-воспитание навыков общения и совместной деятельности; уяснение общечеловеческих моралей басен.
Оборудование: портреты И.А. Крылова и С.В. Михалкова, иллюстрации к басням «Завидное упорство», «Лиса и пчела», «Лев и муха», тексты басен для инсценирования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-воспитание навыков общения и совместной деятельности; уяснение общечеловеческих моралей басен.
Оборудование: портреты И.А. Крылова и С.В. Михалкова, иллюстрации к басням «Завидное упорство», «Лиса и пчела», «Лев и муха», тексты басен для инсценирования.
Ход урока:
Организационный момент.
Психологический настрой: телесная терапия- приветствуем друг друга каким-нибудь необычным способом, но обязательно взяв за руку либо обняв.
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, настрой на урок.
Начальная рефлексия: беседа «Чего вы ждете от этого урока?»
Вступительное слово учителя: Сегодня, ребята, я хочу пригласить вас на экскурсию в мир произведений Сергея Михалкова. Когда мы знакомимся с новым писателем или поэтом, что нам всегда хочется узнать? (что это за человек (биографию), что написал, о чем)
?Как мы узнаем о жизни писателя? (прочитав статью в учебнике, написав резюме)
?Как мы узнаем, о чем писал автор? (прочитав его произведения)
? При каком условии у нас получится добыть знания? (если будем внимательными, активными)
-Посмотрите внимательно на доску- на ней портреты И.А. Крылова и С.В. Михалкова. Как вы думаете, какая связь между этими писателями? (оба баснописцы). Но прежде, чем мы познакомимся с Сергеем Владимировичем Михалковым, давайте вспомним, что мы знаем о басне.
II. Повторение пройденного о басенном жанре.
Беседа
- В чем особенность жанра басни?
Ответ: Басня - это короткий нравоучительный рассказ в стихах или прозе, в котором заключен иной, скрытый аллегорический смысл.
-В басне в начале или в конце есть нравоучительный вывод, главная мысль басни - мораль.
Викторина (за правильный ответ- жетоны)
1. Человек, пишущий басни. (баснописец)
2. Вид литературного произведения.(басня)
3. Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты. (Аллегория)
4. Веселая и добродушная насмешка (юмор)
5. Известный русский баснописец XIX века.(Крылов)
6. Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления (олицетворение)
- Откуда берет свои истоки басня?
Ответ: родоначальником басенного искусства принято считать древнегреческого баснописца Эзопа. За шесть веков до нашей эры был создан его прозаический сборник басен. Этот сборник обошел весь мир.
III. Знакомство с творчеством С. Михалкова.
-Составьте резюме по статье о Сергее Владимировиче Михалкове.
-Я предлагала вам к уроку найти еще какую-нибудь дополнительную информацию о С. Михалкове. Сейчас мы отыщем среди вас знатока творчества Сергея Михалкова. За правильный ответ вы снова будете получать жетоны.-очки.
(II Биография и творчество С.В. Михалкова.
Сочинением стихов Михалков увлёкся ещё в школе. Отец, желая помочь сыну определиться в жизни, послал стихи мальчика поэту Безыменскому, который отметил способности юного автора.
В 1930 году его первое стихотворение было опубликовано в ростовском журнале. Закончив школу, Михалков отправляется в Москву, решив стать писателем. В 1935 году Сергей Владимирович поступил в Литературный институт. Примерно в это же время он написал первый вариант «Дяди Стёпы». Встреча с Маршаком оказалась решающей для дальнейшего творчества Михалкова. Он решает писать для детей. В 23 года у Сергея Владимировича вышла первая книга – «Стихи». Михалков был принят в Союз писателей. Многие его произведения вошли в детские учебники и хрестоматии. Это «А что у вас?», «Фома», «Песенка друзей» и другие. Во время Великой Отечественной войны Михалков был военным корреспондентом. В 1943 году он принял участие в создании Гимна нашей страны. Новый Гимн тоже написан с его участием. После войны Михалков стал писать басни, в которых высмеивает разные человеческие пороки – жадность, глупость, высокомерие. Сюжеты для них автор брал прямо из жизни.)
IV. Чтение и анализ произведений. («Завидное упорство»)
Выразительное чтение басни «Завидное упорство» учителем. Беседа по вопросам.
Прием «Тонкие и толстые вопросы»
Что? (кувшин)- Кто? (лягушата) -Где? (в сметане) Когда? (днем) Почему? (были любопытные и шкодливые)
Что? (сметана) Кто? (первый лягушонок) Где? (в кувшине) Когда? (днем) Почему? (решил, что уже не выберется)
Что? (масло)---Кто? (второй лягушонок)- Где? (в кувшине) Когда (ночью) Почему? (чтобы выжить)
Вывод по морали: Нужно бороться за жизнь любой ценой! Никогда не пасовать перед трудностями! Выход можно найти всегда! Записать!
Физминутка.
Инсценирование басен по группам.
Подведение итогов. Рефлексия.
-Что узнали на уроке? Какие нравственные уроки извлекли из басен Михалкова?
-Удовлетворены ли своей работой на уроке? Оправдались ваши ожидания от урока?
Домашнее задание: В учебнике остались две басни. Что будем с ними делать?
На ваш выбор- можете подготовить выразительное чтение, можете выучить одну басню наизусть.
Выставление оценок. Подсчет дополнительных очков (бонусы)