kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня, когда телевидение демонстрирует далеко не лучшие фильмы, огромную роль играет чтение  художественной литературы, которая помогает воспитывать лучшие человеческие качества: благородство, справедливость, милосердие, честность, трудолюбие – , всё, что составляет богатство человеческой личности. Внимание к занимательности объясняется и тем, что она сокращает путь учащихся к знанию и, зажигая «огонек любознательности» (Сухомлинский В.А.), делает учение увлекательным и приносящим радость, а, следовательно, эффективным.  «Дитя утомляется не трудностью материала, а однообразием его преподавания».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект»


План-конспект урока в 5 классе по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро» с применением технологии групповой деятельности

(Модель «Групповая работа в классе»).

Тема урока: «Открытие Васюткой нового озера».

Тип урока: комбинированный

Цели:

Образовательные:

•Обучение аналитическому пересказу и комментарию к художественному тексту;

•Работа над ролью детали в художественном произведении;

•Обучение анализу эпизода текста.

Развивающие:

•Совершенствование речевых умений путём пересказа художественного произведения, подготовки сообщений;

•Развитие навыков групповой работы;

•Развитие умения высказывать своё мнение о прочитанном.

Воспитывающие:

•Развитие представления детей о формировании характера человека;

•Помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью;

•Заинтересовать учащихся личностью героя рассказа.

•Вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей.


Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, рисунки


Ход урока:


1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. Запись темы в тетради.

2. Знакомство с биографией В.Астафьева (показ слайдов №№ 1-6).

2. Работа с текстом.

Учитель читает отрывок «Орехами рыбаков снабжал Васютка. Все ближние кедры он уже обколотил. С каждым днём приходилось забираться всё дальше и дальше в глубь леса. Но эта работа была не в тягость…» (слайд № 7,8).

- Зачем Васютка ушёл в лес? (Чтобы помочь рыбакам).

3. Проверка домашнего задания.

Класс был поделен на 4 постоянные группы.

Пятиклассники рассаживаются за свои столы. Каждая группа получает задание.

4. На доске показан путь Васи в тайге в виде рисунков, которые подготовили «эксперты» дома. Уточняя по учебнику маршрут Васи, учащиеся первой группы обсуждают детали пути мальчика и по очереди пересказывают текст, опираясь на рисунки.

Учащиеся, которые относятся к группе «эксперты», дополняют, исправляют неточности в пересказе, вручают жетоны в виде рыбок за верные ответы.

  1. Вася собрал орехи в мешок и пошёл дальше.

  1. Вдруг он увидел что-то чёрное. Это был глухарь.

  1. Мальчик несколько раз менял направление и, устав от тяжёлого груза, высыпал из мешка кедровые шишки.

  1. Вокруг были обычные деревья, а затесей Вася не увидел … .

  1. Серая сова пролетела по ночному небу… .

  1. Мальчик остановился на ночлег, разжёг костер.


5. Вторая группа за 15 минут составила тесты по тексту, предварительно обсудив их. Представитель группы предложил тесты классу.

1. Жанр произведения:

а) рассказ;
б) повесть;
в) сказка-быль.

2. В предложении: “Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия” — автор использует:

а) сравнение;
б) антитезу;
в) метафору.

3. Когда Васютка понял, что заблудился, он:

а) горько плакал;
б) запаниковал;
в) решил не сдаваться.

4. Заметив в глубине тайги желтую бороздку лиственного леса, Васютка понял, что там:

а) речка;
б) болото;
в) озеро.

5. Найдя озеро, Васютка:

а) стал известным на всю страну;
б) зазнался;
в) принёс пользу стране.

Учитель. Действительно Васютка принёс огромную пользу людям, в его озере огромное количество рыбы.

6. В разговор вступает 3-я группа. Учащиеся этой группы в начале урока в течение 15 минут составили вопросы по тексту на вырезанных из бумаги рыбках, которых вручили им «Эксперты». После обсуждения вопросы были предложены детям. Учащиеся первой и второй группы «ловят рыбу в озере» и отвечают на вопросы.

1. Почему рыбаки из бригады отца приуныли.

2. О чем разговаривал Вася с лесными жителями.

3. Как мальчик разводил костёр?

4. Сколько дней находился Васютка в тайге?

5. Как Васютка называл дождь?

6. Как нашелся мальчик?

Учитель: 1. Что сменяет радость?

2. Что предпринимает Васютка, когда видит бот?

3. Что рассказал Васютка деду и отцу об озере?

7. Словарная работа (слайд № 9).

- Что означают слова: бот; очумел; упал с валежин; отрешенно.

8. Каждый человек с детства должен работать над собой, прислушиваться к совету старших, трудиться, быть внимательным, закаляться, иметь терпение, культивировать в себе выносливость, уверенность. Тогда жизнь будет интересной и увлекательной.

9. Обсуждение работы каждой группы, выставление оценок.

9. Домашнее задание. Перечитать понравившиеся эпизоды, составить план рассказа (слайд № 10).







6



Просмотр содержимого презентации
«В.П.Астафьев»

Может быть, главное очарование почти всех произведений Виктора Петровича Астафьева (1924-2001), работавшего в разных жанрах, от рассказов для детей вроде «Васюткина озера» (1956) до лиро-эпического романа «Прокляты и убиты» (1992-1994) или «Последнего поклона» (1958-1978), эпохального полотна о своем детстве и родовом древе, в сущности романа, «притворившегося» мемуарами, - в том, что он угадал обостренное ожидание читателя, утомленного беллетристикой и журнализмом, предельно исповедального страстного Слова. И при этом слова, тесно смыкающегося с автобиографией художника. В.А.Чалмаев

Может быть, главное очарование почти всех произведений Виктора Петровича Астафьева (1924-2001), работавшего в разных жанрах, от рассказов для детей вроде «Васюткина озера» (1956) до лиро-эпического романа «Прокляты и убиты» (1992-1994) или «Последнего поклона» (1958-1978), эпохального полотна о своем детстве и родовом древе, в сущности романа, «притворившегося» мемуарами, - в том, что он угадал обостренное ожидание читателя, утомленного беллетристикой и журнализмом, предельно исповедального страстного Слова. И при этом слова, тесно смыкающегося с автобиографией художника.

В.А.Чалмаев

Сергей Сюхин. Иллюстрация к рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Сергей Сюхин. Иллюстрация к рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Сергей Сюхин. Иллюстрация к рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Сергей Сюхин. Иллюстрация к рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Словарь. бот; очумел; упал с валежин; отрешенно

Словарь.

бот;

очумел;

упал с валежин;

отрешенно

Перечитать понравившиеся эпизоды. составить план рассказа.
  • Перечитать понравившиеся эпизоды.
  • составить план рассказа.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Автор: Файрушина Нина Борисовна

Дата: 15.12.2014

Номер свидетельства: 144160


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства