kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по литературному чтению «П. Бажов. Серебряное копытце. Краткий пересказ отрывка» 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

. Тип урока:

-по основной дидактической цели: урок практического применения знаний

(урок формирования новых знаний, закрепления изученного материала, обобщения и систематизации изученного, контроля и коррекции знаний и умений, урок практического применения знаний, умений, комбинированный урок);

- по способу проведения: сочетание различных форм работы

(сочетание различных форм работы, игра, и др.)

 

5. Цели урока:

образовательные: совершенствовать навыки правильного выразительного чтения по ролям, совершенствовать умение анализировать отрывок прозаического произведения; обучать составлять краткий пересказ прочитанного на основе плана и опорных слов;

развивающие: развивать умения анализировать, интерпретировать информацию, развивать память речь и мышление;

воспитательные: воспитывать интерес к творчеству русских писателей, любовь к Родине;

6.Планируемые результаты:

предметные: ученик научится отличать сказ от сказки и рассказа, читать выразительно текст, относящийся к жанру сказа, выделять тему и главную мысль каждой части и произведения в целом, получит возможность научиться составлять краткий пересказ отрывка прозаического текста с опорой на коллективно составленный план и опираясь на слова-опоры

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению «П. Бажов. Серебряное копытце. Краткий пересказ отрывка» 4 класс »


Технологическая карта урока

1. Ф.И.О. учителя: Писаренок Людмила Александровна, учитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Луга


2. Класс: 4 Дата: 16.2014 Предмет: литературное чтение


3. Тема урока: «П. Бажов. Серебряное копытце. Краткий пересказ отрывка»


4. Место и роль урока в изучаемой теме: урок №8 в разделе «Литературные сказки»; урок №2 по данному произведению.


5. Тип урока:

-по основной дидактической цели: урок практического применения знаний

(урок формирования новых знаний, закрепления изученного материала, обобщения и систематизации изученного, контроля и коррекции знаний и умений, урок практического применения знаний, умений, комбинированный урок);

- по способу проведения: сочетание различных форм работы

(сочетание различных форм работы, игра, и др.)


5. Цели урока:

образовательные: совершенствовать навыки правильного выразительного чтения по ролям, совершенствовать умение анализировать отрывок прозаического произведения; обучать составлять краткий пересказ прочитанного на основе плана и опорных слов;

развивающие: развивать умения анализировать, интерпретировать информацию, развивать память речь и мышление;

воспитательные: воспитывать интерес к творчеству русских писателей, любовь к Родине;

6.Планируемые результаты:

предметные: ученик научится отличать сказ от сказки и рассказа, читать выразительно текст, относящийся к жанру сказа, выделять тему и главную мысль каждой части и произведения в целом, получит возможность научиться составлять краткий пересказ отрывка прозаического текста с опорой на коллективно составленный план и опираясь на слова-опоры

метапредметные: в ходе урока будут формироваться следующие УУД:

регулятивные: целеполагание, осуществление контроля и оценки деятельности групп, волевая саморегуляция

познавательные: применение методов информационного поиска, умение структурировать знания, определение основной и второстепенной информации, умение осознанно строить речевое высказывание, свободно ориентироваться в тексте

коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группе; учитывать позицию других, участвовать в коллективном обсуждении

личностные: осознание своей принадлежности к стране, где жили и творили великие писатели, формирование системы нравственных ценностей (красота человеческих отношений),

7.Формы работы: парная , групповая, фронтальная, индивидуальная_____________________________________________________________

8. Технологии и приемы обучения: групповая работа, телекоммуникативные технологии

9. Ресурсы: Л.Ф Климанова, В.Г. Горецкий. Литературное чтение. класс: учебник для общеобразовательных учреждений- М.: «Просвещение», 2014. Презентация к уроку. Текст отрывка из сказа, который будет готовиться для краткого пересказа. Таблицы для индивидуальногоь использования, в которые будет записываться план и слова-опоры.

Ход урока

Этап урока

Время, мин

Содержание

Доска и оборудование

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Универсальные

учебные действия

1. Актуализация знаний

5 минут

На данном этапе идет актуализация ранее полученных знаний и постановка цели данного урока. Определяются возможные пути её достижения.

Результаты обсуждения будут представлены в презентации

Учитель: «На прошлом уроке мы начали работу над произведением …

Дети: «Серебряное копытце» П.Бажова (открывается слайд 1).

Учитель: «О ком оно? К какому жанру относится?»

Дети: «О Коковане и Даренке, которая мечтала увидеть Серебряное копытце и мечта её сбылась».

Говоря о жанре, дети могут назвать рассказ или сказку, доказывая свое мнение. Выслушав их мнения, учитель говорит, что данное произведение – сказ (Слайд 4). Затем один из учеников зачитывает определение. Учитель делает вывод о том, что сказ сочетает черты рассказа и сказки.

Далее учитель просит некоторых ребят (с низким уровнем развития речи) рассказать, какой отрывок им больше всего понравился. Дети называют его, пытаясь кратко пересказать, но делают это неумело.

Учитель: «Очень приятно, что данное произведение понравилось и вам захотелось поделиться с ребятами. Однако пересказать текст кратко и при этом выразить главное нелегко. И сегодня я попробую помочь вам подготовить пересказ отрывка из текста. Сформулируйте тему урока»

Дети: «Составление краткого пересказа отрывка произведения»

Учитель: «Как будем действовать?» .

Дети предлагают план действий. После этого демонстрируется слайд 5, где прописан алгоритм работы над кратким пересказом




На доске представлены слова, которые могут вызвать затруднение:

похлебка, балаган, очаг, душной, отменные, сдалека, статочное дело, дивуются, покосные ложки (Приложение №1)

Слайд 1.

П.П. Бажов. Серебряное копытце.







Слайд 4.

Сказ – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказах всегда есть назидательный смысл.















Слайд 5

Алгоритм работы над кратким пересказом

-Делим текст на части

-Озаглавливаем каждую часть, предварительно определив её тему и главную мысль

-Выбираем опорные слова

-Пересказываем самое главное в части, используя слова-опоры

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока, создает эмоциональный настрой, побуждает к высказыванию своего мнения.

Анализируют собственные знания по разделу Формулируют цель урока и пути её достижения

Определяют жанр произведения.


Целеполага-ние, планирова-ние результата


2.Составление краткого пересказа





















































25 минут

На данном этапе происходит непосредственный контакт с информацией.

1. Словарная работа. Инструктаж учащихся (3 минуты).

Учитель: «Перед вами текст отрывка для пересказа (лист 1 с текстом, Приложение №2). В нем вы можете делать пометки. Также вам дается таблица для заполнения, в которой вы будете записывать план пересказа и опорные слова соответственно алгоритму (Приложение 3)».

Дома вы читали произведение. Значение каких слов вы не поняли?» (на основе вопросов детей идет лексическая работа. Если вопросов нет, то учитель саам обращает внимание на слова, записанные на доске и просит объяснить их значение).

2. Работа над составлением краткого пересказа.

Учитель:

- Читаем первую часть (до слов «К вечеру соберутся и весело им).

-О ком эта часть? (О Даренке и Коковане)

-Что главное о Коковане и Даренке говорится в этой части? (Вместе им весело и у каждого дело есть)

- Как назовем эту часть ? (Вместе весело)

- Какие слова опоры выберем? (вместе, весело, у всякого дело было)

- Какие слова или выражения можно опустить? (жили поживали, мышей ловила)

- Перескажи эту часть (1-2 ученика)

- Оценим работу одноклассников. Чем будем руководствоваться при оцениваниии? (логичность, соответствие содержанию, краткость)


- Читаем вторую часть про себя. Где она заканчивается (до слов он лесом и пахнет)

- Читаем по ролям

- О ком? (О козлике)

- Что главное (Какой удивительный есть козлик)

- Слова-опоры (особенный, рожки о 5-и веточках, лесом пахнет, на правой ножке- серебряное копытце)

- В чем особенность данной части (Диалог)

- Как пересказываем диалог кратко?( Заменяем прямую речь косвенной)

- Прочитайте первое предложение. Что можно пропустить? (…а кошка Муренка лежит да мурлычет …)

- Прочитайте второе предложение. Замени прямую речь (напомнит, чтобы дедушка про козла рассказал).

- Прочитай третье предложение. Замени прямую речь на косвенную. (… рассказал, что козел тот особенный..)

- Прочитай этот абзац до конца (до слов груда дорогих камней). Есть ли здесь второстепенная информация? (нет)

- Прочитай Следующие 2 предложения. Какое можно пропустить? (Сказал это, да и не рад стал).

- Какие вопросы задает Даренка дедушке?. Составь предложение, перечислив все вопросы (Большой ли он, есть ли у него рожки, какая у него шерстка, не душной ли он?)

- Найдите ответы Коковани на эти вопросы и передай в одном предложении с однородными членами (Рассказал ей Кокованя, что козел не выше стола, ножки тоненькие, головка легенькая, рожки отменные, на пять веток, травой и листом кормится, лесом пахнет)

- Перескажите эту часть.

Далее ребята оценивают пересказы.


- Читаем по ролям третью часть.

Далее обучающимся предлагается самостоятельно проделать всю подготовительную работу в группах и пересказать часть кратко.

Каждая группа зачитывает название и слова-опоры. Выбирается лучший вариант. Обучающиеся оценивают сами себя. Далее заслушиваются пересказы и в этом случае оценивают обучающие на основе заранее оговоренных критериев.

























Слайд 6. Иллюстрация первой части


По мере работы на слайде появляется название части и слова-опоры













Слайд 7. Иллюстрация ко второй части

По мере работы на слайде появляется название части и слова-опоры










































Слайд 8.

Иллюстрация к третьей части По мере работы на слайде появляется название части и слова-опоры


Поддержка интереса, активности обучающихся. обучающихся.

Поддержание усилий обучаемых по отслеживанию у них собственного понимания.

Организация групповой работы: формулировка заданий. Организация оценочных высказываний.

Обеспечение положительной реакции детей на творчество одноклассников.

Контроль за выполнением работы.

Объясняют значение слов.






















Выразительно читают вслух.

Делят отрывок на части.

Определяют главную мысль отрывка и слова- опоры. Интегрируют идеи.

Составляют план с опорой на главное.

Пересказывают кратко на основе слов –опор и плана.

Анализируют ответы товарищей по коллективно выработанным критериям


















































Выполняют задание по группам.


Умение слушать и вступать в диалог, интегриро-ваться в группе; учитывать позицию других, участвовать в коллективном обсуждении

Осуществление контроля и оценки ,волевая саморегуля-ция

Применение методов информационного поиска, умение структуриро-вать знания, Анализ произведе-ний с целью определения основной и второстепен-ной информации, умение осознанно строить речевое высказыва-ние, свободно ориентиро-ваться в тексте.

Взаимоконт-роль и взаимооцен-ка


3. Рефлексия

10 минут

Учитель: «Итак, мы составили краткий пересказ отдельных частей. А теперь попробуйте кратко пересказать весь отрывок».

Заслушиваются ответы 2-3 обучающихся, анализируются с точки зрения соответствия содержания пересказа первичному тексту, логике изложения и краткости изложения.

Домашнее задание.

На выбор:

-пересказать кратко 3 части, разобранные в классе;

- самостоятельно подготовить краткий пересказ следующих двух частей отрывка (второй лист с текстом, Приложение №2).



Руководство умственной деятельностью учащихся. Осуществление первичного контроля.

Осмысливают информацию, излагают материал в устной форме.

Сопоставляют цель урока и конечный результат.

Волевая саморегуляция.

Осознанное построение высказывания в устной форме.

Самоконтроль и самооценка

Приложение 1

Словарь

Похлебка – жидкая пища с приправой, род супа из картофеля или крупы.

Балаган – легкая деревянная постройка, используемая для временного жилья.

Очаг – устройство для разведения и поддержания огня.

Покосные ложки – широкие пологие овраги, поросшие травой.

Статочное ли дело – хорошее ли дело.

Душной – неприятно пахнущий.

Отменные – отличные.

Сдалека – издалека.



Приложение №2



Так и стали жить вместе дед Кокованя, сиротка Даренка да кошка Муренка. Жили-поживали, добра много не наживали, а на житье не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на работу уходил. Даречка в избе прибирала, похлебку да кашу варила, а кошка Муренка на охоту ходила - мышей ловила. К вечеру соберутся, и весело им. 

Старик был мастер сказки сказывать, Даренка любила те сказки слушать, а кошка Муренка лежит да мурлычет:
- Пр-равильно говорит. Пр-равильно.
Только после всякой сказки Даренка напомнит:
- Дедо, про козла-то скажи. Какой он?
Кокованя отговаривался сперва, потом и рассказал:
- Тот козел особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем - там и появится дорогой камень. Раз топнет - один камень, два топнет - два камня, а где ножкой бить станет - там груда дорогих камней.
Сказал это, да и не рад стал. С той поры у Даренки только и разговору, что об этом козле.
- Дедо, а он большой?
Рассказал ей Кокованя, что ростом козел не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая. А Даренка опять спрашивает:
- Дедо, а рожки у него есть?
- Рожки-то, - отвечает, - у него отменные. У простых козлов на две веточки, а у него на пять веток.
- Дедо, а он кого ест?
- Никого, - отвечает, - не ест. Травой да листом кормится. Ну, сено тоже зимой в стожках подъедает.
- Дедо, а шерстка у него какая?
- Летом, - отвечает, - буренькая, как вот у Муренки нашей, а зимой серенькая.
- Дедо, а он душной?
Кокованя даже рассердился:
- Какой же душной! Это домашние козлы такие бывают, а лесной козел, он лесом и пахнет.
Стал осенью Кокованя в лес собираться. Надо было ему поглядеть, в которой стороне козлов больше пасется. Даренка и давай проситься:
- Возьми меня, дедо, с собой. Может, я хоть сдалека того козлика увижу. Кокованя и объясняет ей:
- Сдалека-то его не разглядишь. У всех козлов осенью рожки есть. Не разберешь, сколько на них веток. Зимой вот - дело другое. Простые козлы безрогие ходят, а этот, Серебряное копытце, всегда с рожками, хоть летом, хоть зимой. Тогда его сдалека признать можно.

Этим и отговорился. Осталась Даренка дома, а Кокованя в лес ушел. Дней через пять воротился Кокованя домой, рассказывает Даренке:
- Ныне в Полдневской стороне много козлов пасется. Туда и пойду зимой.
-А как же,-спрашивает Даренка, - зимой-то в лесу ночевать станешь?
- Там, - отвечает, - у меня зимний балаган у покосных ложков поставлен. Хороший балаган, с очагом, с окошечком. Хорошо там.
Даренка опять спрашивает:
- Серебряное копытце в той же стороне пасется?
- Кто его знает. Может, и он там. Даренка тут и давай проситься:
- Возьми меня, дедо, с собой. Я в балагане сидеть буду. Может, Серебряное копытце близко подойдет, - я и погляжу.
Старик сперва руками замахал:
- Что ты! Что ты! Статочное ли дело зимой по лесу маленькой девчонке ходить! На лыжах ведь надо, а ты не умеешь. Угрузнешь в снегу-то. Как я с тобой буду? Замерзнешь еще!
Только Даренка никак не отстает:
- Возьми, дедо! На лыжах-то я маленько умею.
Кокованя отговаривал-отговаривал, потом и подумал про себя:
"Сводить разве? Раз побывает, в другой не запросится". Вот он и говорит:
- Ладно, возьму. Только, чур, в лесу не реветь и домой до времени не проситься.
Как зима в полную силу вошла, стали они в лес собираться. Уложил Кокованя на ручные санки сухарей два мешка, припас охотничий и другое, что ему надо. Даренка тоже узелок себе навязала. Лоскуточков взяла кукле платье шить, ниток клубок, иголку да еще веревку.
"Нельзя ли, - думает, - этой веревкой Серебряное копытце поймать?" Жаль Даренке кошку свою оставлять, да что поделаешь. Гладит кошку-то на прощанье, разговаривает с ней:
-Мы, Муренка, с дедом в лес пойдем, а ты дома сиди, мышей лови. Как увидим Серебряное копытце, так и воротимся. Я тебе тогда все расскажу.
Кошка лукаво посматривает, а сама мурлычет:
- Пр-равильно придумала. Пр-равильно.
Пошли Кокованя с Даренкой. Все соседи дивуются:
- Из ума выжился старик! Такую маленькую девчонку в лес зимой повел!











Приложение 3

___________________________________________

План краткого пересказа

п/п

Название части

Опорные слова

1









2








3








4








5









Самооценка: Оценка одноклассника:



9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Писаренок Людмила Александровна

Дата: 14.01.2015

Номер свидетельства: 154869


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства