Урок по литературе в 5 классе. М.Ю. Лермонтов «Бородино». Проблематика и поэтика стихотворения
Урок по литературе в 5 классе. М.Ю. Лермонтов «Бородино». Проблематика и поэтика стихотворения
Урок "М.Ю. Лермонтов «Бородино». Проблематика и поэтика стихотворения" рассчитан на учащихся 5-х классов. Проводится с исплользованием ИКТ; направлен на формирование навыков анализа литературного текста; на воспитание чувства гордости за героическое прошлое России
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе в 5 классе. М.Ю. Лермонтов «Бородино». Проблематика и поэтика стихотворения »
Урок по литературе в 5 классе
Тема. М.Ю. Лермонтов «Бородино». Проблематика и поэтика
стихотворения
Цели урока:
познакомить учащихся с произведением, композицией стихотворения и особенностями повествования;
развивать умения анализировать текст, аргументировать свою точку зрения;
проанализировать проблематику и поэтику литературного текста;
воспитывать уважение к великому прошлому России.
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, портрет писателя, презентация, учебник, запись классического исполнения баллады "Бородино".
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний учащихся
Слово учителя
Лермонтов – яркая всесторонне развитая личность. Cамый загадочный поэт XIX столетия, гений русской литературы, талантливый художник, скульптор, шахматист, спортсмен, математик, способный музыкант. На прошлом уроке мы с вами познакомились с биографией великого поэта. Давайте вспомним основные этапы биографии великого поэта
Фронтальный опрос
Дата рождения поэта
Кем воспитывался Михаил?
Первое его учебное заведение
Почему был исключён из Московского университета?
За какое стихотворение был сослан на Кавказ?
Участвовал ли в боевых действиях?
Город, в котором погиб Лермонтов?
Причины дуэли? Кто был соперником на дуэли?
Где похоронено тело Лермонтова?
Какую дату в этом году отмечает всё прогрессивное человечество?
Мозговой штурм
Ребята, какие произведения Лермонтова вы можете назвать? (не менее 5)
(Когда кто-то из учеников называет стихотворение «Бородино» спросить, каким событиям посвящено произведение)
Отечественная война 1812 года – война России против великой армии французского императора Наполеона Бонапарта, вторгшейся в ее пределы. Война началась в ночь на 12 июня 1812 года. Французская армия перешла через Неман (вдоль нее тогда проходила западная граница России). Первые месяцы по приказу командования наши войска отступали. Враги захватывали города, грабили, убивали мирное население. В то время главнокомандующий русской армией Михаил Илларионович Кутузов решил дать генеральное сражение.
Второй ученик
М.И.Кутузов –(1745-1813) –русский полководец, генерал-фельдмаршал. Кутузов пользовался огромной любовью и уважением в армии, которой отдал 50 лет своей жизни. Главнокомандующим русскими войсками Кутузов был назначен за 10 дней Бородинского сражения. Благодаря мудрости, искусству полководца армия Наполеона, считавшаяся непобедимой, была разгромлена. Сразу же родилась поговорка «Приехал Кутузов бить французов». В боях неоднократно был ранен. За мужество, стойкость, героизм имел награды. Был генерал-фельдмаршалом России, первым в русской истории полным кавалером ордена Святого Георгия.
Учитель
Ребята, давайте прослушаем актёрское исполнение стихотворения «Бородино» (звучит аудиозапись).
Мозговой штурм
Ребят, в какой форме написано стихотворение? (диалог)
Запись в тетради:
Диалог – разговор двух лиц.
Монолог – речь от первого лица.
Кто с кем беседует? (старый солдат с молодым человеком).
О чём они говорят (о событиях Отечественной войны 1812 года, о Бородинском сражении)
Третий ученик
В 150 км от Москвы находилось знаменитое бородинское поле, где в 26 августа 1812 года произошла великая битва между французами и русскими. Выбор места для сражения выпал на поле около деревни Бородино. Это была выгодная для русских войск позиция. Слева – непроходимые леса, справа – обрывистый берег реки.
Работа в группах
Группа первая
Зачитывает отрывок отступления.
Находят слова, которые указывают на разочарование и недовольство русских солдат.
Группа вторая
Зачитывает отрывок начала боя.
Находят слова, которые указывают на решительность русских воинов, на их готовность умереть за Родину.
Группа третья
Зачитывает окончание боя (от слов «Изведал враг…» до конца).
Находят слова, которые говорят о потерях русской армии.
Группа четвёртая
Зачитывает описание природы (по тексту всего стихотворения).
Поясняют роль пейзажа в стихотворении.
Закрепление материала
Четвёртый ученик
После Бородинского сражения Кутузов приказал отступать. В деревне Фили, где обсуждался этот вопрос, сдать ли Москву без боя, с тем, чтобы сохранить армию, или дать еще одно сражение, Кутузов заявил: «С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна. Приказываю отступать».
Пятый ученик Французская армия вступила в опустевший , покинутый жителями и русскими войсками город Москва. Древняя русская столица была отдана. Вечером этого же дня начались пожары. Они продолжались всю ночь, расширяясь и охватывая все новые и новые районы. Ветер разносил пламя. Горела деревянная Москва. Грабежи, мародерство, пьянство – вот, что было характерно для армии Наполеона. Армия разлагалась, становилась все менее боеспособной. Наполеону оставалось одно: уходить из Москвы. Французы оставили Москву. Шестой ученик Вот он жалкий финал похода на Россию. Бесконечной вереницей тянется французская армия. На переднем плане –Наполеон. Благодаря каким качествам русского народа победа была за нами (смелость, патриотизм , чувство долга, неустрашимость, героизм).
История жива. В Москве открыта Бородинская панорама Отечественной войны 1812 года. К 200-летнему юбилею в Москве поставлен памятник Михаилу Илларионовичу Кутузову – великому полководцу.