Урок - наблюдение, урок - размышление. Тема: Прислушаться к голосу чувств. (Роль интонации в лирике поэтов)
Урок - наблюдение, урок - размышление. Тема: Прислушаться к голосу чувств. (Роль интонации в лирике поэтов)
Цель урока: познакомить учащихся с основными литературоведческими терминами, характеризующими средства выражения авторской интонации в поэтической речи; уяснить роль интонации в передаче смысловой и эстетической информации от поэта к читателю; учить распознавать в тексте разнообразные авторские приёмы, оптимизирующие ритмико-интонационную структуру.
Оборудование: сборник стихов и портреты А.Ахматовой, М.И.Цветаевой, О.Мандельштама, ксерокопии стихотворений Поля Элюара, А.Вознесенского, К.Бальмонта.
На доске: Вывод:
Словарь к уроку: Поэтическая интонация
интонация авторская является составной
«лесенка» частью как смысловой, так
«столбик» и эстетической информации
отказ от знаков препинания и эстетической информации
поэтического текста,
(закрыт до определённого времени)
Эпиграф к уроку:
... интонации существуют
только в словах, вне этих последних
их нельзя себе даже представить,
точно так же, как невозможно себе
представить отверстия для окон без стен
Л.В.Щерба
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок - наблюдение, урок - размышление. Тема: Прислушаться к голосу чувств. (Роль интонации в лирике поэтов) »
Урок - наблюдение, урок - размышления.
Тема: Прислушаться к голосу чувств.
Цель урока: познакомить учащихся с основными литературоведческими терминами, характеризующими средства выражения авторской интонации в поэтической речи; уяснить роль интонации в передаче смысловой и эстетической информации от поэта к читателю; учить распознавать в тексте разнообразные авторские приёмы, оптимизирующие ритмико-интонационную структуру.
Оборудование: сборник стихов и портреты А.Ахматовой, М.И.Цветаевой, О.Мандельштама, ксерокопии стихотворений Поля Элюара, А.Вознесенского, К.Бальмонта.
На доске: Вывод:
Словарь к уроку: Поэтическая интонация
интонация авторская является составной
«лесенка» частью как смысловой, так
«столбик» и эстетической информации
отказ от знаков препинания и эстетической информации
поэтического текста,
(закрыт до определённого времени)
Эпиграф к уроку:
... интонации существуют
только в словах, вне этих последних
их нельзя себе даже представить,
точно так же, как невозможно себе
представить отверстия для окон без стен
Л.В.Щерба
Ход урока:
I Сообщение темы и цели урока.
- Изучая произведения И.С.Тургенева, мы обратили внимание на многочисленные точки с запятыми, что затрудняет написание диктантов. И в других текстах диктантов мы видели, что знаки препинания в произведениях проставлены не всегда согласно правилам пунктуации. И такие знаки мы называем «авторскими». Что же такое «авторские» знаки? Ловушка или ... об этом и пойдёт разговор на сегодня. Цель нашего урока - анализ поэтической интонации.
II Определение слова «интонация».
- Перед вами «Словарь литературоведческих терминов». Как определяет словарь понятие «интонация»?
(«Интонация (от лат. шюпахе - громко произносить) - основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к предмету речи и к собеседнику»)
- Что привносит интонация в разговорную речь? (эмоциональную окраску, связывает различные смысловые единства)
- Это в равной степени относится и к поэтической речи. Но следует отметить, что в ней значение интонации возрастает. В поэзии, особенно лирической, она является своеобразным «голосом чувств», дополнительным источником передачи переживаний лирического героя. Смысловая роль интонации настолько велика, что она может порой определять истинный смысл стихотворной фразы. Однако надо помнить, что интонационно - звуковая система поэтического текста тесно связана с лексической и синтаксической его структурами.
