kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по литературе. 8 класс. Воротничковая жизнь Олечки Розовой. Рассказ Тэффи "Жизнь и воротник"

Нажмите, чтобы узнать подробности

К уроку учащиеся получают задание прочитать рассказ Тэффи «Жизнь и воротник», составить план рассказа. Внимательно прочитать биографию писательницы в учебнике, найти дополнительный материал о жизни и творчестве Тэффи, найти определения сатиры и юмора.

Цели:

1) ознакомить учащихся с биографией и творчеством Тэффи;

2) развивать способности ориентироваться в прочитанном тексте, отвечать на вопросы, разбираться в поэтике произведения;

3) воспитывать художественное чутье, литературный вкус.

Оборудование: портреты Тэффи, учебник.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-диалог.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе. 8 класс. Воротничковая жизнь Олечки Розовой. Рассказ Тэффи "Жизнь и воротник" »


МБОУ «Лицей№3 им. К. А. Москаленко»
г. Липецк












Урок по литературе

8 класс


«Воротничковая жизнь Олечки Розовой. Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник»




Учитель

русского языка

и литературы

Полозова И.В.







г. Липецк


Воротничковая жизнь Олечки Розовой.

Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник»


Предварительная подготовка к уроку

К уроку учащиеся получают задание прочитать рассказ Тэффи «Жизнь и воротник», составить план рассказа. Внимательно прочитать биографию писательницы в учебнике, найти дополнительный материал о жизни и творчестве Тэффи, найти определения сатиры и юмора.


Цели:

1) ознакомить учащихся с биографией и творчеством Тэффи;

2) развивать способности ориентироваться в прочитанном тексте, отвечать на вопросы, разбираться в поэтике произведения;

3) воспитывать художественное чутье, литературный вкус.

Оборудование: портреты Тэффи, учебник.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-диалог.


Ход урока

I.Проверка домашнего задания

Учитель: Тэффи, писательница, о которой пойдет речь на нашем уроке, - удивительный и неординарный человек. Обратите внимание на доску. (На доске – слова М.М. Зощенко: «Ее считают самой занимательной и «смешной» писательницей, и в длинную дорогу непременно берут томик ее рассказов».) Прокомментируйте слова Зощенко.

Имя Тэффи в свое время было столь популярно, что существовали даже духи и конфеты «Тэффи». Писательница прожила долгую и непростую жизнь. Много лет жила за границей. Но тонкий юмор рассказов Тэффи всегда привлекал внимание к ее творчеству.

Дома вы ознакомились с биографией писательницы по учебнику. Также вам было дано задание найти дополнительный материал о жизни и творчестве Тэффи. Пока один из вас пересказывает текст биографии из учебника, другие должны дополнять этот рассказ. (Остальные ученики записывали краткие тезисы в тетради.)

Ученик 1: Настоящее имя Тэффи (1872-1952) – надежда Александровна Лохвицкая. Ее отец – профессор криминалистики, издатель журнала «Судебный вестник». Сестра Тэффи, Мирра Лохвицкая, была известной поэтессой, ее еще называли «русской Сафо». Интересно, что псевдонимом Тэффи подписаны первые юмористические рассказы писательницы, а стихотворения, написанные ею, печатались под ее настоящей фамилией.

Откуда появился необычный псевдоним, до сих пор точно неясно. Сама Тэффи писала, что псевдоним восходит к домашнему прозвищу слуги Лохвицких Степана (Стеффи), но также и к стихам Р.Киплинга «Taffy was a walesman / Taffi was a thief».

Ученик 2: Тэффи постоянно печаталась на страницах журналов «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». Она написала несколько сборников: «Юмористические рассказы» (1910), «Карусель», «Дым без огня» (оба 1914), «Неживой зверь» (1916). У читателей Тэффи снискала репутацию наблюдательного, остроумного и беззлобного писателя. Она тонко подмечала человеческие слабости, но отличалась тонким их пониманием, мягкосердечием и состраданием к своим героям.

Любимым жанром писательницы была миниатюра, построенная на описании комического происшествия. Своему двухтомнику она предпослала эпиграф из Спинозы: «Ибо смех есть радость, а посему сам по себе – благо»

Ученик 3: Тэффи не приняла революции 1917 года. В 1918 году она уехала в Киев, полтора года скиталась по югу России и, наконец, добралась через Константинополь до Парижа. Тэффи всю жизнь скучала по родине, но свое отношение к событиям в России выразила так: «Конечно, не смерти я боялась. Я боялась разъяренных харь с направленным прямо мне в лицо фонарем, тупой идиотской злобы. Холода, голода, тьмы, стука прикладов о паркет, криков, плача, выстрелов и чужой смерти. Я так устала от всего этого. Я больше этого не хотела. Я больше не могла».

В творчестве Тэффи после эмиграции появляются и усиливаются грустные и трагические мотивы.

Писательница пережила Вторую мировую войну и оккупацию в Париже. За свою долгую жизнь она написала множество рассказов, пьес, стихов, песен, рецензий. В послевоенные годы Тэффи писала очерки о своих современниках-писателях.

Ученик: Маша рассказывает нам о богатых дамах, которые не умеют вести хозяйство: одна танцами увлекается больше, чем заботой о домашнем хозяйстве, в результате по недосмотру гибнет ее сын. Вторая, пускаясь в неоправданные траты, одевает своего ребенка в обноски.

Учитель: А как богатые девочки относятся на балу к дочери учителя – Тане?

Ученик: Таню не принимают в детское общество из-за одежды, старых перчаток и из-за того, что она сама ходит на кухню. Даже Маша сторонится ее. Но после оказывается, что эта небогатая девочка лучше всех играет на фортепиано и мастерица на все руки, очень много знает, и Маше становится стыдно за свое поведение и слова других девочек про Таню. Она даже приглашает дочь учителя в гости.

Учитель: Чему научилась Маша?

Ученик: Девочка учится не только правильно вести хозяйство, разумно экономить, но и ценить людей не по красивой одежде и богатству, но по их собственным заслугам и способностям.



II. Работа над новым материалом

Учитель: Обратимся к тексту рассказа «Жизнь и воротник».

- Какими словами начинается произведение? («Человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами. Иногда самая невзрачная вещица вотрется в жизнь, закрутит ее и перевернет всю судьбу не в ту сторону, куда бы ей надлежало идти».)

- Как вы можете прокомментировать эти слова?

- Как они связаны с содержанием рассказа?

- Какая была Олечка Розова до «встречи» с воротником? (Она была скромной и бережливой женой.)

- Зачитайте описание воротничка.(«... Крахмальный дамский воротничок с продернутой в него желтой ленточкой».)

- Как вы думаете, почему она купила воротник?

- Что потребовал воротничок в первую очередь? (Новую кофту.)

- Как поступила Олечка, когда денег больше не осталось? (Она заложила серебро и браслетку.)

- Что потребовал воротничок после новой кофточки? ( Юбку, новые башмаки, шляпку, пояс, перчатки, полосатый диван.)

- Как изменилась Олечка, угождая воротнику? (Она постриглась, стала курить и хохотать над пошлыми шутками.)

- Понял ли героиню ее муж, когда она открылась ему? ( Нет, он решил, что она пошутила.)

- Почему Олечка не выбросила воротник? Выскажите свое мнение.

- Как объясняет это Тэффи? («Все психиатры знают, что для нервных и слабосильных людей некоторые страдания, несмотря на всю мучительность их, становятся необходимыми. И не променяют они эту сладкую муку на здоровое спокойствие ни за что на свете».)

- Что произошло на вечере? (Она изменила мужу.)

- Зачитайте, что ответил воротник на вопросы мужа о том, где была Олечка и где деньги?

- Куда делся воротник после отъезда мужа? (Потерялся в стирке.)

- Что случилось с Олечкой потом? ( Она опять стала скромной и работает в банке.)

Учитель: Теперь посмотрим какой у вас получился план рассказа.


Примерный план


  1. Олечка – честная жена.

  2. Встреча с роковым воротничком.

  3. Покупки воротничка:

а) кофточка;

б) башмаки;

в) шляпа, пояс и перчатки;

г) диван.

4. Власть воротничка усиливается.

5. Олечка и воротничок на вечере.

6. Выяснение отношений с мужем.

7. Олечка без воротничка.


- Выскажите свое мнение об этом рассказе Тэффи. Понравился ли он вам?

Учитель: Вспомним, что такое сатира и юмор.

Ученик: Сатира – острое, беспощадное обличение и высмеивание человеческих пороков, негативных явлений общественной жизни.

Юмор – изображение чего-нибудь в смешном, комическом виде.

- Как вы думаете, юмор или сатиру мы можем наблюдать в рассказе?

- Кто же виноват в бедах Олечки: она сама или воротник?

- Что хочет сказать автор своим рассказом?


III. Подведение итогов

Сегодня мы много говорили о биографии прекрасной русской писательницы Тэффи. Обсуждали ее рассказ «Жизнь и воротник». Узнали, как ничтожная вещь может изменить характер человека, поняли, как пуста жизнь человека, придающего большое значение несуществующим мелочам.



IV. Анализ и оценка итогов работы.



V. Домашнее задание

Подготовить художественный пересказ рассказа Тэффи.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Полозова Ирина Васильевна

Дата: 22.10.2015

Номер свидетельства: 242680

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Презентация к уроку литературы в 8 классе. Воротничковая жизнь Олечки Розовой. Рассказ Тэффи "Жизнь и воротник" "
    ["seo_title"] => string(117) "priezientatsiia-k-uroku-litieratury-v-8-klassie-vorotnichkovaia-zhizn-oliechki-rozovoi-rasskaz-teffi-zhizn-i-vorotnik"
    ["file_id"] => string(6) "242675"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445520023"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства