Урок по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"
Урок по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"
Цель: обучение анализу художественного произведения, отслеживание темы "блудных" детей на примере образа Дуни.
Задачи: раскрыть идейно-художественное своеобразие повести; совершенствовать навыки работы с литературоведческими терминами; совершенствовать речь и творческую деятельность обучающихся; воспитывать бережное отношение к слову.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" »
Тема: «Экология души или о чем плакала Авдотья Самсоновна?»
(По повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»)
«…долго не мог я забыть старого смотрителя,
долго думал я о бедной Дуне…»
А.С.Пушкин
Цели:
1.Обучение анализу художественного произведения; отслеживание темы «блудных» детей на примере образа Дуни.
Задачи:
Образовательные: раскрыть идейно-художественное своеобразие повести; совершенствовать навыки работы с литературоведческими терминами; формировать навыки анализа художественного текста.
Развивающие: Развивать логическое, аналитическое мышление учащихся; совершенствовать речь и творческую деятельность учащихся; развивать эмоциональную восприимчивость художественного текста.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к родителям; воспитывать бережное отношение к слову; воспитывать чувство долга, ответственности, взаимопонимания.
I. Предварительное домашнее задание к уроку:
- дочитать повесть.
- создать таблицы:
1 вариант «Жизнь Самсона Вырина до и после потери Дуни: портрет, жилище»;
2 вариант «Жизнь Дуни на станции и у Минского: портрет, занятия».
- индивидуальное задание:
1)исследование «Музей в Выре»,
2)исследование «Слово бедный в пушкинской повести».
Оборудование: «Уроки литературы «Кирилла и Мефодия». 5-6 классы».
II. Ход урока.
Учитель:
- Вы прочитали повесть «Станционный смотритель». Какие чувства вызвала она у вас?
Наша цель на уроке:
-понять, почему герои действуют так или иначе, и дать свою оценку их поступкам.
Начинается повесть с описания жизни станционных смотрителей. Откуда так хорошо известна Пушкину их жизнь?
III. Сообщение по исследованию «Дорожный быт пушкинской поры».
«В деревне Выра Гатчинского уезда Ленинградской области находится «Домик станционного смотрителя» - первый в стране музей литературных героев, созданный по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Музей открылся в октябре 1972 года в сохранившемся здании Вырской почтовой станции. В пушкинское время здесь проходил Белорусский почтовый тракт, и Выра была третьей станцией от Петербурга. Она обслуживала прогон в 25 верст Гатчина-Выра. Здесь путешествующие меняли лошадей.
Пушкин тоже много путешествовал. Он в 1820 году имел чин 10-го класса и мог получить только двух лошадей.
Он был на редкость легок на подъем, причем любил ездит один – ямщик не в счет. Легкий, общительный, он любил и радостно вверял себя долгому дорожному одиночеству.
Сотни почтовых станций довелось посетить, со многими смотрителями встречаться. Не менее 13 раз он бывал на на Вырской станции, которую народное предание связало с повестью «Станционный смотритель».
Сообщение сопровождается просмотром кадров фильма «Музей в Выре» («Уроки литературы «Кирилла и Мефодия». 5-6 классы»).
IV. Беседа по содержанию.
- Как Пушкин устами рассказчика передаёт своё отношение к станционным смотрителям?
(Он их жалел, относился к ним по-человечески. Видел в них людей не ниже себя по чину, а просто людей, достойных сочувствия).
Какие качества Самсона Вырина понравились рассказчику? Почему ему хочется долго разговаривать с этим человеком? (Самсон Вырин всеми унижаемый, но исполненный чувства достоинства, умудрён опытом, жизнью. Это вызывает уважение к нему, )
V.
- Что случилось в жизни этого человека?
Почему жизнь его разделилась на две части и на какие?
- Как он жил до потери любимой дочери и после?
Разбор домашнего задания: 1 вариант
До
После
Портрет: человек лет пятидесяти, свежий и бодрый. Длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах.
самовар
Но как он постарел! Седина, глубокие морщины давно небритого лица, сгорбленная спина. Хилый старик.
Жилище : Картинки, изображающие историю блудного сына.
Горшки с бальзамином.
Кровать с пестрою занавеской.
Картинки, изображающие историю блудного сына, на окнах не было цветов, ветхость и небрежение.
Как называется литературный приём, когда писатель противопоставляет в своём произведении героев, явления или события?
Также разделилась жизнь Дуни.
- Как она жила на станции? У Минского?2 вариант
На станции с отцом
У Минского
Портрет: девочка лет четырнадцати. Большие голубые глаза.
Красота ее меня поразила.
Одетая со всею роскошью моды. Сверкающие пальцы.
Прекрасная барыня. Карета в шесть лошадей, моська.
Занятия:
За перегородкой шила себе платье.
Ею дом держался
- Где ей было лучше?
- У Минского?
- Почему же тогда отец хочет ее забрать? Может, он ее не любит и хочет, чтобы она была несчастна? Давайте обратимся к образу Минского.
- Что это за человек? Как он себя ведет при появлении на станции?
(Для него ничего не стоит ударить человека, который ниже его по чину. И лишь появление Дуни спасает станционного смотрителя от его побоев)
- А как вы оцениваете то, что он тайно увозит Дуню?
- А как он ведет себя в Петербурге с отцом Дуни? Дайте оценку его поступкам.
(Он сначала хотел откупиться от Самсона Вырина, а потом вытолкнул его. То есть он не проявил к нему того уважения, с каким он должен был относиться к отцу своей избранницы).
- Если он так относится к станционному смотрителю, то как он может относиться к Дуне? Искренне ли он её любит?
Если бы он её любил, он не обращался бы так с её отцом, позволил бы им видеться
.
- Итак, не случайно Самсон Вырин хочет увезти обратно свою дочь.
Он не верит в возможность счастья с Минским. Что он сказал по поводу дальнейшей ее судьбы?
(«Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да в бархате, а завтра поглядишь, метут улицу с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня , может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь, да пожелаешь ей могилы…»)
- Слова его не сбылись. Может быть, сбылись слова Минского? («Но не думай, чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово»).Ведь он обещал сделать ее счастливой
Чем заканчивается повесть?
VIII. Связь с Библией
-Какую библейскую историю напоминает нам конец повести?
- Чья судьба сложилась счастливее? Ее или блудного сына?
(Демонстрация картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»)
( Блудный сын беден, ему нечего есть, но дома его встречает отец и прощает его.
Дуня богата. У нее карета, запряженная шестеркой лошадей, моська, кормилица. Но что ее встречает вместо объятий отца? «Черный крест, вместо дома – «голое место Дуня не получила прощения, и тем горше её слёзы )
Рассказчик после второй встречи с Самсоном Выриным говорит (Обращаемся к эпиграфу) «… долго не мог я забыть старого смотрителя, долго думал я о бедной Дуне…»
Почему о «бедной Дуне»?
У нас есть индив. задание-исследование «Слово бедный в повести…»
IX. Исследование «Слово бедный в повести «Станционный смотритель»
- Слово бедный имеет несколько значений. В каком значении и по отношению к кому используется оно в повести?
БЕДНЫЙ, –ая, –ое; –ден, –дна, –дно, –дны и –дны.
1. То же, что неимущий.
2. перен. Имеющий недостаток в чём–н., скудный. Бедная природа. Бедное воображение. Край беден лесом.
3. полн. ф. Несчастный, жалкий. Он, б., так одинок.
|сущ. бедность, –и, ж. (к 1 и 2 знач.).
Пушкин использует это слово в двух значениях: в первом и во втором.
(Входя в бедное его жилище; бедный смотритель не понимал, каким образом мог он сам позволить своей Дуне ехать вместе с гусаром; бедный отец на силу решился спросить у дьячка, была ли она у обедни; «что с возу упало ,то пропало; отдайте мне, по крайней мере, бедную мою Дуню; Но прежде хотел увидеть бедную свою Дуню; Бедный смотритель! Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною… С ним расставшись, долго не мог я забыть старого смотрителя, долго думал я о бедной Дуне.)
Вывод:
- Автор называет и отца и дочь бедными, то есть несчастными, достойными жалости.
X.
- Да, Самсон Вырин потерял дочь, стал одиноким и несчастным, спился и умер. А почему автор называет Дуню бедной?
- Чего она лишила и себя, и своего отца?
(Ведь не может человек общаться только с любимым мужем или женой. Ему нужно общение с родственниками, друзьями…А она лишила себя общения с отцом, душевного спокойствия отцу и себе, возможности заботиться о нем, помогать ему. Она лишила своих детей возможности видеться с дедом и получать его любовь. Он был бы хорошим дедом, ведь он очень любил детей. Но он не только не понянчился с внуками, но даже не узнал об их существовании.)
XI.
- О чем она плакала на могиле своего отца?
(Она обвиняла себя в смерти своего отца, жалела о том, что так долго не приезжала к нему, что так поздно оказалась на могиле дорогого ей человека, что ничего не вернёшь и не у кого просить прощения .…)
-О чем заставляет задуматься эта повесть?
(Об ответственности перед близкими людьми, о раскаянии, которое может быть запоздалым, о счастье, которое нельзя достичь, если ты при этом причиняешь боль другим людям…)
Отношение к родителям Беседа с учащимися.
X XII/ Заключительное слово учителя: Итак, мы выяснили, о чём плакала Авдотья Самсоновна на могиле отца. Обратимся к теме урока Экология души… Экология С чем ассоциируется у вас это слово?
А как понять словосочетание «Экология души»?
Человечество борется за здоровье планеты. Но здоровы ли сами люди? Начинать нужно с самого человека, и не только его тела, но и его души. Когда мы говорим о экологии природы, то имеем в виду чистоту или загрязнённость окружающей среды. Экология души тоже включает в себя добро, зло, щедрость, жадность, коварство, милосердие. Нужно избавляться от негативных качеств, бороться за чистоту своей души.
Мы иногда совершаем поступки, о которых нам приходится сожалеть. Очень хорошо, если человек раскаивается, прежде всего перед самим собой. В таком случае в следующий раз, возможно, он не сделает того, за что будет стыдно и больно и ему, и его близким. И дай нам бог не совершать таких поступков, за которые потом не у кого будет просить прощения.