kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-открытие "Японские трехстишия (хокку)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Сегодня мы начинаем разговор о японской поэзии. Нам предстоит знакомство со своеобразным национальным поэтическим жанром – хокку или хайку, нерифмованными стихами из трех строк. Мне очень хочется, чтобы стихи, пережившие века, читали не только жители Японии, но и любители поэзии, природы, красоты в других странах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-открытие "Японские трехстишия (хокку)" »

9



ЯПОНСКИЕ ТРЕХСТИШИЯ (ХОККУ)

УРОК-ОТКРЫТИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ


Цель урока:

  • познакомить учеников с образцами японской лирической поэзии, показать ее особенности, своеобразие;

  • вызвать творческий отклик на произведения.

Методические приемы:

  • рассказ учителя

  • беседа по вопросам

  • устное рисование

  • выразительное чтение

  • реализация межпредметных связей с изобразительным искусством

  • элементы анализа текста

  • словарная работа.

Оборудование урока: сборник стихов, репродукции картин японских художников (графика), иллюстрации – виды Японии; образцы икебаны.

Ход урока

  1. Слово учителя

На уроках мы с вами говорили о такой поэтической форме, как синквейн.

Синквейн - способ мышления. В нашем восприятии это европейская форма, в которую облекаются традиции японской и китайской поэзии. В жестко заданной лингвистической форме надо выразить свое состояние-настроение, самоучастие - понимание в данный момент. Это как бы организованный по определенной форме «поток сознания». Итак, какова эта форма:

1. Существительное.

2. Два прилагательных (к нему).

3. Три глагола (к нему).

4. Одно осмысленное предложение (или фраза).

5. Итоговое слово (или фраза-предложение).

Мир

Прекрасный, суетный

Болеет-бунтует-агонизирует.

Что ждет его в будущем?

Человек! А-у?

– Сегодня мы начинаем разговор о японской поэзии. Нам предстоит знакомство со своеобразным национальным поэтическим жанром – хокку или хайку, нерифмованными стихами из трех строк.

Мне очень хочется, ребята, чтобы стихи, пережившие века, читали не только жители Японии, но и любители поэзии, природы, красоты в других странах, чтобы их читали и понимали вы.

Правда, чтобы по-настоящему понять хокку, о которой пойдет речь на уроке, мало просто открыть книгу и прочесть ее. Чтение стихов подряд и в большом количестве удовольствия у читателей не вызовет: образы смешаются, монотонный ритм утомит. С каждым стихотворением нужно знакомиться не спеша, стараясь оценить его достоинства, любуясь каждым словом.

Но прежде я расскажу вам о том, какие образы появляются у меня при чтении хокку. Буду рада, если это поможет вам выбрать стихотворение, созвучное каким-то вашим мыслям или чувствам.

Послушайте стихотворение поэта 18 века Исса:

Тихо, тихо ползи,

Улитка, по склону Фудзи,

Вверх, до самых высот!



Думаю, что такой совет можно дать и человеку: пусть ты мал и одинок в мире, но упорством и терпением можно добиться своего.

2. Чтение учителем несколько хокку из книги «Одинокий сверчок» в переводах А.А. Долина:

Вот и сегодня

Зацепился за кипарис

Мой змей воздушный

Исса

Лед растаял в пруду

И снова зажили дружно

Вода с водою…

Тайсицу

Тают снега

Туманом окутаны горы.

Каркает ворона…

Гедай

Вешние ливни.

Каким полноводным вдруг стал

Ров вокруг замка!

Сикки

Весенний ветер.

Журча, меж полей ячменных

Вьется ручеек…

Мокудо

Ветер весенний.

Снежные цапли белеют

Вдали меж сосен…

Райдзам

Посреди цветения

Фудзиями ввысь вознеслась-

В Японии весна!

Сеу

3. Беседа

– Каждое такое стихотворение – маленькая волшебная картинка.

С чем вы могли бы её сравнить? (С пейзажными зарисовками.)

Можно писать на холсте огромный пейзаж, тщательно прорисовывая картину, а можно несколькими штрихами набросать дерево, согнувшееся под ветром и дождем. Вот так и японский поэт. Он «рисует», намечая немногими словами то, что вы сами должны домыслить, дорисовать в воображении. Очень часто сами поэты делали иллюстрации к своим стихам.

– К какому роду литературы вы бы отнесли хокку? Почему? (К лирике, потому что эти стихи выражают состояние человека, его чувства.)

– Что необычного вы заметили в этих стихах? (Малый размер, лаконичность в сочетании с точностью, образность, своеобразный ритм, отсутствие рифмы)

4. Выступление ученика в роли историка.

Истоки уникальной японской поэзии - в глубокой древности.

Уже в 8 веке была составлена первая в литературной истории страны поэтическая антология (то есть сборник стихов разных авторов).

Первыми поэтами были придворные императора. Считалось похвальным умение по любому поводу и тут же, на месте, то есть экспромтом создать стихотворение. В романах того времени герои изъясняются чаще всего стихами. Поводом для сложения стихотворения могла быть любая ситуация, любое раздумье, любое впечатление. Для этого была создана особая форма короткого стихотворения – танка.

Уже тогда в раннем средневековье, в японской поэзии появились законы, которые сохранились до сих пор. Так, для стихотворения важно, сколько в нем слогов и строк, но нет рифмы и определенного места для ударного слога. Танка – стихотворение из пяти строк и 31слога (5-7-5-7-7- так расположены обычно слоги по строчкам).

В первых поэтических сборниках уже обозначились основные черты японского народа, его отношение к миру, которое почти без изменений дошло до наших дней: искренность, умение уловить и передать очарование повседневной жизни, умение понять тайный смысл предметов и явлений.

Были определены и темы стихотворений: времена года, любовь, разлука, странствия, приветствия. Повторялись поэтические образы: например цветы сливы упоминались в стихах о весне, кукование кукушки – о лете, увлажненный рукав (свисающим концом широкого рукава утирали слезы) – когда речь шла о разлуке.

Я, полон грусти, расстаюсь с тобой,

Слезинки светлые дрожат на рукаве,

Как яшма белая!

Я их возьму с собой,

Пусть это будет память о тебе…

Неизвестный поэт

5. Слово учителя

В 17 веке появился новый жанр хокку (или хайку), но создателем его были не аристократы, а жители городов и селений: учителя, врачи, художники, писатели, даже ремесленники и самураи. Повсюду возникали кружки любителей хокку.

Эти стихи тоже нерифмованные, но они еще короче, чем танка: в них 3 строчки из 17 слогов (5-7-5) и написаны они просто безыскусно. Авторы хокку не пытались нарисовать живописную картину, а подмечали что-то необычное в привычных предметах, явлениях окружающей жизни и с помощью двух-трех умелых штрихов давали читателю возможность ярко предоставить себе небольшой эпизод.

Один из профессиональных авторов хокку - знаменитый Басе (1644-1694)- признан классиком всей японской поэзии.

Именно он определил основные правила хокку: это лирическое стихотворение, построенное на выразительной детали, чаще всего посвященное природе. Здесь очень редко встречаются метафоры, образные эпитеты. Автор стремится к тому, чтобы одна деталь мысленно вызывала у читателя представление о всей картине. Послушайте:

Над ручьем весь день

Ловит, ловит стрекоза

Собственную тень.

Деталь тень стрекозы рождает представление о зеркальной глади воды, о ярком солнце, о жарком безветренном дне. Хокку сложено о летнем дне, но этих слов в нем нет.

6. Выступление ученика в роли аранжировщика










-+*+*********++++++++++++++++++



В японском языке существует выражение «цивилизация сосновой иглы». Оно обозначает способность наслаждаться красотой одной хвоинки. Как в капельке росы отражается солнце, так и в одном цветке, в одной ветке отражается великая природа. Надо только к ним внимательно приглядеться. Когда срываешь цветок, следует всегда помнить, что останется другим. Не нарушишь ли ты красоту поляны?

Слово икебана переводится чаще всего как «вторая жизнь», «второе рождение» цветов. Как и всякое искусство, икебана имеет свои законы. Японские дети несколько лет изучают их в школе, а взрослые – в кружках, на предприятиях.

Так каждому времени года соответствуют определенные цветы, поэтому нельзя составлять букет, например, из тюльпанов (весенние цветы) и хризантем (цветы осени). В день девочек (3 марта) главное растение в букете – ветка цветущего персика, а в день мальчиков (5 мая) цветы и листья ириса. В новогоднем японском букете должны быть ветка сосны (символ долголетия и выносливости), бамбук (жизнерадостности, изобилия), цветущая ветка сливы (надежды, вечного обновления).

В далекие времена перед уходом самураев на войну нельзя было составлять букет из 4веток или 4 цветов, так как слово «4» в японском языке звучит, как слово «смерть». А нечетное число – это предвестник удачи.

7.Чтение стихотворений хокку и беседа. Особенности жанра хокку

1. Прочитайте статью учебника- хрестоматии «Мацуо Басё» и его стихи. Сопоставьте то, что прочитали о строении хокку, с образцами этих трехстиший.

– Сколько слогов должны содержать стихи хокку?

– Вспомните? что такое «стих»? (Стих – это стихотворная строка.)

