урок по русской литературе в 7 классе.Конспект урока.
Урок по русской литературе в 7 классе.Конспект урока.
Тема: Джек Лондон. « Любовь к жизни».
Цель: изображение силы человеческого духа, беспредельность возможностей в экстремальной ситуации в рассказе Д.Лондона «Любовь к жизни»
Задачи: Обучающие задачи: учиться читать, правильно понимать текст посредством анализа произведения; пересказывать текст;
Развивающие задачи: выражать впечатления от текста, формулировать вопросы по тексту на основе собственных впечатлений, ориентироваться в тексте, отвечая на вопросы, обобщать наблюдения;
Воспитательные задачи: воспитывать человека сострадающего, заразить верой в возможность человека побеждать в безвыходных ситуациях, в минуты смертельной опасности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок по русской литературе в 7 классе.Конспект урока. »
7 класс.
№ 57.
Дата: 15.04.15г.
Тема: Джек Лондон. « Любовь к жизни».
Цель: изображение силы человеческого духа, беспредельность возможностей в экстремальной ситуации в рассказе Д.Лондона «Любовь к жизни»
Задачи: Обучающие задачи: учиться читать, правильно понимать текст посредством анализа произведения; пересказывать текст;
Развивающие задачи: выражать впечатления от текста, формулировать вопросы по тексту на основе собственных впечатлений, ориентироваться в тексте, отвечая на вопросы, обобщать наблюдения;
Воспитательные задачи: воспитывать человека сострадающего, заразить верой в возможность человека побеждать в безвыходных ситуациях, в минуты смертельной опасности.
Эпиграф: Дороже жизни у человека только жизнь. Б.Шоу
Ход урока:
Вступительное слово учителя: Ребята! Прежде чем мы начнём урок повторим правила урока:
1.Правило поднятой руки.
2.Не перебивать.
3. не обижаться на критику.
4.уметь оценивать свою работу и работу группы.
2. деление на группы. 3 группы «золото», «песок», «еда».
5.Анализ эпиграфа. Дороже жизни у человека только жизнь. Б.Шоу
6.Проблемный вопрос. Выставка книг «Робинзон Крузо», « Судьба Человека»,
стихотворение Р. Рождественского. Послушайте.
Если б только люди жили вечно, это было бы бесчеловечно… Как узнать, чего ты в жизни стоишь? Как почуять, что такое риск? В море броситься? Так не утонешь!.. На костер взойти? Так не сгоришь!.. Поле распахать? Потом успею… Порох выдумать? А для чего?!. Наслаждались бы ленивой спесью Пленники бессмертья своего. Ничего они бы не свершили! Никогда б не вылезли из тьмы… Может, самый главный стимул жизни В горькой истине, что смертны мы.
Нам сегодня предстоит поразмышлять о героях Дж. Лондона. Необходимо будет выяснить: Какие они? Что движет ими? Что дороже всего на свете? Что такое настоящий человек?
Джек Лондон сам являлся очевидцем многих событий, описанных в его произведениях.
7. Рассказ биографии: (сопровождается презентацией) Джек Лондон (1876–1916), американский писатель Родился 12 января 1876 года в Сан-Франциско. При рождении получил имя Джон Чейни, но восемь месяцев спустя, когда мать вышла замуж, стал Джоном Гриффитом Лондоном. Его отчим был фермером, впоследствии разорился. Семья бедствовала, и Джек смог закончить только начальную школу. Юность Лондона пришлась на время экономической депрессии и безработицы, материальное положение семьи становилось все более шатким. К двадцати трем годам он сменил множество занятий: работал на фабриках, в прачечной, арестовывался за бродяжничество и выступления на социалистических митингах. В 1896 году на Аляске были открыты богатейшие залежи золота, и все устремились туда, надеясь на то, что разбогатеют. Отправился туда и Лондон. Он был старателем на Аляске во время «золотой лихорадки». Но юноша пробыл там год и вернулся таким же бедняком, каким и уехал. Но этот год изменил жизнь: он начал писать. Начав с коротких рассказов, вскоре завоевал литературный рынок восточного побережья рассказами о приключениях на Аляске. Джек Лондон стал известен, когда в 1900 году опубликовал свои северные рассказы, среди них был и рассказ «Любовь к жизни». Их действия разворачиваются на Аляске. В 1900 году Лондон опубликовал свою первую книгу "Сын волка». В последующие семнадцать лет он выпускал по две и даже три книги в год. Умер Лондон в Глен-Эллене (штат Калифорния) 22 ноября 1916 году.
