Башкирская литература. 11 класс.
Тема: Непрерывная песнь. (по творчеству Рами Гарипова)
Цель: 1. Знакомство с жизнью и творчеством Р. Гарипова. 2.Вызвать интерес к творчеству поэта. Воспитать чувство уважения. 3. Раскрыть в учениках творческие способности, дать навыки написания сценария учебного кинофильма.
Оборудование: Портрет поэта. Стенды, посвященные жизни и творчеству поэта. Книги, журналы, газеты о нем, фотографии. Компьютер, проектор, электронный учебник.
План урока:
I. Рассказать о цели урока.
1.Дать совет, что нужно, чтобы снять кинофильм.
2.Разделить на группы.
II. Прослушать лекцию учителя и написать сценарий.
1.Кадры (что показать)
2. Музыка (какая музыка нужна)
3.Слова диктора (подойдут слова учителя)
III.Обобщение.
Достигнуты ли цели? Что нового узнали? Какой сценарий смогли написать? (каждая группа представляет свою работу, из них составляется общий сценарий).
IV.Домашнее задание. По составленному сценарию подготовить рассказ о жизни и творчестве Р. Гарипова.
Ход урока.
1.Вступление.
1.1. Введение в курс урока ( цель)
1.2. Справка.
- Что нужно для съемки? (камера, актеры и т.д.)
- Что самое главное (сценарий)
- Какова обязанность сценариста (он должен полностью представлять все события, порядок действия, что показывать, что должно звучать)
1.3. Разделить класс на группы.
- первая группа пишет сценарий
- вторая группа художественный совет
- группа технического оборудования.
2. Основная работа. Учитель читает лекцию, каждая группа делает себе заметки.
- Звучит песня « Сынрау торна», на этом фоне появляется название « Непрерывная песнь».
- На экране картинки природы.
- Лекция о жизни и творчестве Р. Гарипова. ( Слайд)
- Звучит песня « Кукушка»
- Портрет писателя. Годы его жизни.
- Сегодня мы собрались на вечер памяти уважаемого Р. Гарипова.
Был туйга мин, бэлки, барып етмэм,
Ярhыу атым янып йыгылыр.
Тик минhез зэ булыр туй,
Мин белмэгэн дустар йыйылыр.
- Мы берем путь в его родную деревню. ( слайд).
- Дом-музей. ( рассказывает экскурсовод) ( слайд).
- Биография Р. Гарипова. ( показывают по электронному учебнику)
- Рассказ о родителях.
- Продолжают юноша и девушка( экскурсоводы), рассказ о смерти отца поэта.
- Воспоминания ( воспоминания матери, первой учительницы рассказывают дети).
- Показ фотографий.
- Первая любовь поэта. Какие толькл обаятельные, красивые девушки не встречались Рами, но он свой выбор сделал – его женой стала украинка Надя.
- Семейные фотографии с женой и с детьми.
-« Жизнь в синеве» выразительное чтение стихотворения.
- Воспоминания Рауля Бикбаева о Рами Гарипове ( электронный учебник).
- Подведение итогов беседы ( ответы на вопросы учителя)
- Прослушивание стихотворений ( электронный учебник)
- Пока живы его книги, поэт не умер ( Слайд. Показ выставки его книг)
- Творчество Р. Гарипова огромно, словно океан, поэтому начав с одного берега, мы не сможем сегодня дойти до другого берега. Но обобщив знания, полученные сегодня, мы можем представить, каким человеком он был в реальности.
- На экране портрет Гарипова. Читается стихотворение И. Киньябулатова.
- Уфа. Берег Агидели. Могила Гарипова. Цветы. ( слайд).
- Но годы нас не разлучат. Сколько он оставил стихотворений и песен.
- Слышите, поэт сам хочет с нами говорить. ( электронный учебник, Р. Гарипов читает стихотворение)
- Рядом с могилой цветы.
Кайза зэнгэр сэскэ?
Юк шул эли!
Мэ алып тор бороhон.
Тик бынан hун тал да был доньяла
Зэнгэр сэскэ булып йороhон!
- Дорогие гости! Храните у себя в памяти цветок, который вам подарил Р. Гарипов.
- Музыка. Песня « Жаворонок».
3. Обобщение.
- Достигли ли мы цели?
- Что нового мы узнали?
- Какой сценарий написали? (группы знакомят со своими сценариями, затем составляют общий сценарий и пишется на доску)
4. Домашнее задание.
По составленному сценарию подготовить рассказ о жизни и творчестве Рами Гарипова.