1 этап до чтения стадия вызова. | 1. Сегодня мы познакомимся с произведением Виталия Бианки «Неслышимка» (слайд 1) Но для начала, расскажите мне, кто такой Виталий Бианки? (слайд 2) 2. прогнозирование текста по иллюстрации, названию, имени автора. Посмотрите на иллюстрацию (стр. 102 учебника), название текста и скажите, о чем или о ком будем читать? 3. - Я для вас приготовила вопросы, слова, которые будут встречаться в тексте по ходу чтения. (слайд 3) Заполните колонку в таблице «Хочу знать», которая лежит у вас на партах. Что вы знаете об этом: а) неслышимка б) Включение слуха и зрения в природе в) пожня г) Какая бывает тишина? д) Что такое аккомпанемент в природе е) кузнечик (предположения детей заносятся в таблицу (слайды 4,5,6) | 1. заслушивание сообщения одного ребёнка о писателе - натуралисте В. Бианки. Писатель - натуралист, который жил наедине с природой, он понимал и чувствовал её. 2. – Я считаю, что мы будем читать о природе, о птичке. 3. Объединившись в «четвёртки» дети заполняют таблицу. (Приложение 1) а) - Кто такая неслышимка птица или животное? - Где её встретил автор? - В какое время года? - Кто первый встретил неслышимку? - Существует ли животное или птица в природе? б) Что это значит? - Кто этим занимается? в) Что это такое (живая природа, неживая природа) г) д) - Что это? - Бывает ли он в природе? - Когда бывает? е) Кто это? - Что я о нём знаю? - В какой период летний или весенний кузнечик начинает стрекотать? | - самостоятельно формулировать цели и тему урока; - вычитывать все виды текстовой информации; - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст - иллюстрация, таблица, схему) - устанавливать причинно - следственные связи; - строить рассуждения; - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; - слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности; - задавать вопросы. |
2 этап во время чтения реализация смысла получения новой информации. Первичное погружение в текст | 1. «Приём Инсерт» (метод активного чтения: пометки на полях) - Прочитайте текст в учебнике, делая пометки на полях. (слайд7) 3. - Ответьте на поставленные вопросы, заполняя графу таблицы «узнал», выписывая из текста слова, словосочетания, предложение. (слайды 8-9) | 1. самостоятельное чтение по абзацам, делая пометки, обсуждение в «четвёртках». + знаю, - не знаю, ┴ не понял, ? важное для меня, V приму к сведению 3. заполнение графы таблицы «узнал» а) это птица камышовка - сверчок, песенка – трель которой неотличимая от стрекотания крупных кузнечиков. (слайд 10) - Автор встретил её в лесу недалеко от ручья. - В конце мая. - Первым неслышимку встретила внучка автора. б) вслушиваться в звуки природы. Узнавать птиц по голосу, по полету в) заливные луга г) Тишина бывает «мёртвой», «волшебной» д) Это оркестр луга, звуки природы. (Аккомпанемент – это сопровождение пения или игры соло игрою на одном или нескольких инструментах) е) - Это зеленое насекомое, стрекочет лапками. - Кузнечики начинают трещать только в июле | |
3 этап после чтения Вторичное погружение в текст. | 1.Найти и прочитать в тексте ответы на вопросы (стр.105 учебника) а) какое маленькое открытие сделал главный герой с помощью внучки? б) Что нового для себя открыли вы, прочитав этот рассказ? - ошиблась ли девочка? 2. Найти, прочитать и подготовить пересказ самого интересного эпизода из рассказа. - Что нового ещё «открыли» в тексте? | 1.а. с помощью внучки главный герой открыл для себя, что птичка «неслышимка» существует - камышовка – сверчок. 2. каждая группа детей находит в тексте эпизод, готовит его к пересказу. | |
4 этап рефлексия осмысления, рождение нового знания Третье погружение в текст | 1. Найдите и прочитайте описание птички – неслышимки. Работа в рабочей тетради. 2. выполните задание 7 на стр.15 в рабочей тетради. - Найдите в тексте и выпишите, с чем сравнивает автор песенку камышовки - сверчка. 3. Построение Синквейна. (даётся характеристика приёма) (слайд12) в первой строчке тема называется одним словом (сущ.) вторая строчка – это описание темы в двух словах (прилаг.) третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами четвертая строчка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме последняя строчка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Охарактеризуйте птичку - неслышимку, при помощи построения Синквейна, составив небольшое стихотворение из пяти строк. 4. Прочитаем СИНКВЕЙН вслух, послушаем друг друга (слайд13) | 1. дети находят в тексте описание на стр.105 2. вывод детей: со стрекотанием кузнечика 3. дети читают характеристику приема на слайде. 4.Защита стихотворения. -Неслышимка -Горбатенькая, пугливая - Зазвучала, распевая, испугалась, упала. - оригинальная песенка-трель, почти неотличимая от стрекотания кузнечиков. - камышовка. | |
Итог урока | - Почему автор решил прийти ещё раз на это место, о котором говорила внучка? - Какова основная идея этого произведения - Исходя из этого урока, о чем вы расскажите родителям дома. | - Он пришёл туда не потому, что он не доверял внучке, он сделал для себя открытие, узнал, что птичка камышовка может подражать голосам насекомых - Умение слышать и видеть прекрасное в природе | |