- Мы видим, что Лондона ничто не сломило, потому что он был, на мой взгляд, настоящим человеком.
8.Работа с текстом: Мы с вами должны сегодня проследить за судьбой одного из героев рассказа
1 группа: «Билл !» - крикнул он. Это была отчаянная мольба человека, попавшего в беду, но Билл не повернул головы. Человек «обвёл взглядом тот круг вселенной, в котором он остался один после ухода Билла.» Он переборол страх, пошёл по следам Билла, надеясь, что тот ждёт его у тайника с едой и патронами. «Он должен был так думать, иначе не имело никакого смысла бороться дальше…»
Задания:
Учитель: Как вы оцениваете поведение Билла? Найдите слова, характеризующие его поведение.
- Билл ушёл, но главное - для оставшегося героя Билл становится целью, движением вперед, к жизни, надеждой на встречу с Биллом. («… Билл его не бросил, он ждет у тайника. Он должен был так думать, иначе не имело никакого смысла бороться дальше, - оставалось только лечь на землю и умереть”).
-Что же такое экстремальная ситуация? - (от.лат. extremus « крайний») Экстремальная ситуация - ситуация крайне напряжённая, опасная, требующая от человека наивысшего подъёма душевных и физических сил.
- Герой попадает в сложную ситуацию. В чем сложность его положения? -Неизвестность; -Боль (вывих ноги); - Голод -Одиночество . -Эти сложности рождают чувство страха, отчаяние. Что, по вашему мнению, самое страшное для человека? - Проследите по тексту, как ведет себя наш герой, оставшись один: (“ в глазах появилась тоска, как у раненого оленя ”, в его последнем крике “ отчаянная мольба человека, попавшего в беду ”, наконец, ощущение полного одиночества не только на земле, но и во всей вселенной.)
2 группа:Человек «тоже зарычал, свирепо, как дикий зверь, выражая этим страх, который связан с жизнью и тесно сплетается с её самыми глубокими корнями.» «Такова жизнь, суетная, скоро -приходящая. Только жизнь заставляет страдать…Смерть – это покой. Но почему ему не хочется умирать, он начинает грызть кости.»
Задания:
Учитель: Вспомните эпизоды пути героя. Что приходится преодолевать герою?
Эпизод со спичками. “Он распаковал тюк и прежде всего сосчитал, сколько у него спичек…Когда он проделал все это, ему вдруг стало страшно; он развернул все три свертка и снова пересчитал. Спичек было по-прежнему шестьдесят семь”. (Борьба со страхом). Боль. “Лодыжка сильно болела…, распухла, стала почти такой же толстой, как и колено”, “суставы заржавели, и согнуться или разогнуться стоило каждый раз большого усилия воли”, “Нога у него одеревенела, он стал хромать еще сильнее, но эта боль ничего не значила по сравнению с болью в желудке. Боль все грызла и грызла его…”. (Борьба с болью). Эпизод с куропаткой, ловля рыбы, встреча с оленем и др. “В отчаянии он опустился на мокрую землю и заплакал. Сначала он плакал тихо, потом стал громко рыдать, будя безжалостную пустыню…, и долго он еще плакал без слез, сотрясаясь от рыданий”. “Им овладело только одно желание - есть! Он помешался от голода”. Ему снятся пиры и званые обеды. (Борьба с голодом). Но постепенно чувство голода ослабевает, но человек, « боясь умереть», продолжает двигаться вперёд. («Жизнь в нём не хотела гибнуть и гнала его вперёд»)
3 группа:«И тогда началась самая жестокая борьба, какая только бывает в жизни : больной человек на четвереньках и больной волк, ковылявший за ним, - оба они, полумертвые, тащились через пустыню, подстерегая друг друга.» «Ещё пять минут, и человек придавил волка всей своей тяжестью. Его рукам не хватало силы, чтобы задушить волка, но человек прижался лицом к волчьей шее…»
Задания:
Учитель: На смену одним испытаниям приходят другие. Он хочет выяснить: кто сильнее.
-Какими показаны волк и человек? - клыки сдавили руку, волк хочет вонзить зубы в добычу; -человек ждёт и сжимает челюсть волка; - другая рука хватает волка; -волк подмят под человека; -человек прижался к волчьей шее, во рту шерсть.
- Человек пытается выжить! Только ли человек? – Зверь тоже. Автор показывает человека и зверя (волка) в борьбе за жизнь рядом: кто кого? Что символизирует волк? (Это символ смерти, которая тащится вслед за жизнью, по всем признакам человек должен погибнуть, умереть. Тут-то она, смерть, его и возьмет. Но посмотрите, недаром смерть дана в облике больного волка: жизнь сильнее смерти. )
- Мы видим, что человек и волк больны, слабы, но всё же человек одерживает победу. Что помогло человеку одержать победу над животным? (Сила духа). - А что такое сила духа? (Сила духа - внутренний огонь, который возвышает человека до благородства, самоотверженных и мужественных поступков).
Мы видим, что человек оказался сильнее. Но почему? Вывод: благодаря расчету, силе духа, терпению, выносливости и любви к жизни человек побеждает страх.
9. Работа с текстом по методу «Сократовские чтения»
Учитель: в тексте есть моменты, где человек напоминает нам животное? ( докажите.)
Охота на куропаток. “Он бросил в них камнем, но промахнулся. Потом, ползком, как кошка подкрадывается к воробьям, стал подкрадываться к ним. Штаны у него порвались об острые камни, от колен тянулся кровавый след, но он не чувствовал боли, - голод заглушал ее”. Не поймав ни одной птицы, он стал громко передразнивать их крик. Встреча с лисицей, с медведем . “Навстречу ему попалась черно-бурая лисица с куропаткою в зубах. Он закричал. Крик его был страшен…” Как видим, трагизм ситуации нарастает, человек меняется на глазах, уподобляется зверю.
“Он сбросил свою поклажу и на четвереньках пополз в камыши, хрустя и чавкая, словно жвачное животное”. Им овладело только одно желание: есть! Эпизод с костями: “Вскоре он уже сидел на корточках, держа кость в зубах и высасывая из нее последние частицы жизни…Сладкий вкус мяса, еле слышный, неуловимый, как воспоминание, доводил его до бешенства. Он стиснул зубы крепче и стал грызть” . Последние частицы жизни уходят не только из обглоданных костей, но и из человека. Как будто рвется та ниточка, которая связывала нашего героя с людьми.
Учитель: И все же, что отличает человека от животного? Какой эпизод, очень важный, помогает нам понять это? (Эпизод с Биллом).
10.составляем постер. Графический выразим свою мысль.
11. Составление синквеина:
Жизнь. Терпение. Цель.
12.Рефлексия:
Учитель: Можно ли считать героя настоящим человеком? Какие качества присущи таким людям? Выберите из предложенных 10 качеств и ценностестей оставьте 3, которые необходимы человеку во всех случаях жизни. ( Здоровье, любовь, богатство, дружба, доброта, забота, упорство, терпение, мужество, сострадание). Прокомментировать. 13.Заканчивая работать над рассказом «Любовь к жизни», я бы хотела, чтобы вы прослушали стихотворение Р.Рождественского и определили: какая связь стихотворения и рассказа? 4. Чтение стихотворения:
Если б только люди жили вечно, это было бы бесчеловечно… Как узнать, чего ты в жизни стоишь? Как почуять, что такое риск? В море броситься? Так не утонешь!.. На костер взойти? Так не сгоришь!.. Поле распахать? Потом успею… Порох выдумать? А для чего?! Наслаждались бы ленивой спесью Пленники бессмертья своего. Ничего они бы не свершили! Никогда б не вылезли из тьмы… Может, самый главный стимул жизни
В горькой истине, что смертны мы.
Учитель: Какая смысловая связь стихотворения и рассказа Д. Лондона “Любовь к жизни”? (В стихотворении и рассказе авторы решают вопрос жизни и смерти, стимул жизни - смерть, человек борется со смертью, ради того, чтобы жить, преодолевая порой невозможное).
Учитель: Очень часто люди, в трудные минуты обращались к произведению Дж. Лондона. Почему? Какие уроки можно извлечь из этого произведения?
Вывод. «Любовь к жизни» - это рассказ о мужественном человеке, который выстоял в таких страшных испытаниях, как одиночество, предательство друга и борьба с суровой северной природой. Самое главное - преодолел себя, свой страх, свою боль.
14. оценивание. Заполнение листа ощущений.
Домашнее задание:
1.ответить письменно на вопросы викторины.2. кроссворд.
СШ № 22 г. Актобе.
Тема:«Джек Лондон. « Любовь к жизни»».
Класс 7 «А».
Учитель: Касимова М.С.(учитель русского языка и литературы).