Урок по литературе Дальнего Востока
«Солнце над Амуром» в 6 классе
составила Колесникова Татьяна Петровна,
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 3 п. Эльбан Амурского района Хабаровского края
Урок-игра в 6 классе
(обобщение по I разделу).
Цели урока: обобщить изученный в первом разделе дальневосточной литературы материал, проверить степень усвоения фольклора коренных народов Дальнего Востока учащимися; показать связь человека с природой; формирование умений устанавливать связи между человеком и природой, литературой и искусством.
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Открывается презентация «Солнце над Амуром», звучит песня об Амуре (слайд 1).
Читаем эпиграф к уроку:
Солнцу молюсь, солнцу молюсь, солнцу!
Свету его, силе его, зову,
Солнцу молюсь – непобедимому Богу! (из «Молитвы инков» Р. Рождественского)
Сообщение цели урока-игры и её правил.
-Наш урок необычный, урок-игра, на котором нам предстоит повторить и обобщить всё изученное по первому разделу дальневосточной литературы. Как называется первый раздел? А почему «Солнце над Амуром»?
-Какую роль играло солнце в жизни коренных народов Дальнего Востока?
Из «Молитвы инков» наизусть (по желанию).
-Что являлось символом солнца у нани, эскимосов? (мячи-обереги).
-Из чего изготовлялись? Какова их роль? (слайды 4, 5)
-Сегодня вы будете выбирать мячи-обереги, в каждом из которых скрыто задание. (оберег «Однако, слова…», «Обычаи, обряды», «Благопожелания», «Законы тайги», «Живые картинки», «Знакомые лица».
В игре принимают участие 4 команды: «Шаман», «Оберег», «Джулин», «Оморочка».
Разыгрывание первого хода.
Рассказать по интеллект- карте, каким представляли мироздание древние нани. (карта на доске).
Задание для первого оберега «Однако, слова…» (слайд 6)
Объясните значение слов:
Джулин – дух дома
Гусэтэ – орёл (эвенк.)
Камлание – общение с духами
Миф – рассказ, в котором даётся объяснение. Осмысление явлений природы и жизни человека
Нютукэ – новорождённый олень
Оберег – талисман
Хэвэк – священный олень
Чонкчо – отверстие в стене на восток
Шаман – колдун
Оморочка – лодка
Благопожелание – обращение к силам природы
Фудин – девушка
Айхит – кусочек оленьего жира
Хадо – добрый дух
Масак – солнце (эским.)
Сиун – солнце (нан.) (ответы, слайд 7, перекрёстная проверка)
Чтение слайда о мифах (слайд 8)
2-й оберег «Обычаи, обряды» (слайд 9) мелодия
1.Объясните роль шамана (добывать духов, промысловых рыб, выпрашивать удачу для охоты, усмирять непогоду, провожать души умерших в селение мёртвых, изгонять злых духов, наделять силой амулеты).
2.В чём заключался промысловый обряд? (стр. 10)
3.Расскажите об обряде, посвящённом солнцу.
4.Что вы знаете о мячах-оберегах?
5.Почему люди почитали огонь и боялись его?
6.как жизнь людей была связана с жизнью оленей?
7.Чем отличался священный олень от других?
8.Как появился первый олень?
9.Как объясняют нивхи происхождение земли? (утка-чирок0.
10.Как объясняют эвены происхождение земли?
11. Что вы знаете о роде Самар-Монгол?
Кто прародители рода Ахтанка?
Творческая работа.
Каждая группа зачитывает сочинённые дома благопожелания.
Физминутка
Работа с отрывками из прочитанных текстов. 4-й оберег «Знакомые лица». (слайд 10)
1.Длиннолицый человечек с большим носом и на коротких согнутых ножках. Ему поклонялись охотники, отправляясь на промысел, его просили о помощи в благополучном завершении начатых дел, исцелении заболевших членов семьи. (Джулин, дух дома).
2.Подошёл к дереву, на солнечной стороне - трещина в стволе. Из трещины: что такое? – голова торчит, носик есть, ротик – всё как у настоящего, только из смолы. (олень).
3.Этот, пожалуй, может похитить солнце, действительно прыгает хорошо и не жаден он. Никто не сможет задержать этого прыгуна. (заяц «Достали солнце»).
4.Тут вытащила она из грудки мягкий пух, прибавив пёрышек пучок, свила себе гнездо, и вылупились из яиц пушистые птенцы (утка-лувр).
5.Это или седовласый старик, или существо, напоминающее и зверя, и птицу одновременно? (хозяин воды)
6.Ринулся на островок, схватил когтями землю, прочь полетел. Бросил в ил комочек – выросла из комочка гора. Сел, отдохнул, опять в путь пустился. (орёл).
7.Человек жил в тайге со своей семьёй. У него была юрта. Вот разжёг он утром огонь, да попала на одежду искра, обожгла тело от горла до живота. («Разгневанный огонь»).
8.Фудин его не боится, за водой ходит, за дровами мимо него. Принесёт, печку растопит, пищу сварит. Однажды брат вернулся с охоты – сестры дома нет, ушла. («Род Ахтанка – тигриный род»).
5-й оберег «Живые картинки»
Проверка творческого задания, подготовленного дома
Изобразить, как шаман изгоняет злых духов из больного человека.
Задабривание духа воды.
Разгневанный огонь.
О рождении первого оленя.
Вручение жетонов.
6-й оберег «Законы тайги» (слайд 12)
Даны разрезанные карточки с законами тайги, команде нужно собрать слова и прочитать закон.
Будь милостив ко всему живому, помогай земле цвести и плодоносить, не превращай её в пустыню.
Не совершай дурных поступков и не посылай во Вселенную дурных мыслей.
Чти заветы предков, трудись в поте лица своего, не отступай перед трудностями и не порушай Богов.
Не рвите сети пауков. Сколько они работали, чтобы сделать сеть. Это их дом.
Подсчитывание жетонов, подведение итогов.
Самооценка работы на уроке.
Дифференцированное домашнее задание.
.Сочинение-миниатюра.
Чему научили меня «законы тайги»?
Рефлексия- заполняют «Экран успеха» или смайлики. Звучит песня о Хабаровске (слайд 14).