Показать роль образа данного героя в системе образов комедии, охарактеризовать героя, вспомнить основной конфликт произведения, выяснить идейное наполнение образа Чацкого, дать сравнительную характеристику Чацкого и Молчалина как двух антиподов)
Антипод - это человек, противоположный кому-нибудь по убеждениям, свойствам, вкусам.(Словарь С.И.Ожегова
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» »
Урок по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» в 9 классе.
15 октября 2014 года
Тема: «Образ Чацкого в комедии. Чацкий – антипод Молчалина»
…Мильон терзаний
Груди от дружеских тисков,
Ногам от шарканья, ушам от восклицаний,
А пуще голове от всяких пустяков. (Чацкий)
I.Вступление. Организационный момент. Класс делится на две группы.
Здравствуйте, ребята. Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока, судя по записанной на доске теме? Кто такой антипод? Объясните эпиграф к уроку.
( Показать роль образа данного героя в системе образов комедии, охарактеризовать героя, вспомнить основной конфликт произведения, выяснить идейное наполнение образа Чацкого, дать сравнительную характеристику Чацкого и Молчалина как двух антиподов)
Антипод - это человек, противоположный кому-нибудь по убеждениям, свойствам, вкусам.(Словарь С.И.Ожегова)
Запись в тетради темы урока и эпиграфа к нему.
-Готовясь к сегодняшнему уроку, я размышляла о том, как связать воедино тему нашего урока и дату его проведения - дату рождения великого русского поэта и писателя Михаила Юрьевича Лермонтова (Лермонтов родился в ночь со 2(14) на 3(15) октября 1814 года). Ответ пришёл сам собой, и он очевиден. Многие литературоведы ассоциируют образ Чацкого с самим автором, он - один из лучших представителей своей эпохи и вообще, любой эпохи. Таким же был и Михаил Лермонтов. Ваша задача – в конце урока составить СИНКВЕЙН как обобщение того, о чём мы будем сегодня говорить и о чём уже говорили на прошлых уроках. Составить так называемый обобщённый словесный портрет героя и высказать своё отношение к нему.
-Итак, Чацкий – это почти Грибоедов. О биографии этого замечательного писателя и дипломата, истинного патриота мы уже говорили, но мне хочется напомнить вам, ребята, основные моменты жизни Грибоедова, послушать вальс, который он сочинил, и посвятить этот вальс Михаилу Лермонтову в такой знаменательный день – двухсотлетие со дня его рождения!
( Включаю первую презентацию, показ слайдов с комментариями) МУЗЫКА
II. Основная часть. ИТАК, К ВАМ – АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ ЧАЦКИЙ…
Кто же это такой? Почему его образ прошёл сквозь века? Почему он нам необходим, как воздух?
1. Задание классу. Поработайте сейчас в группах и запишите в тетрадях те критерии, параметры, признаки, по которым мы смогли бы выстроить образ главного героя, дать ему характеристику.
( Отношения героя с разными действующими лицами комедии; речевая характеристика героя, его монологи; поступки; авторские ремарки, говорящая фамилия; высказывания о нём других героев; композиция и появление героя в каждом действии в зависимости от замысла автора; отношение автора к своему герою; идейное наполнение образа)
2.Давайте теперь поговорим с вами о каждом критерии, наполним их смысловым содержанием. БЛИЦ-ОПРОС, ВОПРОСЫ ДЛЯ ГРУПП:
-Почему у Чацкого такая фамилия?
-О чём его монолог ? «А судьи кто?…» ?
-О чём его монолог «И точно начал свет глупеть…»?
-Что о нём говорят действующие лица комедии?
-Как к нему относится Грибоедов?
-Вспомните несколько афоризмов Чацкого.
3.Задание классу. Открываем III действие комедии. Прочитаем по ролям явление третье, сделаем выводы о принципиальной позиции каждого героя. Чтение по ролям. Какова же позиция каждого героя? Что нового к характеристике каждого героя можно добавить, прочитав это явление?
4.Самое резкое противостояние двух молодых людей, героев произведения проявляется при сравнении образа Чацкого с образом Молчалина. Задание группам – эпитетами охарактеризовать Чацкого- до 30 эпитетов! Но и Молчалина не забыть, хотя о нём говорить не хочется…
Посмотрим слайды и добавим еще многое для понимания образов Молчалина и Чацкого (Просмотр слайдов, запись в тетрадь)
О чём же терзается ЧАЦКИЙ? (Смотри эпиграф к уроку) О чём болит его страдающая душа и плачет восторженное сердце? Какое завещание оставляет он нам, людям 21 века?
Индивидуальное задание. Выразительное чтение монолога Чацкого «В той комнате незначущая встреча…»
5. Выделить, обозначить художественные особенности этого монолога, помогающие раскрытию основной идеи. КАКОЙ? ( Уменьшительно-уничижительные суффиксы: французик, маленьким князьком, ирония – приехал к варварам, противопоставление - он рад, но мы не рады, публицистический пафос обличения, высокий слог, восклицательные предложения, сравнения- как платья, волосы, так и умы коротки, эпитеты- бодрый, умный наш народ, открытый финал монолога – вот это послание нам с вами, чтобы помнили и любили СВОЁ, РОДНОЕ!! КАК ЛЮБИЛИ РОДИНУ ГРИБОЕДОВ, ГОГОЛЬ И ЛЕРМОНТОВ – ЛУЧШИЕ СЫНЫ ОТЕЧЕСТВА СВОЕГО ВРЕМЕНИ, НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО!!
Последняя ремарка действия говорит нам о том, что Чацкий одинок, его никто не слушает, но он и один в поле воин, потому, что он – ЧАЦКИЙ.
III. Заключение .Выводы. Как итог сегодняшнего урока, но не итог нашего разговора о благородстве и чести, патриотизме и достоинстве предлагаю сочинить в группах или индивидуально СИНКВЕЙН, в котором главное слово будет, конечно же, ЧАЦКИЙ,- обобщающий итог урока и обобщающий портрет достойного Человека не только своего времени, но и Человека будущего.
Чацкий.
Честный и благородный.
Протестует, спорит, мечтает.
Он похож на самого автора.
Патриот!
IV.Домашнее задание : нарисовать портрет Чацкого (по желанию).Всем- по учебнику с.158-164, критический этюд Ивана Гончарова «Мильон терзаний» с.158-164, составить план.
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» города Исилькуля Омской области Ольга Михайловна Чебоксарова.