Урок-практикум по литературе "Стихотворения И.С.Тургенева – гимн вечной жизни".
Урок-практикум по литературе "Стихотворения И.С.Тургенева – гимн вечной жизни".
Стихотворения И.С.Тургенева – гимн вечной жизни.
Тип урока: практический, исследовательский.
Цели:
- знакомство со стихотворением И.С.Тургенева «Дорога» и его художественный анализ; стихотворение в прозе «Русский язык»(особенности жанра);
- выявление особенностей мировоззрения писателя, проявляющегося в стремлении включать частные жизненные события и факты в широкую историческую перспективу;
-совершенствование навыков выразительного чтения, многоуровневого анализа лирического текста, развитие критического мышления учащихся;
- формирование эстетического вкуса учащихся.
Оборудование: портрет И.С.Тургенева, музыкальное сопровождение, учебные пособия, тетради
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-практикум по литературе "Стихотворения И.С.Тургенева – гимн вечной жизни". »
Стихотворения И.С.Тургенева – гимн вечной жизни.
Тип урока: практический, исследовательский.
Цели:
- знакомство со стихотворением И.С.Тургенева «Дорога» и его художественный анализ; стихотворение в прозе «Русский язык»(особенности жанра);
- выявление особенностей мировоззрения писателя, проявляющегося в стремлении включать частные жизненные события и факты в широкую историческую перспективу;
-совершенствование навыков выразительного чтения, многоуровневого анализа лирического текста, развитие критического мышления учащихся; - формирование эстетического вкуса учащихся.
Оборудование: портрет И.С.Тургенева, музыкальное сопровождение, учебные пособия, тетради
ХОД УРОКА
На предыдущих уроках мы познакомились с прозаическими произведениями И.С.Тургенева, анализировали некоторые произведения из цикла рассказов «Записки охотника». Тема нашего урока - "Стихотворения И.С. Тургенева - гимн вечной жизни". Мы познакомимся с некоторыми из этих удивительных произведений.
Цели (чтение с доски):
Сегодняшний урок поможет вам научиться лучше чувствовать и понимать поэзию.
Нам необходимо повторить некоторые литературные понятия, с которыми мы будем работать на уроке:
лирический герой, .
II. Анализ стихотворения «В дороге». Откройте учебник на стр. …
Аня подготовила выразительное чтение наизусть стихотворения И.С.Тургенева «В дороге», а вы подумайте, о чем стихотворение И.С. Тургенева и
Чтобы лучше понять произведение и почувствовать его, давайте узнаем историю его создания, а затем прочитаем его более внимательно.
Слово подготовленного ученика.
Произведение входит в цикл из трех стихотворений под общим названием «Вариации», созданный в 1843 г. В это время И.С. Тургеневу 25 лет. Он вернулся из Берлина, где слушал курс лекций в университете вместе с Т.Н. Грановским, российским историком и общественным деятелем, и Н.В. Станкевичем, философом и поэтом, революционером М.А.Бакуниным. Знакомство их было продолжено в Премухине, родовом имении Бакуниных в Тверской губернии, где блестящие молодые литераторы и мыслители Белинский, Станкевич, Грановский, Боткин и другие обсуждали серьезные философские и литературные вопросы.
С Татьяной Бакуниной Тургенев познакомился в Премухине. Сестры Бакунины, а среди них особенно Татьяна, жили интеллектуальными интересами окружавшей их талантливой молодежи. Образованные, умные девушки, увлекались романтической литературой, с любовью относились к Тургеневу.
Татьяна Бакунина видела в молодом Тургеневе только талантливого человека. «Вы святой, вы чудный, вы избранный Богом, — пишет она ему. Вам принадлежит не маленькая частичка жизни, славы, счастья, а вся полнота, бесконечность, божественность бытия». Эти отношения были похожи на литературные переживания. Много поэзии, много фантазии... Но Тургенев понимал, что молодёжь оторвана от реальной жизни и не совсем её понимают. Романтическую надуманность отношений он считает пороком, который следует преодолеть.
Перед отъездом из Москвы в Петербург, где он должен был сдавать экзамен на звание магистра философии, Тургенев написал: «Для Вас одних я хотел бы быть поэтом... Ваш образ всегда жив во мне... Вы моя Муза» (20 марта 1842 г.).
Давайте ещё раз прочтём стихотворение, определим, какое настроение оно создаёт.
Чтение стихотворения.
Беседа по содержанию и анализ стихотворения.
- Какое настроение создаёт стихотворение? Кто лирический герой?
-Найдите строки в стихотворении, подтверждающие печальное настроение.
- Как название связано с основной мыслью стихотворения?
Герой одинок и разочарован. Он прощается с прежней жизнью, но будущее для него неопределенно.
- В каком произведении, изученном вами ранее, звучит мотив дороги? В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Тучи».
- Почему поэт говорит о событиях, пережитых им совсем недавно, как о далеком прошлом?
Молодой писатель отказался от прежних взглядов, пережил стремительную художественную эволюцию. Вчерашний день кажется ему давно прошедшим этапом. Прощание с Татьяной Бакуниной совпало с разочарованием в том, что его окружало в Премухине.
- Прочитайте выразительно первую строфу, найдите контрастные образы или эмоционально противоположные мотивы.
Настоящее противопоставлено «былому». Одиночество лирического персонажа противопоставлено «лицам», кругу людей и обществу, в котором вращался герой.
- Какие чувства вызывают воспоминания? Какие слова указывают на отношение героя к прошлому?
- Прочитайте выразительно вторую строфу. Найдите контрастные образы или эмоционально противоположные мотивы.
Обильные страстные речи — взгляды... робко ловимые.
Первые встречи — последние встречи.
- Почему поэт посвящает описанию бурных споров лишь одну строку во второй строфе, а описанию мимолетных взглядов, встреч — три?
В кругу, который он покинул, много и увлеченно говорили, но сам автор рассказывает об этом предельно лаконично. Его память удержала не столько содержание разговоров, сколько взгляды, мимолетные впечатления и переживания кризисных моментов отношений («первые встречи, последние встречи»). Пережитое прошлое контрастно новым настроениям поэта.
Он внутренне сопротивляется этому преувеличенно-эмоциональному стилю романтических излияний, стремится к лаконичной манере выражения и изображения чувств.
- Прочитайте выразительно третью строфу. Какое значение приобретает эпитет странной?
Странная улыбка — слабое отражение чувств, волнующих героя. Непролитая слеза дрожит, она видна за странной натянутой улыбкой.
Лексическая работа
• Каково лексическое значение слова родное? В каком значении употреблено слово?
Как относится герой к прошлому? Возможно ли для него возвращение к прежним чувствам?
«Родным, далеким» кажется поэту время мимолетной влюбленности. Поэт сознает невозможность для себя возврата к старым чувствам, но относится к пережитому с уважением и теплотой.
Игнатьева А.
Стихотворение- элегию «Утро туманное» И.С. Тургенев написал в ноябре 1843 г. под впечатлением разрыва с Татьяной Бакуниной, сестрой известного революционера-анархиста Михаила Бакунина. В произведении слышится щемящее чувство тоски по ушедшему счастью, родине, которую автор добровольно покинул и жил на краю чужого гнезда в семье Полины Виардо. Музыку к этим прекрасным словам написал офицер лейб-гвардии гусарского полка Эраст Абаза, одаренный музыкант, тонко чувствовавший прекрасное. Талантливый молодой человек погиб во время Крымской войны в осажденном Севастополе в июне 1855 г.
Прослушивание романса «Утро туманное, утро седое...» на стихи И.С. Тургенева (автор музыки Э.М. Абаза).
- Как музыка помогает раскрыть настроение лирического героя?
Итоги анализа.
Лирический мотив воспоминаний был основой юношеской поэзии, и зрелой прозы Тургенева.
В цикле «Вариации», и особенно в последней его части — «В дороге», остро ощутимы и привязанность к прошлому, и решительность разрыва с ним.
Знакомство со стихотворениями в прозе.
Но в творчестве И.С.Тургенева есть место и особенным произведениям. Давайте послушаем одно из них.
- Какая в нём заключена мысль?
Звучит музыка М. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина».
Какая мысль заключена в этом отрывке? (мысль о том, что русский язык помогает пережить неприятные события, что народ, создавший такой язык, не может не иметь великого будущего)
Какое чувство стремится передать здесь автор? (Чувство восхищения и восторга)
Помогает ли музыка прочувствовать полнее мысли и переживания поэта? В чём музыка созвучна содержанию стихотворения? (Музыка тоже торжественная и приподнятая)
Какое это, по-вашему, произведение: лирическое или эпическое? (Это лирическое произведение, так как здесь явно чувствуется Я лирического героя и даже автора)
Давайте, подумаем!
Можно ли назвать это произведение стихотворением?
Можно, так как главное в стихотворении – лирическое начало, то есть мысли и переживания лирического героя
Чем это стихотворение отличается от привычных нам?
Здесь нет рифмы
Особенность этого произведения в том, что это стихотворение в прозе.
Запишите определение в тетрадь
Стихотворение в прозе - это лирическое произведение в прозаической форме.
Отличие прозы от стихотворения
Черты стихотворений в прозе (на доске)
Повышенная выразительность голоса, передающая то радость, то восторг, то смятение.
Характер исповеди.
Философские раздумья над основными вопросами бытия.
Острая наблюдательность.
Музыкальность (мелодичная речь).
Вывод: Стихотворение в прозе - это лирическое произведение в прозаической форме. Для стихотворения в прозе характерны все признаки лирического стихотворения, за исключением метра и рифмы…
Учитель: … небольшой объем, часто - членение на мелкие абзацы, подобные строфам, повышенная эмоциональность стиля, круг образов, мотивов, идей, характерных для поэзии данного времени, обычно бессюжетная композиция, общая установка на выражение личного впечатления или переживания. Некоторые стихотворения в прозе повествовательны, имеют сюжет
Тургенев писал: “Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений подряд: тебе, вероятно, скучно станет и книга выпадет у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра – другое: и какое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу”.
Домашнее задание.
Выучить наизусть стихотворение И.С. Тургенева «В дороге» или стихотворение в прозе «Русский язык».
Индивидуальное задание
Подготовить сообщение о портрете Н.А. Некрасова работы художника И.Н. Крамского.
Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Как вы думаете, почему стихотворения Тургенева - гимн вечной жизни?
Тургенев гордится русским языком, русской литературой, культурой. Он многое сделал для того, чтобы иностранцы смогли читать русские романы, повести, рассказы, лирику. Что такое «русский язык» для русского человека? Это способ самовыражения человека, способ выразить свою мысль, сделать ее доступной для многих.
Язык – это язык личного письма, в котором можно объясниться в любви, поделиться с другом горем, радостью, помочь близким людям; это язык художественных произведений, научных статей, публицистических и критических очерков. Он может быть более или менее правдив, но чем более он правдив, тем более велик и опасен. Он может быть более или менее свободен, но чем более он свободен, тем более могуч и прекрасен в своей ясности, своем гневе. Свободное, даже виртуозное, владение языком позволяет многого добиться в жизни. То, как говорит каждый из нас, характеризует нас как людей, выдает наши недостатки, потому что мы проговариваемся, показывает наши достоинства. Литературная речь, жаргон, иностранные слова… По языку, речи можно судить о социальном статусе человека, о том, какое образование он получил, в каком обществе вращается, что читает. По языку нации можно судить о степени ее развития, о культурном уровне страны, ее готовности к диалогу.
НЕ может народ, имеющий такую культуру, такой язык, не быть ВЕЛИКИМ. А если народ велик, то и будущее у народа должно быть великим.