Урок по русской литературе.Тема: "М. Горький. Пьеса"На дне".
Урок по русской литературе.Тема: "М. Горький. Пьеса"На дне".
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Коммунальное государственное казенное предприятие «Колледж транспорта» управления образования Восточно-Казахстанского областного акимата
План занятия № 22
Предмет: русский язык и литература
Преподаватель: Антонова О.С.
Группа 11 СМ
Тема занятия: М.Горький. «На дне».
Цели урока:
-учебная: познакомить учащихся со сценической судьбой пьесы «На дне», с драматургией М. Горького на основе анализа пьесы «На дне». Ввести в обстановку и мир героев пьесы. Совместно с учащимися определить основной конфликт произведения – столкновение взглядов и жизненных позиций обитателей дна, выяснить причины разобщенности людей «дна»,
выявить авторскую позицию по отношению к Луке и Сатину. Помочь понять философский смысл спора о человеке. Познакомить с основными теоретическими понятиями в контексте заданной темы.
-развивающая: способствовать развитию навыков анализа драматургического произведения: делать пообразный и проблемный анализ текста; развивать представления учащихся о сюжете, конфликте драматургического произведения; формирование умения отстаивать свою точку зрения, активизация творческих способностей студентов; развитие восприятия, памяти, мышления (сравнение, обобщение), внимания; развитие культуры речи, культуры чтения; научить применять ранее полученные знания в незнакомой ситуации, сопоставлять исторические и литературные факты на примере конкретного автора.
-воспитательная: содействовать духовному развитию учащихся, формированию нравственных ценностей, воспитание ответственности за свои поступки, формирование интереса к многогранному миру драматургии.
Тип занятия: урок ознакомления с новым материалом.
Вид занятия: урок открытых мыслей.
Технологии: перспективно - опережающего обучения, игровая, проблемного обучения, дифференцированное обучение, информационно-коммуникативные, элементы технологии критического мышления.
Методы, используемые на уроке: методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации – беседа, рассказ; метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации- видеофильм; метод передачи информации с помощью практической деятельности и тактильного кинестетического восприятия – рефлексия, конспектирование. Методы стимулирования и мотивации: эмоциональный- поощрения –порицания; познавательные - выполнение творческого задания; волевой - прогнозирование будущей деятельности. Метод контроля: устный опрос- викторина. Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая.
Межпредметные связи: культурология, основы философии.
Опережающие задания для учащихся:
1. Прочитать пьесу М.Горький «На дне»;
2. Законспектировать по учебнику: 1. Замысел, история создания, прототипы; 2. Мир «дна» в пьесе; 3.Сюжетная композиция пьесы. Образ Луки и Сатина. с.262-265.
3. Посмотреть пьесу «На дне» пьесу или прослушать аудио формат пьесы.
4. Заполнить таблицу «Характеристика героев» по героям пьесы: Пепел, Актер, Настя, Сатин, Барон, Бубнов и Лука.
Прошлое героев
Как попал
«на дно»
Особенности речи, характерные реплики
О чем мечтает
5. Написать сочинение –эссе «Смог ли я прожить день с правдой?»
Оснащение: мультимедиа (презентация, видео материал), урок №22 из рабочей тетради: информационные карточки, таблицы «Характеристика героев»,«Что говорит Лука каждому из обитателей ночлежки», «Философия героев: Луки и Сатина», «Оценка Луки обитателями ночлежки до и после его ухода». Листочки, плакат с изображением ствола «Дерева правды». Текст пьесы «На дне». Карточки настроения. Жетоны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по русской литературе.Тема: "М. Горький. Пьеса"На дне".»
28
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Коммунальное государственное казенное предприятие «Колледж транспорта» управления образования Восточно-Казахстанского областного акимата
План занятия № 22
Предмет: русский язык и литература
Преподаватель: Антонова О.С.
Группа 11 СМ
Тема занятия: М.Горький. «На дне».
Цели урока:
-учебная: познакомить учащихся со сценической судьбой пьесы «На дне», с драматургией М. Горького на основе анализа пьесы «На дне». Ввести в обстановку и мир героев пьесы. Совместно с учащимися определить основной конфликт произведения – столкновение взглядов и жизненных позиций обитателей дна, выяснить причины разобщенности людей «дна»,
выявить авторскую позицию по отношению к Луке и Сатину. Помочь понять философский смысл спора о человеке. Познакомить с основными теоретическими понятиями в контексте заданной темы.
-развивающая: способствовать развитию навыков анализа драматургического произведения: делать пообразный и проблемный анализ текста; развивать представления учащихся о сюжете, конфликте драматургического произведения; формирование умения отстаивать свою точку зрения, активизация творческих способностей студентов; развитие восприятия, памяти, мышления (сравнение, обобщение), внимания; развитие культуры речи, культуры чтения; научить применять ранее полученные знания в незнакомой ситуации, сопоставлять исторические и литературные факты на примере конкретного автора.
-воспитательная: содействовать духовному развитию учащихся, формированию нравственных ценностей, воспитание ответственности за свои поступки, формирование интереса к многогранному миру драматургии.
Тип занятия: урок ознакомления с новым материалом.
Вид занятия: урок открытых мыслей.
Технологии:перспективно - опережающего обучения, игровая, проблемного обучения, дифференцированное обучение, информационно-коммуникативные, элементы технологии критического мышления.
Методы, используемые на уроке: методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации – беседа, рассказ; метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации- видеофильм; метод передачи информации с помощью практической деятельности и тактильного кинестетического восприятия – рефлексия, конспектирование. Методы стимулирования и мотивации: эмоциональный- поощрения –порицания; познавательные - выполнение творческого задания; волевой - прогнозирование будущей деятельности. Метод контроля: устный опрос- викторина. Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая.
Межпредметные связи: культурология, основы философии.
Опережающие задания для учащихся:
1. Прочитать пьесу М.Горький «На дне»;
2. Законспектировать по учебнику: 1. Замысел, история создания, прототипы; 2. Мир «дна» в пьесе; 3.Сюжетная композиция пьесы. Образ Луки и Сатина. с.262-265.
3. Посмотреть пьесу «На дне» пьесу или прослушать аудио формат пьесы.
4. Заполнить таблицу «Характеристика героев» по героям пьесы: Пепел, Актер, Настя, Сатин, Барон, Бубнов и Лука.
Прошлое героев
Как попал
«на дно»
Особенности речи, характерные реплики
О чем мечтает
5. Написать сочинение –эссе «Смог ли я прожить день с правдой?»
Оснащение: мультимедиа (презентация,видео материал), урок №22 из рабочей тетради: информационные карточки, таблицы «Характеристика героев»,«Что говорит Лука каждому из обитателей ночлежки», «Философия героев: Луки и Сатина», «Оценка Луки обитателями ночлежки до и после его ухода». Листочки, плакат с изображением ствола «Дерева правды». Текст пьесы «На дне». Карточки настроения. Жетоны.
Структура занятия:
№
Элементы структуры занятия
Время
I.
Организационный момент
2 мин.
II
Презентация темы занятия
8 мин.
III.
Изложения нового материала с поэтапным закреплением
47 мин.
IV
Закрепление
8 мин.
V
Рефлексия
16 мин.
VI
Подведение итогов урока
8 мин.
VII
Домашнее задание
1 мин.
Ход занятия
I Орг. момент:
- приветствие-чтение стихотворения;
- проверка внешнего вида учащихся:
- отметка отсутствующих;
-подготовка к уроку: учащиеся поднимают карточки цвета своего настроения: красный, желтый, зеленый, белый.
II. Презентация темы занятия:
1.Вступительное слово преподавателя: связь с прошлым уроком - называется тема предыдущего занятия «М.Горький. «Старуха Изергиль», «Макар Чудра» и тема сегодняшнего урока « М.Горький. «На дне».
2.Запись даты и темы урока в рабочих тетрадях;
3.Просмотр видео отрывка «Выступление Горького»;
4. Сообщение целей и хода урока:
-Пресс-конференция, мини –викторина;
-Работа с афишей, мини –викторина;
- Конфликты пьесы;
- Философия Бубнова, Луки, Сатина;
-Раскрытие смыслов эпиграфов;
-Рефлексия.
5.Объявление критерий оценивания:
Учащиеся получают жетоны за участие в работе урока:
жетон в 3 балла - полный ответ на сложный вопрос,
жетон в 2 балла - неполный ответ на вопрос,
жетон в 1 балл – ответ на простой вопрос.
Оценка
Баллы
«2»
«3»
2-4 балла
«4»
5 -7 баллов
«5»
8 баллов и более
6.Создание проблемной ситуации: заполнение «листочков» «Что такое, правда?» В конце урока должно получиться «Дерево – правды» (кластер).
III. Изложение нового материалас поэтапным закреплением:
1.Работа с эпиграфом: учащиеся читают три эпиграфа, вспоминают, имена героев пьесы, которым принадлежат данные выражения, имена записываю; в конце урока учащиеся должны будут раскрыть смысл эпиграфов.
2.Создание проблемной ситуации: озвучивание главного вопроса урока- «…что лучше: истина или сострадание?» М.Горький.
3. Пресс- конференция: 5 ведущих специалиста по творчеству М. Горького рассказывают об историческом фоне начала 20 века, о философско-нравственной основе произведения «На дне», об истоках замысла драмы, о премьере произведения, дают жанровую характеристику.
4. Закрепление – викторина: учащиеся отвечают на 5вопросов;
5. Работа с афишей пьесы: учащиеся сравнивают афиши пьес А.Н.Островского “Гроза”, А.П. Чехова ”Вишнёвый сад”, М.Горького ”На дне”.
Вывод: А.Н.Островский: возраст ни у кого не указан. А.П. Чехов: сословие, принадлежат к определённой среде, возраст, отчества – не у всех. М.Горький: назван возраст каждого, его социальное положение. Герои по-разному представлены: по имени и отчеству, по прозвищу или фамилии. «На дне» жизни может оказаться представитель любого сословия, пола и возраста.
6. Закрепление – викторина: учащиеся отвечают на 6 вопросов.
7. Аналитическая беседа по пьесе:
7.1. Анализ 1 действия: работа по тексту пьесы, просмотр видео отрывка.
Вывод: место действия - подвал ночлежки. Время действия - начало весны, утро; свет доходит до ночлежников из подвального окошка. Психологическая атмосфера: бесконечные споры, ссоры. Разобщение людей, оказавшихся под одной крышей. Ночлежники говорят: о чести и совести, о вере в свои силы, в свой талант, о радости и горести жизни, о добре и зле, о труде и любви.
7.2. Работа по таблице: проверка заполнения таблицы по героям пьесы: Клещ и Анна, Барон, Актер, Настя, Пепел, (устно).
Прошлое героев
Как попал
«на дно»
Особенности речи, характерные реплики
О чем мечтает
Вывод: на «дно» людей приводят как субъективные (лень, подлость, нечестность, слабохарактерность), так и объективные, социальные причины (отравлена, извращена жизнь общества).
7.3.Конфликт пьесы: перечисление видов конфликта в пьесе: социальный, философский, идеологический, любовный.
Вывод: каждый из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конфликт, в результате которого оказался в унизительном положении. Социальный конфликт вынесен за сцену, отодвинут в прошлое. Любовный конфликт становится гранью социального конфликта.
7.4.Аналитическая беседа по образам героев:
7.4.1.Философия (правда) Бубнова: просмотр видео отрывка, выяснение прошлого героя, причин по которым он оказался в ночлежке, работа с текстом пьесы - высказывания героя о правде.
Вывод по образу: учащиеся в ходе беседы, работы с текстом, с высказываниями героя о правде приходят к выводу, что первая правда— Бубнова, правда факта. Герой, что человек рождается для смерти и незачем жалеть его. Отрицает и себя, и других, его отчаяние порождено безверием. Для него правда — жестокий гнёт обстоятельств.
7.4.2. Философия (правда) Луки: определение завязки конфликта, просмотр видео отрывка, выяснение прошлого героя, значение имени, знакомство с прототипами образа Луки.
- Проверка знания содержания текста пьесы: работа с таблицей «Что говорит Лука каждому из обитателей ночлежки». Учащиеся должны соотнести имя героя с цитатами, советами и действиями Луки по отношению к ним.
Вывод: Лука открывает в каждом человеке хорошее и вселяет веру в лучшее.
- Высказывания Луки о правде.
Вывод: выяснение, с чем учащиеся согласны, а чем нет.
- Высказывания Луки:отношение к человеку.
Вывод: все герои сходятся на том, что Лука вселил в них ложную надежду. Он показал их собственные возможности, показал, что выход есть. Всё зависит от них самих. Эта вера в сознании ночлежников не успела закрепиться, с исчезновением Луки надежда гаснет…
- Просмотр видео отрывка притча Луки о праведной земле.
Вывод: Если разрушить веру, то человек погибает.
Вывод по образу: учащиеся в ходе беседы, работы с текстом, с таблицами приходят к выводу, что Лука носитель философии веры. В любом видит человека, его светлые стороны, вселяет в людей веру в лучшее и в себя.
Суть философии: вера может изменить реальную правду, так как она помогает уйти от ужасной реальности в мир прекрасных иллюзий.
Правда Луки выражается формулой: «Во что веришь, то и есть».
7.4.3. Философия (правда) Сатина: просмотр видео отрывка, выяснение прошлого героя, рода занятий, кем он был в прошлом и как оказался на дне.
- Высказывания Сатина о правдеи лжи.
-Чтение монолога Сатина о правде.
- Высказывания Сатина: отношение к человеку.
-Чтение монолога Сатина о человеке.
-Горький и Ницше. Идея Сверхчеловека.
Вывод: Ницше провозгласил идею о Сверхчеловеке, сильной, свободной и гордой личности. Только Сверхчеловек способен управлять своей судьбой и
-Эффект речи Сатина на Актера.
Вывод: Актер потерял веру в себя, как в человека достойного лучшей жизни.
Человек не может жить без веры.
- Высказывания Сатина о Луке.
Вывод: После ухода Луки Сатин осознает, что Лука его заставил думать, мечтать, сочувствовать, жить. Именно Лука заставил Сатина иначе взглянуть на человека.
Вывод по образу: третья правда — Сатина. Верит в человека, как в Бога. Считает, что человек может верить в самого себя и надеяться на свои силы. Не видит смысла в жалости и сострадании. Сатин говорит о человеке, способном перестраивать мир по своему усмотрению, творить новые законы мироздания.
-Сравнение житейской философии Луки и Сатина.
Вывод: Лука призывает жалеть, уважать каждого человека. Отказывается от правды, если она «бьет обухом по человеку», считает важной веру человека (не важно во что), которая заставит его жить, терпеть страдания и надеяться на лучшее. Сатин считает, что жалость унижает человека. Утешительная ложь вредна. Сильный человек в ней не нуждается. Анна, Актер, Настя – слабые, нуждаются в утешительной правде. Сильный человек не боится правды.
