kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-погружение "Душу дома - маму берегите!" (по творчеству Расула Гамзатова)

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке ребята знакомятся сжизнью и творчеством Р.Гамзатова, учатся определять авторскую позицию, обсуждать проблемы, поднятые им. Погружаясь в тему урока, ребята приходят к пониманию, что мама - самое дорогое в жизни каждого человека и относиться к ней нужно бережно. При разработке урока использованы современные информационные технологии с учётом ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-погружение "Душу дома - маму берегите!" (по творчеству Расула Гамзатова)»



«ДУШУ ДОМА – МАМУ БЕРЕГИТЕ!»








7 класс








Учитель: Белашова Е.В.





Цели:

 воспитательные цели:

-познакомить учащихся с этапами жизненного и творческого пути поэта,

-конкретизировать, углубить и расширить знание произведений поэта, Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной и Ленинской премий,

-определить авторскую позицию, обсудить проблемы, поднятые им, так как темы поэзии Р.Гамзатова отвечают интересам учащихся этого возраста.


общие: подвести учащихся к пониманию, что мать – самое дорогое в

 жизни человека и относиться к ней надо бережно


 частные: ответить на вопросы:

 Что для вас означает  слово «мама»?

 Всегда ли я берегу свою маму?

 

Цели ученика:

1. Знать этапы жизненного и творческого пути Расула Гамзатова.

2. Уметь выразительно читать стихотворения поэта.

3. Уметь анализировать поэтические произведения.

4. Понять гражданскую позицию автора.

5. Уметь эстетически воспринимать лирические произведения.


Цели учителя:

1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Расула Гамзатова.

2. Обучить выразительному чтению стихотворений.

3. Обучить анализу поэтических произведений.

4. Воспитать чувство гражданской ответственности.

5. Обучить эстетическому восприятию лирического произведения.


 Эпиграф

Смерти угодил я под копыта,

 Видно, в стремя встал не с той ноги…

 Душу дома, маму, береги ты,

 Слышишь, сын мой, маму береги! (Р.Гамзатов)


Оборудование урока: портрет поэта, ученическая газета о поэте, кроссворд по творчеству Р.Гамзатова, отрывки из поэмы Р.Гамзатова «Берегите матерей», стихи о маме, запись песни Р.Гамзатова «Матери», горящая свеча, иллюстрации к теме урока, д/ф о Р.Гамзатове, презентация.

 

Структура урока:

 1.Вызов интереса.

 2.Погружение в тексты стихов о маме

 3. Вывод

Ход урока

1.Вызов интереса

Чтение учителем отрывка из поэмы «Берегите материей» наизусть
Воспеваю то, что вечно ново.
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою.
И, моей не подчиняясь воле,
Рвется к звездам, ширится окрест...
Музыкою радости и боли
Он гремит души моей оркестр.
Но когда скажу я, как впервые,
Это Слово Чудо, Слово Свет, 
Встаньте, люди! Павшие, живые!
Встаньте, дети бурных наших лет!
Встаньте, сосны векового бора!
Встаньте, распрямитесь, стебли трав!
Встаньте, все цветы! И встаньте, горы,
Небо на плечах своих подняв!
Встаньте все и выслушайте стоя
Сохраненное во всей красе
Слово это древнее, святое!
Распрямитесь! Встаньте!.. Встаньте все!
Как леса встают с зарею новой,
Как травинки рвутся к солнцу ввысь,
Встаньте все, заслышав это слово,
Потому что в слове этом жизнь.
Слово это зов и заклинанье,
В этом слове сущего душа.
Это искра первая сознанья,
Первая улыбка малыша.
Слово это пусть всегда пребудет
И, пробившись сквозь любой затор,
Даже в сердце каменном пробудит
Заглушенной совести укор.
Слово это сроду не обманет, 
В нем сокрыто жизни существо.
В нем исток всего. Ему конца нет.
Встаньте!.. Я произношу его:
Мама!


(1 слайд)




- Добрый день, ребята и уважаемые гости нашего урока.

Стихотворение, которым я открыла нашу встречу, не просто отрывок из поэмы Р.Гамзатова «Берегите матерей», это достойнейший гимн всем мамам, мамочкам нашей планеты! И прозвучал он сейчас неслучайно. Дело в том, что урок у нас сегодня немножко необычный.

И пришли мы на него не просто так. Ему предшествовала огромная подготовительная работа. Мы уже знакомы с жизнью Р.Гамзатова. Выпустили газету, составили кроссворд о великом поэте, их мы представим на школьные конкурсы.

(2 слайд)

Итак, урок-погружение… погружение не только в мир Р.Гамзатова, но и в самих себя, в свой мир, в мир собственных мыслей и чувств…

«Душу дома – маму берегите!»…

Тема матери, матери – родины, матери – земли не случайная в творчестве Р. Гамзатова. Вся его творческая биография связана с этой темой. Это поэмы «Берегите матерей», «Горянка», сборник стихов «Высокие звезды» и отдельные лирические стихотворения. Поэт воспел Женщину – Мать, первоначало жизни на земле.


- так к кому обращается и к чему призывает Гамзатов в стихотворении, прозвучавшем сейчас?

 Автор призывает своих читателей, всех людей на земле, живых и павших, встать. Он призывает встать «сосны векового бора», «стебли трав», цветы и горы. Поэт хочет, чтобы весь мир стоя выслушал это «сохраненное во всей красе», «древнее, святое» слово.

 

Рефлексия.  Что для вас означает это слово?

 - дома я попросила вас написать синквейн именно о своей маме, я знаю, что некоторые из вас написали не один, а даже несколько.

- Оля, напомни нам, что такое синквейн.

Кто желает прочесть нам своё творение?

(Анжела, Вова, Андрей)

- Спасибо, ребята! Молодцы!

- Я поставила перед собой одной из главных целей урока: пробудить в каждом из вас желание задуматься над вопросами:

Не только, что для меня означает  слово «мама»?

А - Всегда ли я берегу свою маму?


Вызов интереса.

И разобраться нам в этом поможет Р.Гамзатов

8 сентября 2013 года народный поэт Дагестана встретил бы свой юбилей – 90– летие. У нас есть уникальная возможность посмотреть фрагмент последнего интервью с поэтом.

(фрагмент д/ф)

- на вопрос корреспондента – кем была для него мама – он ответил – всем!

В интервью он рассказал о том, что  когда впервые покидал родную саклю, отправляясь в путь, мать поставила на окне зажженную лампу. Он шел, оборачиваясь, снова шел, но огонек родного дома мигал ему сквозь туман и мглу.

 Огонек на маленьком окне мигал ему сквозь многие годы, пока он колесил по свету…(Я зажигаю на столе свечу со словами)

Так пусть материнский огонёк надежды, веры освещает и наш сегодняшний урок.


Высказывания о маме

 3 слайд

 Не первым, далеко не первым прикоснулся Р. Гамзатов к святой и вечной теме материнства. Свет материнского огня освещал дорогу многим поэтам и писателям. К сегодняшнему уроку вы перечитали высказывания о мамах великих людей, но выбрали для себя только одно, то, которое запало вам в душу.

 - Все прекрасное в человеке - от лучей солнца и от молока Матери.

Максим Горький (Катинева)

- Не прошу у Бога ни денег, ни славы, а прошу лишь, чтоб вечно билось сердце у Мамы! (Пешков)

- Сердце матери- бездна, на дне которой всегда найдется прощения.

Оноре де Бальзак (Житняков)

- Ребёнок узнает маму по улыбке.

Лев Николаевич Толстой (Тимошенко)

- Моя мама была самой красивой женщиной, которую я знал. Тем, кем я стал, я обязан своей матери. Все мои успехи в этой жизни, моральное интеллектуальное и физическое воспитание я ставлю заслуги маме.

Джордж Вашингтон (Носов)

- Спасибо, ребята, вы такие молодцы! Вы проделали огромную подготовительную работу к сегодняшнему уроку. Я уверена, погружение нам удастся!

Выходец из маленького, в семьдесят саклей, аварского аула Цада, Расул Гамзатов неустанным трудом, великим талантом добился огромных успехов. За выдающиеся достижения в области литературы он отмечен многими званиями и премиями Дагестана, России, Советского Союза и мира: народный поэт Дагестана, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии, лауреат международной премии «Лучший поэт 20 века», лауреат премии писателей Азии и Африки и многих др.


(4 слайд)

Его отец Гамзат славился в горах своей мудростью, честностью и умением высмеять острым, каленым словом человеческие пороки, недостатки в общественной жизни. Название родного аула Цада и стало фамилией отца Расула – поэта – сатирика Гамзата Цадасы, народного поэта Дагестана.

Многим своим успехам обязан Расул своему отцу. Поэту было всего 28 лет, когда отца не стало. Лишь спустя несколько десятилетий в поэме «Берегите матерей» он расскажет о последнем свидании с отцом и его завещании:


Носов -  Смерти угодил я под копыта,

 Видно, в стремя встал не с той ноги…

 Душу дома, маму, береги ты,

 Слышишь, сын мой, маму береги!


Я -  И замолк навек. Отца не стало…

 Но звучаньем прерванной строки

 Все кругом гудело, рокотало,

 Повторяло:

 - Маму береги!


(5 слайд)

Последние слова отца да и любого уходящего из жизни человека всегда сокровенны, святы, но эти слова о матери, о начале всей жизни человеческого рода, особенно справедливы.

Именно последний наказ отца сыну служит эпиграфом к нашему уроку

Какие слова! В них всё: и невыносимая боль утраты, и безграничная любовь к близким…

Давайте глубже проникнем в мысли и чувств, выраженные автором. Какие ключевые слова подобрал он? Какие литературные приёмы использует приэтом?


(6 слайд)

- Говоря о маме, поэт называет её «душой дома» Как вы понимаете эти слова?

Душу дома, маму…

Такой прием в литературе называется

Эпитетом, напоминаю, это художественное определение. Эпитеты призваны «разнообразить» смыл слова, сделать значение его более объемным, уникальным. Ранее мы уже знакомились с этим понятием

- Ещё один литературный троп использует автор:

Смерти угодил я под копыта…(смерть здесь автором представлена как живое существо),

Олицетворение – это перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.

Запишите в тетради это определение.


(7 слайд)

Понятие "дом" включает в себя много разных чувств - чувство защищенности, чувство свободы, взаимопонимания, родства, и в первую очередь оно связано с образом матери. Именно она "душа дома". Мама дает нам жизнь "для мира, не для зла". Своей безграничной верой  она дарует нам орлиные крылья.

Для самого поэта мать является высшим воплощением доброты, отзывчивости, нравственной красоты. Все лучшее в нас - от мамы.

Хандулай – типичная горянка, мать пятерых детей. Держала на своих плечах весь дом, следила, чтобы всегда горел огонь в очаге. Но своим примером она показывала необходимость перемен в жизни женщин гор: садилась за парту, отказывалась от устаревших традиций. Была мудрой, понимающей в горе и радости людей.


Чтение стихотворения детьми «По-русски мама…

По-русски - "мама", по-грузински - "нана", 
А по-аварски - ласково "баба". 
Из тысяч слов земли и океана 
У этого - особая судьба. 

Став первым словом в год наш колыбельный, 
Оно порой входило в дымный круг 
И на устах солдата в час смертельный 
Последним зовом становилось вдруг. 

На это слово не ложатся тени, 
И в тишине, наверно, потому 
Слова другие, преклонив колени, 
Желают исповедаться ему. 

Родник, услугу оказав кувшину, 
Лепечет это слово оттого, 
Что вспоминает горную вершину - 
Она прослыла матерью его. 

И молния прорежет тучу снова, 
И я услышу, за дождем следя, 
Как, впитываясь в землю, это слово 
Вызванивают капельки дождя. 

Тайком вздохну, о чем-нибудь горюя, 
И, скрыв слезу при ясном свете дня,
"Не беспокойся, - маме говорю я, - 
Все хорошо, родная, у меня". 

Тревожится за сына постоянно, 
Святой любви великая раба. 
По-русски - "мама", по-грузински - "нана"
И по-аварски – ласково "баба".


Говоря о своей матери - Хандулай, Расул Гамзатов говорит одновременно о всех матерях Земли. Следуя за поэтом, мы задумываемся: "Так ли  поступаю я? Не ранил ли я сердце своей мамы неосторожным словом, недостойным поступком?" Поэт предупреждает: "Знайте, дети ранят всех больней". Слова поэта звучат возвышенно. Быть может мы, современные, не привыкли к такому слогу, но поверьте,  этому, стоит учиться!

Отношение человека к матери – важнейшая тема лирики Гамзатова. Будучи заботливым сыном, поэт жалеет забытых матерей и осуждает сыновей, не выполняющих свой сыновний долг:

Мне кажется, тот, чья душа очерствела, 
Кто детство забыл и родимую мать, 
Продаст не задорого друга и дело,
Тот с лёгкостью Родину может продать.

В стихотворении “Письмо сына” поэт пишет о своей матери:

Мне вспомнилось:
Из школы прибегу
Зимою в детстве–
Ты меня встречаешь,
Усаживаешь ближе к очагу 
И руки мне дыханьем согреваешь.



II. Погружение в тему о смерти мамы

 (8 слайд)

 В одном интервью Расул Гамзатов признался — о своей матери самое сокровенное, самое проникновенное я написал все же после её смерти.

«…я редко навещал маму при жизни из-за частых поездок, и даже не довелось посидеть у её изголовья в последние часы, услышать прощальные слова напутствия и завещания — в дни её кончины находился в Японии. Но и тогда знал я, а теперь ещё острее сознаю, что Мать, мама — начало всех начал, неиссякаемый источник нежности, добра, всепонимания и всепрощения. Мать — опора земля, её жизнелюбием, милосердием и бескорыстием создается, крепнет и умножается род людской. Не напрасно, наверное, утверждают набожные люди, что только молитвы матерей доходят до слуха и сердца Всевышнего. Самая обязательная клятва — клятва матерью, самое унизительное оскорбление — бранное слово о матери. Нет мамы, кроме мамы, она единственна как земля, вода, небо и потому свята».

1965 год, да, в то время Р.Гамзатов был в Японии, в Хиросиме, узнав там историю японской девочки Садако Сасаки, он испытал глубокое волнение которое вылилось, потом в прекрасные стихи.

Историю бедной девочки и белых журавлей подробно нам представит Андрей на защите своего проекта.


Звучит Песня «Журавли» 4 строчки….и наубыль…

В тот же день Расул получил телеграмму из дома, о смерти матери. Ему пришлось немедленно вылететь домой. По дороге домой он думал о матери, о журавлях, о девочке с журавликом, о миллионах не вернувшихся с войны. Так родилась знаменитая песня «Журавли». А у могилы матери Р. Гамзатов скажет:

 -  Я эту песню написал, родная,

 Еще не зная горя сироты,

 Я написал ее, еще не зная,

 Что в стае журавлей летишь и ты…

 

Звучит мелодия ДНК Слёзы)


  - Все! Самого близкого человека не стало. Начинается щемящий реквием о смерти матери.

«Не надо мне лекарств и докторов,

И вы, чьи матери покуда живы —

Не тратьте на меня сердечных слов,

Казаться будет мне: они фальшивы.


Я не виню вас, не питаю зла,

Но мне участье ваше не поможет —

Покуда мать моя жива была,

Я сострадать был не способен тоже…


Чем тех жалеть, кого уж нет в живых,

Чем плакать соучастливо со мною,

Щадите лучше матерей своих —

От собственных невзгод, от бед чужих —

Оберегайте их любой ценою!


Я вас прошу: и ныне, и всегда

Вы матерей своих жалейте милых,

Не то поверьте мне, вас ждёт беда —

Себя вы не простите до могилы.


А я вдруг задыхаюсь среди дня,

Вдруг просыпаюсь с криком среди ночи,

Мне чудится, что мать зовёт меня,

Мне кажется, я слышу крик: «Сыночек!»


… Вы, приходящие ко мне сейчас —

Велик ли прок от ваших взглядов слёзных?

Своих живых — я заклинаю вас!!! -

Жалейте матерей, пока не поздно…»


Ещё один гимн вечности жизни, гимн счастью материнства рождается в ту скорбную для поэта пору:

(чтение стих-я детьми Изрёк пророк…)

Изрек пророк:

- Нет бога, кроме бога!-

Я говорю:

- Нет мамы, кроме мамы!..-

Никто меня не встретит у порога,

Где сходятся тропинки, словно шрамы.


Вхожу и вижу четки,

на которых

Она в разлуке, сидя одиноко,

Считала ночи, черные, как порох,

И белы дни, летящие с востока.


Кто разожжет теперь огонь в камине,

Чтобы зимой согрелся я с дороги?

Кто мне, любя, грехи отпустит ныне

И за меня помолится в тревоге?


Я в руки взял Коран, тисненный строго,

Пред ним склонялись грозные имамы.

Он говорит:

- Нет бога, кроме бога!-

Я говорю:

- Нет мамы, кроме мамы!


(9 слайд)

Многие стихи Расула Гамзатова стали песнями. Они привлекли внимание многих композиторов Дагестана, Кавказа, России и других республик. Издательство «Мелодия» неоднократно выпускало пластинки и диски с песнями на стихи поэта. Тесно работали с Гамзатовым широко известные в стране композиторы: Ян Френкель, Оскар Фельцман, Раймонд Паулс, Юрий Антонов, Александра Пахмутова многие другие.

Исполнителями этих песен стали известные певцы и артисты: Анна Герман, Муслим Магомаев, Марк Бернес, Иосиф Кобзон, Валерий Леонтьев, Сергей и другие

- Сейчас вы услышите одну из многочисленных песен о маме на стихи Р.Гамзатова в исполнении И.Кобзона

Звучит песня И.Кобзана «Мама» (кусок)

 Рефлексия. Поразмышляем вместе… Р. Гамзатов, на первый взгляд, писал стихи о своей матери. Но какое чувство возникает у вас при чтении?

 

 Возникает чувство, что поэма написана и о всех матерях и в то же время и о твоей матери.

 У меня появилось чувство вины перед своей мамой, потому что я иногда огорчал ее.

 Я подумала о том, что самое страшное для меня – остаться без мамы. В будущем я очень постараюсь не огорчать ее и беречь.

 




Вывод.

Когда – то получив наказ от отца: «Маму береги!», поэт передает его нам, своим читателям.

 

Видео о маме

Рефлексия. 

Да, чувство раскаяния и мольбы о прощении приходит к поэту уже после смерти матери. Обращаясь ко всем детям, у кого матери ещё живы, он говорит замечательные, пророческие слова. Послушайте их внимательно, посмотрите сюжет и поразмышляйте над вопросом: «Всегда ли я берегу свою маму?»


Слайды мам + звучит лунная соната

 

  Читая сегодня стихи Гамзатова, посвящённые матери, мы все невольно задумались о своих мамах! Ребята, а очень хочу, чтобы, сегодня придя домой, вы крепко-крепко обняли бы своих мам не за что-то, а просто так, за то, что они у вас есть, а вы есть у них…


Итог

Подводя итоги сегодняшнего урока, я хочу спросить вас

Какие мотивы в творчестве поэта вы можете отметить?

Чему учит нас поэт?

Что вы запомнили для себя?

(Любить Родину. Уважать старших. Быть милосердными и сострадательными. Быть добрыми. Быть честными. Учиться творить всякие добрые дела, быть порядочным человеком. Быть человеком. Быть патриотом своей Родины.)


Синквейн

- а сейчас я попрошу вас устно составить синквейн о Р.Гамзатове.

- а как бы вы охарактеризовали наш сегодняшний урок?

- и я хочу оценить вашу работу:

Ученики

Старательные, любознательные

Думали, слушали, читали

Хорошо работали на уроке

Мои ребята!

Но оценки в журнал, конечно, вас порадуют больше

Итак: ……. Все вы получаете пятёрки.


Виртуальная выставка


Но на этом урок ещё не окончен:

С выставкой книг Р.Гамзатова вас познакомит наш библиотекарь

Елена Алексеевна




Домашнее задание


Продолжая начатую сегодня тему, я порошу вас дома выполнить мини-проекты на тему: «О той, кто дарует нам жизнь и тепло.»



Урок закончен…Гасится свеча…Но в ваших сердцах пусть всегда горит и никогда не гаснет огонек любви к вашим мамам.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-погружение "Душу дома - маму берегите!" (по творчеству Расула Гамзатова)

Автор: Белашова Евгения Васильевна

Дата: 23.04.2015

Номер свидетельства: 205204


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства