Урок по литературе в 7 классе "Художественное своеобразие сказок М.Е.Салтыкова- Щедрина"
Урок по литературе в 7 классе "Художественное своеобразие сказок М.Е.Салтыкова- Щедрина"
Конспект урока предназначен для учеников 7 класса. Целью данного урока является раскрытие иносказательного смысла сказок, их идеи, совершенствование навыков характеристики героев, определение значения и роли художественных приемов, развитие творческих способностей учеников. Показать, что в основе язвительных, остро сатирических произведений лежит любовь к народу, истинный патриотизм, который предполагает критическое отношение к недостаткам общества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: выяснить причины обращения писателя к сказкам, выделить основные темы, раскрыть их идейную направленность, показать художественное своеобразие и актуальность.
2.Объявляется тема урока. Давайте подумаем, что мы уже знаем о Салтыкове-Щедрине и о его сказках? Что хотим еще узнать?
(учащиеся вспоминают факты из биографии писателя, произведения, которые прочитаны. По ходу составляется кластер.)
Родился в Тверской губ.
в селе Спас – Угол. псевдоним
М.Е. Салтыков - Щедрин
Сказки
ссылка чиновничья начал крепост. право
в г. Вятку служба рано
учиться
учился в Царскосельском лицее
3. Что вы хотите еще узнать о творчестве Салтыкова-Щедрина? (Какие произведения еще написал? Почему обращается к сказкам? В чем их своеобразие? Актуальны ли они?) Вопросы записываются на доске- это цель урока, которую формулируют учащиеся.
4. Слово учителя.
Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина- итог 40-летней деятельности писателя, итог его творческого пути. Почти все сказки написаны в последние годы жизни. Как вы думаете, почему он обращается именно к этому жанру? (Близка и понятна народу, из-за цензурных соображений.) Теперь обратимся к текстам и выявим их своеобразие.(Работа в группах: класс делится на 3 группы, каждая из которых получает задание)
1 группа: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
1.Выделить в данной сказке черты народной сказки:
- сказочный зачин
- устойчивые выражения
- фантастические события
2. Есть ли в сказке реальные факты?
3. Найти в словаре литературоведческих терминов определение гиперболы и подобрать примеры из сказки.
2 группа: «Дикий помещик»
1.Выделить в сказке черты народной сказки:
- сказочный зачин
- устойчивые выражения
- фантастические события
2.Есть ли в сказке реальные факты?
3.Найти в словаре определение гротеска и подобрать примеры из сказки.
3 группа: «Премудрый пискарь».
1.Выделить в данной сказке черты народной сказки:
- сказочный зачин
- устойчивые выражения
- фантастические события
2.Есть ли в сказке реальные события?
3.Найти в словаре определение сарказма и подобрать примеры из сказки.
Вывод делают сами ученики: в сказках сплетаются реальность и фантазия, комическое и трагическое, широко используются художественные средства: гиперболы, гротеск, сарказм.
6.Составление синквейна по уроку. Например,
сказка
Фантастичная, смешная
Рассказывает, учит, осмеивает
Через сказку показывает жизнь
правда
7.Домашнее задание. Составить таблицу «+ - интересно» по статье учебника «Нужен ли нам Щедрин сегодня?»