Урок- постановка по славянской мифологии. Народные праздники на Святой Руси. Святки.
Урок- постановка по славянской мифологии. Народные праздники на Святой Руси. Святки.
Урок- постановка по славянской мифологии. Народные праздники на Святой Руси. Святки.
Цели: сформировать личностное отношение учащихся к древним верованиям славян;
развивать мыслительные и творческие способности детей через формирование знаний о народных праздниках.
Задачи:
1. Образовательная:Продолжить изучение народных праздников, своеобразного поведения, образа жизни наших дедов и прадедов. Познакомить ребят со своеобразием занятий на Святых вечерах, с ритуалом Рождественских гаданий, с традициями, обычаями, символом, приметами Рождества; с новыми словами и понятиями (коляда, ряженый).2.Выучить колядные песни, заклички на Рождество.
2.Развивающая:Воздействовать на чувства, эмоции детей, пробуждать их воображения, побуждать к творчеству на основе совокупного восприятия художественных и музыкальных образов.
Обеспечить психологический настрой и подготовить учащихся к общению.
Развивать исполнительские и творческие навыки и умения.
3.Воспитывающая:Формировать навыки культуры родной речи, восхищение богатством, колоритом народного стиха, богатством поэтического языка, воспитывать интерес к русской культуре и истории.
Прививать уважение к прошлому своего народа, его культуре, традициям и обрядам.
Представьте себе деревенскую избу…. В избе маленькие окошки, стоит длинный стол, рубленные лавки, топится печь, трещат угольки в печке… Хозяева справляют Рождественские Святки.
ТИП УРОКА:Углубление знаний.
МЕТОДЫ:Беседа, исполнение, показ, инсценирование.
ОБОРУДОВАНИЕ:Показ презентации, интерпретация русской избы.
Урок проводится в празднично украшенном зале, стилизованном под русскую избу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок- постановка по славянской мифологии. Народные праздники на Святой Руси. Святки. »
Урок- постановка по славянской мифологии.
Народные праздники на Святой Руси. Святки.
Цели: сформировать личностное отношение учащихся к древним верованиям славян;
развивать мыслительные и творческие способности детей через формирование знаний о народных праздниках.
Задачи:
1. Образовательная:
Продолжить изучение народных праздников, своеобразного поведения, образа жизни наших дедов и прадедов. Познакомить ребят со своеобразием занятий на Святых вечерах,
с ритуалом Рождественских гаданий, с традициями, обычаями, символом, приметами Рождества; с новыми словами и понятиями (коляда, ряженый).
2.Выучить колядные песни, заклички на Рождество.
2.Развивающая:
Воздействовать на чувства, эмоции детей, пробуждать их воображения, побуждать к творчеству на основе совокупного восприятия художественных и музыкальных образов.
Обеспечить психологический настрой и подготовить учащихся к общению.
Развивать исполнительские и творческие навыки и умения.
3.Воспитывающая:
Формировать навыки культуры родной речи, восхищение богатством, колоритом народного стиха, богатством поэтического языка,
воспитывать интерес к русской культуре и истории.
Прививать уважение к прошлому своего народа, его культуре, традициям и обрядам.
Представьте себе деревенскую избу…. В избе маленькие окошки, стоит длинный стол, рубленные лавки, топится печь, трещат угольки в печке… Хозяева справляют Рождественские Святки.
ТИП УРОКА:
Углубление знаний.
МЕТОДЫ:
Беседа, исполнение, показ, инсценирование.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Показ презентации, интерпретация русской избы.
Урок проводится в празднично украшенном зале, стилизованном под русскую избу.
Ход урока.
Учитель: Здравствуйте!
Ведущий: Здравия, здоровья желаем вам, гости дорогие. Проходите в нашу избу, в красный угол, под святые иконы. Отведайте хлеб- соль да примите участие в народном празднике, который отмечали прадеды наши на Святой Руси.
Гостям подносится хлеб- соль.
Учитель: Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?
Мы хотим познакомить вас с тем, почему и как справлялись Зимние святки. А если у нас возникнет вопрос, то на него мы попросим ответить знатоков, учащихся 6 классов.
Учитель: У меня уже есть к вам, ребята, вопрос:
- Что же такое Святки? С какими явлениями природы они связаны? Кто хочет из вас ответить на этот вопрос?
Знаток: Зимними Святкаминазывались рождественские новогодние праздники ( с середины декабря по 6 января), по своему происхождению связанные с зимним солнцестоянием- одним из важнейших дней земледельческого календаря. Неслучайно именно к этому дню христианская церковь приурочила день рождения Христа. Ежегодное празднование Рождества заставляет вспомнить широко распространенный в мире миф об умирающем и воскрешающем божестве растительности.
1 сцена.
Ведущий: Буйство ведьм, шабаш.
Чтец ( в сапожках, шали, шубке, варежках). Последний день перед рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег.
Танец ведьмы.
Чтец 2. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.
А ведьма между тем поднялась так высоко, что одним только черным пятнышком мелькала вверху. Но где ни показывалось пятнышко, там звезды, одна за другою, пропадали на небе. Скоро ведьма набрала их полный рукав. Три или четыре еще блестели.
Появляется черт.
Чтец 3.Вдруг, с противной стороны, показалось другое пятнышко, увеличилось, стало растягиваться, и уже было не пятнышко. Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком… Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей.
Инсценирование
Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку… Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую,.. наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывал, побежал далее.
2 сцена.
Дед с внуком выходят и садятся на заваленку.
Внук: Деду, завтра какой день будет, что-й-то ночь темна?
Дед: Настали, внучек, страшные вечера, вишь, как нечесть буйствует.
Учитель: С какой приметой связанатемнота в рождественскую ночь?
Какие приметы вы еще знаете?
Знатоки: На рождество опока (иней) урожай на хлеб; небо звездисто урожай на горох.
На рождество Христово метель пчелы хорошо роиться будут.
Дед: Пришел Спиридон, хоть на воробьиный скок да прибудет дня, порадуются людишки светлым денькам и поклон отдадут красну солнышку. Что- й- то морозит, пойдем, внучек, в дом.
Учитель: О каком Спиридоне ведет разговор дед с внуком?
Знаток: В день святого Спиридона- поворота или солнцеворота солнце поворачивает на лето, а зима на мороз.
Ведущий: Оставим дедушку с внуком на улице. Заглянем в избу, что- то делают наши хозяева.
3 сцена.
Ведущий: Представьте себе деревенскую избу…. В избе маленькие окошки, стоит длинный стол, рубленные лавки, топится печь, трещат угольки в печке…
Инсценировка.
Перед наступлением вечера хозяин хаты приносит с гумна сноп ржи и охапку сена, которую расстилает по столу и покрывает скатертью. Хозяин ставит сноп в передний угол, где помещает горшок с кутьею и зажигает в нем свечу.
Дед с внуком входит в избу.
Дед: Ух, и морозно наруже, ночь темна.
Внук: Деду, смотри, как тятька с мамкой избу прихорошили.
Учитель: С какой целью хозяева расстилают на столе сено, ставят сноп ржи, горшок с кутьею и свечою на сено в передний угол.
Знаток: Хозяева производят эти действия, чтобы задобрить растительных богов земли и духов предков для того, чтобы на следующий год был хороший урожай ржи, ячменя.
Хозяйка: что, деду,напостились, разговеемся теперь. Садитесь за стол исти.
Учитель: Что едят вместе с «голодной» кутьей во время поста?
Как готовится «богатая» рождественская кутья?
Знаток: Вместе с «голодной» кутьей ели сухую пищу, а также овсяный кисель, вареные грибы, угощались толокном. С наступлением великого святочного дня ели «богатую» кутью, которая делается или с медом, или с растертым маком, разведенным в подсоленной воде.
Садятся за стол.
Дед: Дай же, Боже, в добром здоровьечке и святки провести, да еще и тот год дождаться.
По окончанию ужина дед берет ложку кутьи, подходит к двери и выбрасывает кашу на двор.
Дед: Морозе, Морозе, ходи до нас кути исти, а коли не йдешь, то не йди и на жито, пшеницю всяку пашницю.
Другую ложку кутьи бросает в потолок.
Дед: Смотрите, дети,сколько кутьи прилипло.
Хозяин: Много, батя, пчелок будет в лето.
Дед: Ну, что же, дети, отъели.
Перекрестились на образа.
Учитель: Почему встав из-за стола, все оставили свои ложки в кутье?
Знаток: Все оставили свои ложки в кутье, чтобы попробовали угощение могущие прийти с того света умершие родственники. Также верили, что если чья ложка наутро будет перевернута, тот в этом году умрет.
Хозяйка: Деду, скоро ли пойдешь Коляду славить?
Дед: Положь в котомку хлебов да кольцо колбаски. Семеныч прийдет к батюшке пойдем.
4 сцена.
Ведущий: Коляда, Коляда, на канун Рождества за рекою, за темною
Входит в избу молодежь.
1 парень: Сею, вею, посеваю с Рождеством Вас поздравляю
2 парень: Здравствуй, хозяин.
3 парень: Здравствуй, хозяюшка.
Учитель: Почему молодежь наряжалась к празднику?
Знаток: Молодежь рядится в новую одежду, чтобы избежать неурожая. Ряжение имеет древнее происхождение и служит символом обновления, совершающегося в ней в зимнее время, и ведет свое начало от славян язычников.
Учитель: Почему в руках у парня звезда с колокольчиком?
Знаток: Звезда олицетворяет Вифлеемскую, под которой родился Иисус Христос, а колокольчик отгоняет нечистую силу.
Играет задорная мелодия. К парням подходят девушки, исполняя Коляду. Все встают в круг.
Ходили, гуляли колядовщики, Искали -поискали Иванова двора. Иванов двор на семи верстах. На семи верстах, на восьмидесяти столбах. Возле этого двора всё шелковая трава, На каждой травинке по ленточке, На каждой ленте по кисточке, На каждой кисти по жемчужинке. Выходила Марья Ивановна, Собирала жемчуг себе на серьги. Коляда, коляда, подай пирога. Не подашь пирога - наломаем бока. Подашь пирога - будет рожь часта, Будет с колоса по хлебу, с зерна - по пирогу!
1 парень: Тетушка, будет ли милость?
Хозяйка: Заходите, красны девушки и добры молодцы.
1 девушка: Тетка Марья, иди с нами плясать, хороводы водить.
Хозяйка: Стара я уж стала (посматривая на мужа)
Хозяин: Иди, ты у нас мастерица, затейница.
Хозяйка запевает игровую песню.
Ой святки мои, святки, Святые вечера! Ой ди, ой лады моя! Ой, все девки На улицу ушли, А меня-то молоду Свекор не пустил: Заставляет молоду Свое дело делати – Овин молотить; Овин молотить, Другой посадить. Я овин молочу И другой посажу, Цепы в печь помечу, Цепы в печь помечу, Сама на улицу пойду!
Девушка: Что- то загрустили. Святки ведь! Давай нашу поулошную.
Отчего же не сплясать,
Отчего не топнуть,
Неужели от меня,
половицы лопнут!
+++
Ты играй, гармонь моя,
Сегодня тихая заря,
Сегодня тиха зоренька,
Услышит чернобровенька!
+++
Золотое, завитое,
Тоненько колечушко.
Никому я не скажу,
О ком болит сердечушко!
+++
Я сударушке своей:
Расти, сударушка, скорей!
Она росла старалася,
Товарищу досталася!
+++
Ты, гармошечка, трехрядочка,
Ретивый голосок.
Не дала мне темной ночушкой
Уснуть на волосок!
Хозяин подает хлопцам хлеб и уходит вместе с ними.
Сцена гадания.
1 девушка: Тетка Марья, время к полуночи, погадай нам.
Хозяйка: Что ж садитесь, девушки, давайте кольца.
Хозяйка поет.
Куют молодцы
Золотые венцы,
Диво ули ляду!
К Кому мы спели,
Тому добро!
Хозяйка: К свадьбе это, девки! Чье кольцо?
Девушка 1: Мое!
Девушка2: Ой, Сашка, везучая же ты!
Вместе:
Кому мы спели,
Тому добро,
Кому вынется,
Скоро сбудется,!
Скоро сбудется,
Не минуется.
Хозяйка:
По саду хожу,
Полотенце стелю,
А еще похожу,
И еще постелю.
Хозяйка: Девки! Чье кольцо?
Девушка 3: Мое!
Хозяйка: Не быть сговору в этом году, останешься в доме родительском.
Припев хором.
Сидит кочеток
На воротишках
Голосок до неба,
Косы до земли.
Хозяйка: Девки! Чье кольцо?
Девушка 4: Мое!
Хозяйка: К плохому, к бедности! Разгневали вы Господа!
Припев хором.
Саночки,
Самокаточки,
Куда поглядят,
Туда и покатят.
Хозяйка: Уходить твоему суженному, Алена, в солдаты.
Припев хором.
Учитель: Почему гадают именно в святочную ночь?
Знаток: Народ сознает греховность гаданий, выразив это в том поверье, что с началом Святок начинаются и потехи нечистой силы и ведьм, справляющих шабаш и веселье с Нечистым.
Девушка1 (одна из девушек, которой замужество нагадали, успокаивают девушку, которой нагадали девичество): Ничего еще посиди годок дома, молода больно, успеешь намаяться.
Девушка3: А помните, девушки, как Наташу запрошлогодье замуж отдавали в давнюю деревню, так рыдала несчастна.
Поют девушки.
Солнце на рассвете зажигает росы, У березок ветер заплетает косы. За окошком утро, распевают птицы, А невестам почему-то по утрам не спится.
Зачем, невесты, в глазах печаль вы прячете, Зачем, зачем, за час до свадьбы плачете, За час до свадьбы и до веселья, Зачем, невесты, плачете.
Где грачи летели, не сошлись дороги, Улеглись печали и ушли тревоги, Всё сбылось как-будто, только сердце гибнет, А невестам сыпет утро на ресницы иней.
Учитель: Какие виды народных песен вы услышали? Чем они отличаются друг от друга?
Знаток: Мы услышали колядки, частушки, игровые песни, подблюдные песни. Они исполняются на Святки. Последнюю песню исполняют на свадьбе.
Ведущий: Охоч до праздников народ русский, и в эти недели от Рождества вплоть до Крещенияникто уж не возьмется ни за какую работу, гулять будут.
Учитель: Почему на этой неделе никто не работает?
Знаток:Не возьмется никто за работу, потому что побоится несчастья, так как существуют поверья, вроде тех, что если кто-нибудь задумает делать в эти дни что- нибудь гнутое - обручи, полозья для саней, коромысла- у того весь скот родится круторогим или не будет приплода; кто вздумает плести в это время лапти, у того может родиться слепой. Для большинства теперь наступила пора взаимных угощений, веселия и радости.
Учитель: Пришли колядки- блины и ладки.
Ведущий: Все еще будет. Жизнь идет своим чередом, а мы оставим своих героев. Пусть веселятся, справляют Рождество Христово.
Все выходят на поклон. Участники и гости садятся за празднично накрытые столы.