Формула Луки: «Любовь к ближнему». Реальность, мечта, надежда, сочувствие, понимание.
Формула Сатина: «Любовь к дальнему, к абстрактному Человеку, человеку-мечте». Правда, истина, ложь, жалость, уважение».
Работа с таблицей: «Оценка Луки обитателями ночлежки».
Обвинения героев Луки.
- Работа с текстом пьесы: ответы на вопросы:
Врал ли ночлежникам Лука?
Как Лука объясняет неудачи жизни ночлежников?
Вывод: Каждый должен был сам найти свою дорогу. Лука пожалел их, одним из них показал, как можно изменить жизнь, других заставил задуматься над своей жизнью, над своим отношением к себе, к жизни, к правде и мечте. Объясняет неудачи жизни ночлежников внешними обстоятельствами, вовсе не винит самих героев в неудавшейся жизни.
Вывод по аналитической беседе по образам (Бубнов, Лука, Сатин).
Два уровня правды:
1.Частная правда, которую отстаивают герои «для себя» (на уровне факта: было – не было).
2.Мировоззренческий: «Во что веришь – то и есть» (Лука).
Финал пьесы:
Вывод: Пепел в тюрьме, Наташа пропала, Актер повесился, на сцене – обстановка 1 акта: та же брань, пьянка.
IV. Закрепление:
1.Определить смысл эпиграфов:
Во что веришь – то и есть.
Смысл эпиграфа: Лука приходит не для того, чтобы поманить, обмануть и покинуть, он приходит, чтобы напомнить им, что они люди.
Снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется.
Смысл эпиграфа: отрицание возможность всякой маскировки.
Человек – вот правда!
Смысл эпиграфа: без права говорить правду человек не может быть свободен. Человеку всегда нужна реальная надежда.
2.Заполнение таблицы по вариантам: время -1 минута.
1 вариант
2 вариант
3 вариант
Какие проблемы затрагивает автор в пьесе?
Что лучше: истина или сострадание?
Актуальны ли проблемы, поднятые автором в пьесе, в наши дни?
3.М.Горький продолжил традиции Чехова:
Вывод: отсутствие деление героев на положительных и отрицательных;
отсутствие главного героя;
использование приема «подводного течения.
V. Рефлексия:
1. ролевая игра (в группах): учащимся предлагается «примерить» правду героев М. Горького на нашу реальность.
Ситуация: юноша, которая имеет достаточный и высокий уровень учебных достижений, и вдруг на экзамене по спец.предмету получает «2» балла. Учащиеся должны помочь советом, исходя из «правды» героев пьесы: Бубнова, Луки, Сатина. Время на выполнение задания 1 минута.
2. Философия автора: учащиеся определяют точку зрения, которую поддерживает сам Максим Горький.
Вывод: А.М.Горький спорит с Лукой - жить в плену иллюзий нельзя, а прозрение всегда трагично. Композиция пьесы разоблачает философию Луки. Вопрос о правде многогранен. Каждый человек понимает правду по – своему.
3.Составление синквейна: учащиеся составляют синквейн на одну из предложенных тем: правда Сатина, Бубнова, Луки. Чья позиция ближе, того героя и выбирают для синквейна.
4. Результат эксперимента «Смог ли я прожить день с правдой?»: учащиеся делятся впечатлениями из сочинений – эссе: смогли ли они сутки не обманывать, говорить только правду.
Вывод: Ничто не сравниться с тем, что сделали учащиеся для себя: победили самих себя - говорили правду. Нет идеальных людей. Подвиг может совершить каждый прямо сейчас. Это подвиг в них самих.
5. Разрешение проблемной ситуации «Дерево правды»: в начале урока учащиеся на листочках писали определение правды, если оно изменилось в ходе урока, то пишут новое определение правды на новом листике и потом приклеивают листочки на ствол дерева. Затем «листочки», зачитывают выборочно.
5. Работа с листом самооценки «Результаты урока»: учащиеся в карточках подчеркивают: мне было интересно, неинтересно; я работал активно, неактивно, не работал; я работал как обычно на уроке литературы: лучше, чем обычно или хуже, чем обычно.
Дописывают предложение: я узнал. Ставят себе за урок оценку, согласно объявленным критериям по заработанным жетонам.
Оценка
Баллы
«2»
«3»
2-4 балла
«4»
5 -7 баллов
«5»
8 баллов и более
Ставят оценку преподавателю за урок. Время 1 минута. Последний раздел «оценки» не озвучивается учащимися, а только заполняется.
VI. Подведение итогов урока:
- заключительное слово преподавателя;
-комментирование и выставление оценок;
VII. Домашняя работа (дифференцированное- трехуровневое):
1) На «5»- написать сочинение на тему «Чья, правда (тебе) ближе: Сатина, Бубнова или Луки»; 2) На «4» -Ответить на вопрос: В чем современность пьесы? (письменно);
3) На «3» - Работа по учебнику: ответить на вопрос №5 стр.266. Как раскрывается в пьесе философская позиция Сатина? Почему монолог во славу человека произносит именно этот герой?
Подготовиться к ОКР с 1 по 22 урок.
Лекция № 22
Тема занятия: М.Горький. «На дне».
Ход занятия
I Орг. момент:
- приветствие-чтение стихотворения;
Громко прозвенел звонок, Начинается урок.
Стали ровно, тихо сели.
На меня все посмотрели.
Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. Постарайтесь всё понять. Будем пьесу Максима Горького мы изучать
- проверка внешнего вида учащихся:
просьба -поставить на беззвучный режим сотовые телефоны; приготовиться к уроку: тетради, ручка, карандаш, пьесы М.Горького «На дне»;
- отметка отсутствующих;
-подготовка к уроку: учащиеся поднимают карточки цвета своего настроения: красный, желтый, зеленый, белый.
II. Презентация темы занятия:
1. Вступительное слово:связь с прошлым уроком: основные положения;
Творчеству М. Горького свойственна многожанровость. Он вошел в литературу с романтическими и реалистическими рассказами. Прошлый урок мы приступили к изучению творчества Максима горького, познакомились с его биографией, романтическими рассказами «Старуха Изергиль» и «Макар Чудра».
Сегодня мы приступаем к знакомству с драмой М.Горького «На дне», произведением сложным, неоднозначным. Автор в течение 35 лет после выхода в свет пьесы утверждал, что это неудачная пьеса в своей статье «О пьесах» в 1932г. Может быть… Но вряд ли неудачная пьеса могла бы с самых первых своих постановок на русской и немецкой сценах до сих пор оставаться популярной. Проблемы, поднятые Горьким по сей день остаются важными для общества, для отдельного человека.
2.запись даты и темы урока в рабочих тетрадях;
3.просмотр видео отрывка «Выступление Горького»;
4. сообщение целей и хода урока:
проанализировать пьесу «На дне»;
знакомство со сценической судьбой произведения;
рассмотреть историю создания;
определить жанр;
рассмотреть смысл названия;
определить основной конфликт;
выяснить причины разобщенности людей «дна»;
выявить авторскую позицию по отношению к Луке и Сатину.
сообщение хода урока:
-Пресс-конференция, мини –викторина;
-Работа с афишей, мини –викторина;
- Конфликты пьесы;
- Философия Бубнова, Луки, Сатина;
-Раскрытие смыслов эпиграфов;
-Рефлексия.
5.сообщение критерий оценок:
Учащиеся получают жетоны за участие в работе урока:
жетон в 3 балла - полный ответ на сложный вопрос,
жетон в 2 балла - неполный ответ на вопрос,
жетон в 1 балл – ответ на простой вопрос.
Оценка
Баллы
«2»
Если нет ни одного балла
«3»
2-4 балла
«4»
5 -7 баллов
«5»
8 баллов и более
У жетонов с обратной стороны – цитаты – определения слова правда, это поможет вам в ходе урока.
6.Создание проблемной ситуации: заполнение листочков «Что такое,правда?» В конце урока мы обратимся к этим листочкам. (В конце урока должно получиться дерево - правды (кластер)
III. Изложение нового материалас поэтапным закреплением:
1.Работа с эпиграфом: учащиеся переписывают три эпиграфа, обосновывают своё мнение.
Снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется…
Бубнов
Во что веришь - то и есть. Лука
Человек – вот правда! Сатин
В конце мы должны будем раскрыть смысл эпиграфов.
2.Создание проблемной ситуации:
«Основной вопрос, который я хотел поставить в пьесе «На дне», это - что лучше: истина или сострадание?»
М.Горький
3. Пресс- конференция; 6 мин.
Преподаватель: У нас в гостях 5 ведущих специалиста по творчеству Максима Горького: Тюлегенев Рафаэль – старший научный сотрудник музея имени А.С. Пушкина в Москве, Лоскутов Глеб- заведующий кафедрой русского языка и литературы Восточно Казахстанского университете имени Сарсекена Аманжолова, Кузьмин Дмитрий – младший научный сотрудник кафедры филологии университета имени Гумилева, Чинтимиров Денис и Грибушин Вадим _- преподаватели кафедры русского языка и литературы государственного университета имени Шакарика Кудайбердиева.
1. Позвольте представиться, корреспондент газеты «Зарубежная и казахская литература», Асубаев Вячеслав.Что способствовало переходу Горького от написания романтических и реалистических рассказов к работе в драматургических жанрах?
Тюлегенев Рафаэль: Коллеги можно я отвечу. В то время огромной популярностью пользовался МХТ, открывший новаторскими постановками пьес Чехова новую страницу в истории русского театрального искусства. Зимой 1900 года Горький впервые побывал в этом театре; весной этого же года во время пребывания в Ялте в гостях у Чехова Горький познакомился с артистами, которые увлекли его мыслью создать для них пьесу. Результатом этого знакомства и явились пьеса «Мещане» (1901г.), «На дне» (1902г.), «Дачники» (1904г.), «Дети солнца» и «Варвары» (1905г.) Предлагаю посмотреть небольшой видео отрывок, который расширит мой ответ.
Видеофрагмент МХТ.
2. Корреспондент газеты «Казахстанская правда», Веневцев Петр. Дайте пожалуйте историческую характеристику времени, когда создавалась пьеса?
Лоскутов Глеб:Хорошо, отвечу на ваш вопрос.В девятисотые годы в России разразился экономический кризис. После каждого неурожая обнищавшие крестьяне бродили по стране в поисках заработка. А фабрики и заводы закрывались. Тысячи рабочих и крестьян оказались без крова и средств к существованию. В результате появляется огромное количество босяков, которые опускаются на «дно» жизни. Владельцы трущоб нашли способ извлекать пользу из своих подвалов, превратив их в ночлежки, где находили приют безработные, нищие, бродяги, воры и другие «бывшие люди».
Грибушин Вадим: Обратите на слайд, где показано здание приюта "Бугровская ночлежка", которая была построена в 1880–1883 г. Строительство велось на средства предпринимателя и благотворителя А.П. Бугрова. Обитатели приюта послужили прототипами пьесы Горького "На дне". Ночлежка признана объектом культурного наследия регионального значения
3. Крайнов Владимир, собственный корреспондент «Московские вести. Какова философско-нравственная основа произведения «На дне»?
Кузьмин_Дмитрий: В начале 19 века в стране стремительно происходит переоценка ценностей. Смирение, терпение, покорность и кротость, как и любовь к ближнему, милосердие и сострадание отброшены с презрением и насмешкой. Человек теперь сам себе бог и не потерпит ни цепей насилия, ни подачки милосердия. Мерилом ценности свободной личности становятся её бойцовские качества: сила, дерзость, непреклонность, воля к победе.
4. Мамукаев Константин,корреспондент московской газеты «Литература в школе». Каковы истоки замысла драмы?
Чинтимиров Денис: Пьеса возникла как результат широких жизненных наблюдений и философских исканий Горького. Итог почти 20-летних наблюдений над миром «бывших людей». К числу, которых писатель относил странников, обитателей ночлежек и часть интеллигенции – разочарованных, оскорблённых и униженных неудачами в жизни.
5.Осипович Денис корреспондент газеты «Семей таны». Как публика принимала пьесу Максима Горького в первый раз увидев на сцене?
Грибушин Вадим: Цензура долго не разрешала пьесу к представлению. Но разрешила играть исключительно в Москве и только Художественному театру. Власти были уверены в провале спектакля, где на сцене вместо «красивой жизни» были грязь, мрак и бедные, озлобленные люди. Постановка же, осуществлённая режиссёрами Станиславским и Немировичем-Данченко имела потрясающий успех. Автор был вызван более 20 раз! 1 постановка пьесы – 16 декабря 1902 год.
Чинтемиров Денис: Хочу согласиться и добавить.Премьера пьесы «На дне» состоялась 18.12.1902. Актриса МХТ М. Ф. Андреева вспоминала: «Первое представление этой пьесы было сплошным триумфом, публика неистовствовала». На премьере автора вызывали более 15 раз.
6. Помыкалкин Николай, корреспондент газеты «Спектр».Каково жанровое своеобразие пьесы?
Кузьмин_Дмитрий: Развитие драматического конфликта определяют диалоги героев, обитателей ночлежки. Действие пьесы переведено во внесобытиный ряд – это характерно для жанра философской драмы.
Жанр пьесы «На дне» – социально-философская драма.
Помыкалкин Николай: Ваш ответ был исчерпывающий, большое вам спасибо. Мы были рады с вами поработать!
4. Викторина 1: учащиеся отвечают на 5вопросов. Правильный ответ 1 балл.
1. В каком театре впервые была поставлена драма «На дне»?
(Московский художественный театр)
2.Назовите жанр пьесы «На дне». (Драма)
3.Как называется противостояние идей (героев) в пьесе? (Конфликт)
4.Как в пьесе называются комментарии автора? (Ремарки)
5. Назовите первые названия пьесы «На дне». («Без солнца», «Ночлежка», «В ночлежном доме», «На дне жизни»)
5. Работа с афишей пьесы:
Если правильно прочитать афишу, вдуматься в неё, тогда будет понятен лейтмотив действия: почему автор представил своих героев именно так, а не по- другому, что сказано о героях?
Барыня с двумя лакеями, старуха 70-ти лет, полусумасшедшая.
Городские жители обоего пола.
Действующие лица:
Раневская Любовь Андреевна, помещица.
Аня, ее дочь, 17 лет.
Варя, ее приемная дочь, 24 лет.
Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской.
Лопахин Ермолай Алексеевич, купец.
Трофимов Петр Сергеевич, студент.
Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик.
Шарлотта Ивановна, гувернантка.
Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик.
Дуняша, горничная.
Фирс, лакей, старик 87 лет.
Яша, молодой лакей.
Прохожий.
Начальник станции.
Почтовый чиновник.
Гости, прислуга.
Действующие лица:
Михаил Иванов Костылев, 54 года, содержатель ночлежки.
Василиса Карповна, его жена, 26 лет.
Наташа, ее сестра, 20 лет.
Медведев, их дядя, полицейский, 50 лет.
Васька Пепел, 28 лет.
Клещ, Андрей Митрич, слесарь, 40 лет.
Анна, его жена, 30 лет.
Настя, девица, 24 года.
Квашня, торговка пельменями, под 40 лет.
Бубнов, картузник, 45 лет.
Барон, 33 года.
Сатин
Актер приблизительно одного возраста: лет под 40.
Лука, странник, 60 лет.
Алешка, сапожник, 20 лет.
Кривой Зоб
Татарин крючники.
Несколько босяков без имени и речей.
Предполагаемый ответ: Островский: возраст ни у кого не указан, разве что неопределённо: “молодой”(17- 20). Борис – сословие не указано, молодой человек,живущий у значительного лица из милости на положении бедного родственника.
Предполагаемый ответ: Чехов: сословие, принадлежат к определённой среде – помещичьей, студенческой. Возраст: Ане – 17 лет, Фирсу – 87. Варя- имя, отчества –не у всех.
Предполагаемый ответ: Горький: назван возраст каждого, его социальное положение (род занятий).
Преподаватель: Обратимся к списку действующих лиц – афише «На дне».
Автор по-разному представляет героев: одних - по имени и отчеству, других - по прозвищу или фамилии.
Почему по-разному представлены Костылев и Клещ?
Предполагаемый ответ: Ему положено – хозяин. У Клеща – всё-таки рабочий человек.Клещ, Андрей Митрич, слесарь, 40 лет. Это уже Клещ, но ещё Андрей Митрич. Пойдёт немного времени, имя и отчество исчезнут, и останется только Клещ. А «без имени – нет человека»,– это он восклицает.
Предполагаемый ответ: Или например Актёр. Имя стирается, заменяется прозвищем. Подлинное имя Актёра та и остаётся неизвестным.
Преподаватель: Какую информацию несут прозвища героев (Клещ, Барон, Актер и т. д.)? Что лежит в основе прозвища?
Предполагаемый ответ: В списке действующих лиц представлены персонажи, многие из которых «бывшие люди» (бывший слесарь, бывший актер, бывший барон и т. д.).
Преподаватель: «Афиша» помогает определить социальное положение героев. Почему персонажи расположены именно в таком порядке? Предполагаемый ответ: Расположение действующих лиц в списке отражает последовательность появления героев на сцене и определенную иерархию, существующую в этом мире.
Вывод: Афиша даёт представление: по-разному ценятся люди в обществе, «на дне» жизни может оказаться представитель любого сословия, пола и возраста. «На дне» общества человек теряет имя- замена имени на прозвище.
Видео обращение с библиотеки колледжа Камила Сыдыковна:
«Здравствуйте, уважаемы учащиеся. Зная, что вы проходите пьесу Максима Горького «На дне», мы решили проверить, как хорошо вы знаете героев произведения. Для вас приготовили 5 вопросов»
6.Викторина 2: учащиеся отвечают на 3 вопроса из 6.
1. Эта героиня:
Имела «мяса, жиру, кости – десять пудов, а мозгу – золотника нету».
Не собиралась выходить замуж даже «за принца американского», довольствуясь положением «свободной женщины».
(Квашня.)
2. Этот герой:
Нелюбим окружающими за то, что занимался «скрипучей, беспокойной для всех» работой.
«Заездил жену-то до полусмерти». (Клещ )
3. Этот герой:
Отказался участвовать в уборке помещения, мотивируя это тем, что ему «вредно дышать пылью».
С горечью констатировал, что «пропил душу.» (Актер)
4. Этот герой:
Происходит из рода баронов Дебилей.
С ностальгией вспоминает о былых временах, когда он, лёжа в постели, пил кофе со сливками. (Барон)
5. Этот герой:
В начале произведения «рычит», говорит странные слова, например, «сикамбр».
Сидел в тюрьме за убийства человека, который оскорбил его сестру.
(Сатин)
7. Аналитическая беседа по пьесе:
Преподаватель: Пьеса содержит в себе как бы два параллельных действия. Первое — социально-бытовое и второе — философское. В пьесе существуют как бы два плана: внешний и внутренний.
7.1. Анализ 1 действия: Видео начало пьесы.
- Когда и где происходит действие пьесы? (В ночлежке в начале весны, утром.)
- Как освещается сцена? ( Свет доходит до ночлежников из подвального окошка, как будто ищет среди подвальных обитателей людей.)
- Как расположены герои на сцене?
(Герои разобщены, в центре интересов каждого – только собственная жизнь)
Что слышит зритель?
Стонет Анна
Возится и надрывно кашляет Актёр
Громко рычит Сатин
Ожесточённо звякает ключами и скрипит подпилком Клещ
- О чём говорят ночлежники? (О том, о чём размышляет любой человек.)
Честь и совесть Вера в свои силы, в свой талант
Радости и горести жизни Добро и зло
Труд Любовь
7.2. Работа по таблице: проверка заполнения таблицы по героям пьесы: Клещ и Анна, Барон, Актер, Настя, Пепел, (устно).
(устно).
Прошлое героев
Как попал
«на дно»
Особенности речи, характерные реплики
О чем мечтает
Имя героя
Как попал «на дно»
Особенности речи, характерные реплики
О чем мечтает
Барон
В прошлом был настоящим бароном, но судьба распорядилась иначе, и он утратил все свое богатство.
Продолжает жить прошлым, не воспринимает насмешки обитателей хижины
Главная мечта — вернуть прошлое положение и стать вновь состоятельным господином
Актер
На дно опустился из-за постоянного пьянства.
Часто цитирует литературные произведения.
Мечтает вылечиться от алкоголизма, найти работу и выбраться из социальной ямы.
Настя
Жизнь заставила ее работать по желтому билету, что и является социальным дном.
Мечтательная и романтичная особа, которая живет любовными романами.
Долгое время мечтает о большой и чистой любви, продолжая заниматься древнейшей профессией
Васька Пепел
Потомственный вор, который дважды сидел в заключении.
Влюбленный, слабохарактерный вор.
Мечтает уехать с Натальей в Сибирь и начать жизнь с нового листа, став добропорядочным гражданином.
- Какие причины приводят людей на «дно»?
Вывод:На «дно» людей приводят как субъективные (лень, подлость, нечестность, слабохарактерность), так и объективные, социальные причины (отравлена, извращена жизнь общества).
7.3.Конфликт пьесы:
Драматический конфликт в пьесе:
Конфликт - столкновение лжи и правды
Социальный конфликт: общество виновато в существовании «дна».
Философский конфликт ставит вопрос: что важнее для человека – ложь или правда?
Идеологический: изобразить сознание людей «дна».
Любовный конфликт становится гранью социального конфликта.
Выводы: Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конфликт, в результате которого оказался в унизительном положении. Этот социальный конфликт вынесен за сцену, отодвинут в прошлое. Мы наблюдаем лишь результат вне сценических конфликтов. Любовный конфликт становится гранью социального конфликта.
Мы сегодня поговорим о философском конфликте, в котором участвуют:
Бубнов, Сатин и Лука.
7.4.Аналитическая беседа по образам героев.
7.4.1. Философия (правда) Бубнова:(видео)
-Вспомним кто такай Бубнов? Чем он занимается?
Был скорняком, картузником, владел красильной мастерской.
-Что нам известно о его прошлом? Как оказался в ночлежке?
Обстоятельства изменились, его жена сошлась с мастером, и ему, чтоб остаться в живых, пришлось уйти. Опустился на самое дно, утверждает, что человек не может изменить свою судьбу, поэтому плывет по течению. Негативно относится к миру. Сам признается, что пьяница и ленив.
-Какие высказывания героя помогают нам понять его позицию по отношению к правде? (цитаты о правде)
«НА ЧТО МНЕ СОВЕСТЬ? Я – НЕ БОГАТЫЙ!»
«ЛЮДИ ВСЕ ЖИВУТ…КАК ЩЕПКИ ПО РЕКЕ ПЛЫВУТ…»
«ВСЕ ЛЮДИ НА ЗЕМЛЕ ЛИШНИЕ…»
«ВСЁ СКАЗКИ…»
«ВСЕ ТАК: РОДЯТСЯ, ПОЖИВУТ, УМИРАЮТ. И Я ПОМРУ…И ТЫ…»
СНАРУЖИ КАК СЕБЯ НЕ РАСКРАШИВАЙ, ВСЕ СОТРЕТСЯ.
-Сможет такой герой выбраться со дна? Сможет помочь кому-то?
Вывод: Первая правда— Бубнова, правда факта. Бубнов убеждён, что человек рождается для смерти и незачем жалеть его. Полностью отрицает и себя, и других, его отчаяние порождено безверием. Для него правда — жестокий гнёт бесчеловечных обстоятельств.
7.4.2.Позиции Бубнову, противостоит позиция Луки.
Философия (правда) Луки:
- Какая сцена является завязкой конфликта?
Появление Луки меняет обычную жизнь ночлежников.
Предлагаю посмотреть это в видео отрывке.(видео)
-Что нам известно о прошлом героя?
Загадочный странник, о котором мало что известно.
Преподаватель: Мы с вами прекрасно помним, что выбор имени автором практически никогда не бывает случайным. Возможно, разгадка образа Луки есть и в его имени.
У голландского художника Франса Халса есть картина «Евангелист Лука». Посмотрите: не похож ли он на нашего Луку из пьесы Горького?
Прототипы образа Лука:
1.Один из евангелистов: означает «светлый». «Этот странник вошел в подвал, как луч яркого солнца, осветив в нем все дурное … и … пробудив к жизни ростки добра» (Горький)
2.Лука от слова «лукавый».
3.Архиепископ Лука, современник Горького, живший в Красноярске.
АРХИЕПИСКОП ЛУКА (ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ) 27/IV 1877 – 11/VI 1961 Доктор медицинских наук, профессор хирургии. Главное в жизни – всегда делать людям добро. Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое».
(Из мемуаров Архиепископа Луки)
Проверка знания содержания текста пьесы: работа с таблицей «Что говорит Лука каждому из обитателей ночлежки?». Каким образом Лука действует на ночлежников?
Учащиеся должны соотнести имя героя с цитатами, советами и действиями Луки по отношению к ним.
Код:1-5,2-6,3-4,4-3,5-2.6-1.
всем
5.
«Погляжу я на вас, братцы, - житьё ваше – о-ой!.».
Алёшке
6.
« Эх, парень, запутался ты…»
Анне
4.
«Разве можно человека эдак бросать?» «Ничего, милая! Ты -надейся…Вот, значит, помрёшь, и будет тебе спокойно…ничего больше не надо будет, и бояться – нечего! Тишина, спокойно – лежи себе!»
Медведеву
3.
Умело льстит Медведеву, называя его «ундером», и тот тут же ловится на эту удочку.
Актёру
2.
Даёт надежду на излечение от алкоголизма. «Человек – всё может, лишь бы захотел…»
вору Ваське
1.
Советует уехать с Наташей в Сибирь и начать там новую жизнь
Вывод: Лука открывает в каждом человеке хорошее и вселяет веру в лучшее.
- Цитаты Луки о правде: с чем вы соглашаетесь, а с чем нет?
Коли веришь, - есть; не веришь, -нет...Во что веришь, то и есть...
Она, правда-то, - не всегда по недугу человеку... не всегда правдой душу вылечишь...
- Высказывания Луки: отношение к человеку.
«ХРИСТОС ВСЕХ ЖАЛЕЛ И НАМ ВЕЛЕЛ»
«…ЕСЛИ КТО КОМУ ХОРОШО НЕ СДЕЛАЛ, ТОТ И ХУДО ПОСТУПИЛ…» «ВСЯКО ЖИВЕТ ЧЕЛОВЕК…КАК СЕРДЦЕ НАЛАЖЕНО, ТАК И ЖИВЕТ…»
Как вы понимаете слова Луки: «ЧЕЛОВЕК - ВСЕ МОЖЕТ…ЛИШЬ БЫ ЗАХОТЕЛ…»
Какие возможности имеет в виду Лука?
Захотел дойти до конца. Верить в свои силы.
Вывод: Все герои сходятся на том, что Лука вселил в них ложную надежду. Но ведь он и не обещал поднять их со дна жизни, он просто показал их собственные возможности, показал, что выход есть, и теперь всё зависит от них самих. Эта вера в сознании ночлежников не успела закрепиться, с исчезновением Луки надежда гаснет…
После просмотра, ответьте на вопрос: В чем смысл этого рассказа?
Вспомним притчу Луки о праведной земле. Посмотрим видео отрывок.
Вывод: Если разрушить веру, то человек погибает.
Преподаватель: Старец имел в виду, что человек не может слишком долго терпеть горькой правды. Рано или поздно в его сознании возникает надежда на то, что когда-нибудь он найдёт своё место в жизни, свою праведную землю. Но поиск труден и требует терпения. Этой земли нет ни на одной карте, она может быть только в человеческой душе. Лука искренне верил в существование такой земли, давая ночлежникам шанс обрести цель, смысл жизни.
-В чем смысл философии Луки?
В основе философии Луки - сострадание к людям: «...жалеть людей надо».
-Почему Лука считает, что все люди нуждаются в жалости?
Он не верит в возможность борьбы со злом, только моральные возможности человека, по мнению героя, помогают «вытерпеть» жизнь, быть счастливым, подчинившись жизненным обстоятельствам.
Вывод по образу:Лука носитель философии веры. Верит в любого человека. Находит подход к каждому ночлежнику. В любом видит человека, его светлые стороны, вселяет в людей веру в лучшее и в себя.
Суть философии: вера может изменить реальную правду, так как она помогает уйти от ужасной реальности в мир прекрасных иллюзий.
Правда Луки выражается простой формулой: «Во что веришь, то и есть».
7.4.3. Философия (правда) Сатина: (видео)
-Кто такой Сатин? Его род занятий?
Телеграфист, много читал, был образованным. В юности играл на сцене, хорошо плясал, был веселым человеком;
-Кем он был в прошлом и как оказался на дне?
Убив человека, обманувшего его сестру, попал в тюрьму на 5 лет и совершенно изменился.
Не просто был сброшен на "дно", а сам туда пришел и обосновался там. Ему так удобней. Обитая в подвале, пропивает и проигрывает свои возможности. Карточный шулер и пьяница, в речи которого иногда проявляются остатки прежней «интеллигентности».
-Что Сатин говорит о Правде?
- Цитаты Сатина о правде и лжи:
Фата-моргана! Наврал тебе старик... Ничего нет! Нет городов, нет людей... ничего нет!
Чепуха! Никуда ты не пойдешь... все это чертовщина! Старик! Чего ты надул в уши этому огарку?
Что такое - правда? Человек - вот правда!
Он врал... но - это из жалости к вам, черт вас возьми!
Глебов Саша.
Сатин (ударяя кулаком по столу). Молчать! Вы - все - скоты! Дубье... молчать о старике! (Спокойнее.) Ты, Барон, - всех хуже!.. Ты - ничего не понимаешь... и - врешь! Старик - не шарлатан! Что такое - правда? Человек - вот правда! Он это понимал... вы - нет! Вы - тупы, как кирпичи... Я - понимаю старика... да! Он врал... но - это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему... я - знаю! я - читал! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут!.. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая... Ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего... и обвиняет умирающих с голода... Я - знаю ложь! Кто слаб душой... и кто живет чужими соками - тем ложь нужна... одних она поддерживает, другие - прикрываются ею... А кто - сам себе хозяин... кто независим и не жрет чужого - зачем тому ложь? Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!
Вывод:Мы чаще нуждаемся в утешении, но без права говорить правду человек не может быть свободен.
- Высказывания Сатина: отношение к человеку.
Кто тебя - кроме черта - любит?..
Я тебе дам совет: ничего не делай! Просто - обременяй землю!..
Какая польза тебе, если я тебя пожалею?..
Вы - все - скоты! Дубье...молчать о старике!
Вы - тупы, как кирпичи...
Всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, что для лучшего! По сту лет... а может, и больше - для лучшего человека живут!"
Не обижай человека!.. А если меня однажды обидели и - на всю жизнь сразу! Как быть? Простить? Ничего. Никому...
Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью...уважать надо!
Человек рождается для лучшего!
В четвертом действии возникает спор о Человеке.
Послушаем монолог Сатина о человеке
Чтение монолога Сатина о человеке: Мальцев Николай.
Сатин. Когда я пьян... мне все нравится. Н-да... Он - молится? Прекрасно! Человек может верить и не верить... это его дело! Человек - свободен... он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за все платит сам, и потому он - свободен!.. Человек - вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они... нет! - это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это - огромно! В этом - все начала и концы... Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Чело-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо! Выпьем за человека, Барон! (Встает.) Хорошо это... чувствовать себя человеком!.. Я - арестант, убийца, шулер... ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика... и сторонятся и оглядываются... и часто говорят мне - "Мерзавец! Шарлатан! Работай!" Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? (Хохочет.) Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми... Не в этом дело, Барон! Не в этом дело! Человек - выше! Человек - выше сытости!..
Чтобы ответить на вопрос: «О каком лучшем человеке говорит Сатин?»
вспомним о философских увлечениях писателя.
Горький и Ницше. Идея Сверхчеловека.
Известно увлечение молодого Горького идеями немецкого философа Фридриха Ницше, который впервые провозгласил атеизм, бросив фразу «Бог умер!» Ницше провозгласил и идею о Сверхчеловеке, сильной, свободной и гордой личности, рожденной для высоких целей. Только Сверхчеловек способен управлять своей судьбой и судьбами других людей.
(Еще Ф.М.Достоевский 20 годами ранее в романе «Преступление и наказание» развивал эту теорию с помощью главного героя. «Тварь ли я дрожащая, или право имею?» - мучился вопросом Родион Раскольников).
Почему именно после слов Сатина о лучшем человеке Актер принимает решение уйти не только со «дна», а из жизни вообще?
Потерял веру в себя как в человека достойного лучшей жизни.
Вывод: на смерть толкнуло Актера собственное отсутствие веры. Человек не может жить без веры.
-Как отзывается Сатин о Луке?
После ухода Луки Сатин осознает, что его умонастроение оказывается реакцией на слова Луки: «Да, это он, старая дрожа, проквасил нам сожителей…Старик? Он – умница! Он…подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…»
-Сатин утверждает, что именно Лука заставил его иначе взглянуть на человека.
Вывод по образу: Третья правда — Сатина. Он верит в человека, как в Бога. Он считает, что человек может верить в самого себя и надеяться на свои силы. Он не видит смысла в жалости и сострадании. Сатин говорит не просто о сильной личности. Он говорит о человеке, способном перестраивать мир по своему усмотрению, творить новые законы мироздания. Философия Сатина — веселый цинизм, восприятие Жизни как игры.
-Можно ли сказать, что философии Луки и Сатина одинаковы?
Сравнение житейской философии Луки и Сатина.
Лука
Сатин
1.призывает жалеть, уважать каждого человека.
2. Отказывается от правды, если она «бьет обухом по человеку», считает важной веру человека (не важно во что), которая заставит его жить, терпеть страдания и надеяться на лучшее.
1.считает, что жалость унижает человека.
2.Утешительная ложь вредна. Сильный человек в ней не нуждается. Анна, Актер, Настя – слабые, нуждаются в утешительной правде. Сильный человек не боится правды.
Формула Луки: «Любовь к ближнему».
Реальность,
мечта,
надежда,
сочувствие,
понимание.
Формула Сатина: «Любовь к человеку-мечте».
Правда,
истина,
ложь,
жалость,
уважение.
Оценка Луки обитателями ночлежки
- Найдите в тексте, как отзывались о Луке до и после его ухода другие персонажи?
До ухода:
Пепел: Какого занятного старичишку-то привели вы, Наташа…
Барон: …Шельма ты!
Василиса: Прохожий…тоже! Говорил бы – проходимец…все ближе к правде-то…
Анна: Гляжу я на тебя…на отца ты похож моего…на батюшку…такой же ласковый…мягкий…
Пепел: Старик! Зачем ты все врешь?.. Там у тебя хорошо, здесь хорошо…ведь врешь! На что?
Бубнов: …много он врет…и без всякой пользы для себя…Старик уж…Зачем бы ему?
Актер: А – где старичок…милый старикашка?..
Наташа: Добрый ты, дедушка…Отчего ты – такой добрый?
Костылев: А ты…какой ты странник?.. Пачпорта не имеешь…Хороший человек должен иметь пачпорт…Все хорошие люди пачпорта имеют…да!..
Сатин: Какой ты любопытный, старикашка! Все бы тебе знать…а – зачем?
______________________________________________
После ухода:
Настя: Хороший был старичок…Он все видел, все понимал…
Клещ: Он…жалостливый был…
Татарин: Старик хорош был…закон душе имел!
Сатин: …для многих был… как мякиш для беззубых..
Барон: как пластырь для нарывов…
Сатин: Это все старик…навинтил Актера…понимаешь, Барон?...
Барон: Старик – глуп…
Сатин: Старая дрожжа, проквасил нам сожителей…
Клещ: Поманил их куда-то…а сам – дорогу не сказал…
Барон: Старик – шарлатан…
Клещ: Правды он …не любил, старик-то… Очень против правды восставал…
Клещ обвиняет старика в том, что он поманил, а дорогу не указал. Что вы думаете об этом факте?
Каждый должен был сам найти эту дорогу.
- Врал ли ночлежникам Лука?
Он искренне желает добра, показывает реальные пути достижения новой, лучшей жизни. Ведь действительно существуют лечебницы для алкоголиков, действительно Сибирь – «золотая сторона». Лука бескорыстно пытается помочь людям, заронить в них веру в себя, пробудить лучшие стороны натуры.
- Как Лука объясняет неудачи жизни ночлежников: внешними обстоятельствами или винит самих героев?
Лука же объясняет неудачи жизни ночлежников внешними обстоятельствами, вовсе не винит самих героев в неудавшейся жизни. Поэтому они так потянулись к Луке и так разочаровались, лишившись внешней опоры с его уходом.
Вывод: Он пожалел их, одним из них показал, как можно изменить жизнь, других заставил задуматься над своей жизнью, над своим отношением к себе, к жизни, к правде и мечте.
Не случайно Сатин, самый образованный из ночлежников очень точно говорит о роли Луки: «Старая дрожжа, проквасил нам сожителей…»
- Что значит «проквасил»? (Заставил думать, мечтать, сочувствовать…жить)
Вывод по аналитической беседе по образам (Бубнов, Лука, Сатин).
Что понимают под «правдой» герои пьесы?
Два уровня правды:
1.Частная правда, которую отстаивают герои «для себя» (на уровне факта: было – не было).
2.Мировоззренческий: «Во что веришь – то и есть» (Лука).
Итак, мы видим, что все герои разные и столь же различны их жизненные позиции.
Что происходит в финале пьесы?
Пепел в тюрьме
Наташа пропала
Актер повесился
На сцене – обстановка 1 акта: та же брань, пьянка.
IV. Закрепление:
1.Вернумся к трем эпиграфам урока и раскроем их смысл:
Во что веришь – то и есть.
Смысл эпиграфа: Лука приходит не для того, чтобы поманить, обмануть и покинуть, он приходит, чтобы напомнить им, что они люди.
Снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется.
Смысл эпиграфа:отрицает возможность всякой маскировки.
Человек – вот правда!
Смысл эпиграфа: без права говорить правду человек не может быть свободен. Человеку всегда нужна реальная надежда.
2.Заполнение таблицы по вариантам: время -1 минута.
1 вариант
2 вариант
3 вариант
Какие проблемы затрагивает автор в пьесе?
Что лучше: истина или сострадание?
Актуальны ли проблемы, поднятые автором в пьесе, в наши дни?
Правды и лжи,
Проблема гуманизма,
Жизни и смерти,
Сострадания и утешение
Надо жить, не мирясь с неправдой, ложью, но не погубить в себе человека с его добротой. Мы чаще нуждаемся в утешении, но без права говорить правду человек не может быть свободен. "Человек — вот правда!" И ему выбирать. Человеку всегда нужна реальная надежда, а не утешительная ложь, даже если она во спасение.
Все герои мечтают о счастье, каждый горит о том, как он это счастье понимает, но никто не в состоянии что – либо изменить в своей судьбе.
3.М.Горький продолжил традиции Чехова:
-отсутствие деление героев на положительных и отрицательных;
-отсутствие главного героя;
-использование приема «подводного течения.
V. Рефлексия:
1. ролевая игра (в группах)
Предлагаю вам «примерить» правду героев М. Горького на нашу реальность. Перед вами юноша, который имеет достаточный и высокий уровень учебных достижений, и вдруг на экзамене по спец.предмету получает «2» балла.
Помогите советом, исходя из «правды» героев пьесы, пережить этот трудный момент, а он решит, чьи слова утешения ему действительно помогли.
Это задание-ловушка, ведь Сатин и Бубнов утешать людей не могут и не хотят, ребята должны проговорить это. Время на выполнение задания 1 минута.
Предполагаемые ответы учеников.
2.Проблемный вопрос:
-Как вы считаете, какую точку зрения поддерживает сам Максим Горький?
Философия автора:
А.М.Горький спорит с Лукой: жить в плену иллюзий нельзя, а прозрение всегда трагично. А самое страшное – то, что человек может примириться со своей беспросветной жизнью. Этого примирения допускать нельзя.
Композиция пьесы разоблачает философию Луки.
Кто прав?
Основной вопрос это – что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Это вопрос не субъективный, а общефилософский.
А.М.Горький
Вечный вопрос...
Вывод: Вопрос о правде многогранен. Каждый человек понимает правду по – своему, имея всё-таки в виду некую окончательную высшую правду.
3.Составление синквейна.
Задание: написать синквейн на одну из предложенных тем. (Сатин, Бубнов, Лука). Чья позиция вам ближе, того героя вы и выбираете для синквейна.
4. Результат эксперимента «Смогли я прожить день с правдой?»
Преподаватель: На прошлом уроке вам было дано задание сочинение –эссе «Смогли я прожить день с правдой?», т.е. не обманывать одни сутки и говорить только правду.
Предварительные ответы учащихся.
Преподаватель: (При положительном ответе учащихся) Ничто не сравниться с тем, что вы сделали: вы победили самих себя. Скажите, кто из вас идеален? Вы смогли победить самого себя! Подвиг может совершить каждый из вас прямо сейчас, и за ним не надо идти на край земли. Это подвиг в нас самих!..
5. Создание проблемной ситуации: Дерево правды (кластер). Преподаватель: В начале урока вы на листочках писали определение правды, если оно изменилось в ходе урока, то можете написать на новом листике дерева, и потом приклеиваем листочки на ствол дерево правды. Учащиеся приклеивают листочки, с определением слова «правда». Потом «листочки», зачитывают учащиеся выборочно.
Скоро мы услышим звонок, Пора заканчивать урок.
6.Работа с листом самооценки «Результаты урока»: учащиеся в карточкахСегодня на уроке (подчеркните): время 1 минута.
НЕ забудьте указать Ф.И._______________________________
Сегодня на уроке (подчеркните):
Мне было интересно
Мне было неинтересно
Я работал активно
Я работал неактивно
Я работал не работал
Я работал как обычно на уроке литературы
Я работал лучше, чем обычно на уроке литературы
Я работал хуже, чем обычно на уроке литературы
Я узнал ________________________________________
Я не узнал ничего нового
Последний раздел «оценки» не озвучивается учащимися, а только заполняется.
Я ставлю себе за урок оценку ________
согласно объявленным критериям по заработанным жетонам.
Оценка
Баллы
«2»
«3»
2-4 балла
«4»
5 -7 баллов
«5»
8 баллов и более
Я ставлю учителю за урок оценку ________
VI. Подведение итогов урока:
- заключительное слово преподавателя.
Сегодня мы с вами, ребята, убедились в том, что, правда, у каждого человека своя. Возможно, вы в своем возрасте еще не решили, каких жизненных принципов вы будете придерживаться в дальнейшей жизни, но я почему-то уверена в том, что вы сделаете верный выбор.
-комментирование и выставление оценок;
Переходим к последнему разделу листов самооценки: оценка получена учащимися за урок, прошу по очереди озвучить количество заработанных баллов и оценку.
Преподаватель собирает с помощью дежурного листы самооценки, просматривает и комментирует последние предложение: оценка учителю только после комментирования оценок всего класса.
VII. Домашняя работа (дифференцированное- трехуровневое):
1) На «5»- написать сочинение на тему «Чья, правда (тебе) ближе: Сатина, Бубнова или Луки»; 2) На «4» -Ответить на вопрос: В чем современность пьесы? (письменно);
3) На «3» - Работа по учебнику: ответить на вопрос №5 стр.266. Как раскрывается в пьесе философская позиция Сатина? Почему монолог во славу человека произносит именно этот герой?
Подготовиться к ОКР с 1 по 22 урок.
Вывод: Пьеса “На дне” проникнута горячим и страстным призывом любить человека, сделать так, чтобы имя это действительно звучало гордо.