– Сколько слогов содержат строки трехстиший, опубликованных в хрестоматии? (В каждом стихе хокку содержится определенное количество слогов: в первом и третьем по пять, во втором – семь. Стихи хокку, помещенные в хрестоматии, не соответствуют этой схеме, потому что это перевод и строгого соответствия канонам хокку добиться очень трудно. В переводах сохранено главное – лирическое чувство.)

2.Познакомьтесь с хокку японского поэта Кобаяси Исса (1763-1827), помещенными в хрестоматии. Чтение стихотворения хокку и беседа.

3. Прочитайте хокку, помещенные в хрестоматии и в пособии «Читаем, думаем, ситаем, думаем, е в христоматии удачи.как слово "ия) изобилиямальчиков 5 мая м.

выра.к миру, 0000000000000000000000000000000000порим...» (стр. 221-222)

– Какие картины рисует поэт?

– Какое настроение передано в каждом из стихотворений?

– В чем их особенность?

– Как связаны человек и природа в стихотворениях?

– Какие художественные приемы помогают созданию образов?

– Сейчас наступает важная часть нашего урока: каждый из вас прочитает понравившееся ему хокку и объяснит, как он его понимает.

Слушая пояснения выступающего, класс включается в разговор, дети, дополняя друг друга, выявляют суть поэтических строк.

8. Творческая работа

– Может быть, кто-то из вас попробовал составлять хокку? Если нет, попробуем заняться творчеством сейчас.

Вот что написали семиклассники:

Чем туча темнее,

Тем после нее прекраснее

Кажется свет.

Зайченко Н.



Сейчас озеро искрится,

Но дойдет туча черная-

И пропадет весь блеск.

Чунарева Ю.



Поймали птицу

И посадили в клетку.

Но она живет.

Леонова О.



Где не ступала нога человека,

Есть маленький ручеек.

Он заброшен, но чист и прекрасен.



Даны нам с тобою

Земля и вода.

Они были раньше красивы и чисты.

Бобак Т.



Она испарилась,

Как искорка в ночи.

И снова темно.

Корниенко Ю.



Росло деревце,

Но вдруг срубили его.

И стало пусто.

Гурулева К.

9. Итоги урока

– Вот мы и познакомились еще с одной страницей истории мировой литературы. Но точку в разговоре о прекрасном ставить рано. То, что интересовало людей тысячу лет назад, интересно и нам… Ведь мы говорим о поэзии, а значит, о жизни, любви, природе и красоте – то есть о вечном.

Человек идет из школы домой. Позади обычный трудовой день: мелькание знакомых и незнакомых лиц. Встречи. Прощания, рукопожатия, улыбки - и учеба. Учеба, учеба. Человек устал. Он идет медленно, глядя под ноги и не замечая мчащихся мимо автомобилей, куда-то спешащих прохожих. Он одинок в этой толпе, ему грустно. Но вот он поднимает голову и видит на сизом вечернем небе затуманенный лик луны. Растворяются в вечности повседневные волнения и заботы, уходит усталость. В человеке пробуждается поэт. Сложенные ими синквейн, хокку вместят и эту улицу, и этот город, и это небо, и луну, и его самого, одинокого странника в просторе Вселенной…

Снег

Белый, пушистый

Летит, идет, кружится.

Стало вокруг светло.

Красиво!

Гурулева К



Звезды!

Яркие, светлые

Сверкают, играют, зовут,

Радуют светом души людей.

Чудеса!



Дождь

Холодный, сильный

Стучит, льет, барабанит.

Не перестает уже второй день.

Непогода.

Белова А.



Ручей

Голубой, прозрачный

Журчит, играет, зовет.

Каждый день наполняет лес музыкой.

Прохлада.

Белова А.



Луна!

Добрая, злая

Манит, зовет, отталкивает.

Лунный свет дарит любовь!

Красота!

Рыбакова М.



Ночь.

Темная, теплая

Зовет, радует, манит.

Дарит ночные лучи.

Это прекрасно.

Корниенко Ю.



Птицы

Пестрые, яркие

Щебечут, поют, заливаются.

Они так прекрасны здесь.

Рай.

Леонова О.



Осень

Золотая, багряная

Удивляет, располагает, нежит.

Как хорошо мне в эту пору!

Красота!

Чунарева Ю



Весна

Ранняя, дружная

Бежит, звенит, красуется,

Пахнет свежестью.

Наслаждение!

Ельчанинова М.



Снег

Пушистый, серебристый

Летит, блестит, искрится.

Хорошо зимой.

Умиление.

Ельчанинова М.

10. Домашнее задание: нарисовать иллюстрации к японским хокку (каждое стихотворение и рисунок на отдельном листе) или к своим стихотворениям.

Собранные работы оформляем в общий альбом.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок-открытие "Японские трехстишия (хокку)"

Автор: Конакова Наталья Юрьевна

Дата: 06.06.2015

Номер свидетельства: 218015


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства