Урок по рассказу А.Платонова "Песчаная учительница"
Урок по рассказу А.Платонова "Песчаная учительница"
Цель урока: формировать представление об идейном совеобразии рассказа, развивать навыки текста, речь, логическое мышление, формировать читательскую позицию; на примере образа главной героини, формировать активную жизненную позицию. На уроке испольсуются различные виды работы с текстом рассказа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по рассказу А.Платонова "Песчаная учительница" »
РАССКАЗ А.П.ПЛАТОНОВА «ПЕСЧАНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА»
Цели урока:
- формировать представление учащихся об идейном своеобразии рассказа «Песчаная учительница»; создать условия для формирования у учащихся целостного видения проблем рассказа;
- на примере образа главной героини формировать активную жизненную позицию, гражданское мужество; воспитание культуры речевого поведения, формирование личности учащихся через трудолюбие, внимание на уроке.
Метод обучения: частично-поисковый; приемы: эвристическая беседа по вопросам, анализ текста, комментированное чтение
Тип урока: урок изучения художественного произведения
Оборудование: Портрет А.Платонова, слайды, учебник Кожакеева Ш.Т., Куздибаева А.Б. Русская литература ХХ века: Қазақ тілінде білім беретін мектептің жаратылыстану-математика бағытындағы 11-сыныбына арналған оқулық.- Алматы: Мектеп, 2011.
Ход урока
...Главное – сеять души в людях...
Трудно тебе будет, да сердце у тебя есть,
а на сердце и разум придет, а от разума и
трудное легким станет.
А.Платонов
IОрганизационный момент.
IIПовторение ранее изученного материала.
Литература 20 века многогранна и богата именами. Назовите писателей и поэтов 20 века.
Заполнение таблицы:
Русская литература
19-20 вв.
писатели
поэты
драматурги
романы
стихотворения
пьесы
III. Слово учителя.
В литературе 20 века есть имя писателя, чье творчество отличается постоянной заботой о счастье человека, о его душевном равновесии в сложном и меняющемся мире. Это – Андрей Платонович Платонов. В двадцать три года Платонов писал: «теперь исполняется моя долгая упорная детская мечта – стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей, и из всех людей – я каждого знаю, с каждым спаяно мое сердце...».
Андрей Платонов говорил: «Писать надо не талантом, а «человечностью» – прямым чувством жизни. Все возможно – и удается все, но главное – сеять души в людях».
- Как вы понимаете эти слова А.Платонова?
- Каким выгладит идеальный порядок жизни для него?
( В этих словах автора звучит увлеченность работой, сила человеческого характера, желание помочь всем, в постоянной заботе об окружающих смысл всей деятельности человека, по мысли автора, также как и в рассказе «Песчаная учительница»)
Действительно, в рассказе А.П.Платонова «Песчаная учительница» повествуется о жизни молодой учительницы, принадлежащей поколению честных, целеустремленных, верящих в светлое будущее людей, настоящих энтузиастов своего дела, стремящихся преобразовать мир и посвятить себя строительству новой жизни, новых отношений между людьми, между народами в эпоху ликвидации неграмотности.
IV. Беседа по выявлению восприятия художественного текста.
Прием: Верные-неверные утверждения.
Мария выросла в Прикаспийской пустыне
Отец Марии был известным рабочим
Марию назначили учительницей в село Хошутово
Село Хошутово было красивым и цветущим
Мария Никифоровна учила жителей строить заводы и фабрики
Через год после приезда Марии село опустело
Кочевники истребили все, что с трудом выращивали жители села
Молодая учительница не выдержала жизненных испытаний и вернулась в родной город.
V. Работа с текстом.
1. Смысл названия
- Почему рассказ называется «Песчаная учительница»? - В названии автор дает нам подсказку о главных героях рассказа. Кто они?
(учительница и пустыня)
2. Изображение пустыни в рассказе. События рассказа происходят в пустыне.
Выступление ученика-географа:
Пустыня — природная зона, характеризующаяся равнинной поверхностью. В пустыне редко встречается или отсутствует флора, фауна здесь специфическая. Большей частью территория пустынь бессточна, иногда их пересекают транзитные реки (Сырдарья, Амударья, Нил). Грунтовые воды часто минерализованы. Почвы развиты слабо, характеризуются преобладанием в почвенном растворе водно-растворимых солей над органическими веществами. Расстояние между соседними растениями от нескольких десятков см до нескольких метров и более.
Песчаные пустыни населены из растений в основном колючими кустарниками, из животных — пресмыкающимися и мелкими степными животными. В песчаных пустынях над местами залегания подземных вод встречаются оазисы — «островки» с густой растительностью и водоёмами. Снежные пустыни в основном находятся за полярными кругами и населены животными, устойчивыми к холоду.
Выступление ученика-лирика:
Какое-то неприятное, даже пожалуй, страшное само слово пустыня. Она не оставляет никакой надежды, решительно объявляя - здесь ничего нет и быть не может. Здесь пустота, пустыня.
А.С.Пушкин писал: «В пустыне чахлой и скупой/ На почве, зноем раскаленной...». На многие сотни километров тянется пустыня, сколько, казалось бы, ни идти, ни ехать, все одна и та же безжизненная земля.
Но для людей, выросших в пустыне или рядом с ней, земля эта действительно величественна и прекрасна, как и всякая земля, по которой ходит человек, на которой он живет.
- Проследите за тем, как автор в рассказе описывает пустыню.
Астраханская пустыня
Среднеазиатская пустыня
Волнующаяся от легчайшего ветра
Караваны верблюдов, уходящих в Персию
Загорелые купцы
Песчаная пудра
Пустыня-родина героини
География поэзия
Солнце исходило зноем
Высота жуткого неба
Раскаленные барханы, как пылающие костры
Песчаная буря
Яркий день кажется мрачной ночью
Неухоженные колодцы
- С чьим восприятием тесно связаны картины пустыни в начале рассказа? (Марии Нарышкиной)
- Чем являлась пустыня для жителей села? Почему в двух описаниях пустыни первое высказывание не содержит негативной оценки, которая есть во втором эпизоде? (в первом случае пустыня показана как часть природы, живущая по своим законам, не всегда понятным и прекрасным, во втором случае пустыня связана с ненужным тяжким трудом людей, сломленных пустыней).
3. Изображение душевного состояния героини.
- В чем различие между описаниями пустыни? (одна пустыня знакома героине, это ее родина, а другая – чужда и непонятна ей).
Сравним душевное состояние героини в первых главах:
Астраханская пустыня (часть 1)
Среднеазиатская пустыня (Часть 2,3)
Ни война, ни революция ее не коснулась; Отец-учитель не разъяснял девочке событий, жалея ее детство; С восторгом читает книги по географии; Пустыня для нее поэзия; Неясно осознает свое предназначение
Тоскливое чувство охватило путешественницу; первый раз видела Мария Никифоровна настоящую бурю в пустыне; долгие вечера думала, что ей делать в этом селе, обреченном на вымирание; крепкая, веселая натура Нарышкиной стала теряться и потухать
итог
Оберегалась родителями от невзгод, не готова к настоящей жизни
Столкнулась с настоящими трудностями жизни в пустыне
4. Работа над исследованием гипотезы: в пустыне человек проявляет свои самые сильные качества.
Задание для 1 группы: Найдите и опишите Хошутово в первые месяцы работы молодой учительницы
Задание для 2 группы: Найдите и опишите пустыню, преображенную стараниями жителей села и молодой учительницы
Представление результатов поиска в виде схемы:
Итог исследования: В начале повествования мы видим героиню и ее окружение отчужденными от настоящей жизни, непонимающими ее. Затем к ней приходит первая настоящая печаль, связанная с крушением ее мечты о будущем. Она постигает противоречия жизни, связанные с трудностями жизни в пустыне, встречей с аборигенами, постижением их правды жизни. Героиня меняется, встречает трудности, добивается восстановления земли.
Душа героини, как возрожденная степь, победила в этой борьбе.
5. Вопросы:
- Почему жители села не смогли проявить свою силу в борьбе с пустыней?
- Как можно оценить деятельность героини?
- Могла ли Мария Нарышкина поступить по-другому в ситуации с нападением кочевников?
- Какие мысли вызвал финал рассказа? Прочитайте впечатлившие вас строки.
- В чем смысл служения людям? (Смысл служения людям в бескорыстном выполнении работы, улучшающей жизнь окружающих).
6. Обобщение: Письменно по схеме ответить на вопрос: нужны или обществу такие люди как Мария Никифоровна, героиня рассказа А.Платонова «Песчаная учительница»?
Я считаю, что….
…, потому что …
Я могу доказать это на примере…
Исходя из сказанного, делаю вывод, что…
По желанию прочитать вслух свои ответы.
VI. Подведение итога урока, выставление оценок.
VII. Домашнее задание. Напишите мини-сочинение на тему “Роль учителя на селе”.