kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: обучение анализу художественного произведения, отслеживание темы "блудных" детей на примере образа Дуни. 

Задачи: раскрыть идейно-художественное своеобразие повести; совершенствовать навыки работы с литературоведческими терминами; совершенствовать речь и творческую деятельность обучающихся; воспитывать бережное отношение к слову.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" »

Тема: «Экология души или о чем плакала Авдотья Самсоновна?»

(По повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»)


«…долго не мог я забыть старого смотрителя,

долго думал я о бедной Дуне…»


А.С.Пушкин

Цели:

1.Обучение анализу художественного произведения; отслеживание темы «блудных» детей на примере образа Дуни.

Задачи:

Образовательные: раскрыть идейно-художественное своеобразие повести; совершенствовать навыки работы с литературоведческими терминами; формировать навыки анализа художественного текста.

Развивающие: Развивать логическое, аналитическое мышление учащихся; совершенствовать речь и творческую деятельность учащихся; развивать эмоциональную восприимчивость художественного текста.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к родителям; воспитывать бережное отношение к слову; воспитывать чувство долга, ответственности, взаимопонимания.


I. Предварительное домашнее задание к уроку:

- дочитать повесть.

- создать таблицы:

1 вариант «Жизнь Самсона Вырина до и после потери Дуни: портрет, жилище»;

2 вариант «Жизнь Дуни на станции и у Минского: портрет, занятия».

- индивидуальное задание:

1)исследование «Музей в Выре»,

2)исследование «Слово бедный в пушкинской повести».

Оборудование: «Уроки литературы «Кирилла и Мефодия». 5-6 классы».


II. Ход урока.

Учитель:

- Вы прочитали повесть «Станционный смотритель». Какие чувства вызвала она у вас?



Наша цель на уроке:

-понять, почему герои действуют так или иначе, и дать свою оценку их поступкам.


Начинается повесть с описания жизни станционных смотрителей. Откуда так хорошо известна Пушкину их жизнь?


III. Сообщение по исследованию «Дорожный быт пушкинской поры».

«В деревне Выра Гатчинского уезда Ленинградской области находится «Домик станционного смотрителя» - первый в стране музей литературных героев, созданный по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Музей открылся в октябре 1972 года в сохранившемся здании Вырской почтовой станции. В пушкинское время здесь проходил Белорусский почтовый тракт, и Выра была третьей станцией от Петербурга. Она обслуживала прогон в 25 верст Гатчина-Выра. Здесь путешествующие меняли лошадей.

Пушкин тоже много путешествовал. Он в 1820 году имел чин 10-го класса и мог получить только двух лошадей.

Он был на редкость легок на подъем, причем любил ездит один – ямщик не в счет. Легкий, общительный, он любил и радостно вверял себя долгому дорожному одиночеству.

Сотни почтовых станций довелось посетить, со многими смотрителями встречаться. Не менее 13 раз он бывал на на Вырской станции, которую народное предание связало с повестью «Станционный смотритель».


Сообщение сопровождается просмотром кадров фильма «Музей в Выре» («Уроки литературы «Кирилла и Мефодия». 5-6 классы»).



IV. Беседа по содержанию.

- Как Пушкин устами рассказчика передаёт своё отношение к станционным смотрителям?

(Он их жалел, относился к ним по-человечески. Видел в них людей не ниже себя по чину, а просто людей, достойных сочувствия).

Какие качества Самсона Вырина понравились рассказчику? Почему ему хочется долго разговаривать с этим человеком? (Самсон Вырин всеми унижаемый, но исполненный чувства достоинства, умудрён опытом, жизнью. Это вызывает уважение к нему, )

V.


- Что случилось в жизни этого человека?

Почему жизнь его разделилась на две части и на какие?

- Как он жил до потери любимой дочери и после?


Разбор домашнего задания: 1 вариант

До

После

Портрет: человек лет пятидесяти, свежий и бодрый. Длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах.

самовар

Но как он постарел! Седина, глубокие морщины давно небритого лица, сгорбленная спина. Хилый старик.


Жилище : Картинки, изображающие историю блудного сына.

Горшки с бальзамином.

Кровать с пестрою занавеской.


Картинки, изображающие историю блудного сына, на окнах не было цветов, ветхость и небрежение.

Как называется литературный приём, когда писатель противопоставляет в своём произведении героев, явления или события?


Также разделилась жизнь Дуни.

- Как она жила на станции? У Минского?2 вариант

На станции с отцом

У Минского

Портрет: девочка лет четырнадцати. Большие голубые глаза.

Красота ее меня поразила.


Одетая со всею роскошью моды. Сверкающие пальцы.

Прекрасная барыня. Карета в шесть лошадей, моська.


Занятия:

За перегородкой шила себе платье.

Ею дом держался



- Где ей было лучше?

- У Минского?

- Почему же тогда отец хочет ее забрать? Может, он ее не любит и хочет, чтобы она была несчастна? Давайте обратимся к образу Минского.





- Что это за человек? Как он себя ведет при появлении на станции?

(Для него ничего не стоит ударить человека, который ниже его по чину. И лишь появление Дуни спасает станционного смотрителя от его побоев)

- А как вы оцениваете то, что он тайно увозит Дуню?

- А как он ведет себя в Петербурге с отцом Дуни? Дайте оценку его поступкам.

(Он сначала хотел откупиться от Самсона Вырина, а потом вытолкнул его. То есть он не проявил к нему того уважения, с каким он должен был относиться к отцу своей избранницы).


- Если он так относится к станционному смотрителю, то как он может относиться к Дуне? Искренне ли он её любит?

Если бы он её любил, он не обращался бы так с её отцом, позволил бы им видеться

.

- Итак, не случайно Самсон Вырин хочет увезти обратно свою дочь.

Он не верит в возможность счастья с Минским. Что он сказал по поводу дальнейшей ее судьбы?

(«Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да в бархате, а завтра поглядишь, метут улицу с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня , может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь, да пожелаешь ей могилы…»)



- Слова его не сбылись. Может быть, сбылись слова Минского? («Но не думай, чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово»). Ведь он обещал сделать ее счастливой

Чем заканчивается повесть?


VIII. Связь с Библией

-Какую библейскую историю напоминает нам конец повести?


- Чья судьба сложилась счастливее? Ее или блудного сына?

(Демонстрация картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»)


( Блудный сын беден, ему нечего есть, но дома его встречает отец и прощает его.


Дуня богата. У нее карета, запряженная шестеркой лошадей, моська, кормилица. Но что ее встречает вместо объятий отца? «Черный крест, вместо дома – «голое место Дуня не получила прощения, и тем горше её слёзы )

Рассказчик после второй встречи с Самсоном Выриным говорит (Обращаемся к эпиграфу) «… долго не мог я забыть старого смотрителя, долго думал я о бедной Дуне…»

Почему о «бедной Дуне»?

У нас есть индив. задание-исследование «Слово бедный в повести…»

IX. Исследование «Слово бедный в повести «Станционный смотритель»

- Слово бедный имеет несколько значений. В каком значении и по отношению к кому используется оно в повести?

БЕДНЫЙ, –ая, –ое; –ден, –дн˜а, –дно, –дн˜ы и –дны.

1. То же, что неимущий.

2. перен. Имеющий недостаток в чём–н., скудный. Бедная природа. Бедное воображение. Край беден лесом.

3. полн. ф. Несчастный, жалкий. Он, б., так одинок.

|  сущ. бедность, –и, ж. (к 1 и 2 знач.).

Пушкин использует это слово в двух значениях: в первом и во втором.

(Входя в бедное его жилище; бедный смотритель не понимал, каким образом мог он сам позволить своей Дуне ехать вместе с гусаром; бедный отец на силу решился спросить у дьячка, была ли она у обедни; «что с возу упало ,то пропало; отдайте мне, по крайней мере, бедную мою Дуню; Но прежде хотел увидеть бедную свою Дуню; Бедный смотритель! Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною… С ним расставшись, долго не мог я забыть старого смотрителя, долго думал я о бедной Дуне.)

Вывод:

- Автор называет и отца и дочь бедными, то есть несчастными, достойными жалости.

X.

- Да, Самсон Вырин потерял дочь, стал одиноким и несчастным, спился и умер. А почему автор называет Дуню бедной?


- Чего она лишила и себя, и своего отца?

(Ведь не может человек общаться только с любимым мужем или женой. Ему нужно общение с родственниками, друзьями…А она лишила себя общения с отцом, душевного спокойствия отцу и себе, возможности заботиться о нем, помогать ему. Она лишила своих детей возможности видеться с дедом и получать его любовь. Он был бы хорошим дедом, ведь он очень любил детей. Но он не только не понянчился с внуками, но даже не узнал об их существовании.)


XI.

- О чем она плакала на могиле своего отца?

(Она обвиняла себя в смерти своего отца, жалела о том, что так долго не приезжала к нему, что так поздно оказалась на могиле дорогого ей человека, что ничего не вернёшь и не у кого просить прощения .…)

-О чем заставляет задуматься эта повесть?

(Об ответственности перед близкими людьми, о раскаянии, которое может быть запоздалым, о счастье, которое нельзя достичь, если ты при этом причиняешь боль другим людям…)

Отношение к родителям Беседа с учащимися.

X XII/ Заключительное слово учителя: Итак, мы выяснили, о чём плакала Авдотья Самсоновна на могиле отца. Обратимся к теме урока Экология души… Экология С чем ассоциируется у вас это слово?

А как понять словосочетание «Экология души»?

Человечество борется за здоровье планеты. Но здоровы ли сами люди? Начинать нужно с самого человека, и не только его тела, но и его души. Когда мы говорим о экологии природы, то имеем в виду чистоту или загрязнённость окружающей среды. Экология души тоже включает в себя добро, зло, щедрость, жадность, коварство, милосердие. Нужно избавляться от негативных качеств, бороться за чистоту своей души.

Мы иногда совершаем поступки, о которых нам приходится сожалеть. Очень хорошо, если человек раскаивается, прежде всего перед самим собой. В таком случае в следующий раз, возможно, он не сделает того, за что будет стыдно и больно и ему, и его близким. И дай нам бог не совершать таких поступков, за которые потом не у кого будет просить прощения.



Домашнее задание: написать письмо Дуне.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"

Автор: Залётова Светлана Владимировна

Дата: 25.12.2014

Номер свидетельства: 147783


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства