы проход поэтапно с одновременным заполнением алгоритма (листики с алгоритмом лежат у каждого ученика на столе).

Таблица-схема

Герои новеллы

Чему был удивлен участник допроса?

Чего он не знал?

(парадокс жизни)








В таблицу заносим следующий материал:

  • участники допроса, чему был удивлен участник допроса, беседуя с судьей;

  • чего очевидец трагедии не знал (парадокс, не имеющий отношения к расследованию). Итак, анализируем новеллу по частям.


Готовая таблица к концу урока выглядит так:



Герои новеллы

Чему был удивлен участник допроса?

Чего он не знал? (парадокс жизни)

дровосек

У самурая рана, а вокруг трупа листва истоптана

Почему не улетел овод, услышав шаги дровосека?

монах

Такой молодой, счастливый, а не ценил жизнь

Какого роста была лошадь?

стражник

Вчера убивал женщину, а теперь вдруг убит мужчина

Куда девалась женщина?

старуха

Никому не причинял зла и был мягким

Кто ее , смуглую, с маленьким продолговатым лицом смог похитить?

разбойник

Сила-то, какая он один смог выдержать 23 взмаха мячом

Где же меч, который я взял у самурая?

жена

Схватка была смертельной, а муж-то жив…

Как ей теперь жить?

Дух убитого самурая

Предательству жены

Кто вынул кинжал из его груди?


  1. Беседа по вопросам.


1. Как вы думаете чему был удивлен дровосек?

( У трупа была лишь всего одна рана, а трава и листва вокруг трупа была истоптана и залита кровью кажется, что он отбивался не от одного, а от толпы).

2. А какая проблема в случившемся больше всего волновала дровосека, и он не мог дать ей объяснения?

( Почему не улетел овод, услышав шаги дровосека).

3. А как вы думаете, чему был удивлен монах?

(Такой молодой, счастливый, а не ценил жизнь).

4. А чего он не знал?

(Какое отношение к убийству имеет рост лошади).

5. А чему был удивлен стражник, принимая Татземару за убийцу?

(Прославленный воин-самурай охотился за красивыми женщинами, пытаясь овладеть ими убивал их, а теперь вдруг убил мужчину).

6. А чего он не смог пояснить судейскому чиновнику. Чего он не знал?

(Он не знал, куда девалась женщина).

7. А чему же была удивлена старуха?

(В убитом она видела своего зятя и размышляла, что он никому не причинял зла, был мягким, но все равно погиб).

8. Но чего она не знала?

(Кто ее некрасивую, смуглую, с маленьким продолговатым лицом дочь смог похитить. Кому она нужна?)

9. А что привело в восторг разбойника Татземару?

(Его удивила сила молодого самурая, до него никто не смог в сражении с ним сделать 23 взмаха мечом) .

10. А что же он не знал?

(А не знал он о том, где же меч, который он взял у самурая).

11. А какого было удивление жены?

(Схватка была смертельной, а муж-то жив. Как ей теперь жить? Ведь он стал свидетелем ее неверности).

12. А чему был удивлен последний участник допроса – дух самурая?

(Дух убитого самурая был удивлен предательству жены).

13. А чего он не знал?

(Он не знал, кто тихонько подкрался к нему и вынул кинжал из его груди).

14. КТО ЖЕ ВСЕ - ТАКИ УБИЛ МОЛОДОГО САМУРАЯ?

(Самурай убил себя сам, потому что он не смог пережить предательство жены. Да и кодекс Бусидо состоял во врожденной гордости и твердости характера, в отвращении к любому злу).


15.Как вы думаете, зачем в монологе героев Рюноске вносит диковинные метаморфозы, своеобразные парадоксы, не имеющие отношения к расследованию? Например: у дровосека – шмель, у монаха – рост лошади, у стражника – выбор жертвы, у разбойника – отсутствие мяча? ( ответы учеников).



Учитель: Совершенно верно - это собственный философский прием Рюноске, который помогает читателю отделить реальную жизнь от искусства. Главной задачей писателя было – описание чувств героев, ведь чувства – это мозг любого произведения. Так и герои новеллы, участвуя в процесс тягостного допроса, не теряли своей простоты, в них скользило безразличие, но в основе их поступков лежало главное нравственное качество – совесть. Наверное, эта функциональная связь: совесть, прозорливость, удивление и простота , помогли судейскому чиновнику оправдать многих подозреваемых по делу, тем более что и разбойник, и жена не отрицали своей причастности к убийству.

16.В чем же, по-вашему, состоит величие души самураев, величие духа Бусидо? Совместим ли дух Бусидо с духом христианства?

17. Какое же решение вынес судейский чиновник? Давайте, выразим его в виде философского афоризма. Подумайте об удивлении героев и их незнании.

- Судейскому чиновнику вынести такое решение помог сам автор :

Как велика мощь Удивления, когда в основе его лежит Незнание. Похвала Незнанию!

Учитель: Я совершенно верно. Очень трудно отличить в такой ситуации истину от парадокса. Так пусть всяк человек сам себе будет судья.

Благодарю всех за участие в дискуссии. Коме се сецу! Благодарю всех за внимание.

4. Рефлексия.

5. Домашнее задание: Творческий ответ на вопрос по творчеству Акутагавы Рюнеске.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Дронова Инна Владимировна

Дата: 15.06.2014

Номер свидетельства: 105238


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства