Урок по литературе. 8 класс. Воротничковая жизнь Олечки Розовой. Рассказ Тэффи "Жизнь и воротник"
Урок по литературе. 8 класс. Воротничковая жизнь Олечки Розовой. Рассказ Тэффи "Жизнь и воротник"
К уроку учащиеся получают задание прочитать рассказ Тэффи «Жизнь и воротник», составить план рассказа. Внимательно прочитать биографию писательницы в учебнике, найти дополнительный материал о жизни и творчестве Тэффи, найти определения сатиры и юмора.
Цели:
1) ознакомить учащихся с биографией и творчеством Тэффи;
2) развивать способности ориентироваться в прочитанном тексте, отвечать на вопросы, разбираться в поэтике произведения;
Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе. 8 класс. Воротничковая жизнь Олечки Розовой. Рассказ Тэффи "Жизнь и воротник" »
МБОУ «Лицей№3 им. К. А. Москаленко» г. Липецк
Урок по литературе
8 класс
«Воротничковая жизнь Олечки Розовой. Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник»
Учитель
русского языка
и литературы
Полозова И.В.
г. Липецк
Воротничковая жизнь Олечки Розовой.
Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник»
Предварительная подготовка к уроку
К уроку учащиеся получают задание прочитать рассказ Тэффи «Жизнь и воротник», составить план рассказа. Внимательно прочитать биографию писательницы в учебнике, найти дополнительный материал о жизни и творчестве Тэффи, найти определения сатиры и юмора.
Цели:
1) ознакомить учащихся с биографией и творчеством Тэффи;
2) развивать способности ориентироваться в прочитанном тексте, отвечать на вопросы, разбираться в поэтике произведения;
Учитель: Тэффи, писательница, о которой пойдет речь на нашем уроке, - удивительный и неординарный человек. Обратите внимание на доску. (На доске – слова М.М. Зощенко: «Ее считают самой занимательной и «смешной» писательницей, и в длинную дорогу непременно берут томик ее рассказов».) Прокомментируйте слова Зощенко.
Имя Тэффи в свое время было столь популярно, что существовали даже духи и конфеты «Тэффи». Писательница прожила долгую и непростую жизнь. Много лет жила за границей. Но тонкий юмор рассказов Тэффи всегда привлекал внимание к ее творчеству.
Дома вы ознакомились с биографией писательницы по учебнику. Также вам было дано задание найти дополнительный материал о жизни и творчестве Тэффи. Пока один из вас пересказывает текст биографии из учебника, другие должны дополнять этот рассказ. (Остальные ученики записывали краткие тезисы в тетради.)
Ученик 1: Настоящее имя Тэффи (1872-1952)– надежда Александровна Лохвицкая. Ее отец – профессор криминалистики, издатель журнала «Судебный вестник». Сестра Тэффи, Мирра Лохвицкая, была известной поэтессой, ее еще называли «русской Сафо». Интересно, что псевдонимом Тэффи подписаны первые юмористические рассказы писательницы, а стихотворения, написанные ею, печатались под ее настоящей фамилией.
Откуда появился необычный псевдоним, до сих пор точно неясно. Сама Тэффи писала, что псевдоним восходит к домашнему прозвищу слуги Лохвицких Степана (Стеффи), но также и к стихам Р.Киплинга «Taffy was a walesman / Taffi was a thief».
Ученик 2: Тэффи постоянно печаталась на страницах журналов «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». Она написала несколько сборников: «Юмористические рассказы» (1910), «Карусель», «Дым без огня» (оба 1914), «Неживой зверь» (1916). У читателей Тэффи снискала репутацию наблюдательного, остроумного и беззлобного писателя. Она тонко подмечала человеческие слабости, но отличалась тонким их пониманием, мягкосердечием и состраданием к своим героям.
Любимым жанром писательницы была миниатюра, построенная на описании комического происшествия. Своему двухтомнику она предпослала эпиграф из Спинозы: «Ибо смех есть радость, а посему сам по себе – благо»
Ученик 3: Тэффи не приняла революции 1917 года. В 1918 году она уехала в Киев, полтора года скиталась по югу России и, наконец, добралась через Константинополь до Парижа. Тэффи всю жизнь скучала по родине, но свое отношение к событиям в России выразила так: «Конечно, не смерти я боялась. Я боялась разъяренных харь с направленным прямо мне в лицо фонарем, тупой идиотской злобы. Холода, голода, тьмы, стука прикладов о паркет, криков, плача, выстрелов и чужой смерти. Я так устала от всего этого. Я больше этого не хотела. Я больше не могла».
В творчестве Тэффи после эмиграции появляются и усиливаются грустные и трагические мотивы.
Писательница пережила Вторую мировую войну и оккупацию в Париже. За свою долгую жизнь она написала множество рассказов, пьес, стихов, песен, рецензий. В послевоенные годы Тэффи писала очерки о своих современниках-писателях.
Ученик: Маша рассказывает нам о богатых дамах, которые не умеют вести хозяйство: одна танцами увлекается больше, чем заботой о домашнем хозяйстве, в результате по недосмотру гибнет ее сын. Вторая, пускаясь в неоправданные траты, одевает своего ребенка в обноски.
Учитель: А как богатые девочки относятся на балу к дочери учителя – Тане?
Ученик: Таню не принимают в детское общество из-за одежды, старых перчаток и из-за того, что она сама ходит на кухню. Даже Маша сторонится ее. Но после оказывается, что эта небогатая девочка лучше всех играет на фортепиано и мастерица на все руки, очень много знает, и Маше становится стыдно за свое поведение и слова других девочек про Таню.Она даже приглашает дочь учителя в гости.
Учитель: Чему научилась Маша?
Ученик: Девочка учится не только правильно вести хозяйство, разумно экономить, но и ценить людей не по красивой одежде и богатству, но по их собственным заслугам и способностям.
II. Работа над новым материалом
Учитель: Обратимся к тексту рассказа «Жизнь и воротник».
- Какими словами начинается произведение? («Человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами. Иногда самая невзрачная вещица вотрется в жизнь, закрутит ее и перевернет всю судьбу не в ту сторону, куда бы ей надлежало идти».)
- Как вы можете прокомментировать эти слова?
- Как они связаны с содержанием рассказа?
- Какая была Олечка Розова до «встречи» с воротником? (Она была скромной и бережливой женой.)
- Зачитайте описание воротничка.(«... Крахмальный дамский воротничок с продернутой в него желтой ленточкой».)
- Как вы думаете, почему она купила воротник?
- Что потребовал воротничок в первую очередь? (Новую кофту.)
- Как поступила Олечка, когда денег больше не осталось? (Она заложила серебро и браслетку.)
- Что потребовал воротничок после новой кофточки? ( Юбку, новые башмаки, шляпку, пояс, перчатки, полосатый диван.)
- Как изменилась Олечка, угождая воротнику? (Она постриглась, стала курить и хохотать над пошлыми шутками.)
- Понял ли героиню ее муж, когда она открылась ему? ( Нет, он решил, что она пошутила.)
- Почему Олечка не выбросила воротник? Выскажите свое мнение.
- Как объясняет это Тэффи? («Все психиатры знают, что для нервных и слабосильных людей некоторые страдания, несмотря на всю мучительность их, становятся необходимыми. И не променяют они эту сладкую муку на здоровое спокойствие ни за что на свете».)
- Что произошло на вечере? (Она изменила мужу.)
- Зачитайте, что ответил воротник на вопросы мужа о том, где была Олечка и где деньги?
- Куда делся воротник после отъезда мужа? (Потерялся в стирке.)
- Что случилось с Олечкой потом? ( Она опять стала скромной и работает в банке.)
Учитель: Теперь посмотрим какой у вас получился план рассказа.
Примерный план
Олечка – честная жена.
Встреча с роковым воротничком.
Покупки воротничка:
а) кофточка;
б) башмаки;
в) шляпа, пояс и перчатки;
г) диван.
4. Власть воротничка усиливается.
5. Олечка и воротничок на вечере.
6. Выяснение отношений с мужем.
7. Олечка без воротничка.
- Выскажите свое мнение об этом рассказе Тэффи. Понравился ли он вам?
Учитель: Вспомним, что такое сатира и юмор.
Ученик: Сатира – острое, беспощадное обличение и высмеивание человеческих пороков, негативных явлений общественной жизни.
Юмор – изображение чего-нибудь в смешном, комическом виде.
- Как вы думаете, юмор или сатиру мы можем наблюдать в рассказе?
- Кто же виноват в бедах Олечки: она сама или воротник?
- Что хочет сказать автор своим рассказом?
III. Подведение итогов
Сегодня мы много говорили о биографии прекрасной русской писательницы Тэффи. Обсуждали ее рассказ «Жизнь и воротник». Узнали, как ничтожная вещь может изменить характер человека, поняли, как пуста жизнь человека, придающего большое значение несуществующим мелочам.
IV. Анализ и оценка итогов работы.
V. Домашнее задание
Подготовить художественный пересказ рассказа Тэффи.