Урок-практикум. "Похвала Незнанию" философское осмысление новеллы японского писателя Акутагавы Рюноскэ), « В чаще»,1921.
Урок-практикум. "Похвала Незнанию" философское осмысление новеллы японского писателя Акутагавы Рюноскэ), « В чаще»,1921.
Задачи урока:
1. Познакомить присутствующих с творчеством японского журналиста, театрала и писателя Акутагавы Рюноскэ.
2. В ходе литературоведческого анализа новеллы «В чаще» отработать основной прием творческого воображения – удивление, научить присутствующих определять основную мысль произведения и философски обдумывать выводы по обсуждаемой проблеме.
3. Прививать любовь и интерес обучающихся к произведениям зарубежной литературы, знакомить с искусством других стран.
Методические приемы: творческое чтение новеллы, литературоведческий анализ новеллы, составление словаря Бусидо, беседа по теме урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-практикум. "Похвала Незнанию" философское осмысление новеллы японского писателя Акутагавы Рюноскэ), « В чаще»,1921. »
( философское осмысление новеллы японского писателя Акутагавы Рюноскэ), « В чаще»,1921.
Урок литературы в 8 классе
( по новелле Акутагавы Рюноскэ «В чаще»)
Задачи урока:
1. Познакомить присутствующих с творчеством японского журналиста, театрала и писателя Акутагавы Рюноскэ.
2. В ходе литературоведческого анализа новеллы «В чаще» отработать основной прием творческого воображения – удивление, научить присутствующих определять основную мысль произведения и философски обдумывать выводы по обсуждаемой проблеме.
3. Прививать любовь и интерес обучающихся к произведениям зарубежной литературы, знакомить с искусством других стран.
Методические приемы: творческое чтение новеллы, литературоведческий анализ новеллы, составление словаря Бусидо, беседа по теме урока.
Эпиграф урока:
Хвала «комэ – сесэцу!»
Перевод (хвала светозарному произведению, прославляющему воинственность и великодушие самурайства)
Организационный момент.
Слово учителя: ребята, приглашаю вас в загадочную страну Японию, с ее удивительными обрядами, великолепной культурой и искусством и изящной литературой. Нет слов, которыми можно описать воинствующий дух, величие души и поступков самураев. Под силу это оказалось только Акутагаве Рюноске.
Сегодня мы проведем необычный урок. Урок -Удивление по новелле Акутагавы Рюноскэ «В чаще». Тема урока . Похвала Незнанию.
Задачи урока таковы :
Познакомить присутствующих с творчеством японского журналиста, театрала и писателя Акутагавы Рюноскэ.
2. В ходе литературоведческого анализа новеллы «В чаще» отработать основной прием творческого воображения – удивление, научить присутствующих определять основную мысль произведения и философски обдумывать выводы по обсуждаемой проблеме.
Исследование психологии души разных социальных слоев легло в основу произведения , смысл которого заключен в эпиграфе : Хвала комэ се сэцу! Хвала благородству и величию духа самураев!
Рюноскэ Акутагава – великий писатель, театровед Японии. Он родился в 1892 году, в год Дракона, поэтому его так назвали Рюноске, ибо иероглиф этого имени означает Дракон. Акутагава закончил отделение английской литературы Токийского университета в 1913 году. Лит-ая дея-ть посвящена проблеме исследования психологии человека, его внутреннего мира и поступков. Рюноске создал более 100 произведений разных жанров от беллетристики до сатиры. Молодым писателям Японии присуждается самая высокая литературная премия – премия Агутагавы., за высокие достижения в искусстве.
В фабуле новеллы «В чаще» лежит допрос судейского чиновника, очевидцев трагедии убийства молодого самурая.
Понять содержание новеллы «В чаще» поможет словарь.
Потому что в ходе творческого чтения и философско - художественного осмысления новеллы, мы должны ответить на вопрос, который волновал Акутагаву Рюноске: на какой основе строится дух Бусидо, т.е жизненный путь самураев, какова система морали и поведения самурайства, близок ли дух Бусидо с духом христианства?
Бусидо – путь воина, система морали и поведения самурайства.
Сэкияма , Ямасина, Кокуфу – провинциальные районы близ Токио.
Канадзаво Такэхиро – имя убитого самурая.
Тадземару – знаменитый разбойник.
Творческое чтение новеллы + самостоятельная работа. Обучающиеся самостоятельно по группам заранее получили задание. Чтение новеллы проход поэтапно с одновременным заполнением алгоритма (листики с алгоритмом лежат у каждого ученика на столе).
Таблица-схема
Герои новеллы
Чему был удивлен участник допроса?
Чего он не знал?
(парадокс жизни)
В таблицу заносим следующий материал:
участники допроса, чему был удивлен участник допроса, беседуя с судьей;
чего очевидец трагедии не знал (парадокс, не имеющий отношения к расследованию). Итак, анализируем новеллу по частям.
Готовая таблица к концу урока выглядит так:
Герои новеллы
Чему был удивлен участник допроса?
Чего он не знал? (парадокс жизни)
дровосек
У самурая рана, а вокруг трупа листва истоптана
Почему не улетел овод, услышав шаги дровосека?
монах
Такой молодой, счастливый, а не ценил жизнь
Какого роста была лошадь?
стражник
Вчера убивал женщину, а теперь вдруг убит мужчина
Куда девалась женщина?
старуха
Никому не причинял зла и был мягким
Кто ее , смуглую, с маленьким продолговатым лицом смог похитить?
разбойник
Сила-то, какая он один смог выдержать 23 взмаха мячом
Где же меч, который я взял у самурая?
жена
Схватка была смертельной, а муж-то жив…
Как ей теперь жить?
Дух убитого самурая
Предательству жены
Кто вынул кинжал из его груди?
Беседа по вопросам.
1. Как вы думаете чему был удивлен дровосек?
( У трупа была лишь всего одна рана, а трава и листва вокруг трупа была истоптана и залита кровью кажется, что он отбивался не от одного, а от толпы).
2. А какая проблема в случившемся больше всего волновала дровосека, и он не мог дать ей объяснения?
( Почему не улетел овод, услышав шаги дровосека).
3. А как вы думаете, чему был удивлен монах?
(Такой молодой, счастливый, а не ценил жизнь).
4. А чего он не знал?
(Какое отношение к убийству имеет рост лошади).
5. А чему был удивлен стражник, принимая Татземару за убийцу?
(Прославленный воин-самурай охотился за красивыми женщинами, пытаясь овладеть ими убивал их, а теперь вдруг убил мужчину).
6. А чего он не смог пояснить судейскому чиновнику. Чего он не знал?
(Он не знал, куда девалась женщина).
7. А чему же была удивлена старуха?
(В убитом она видела своего зятя и размышляла, что он никому не причинял зла, был мягким, но все равно погиб).
8. Но чего она не знала?
(Кто ее некрасивую, смуглую, с маленьким продолговатым лицом дочь смог похитить. Кому она нужна?)
9. А что привело в восторг разбойника Татземару?
(Его удивила сила молодого самурая, до него никто не смог в сражении с ним сделать 23 взмаха мечом) .
10. А что же он не знал?
(А не знал он о том, где же меч, который он взял у самурая).
11. А какого было удивление жены?
(Схватка была смертельной, а муж-то жив. Как ей теперь жить? Ведь он стал свидетелем ее неверности).
12. А чему был удивлен последний участник допроса – дух самурая?
(Дух убитого самурая был удивлен предательству жены).
13. А чего он не знал?
(Он не знал, кто тихонько подкрался к нему и вынул кинжал из его груди).
14. КТО ЖЕ ВСЕ - ТАКИ УБИЛ МОЛОДОГО САМУРАЯ?
(Самурай убил себя сам, потому что он не смог пережить предательство жены. Да и кодекс Бусидо состоял во врожденной гордости и твердости характера, в отвращении к любому злу).
15.Как вы думаете, зачем в монологе героев Рюноске вносит диковинные метаморфозы, своеобразные парадоксы, не имеющие отношения к расследованию? Например: у дровосека – шмель, у монаха – рост лошади, у стражника – выбор жертвы, у разбойника – отсутствие мяча? ( ответы учеников).
Учитель: Совершенно верно - это собственный философский прием Рюноске, который помогает читателю отделить реальную жизнь от искусства. Главной задачей писателя было – описание чувств героев, ведь чувства – это мозг любого произведения. Так и герои новеллы, участвуя в процесс тягостного допроса, не теряли своей простоты, в них скользило безразличие, но в основе их поступков лежало главное нравственное качество – совесть. Наверное, эта функциональная связь: совесть, прозорливость, удивление и простота , помогли судейскому чиновнику оправдать многих подозреваемых по делу, тем более что и разбойник, и жена не отрицали своей причастности к убийству.
16.В чем же, по-вашему, состоит величие души самураев, величие духа Бусидо? Совместим ли дух Бусидо с духом христианства?
17. Какое же решение вынес судейский чиновник? Давайте, выразим его в виде философского афоризма. Подумайте об удивлении героев и их незнании.
- Судейскому чиновнику вынести такое решение помог сам автор :
Как велика мощь Удивления, когда в основе его лежит Незнание. Похвала Незнанию!
Учитель: Я совершенно верно. Очень трудно отличить в такой ситуации истину от парадокса. Так пусть всяк человек сам себе будет судья.
Благодарю всех за участие в дискуссии. Коме се сецу! Благодарю всех за внимание.
4. Рефлексия.
5. Домашнее задание: Творческий ответ на вопрос по творчеству Акутагавы Рюнеске.