- Прочитайте эпиграф урока. Как вы понимаете слова академика Л.В. Щербы? (ответы учащихся)
- Да, действительно, значение поэтической интонации может быть раскрыто только в контексте. Кроме смысловой функции, интонация выполняет и эстетическую. Она оказывает мелодическое воздействие на слушателей, создаёт, так называемые, благозвучие поэтической речи. Сформулируйте вывод.
(учащиеся формулируют вывод устно, подытоживаем, записываем в тетрадь с доски вывод, открывая его).
Запись в тетрадь: 1. поэтическая интонация является составной частью как смысловой, так и эстетической информации поэтического текста.
III Авторская интонация.
1 Слово учителя: Для передачи авторской интонации от поэта к читателю при помощи пунктуации поэты, как правило, используют традиционные знаки препинания. Однако давно уже известно, что существующая система пунктуации далеко от совершенства, о чём неоднократно писал академик Л.В.Щерба. Преодолевая это несовершенство, мастера поэтического слова прибегают к созданию собственной авторской пунктуации.
Появление авторских знаков препинания, расстановка которых далеко от соответствия существующим правилам интонации, обусловлено желанием поэта передать читателю полноту чувств и настроений, волновавших его в процессе создания того или иного произведения. У каждого из поэтов в силу индивидуальных психофизиологических особенностей темперамента появляются «излюбленные» знаки препинания. Особенно это ярко прослеживается у поэтов «серебряного века».
2. Работа со стихами А.Ахматовой.
- Прочитайте стихотворение А.Ахматовой «Я пришла к поэту в гости».
- Какой «излюбленный» знак препинания у Анны Андреевны? (Точка).
- Как вы думаете , что это даёт стихотворениям поэтессы?
- Прочитайте стихотворение выразительно.
- Б.М.Эйхенбаум ,анализируя ритмико - интонационную структуру поэзии А.Ахматовой, отмечал, что самый обычный, «прозаический» знак - точка - превращается у поэтессы в выразительное средство. Именно точка делает в её стихах «синтаксическое» движение фраз необыкновенно выпуклым и ощутимым. Довольно часто точка бывает единственным знаком препинания, который поэтесса употребляет в пределах строки или даже целой фразы. Приведите примеры.
Засыпаю. В душном мраке
Месяц бросил лезвие.
Снова стук. То бьётся так
Сердце тёплое моё.
(примеры уч-ся из разных стихотворений).
3. - А теперь перед нами томик стихов М.Цветаевой, какой знак препинания «любимый» у поэтессы.
(ребята читают стихи, делают вывод: тире).
- Вы сделали правильный вывод, что «излюбленным» знаком препинания у Марины Цветаевой было тире. Чем обусловлен этот выбор, по вашему мнению?
(высказывание уч-ся).
- Прочитайте стихотворение выразительно
- Подведём итог. Выбор поэтессы был обусловлен стремлением насытить каждую страну предельным количеством смысловой и эстетической информации. Отсюда - почти телеграфный лаконизм, дробление фраз на краткие, «взрывчатые» эмоциональные отрезки, прерывистость, пропуск слов малозначительных, ничего не добавляющих к смысловой информации и ничего не проясняющих.
«Я не верю стихам, которые льются, - писала Цветаева. - Рвутся - да!»
IV Понятие о графическом обособлении.
- Для преодоления «несовершенства» существующей системы знаков препинания, не позволяющей поэтической интонации стать «голосом» чувств, поэты, кроме авторской пунктуации, достаточно эффективно используют графическое обособление, суть которого состоит в графическом выделении отдельных слов и словосочетаний, несущих ту или иную смысловую и эстетическую нагрузку. Разновидностями графического обособления считается «лесенка» и «столбик».
- Перед вами стихотворение О. Мандельштама «Полночь в Москве. Роскошно буддийское лето...»:
Чур! Не просить, не жаловаться, цыц!
Не хныкать!
Для того ли разночинцы
Рассохлые топтали сапоги.
Чтоб я теперь их предал?
Мы умрём, как пехотинцы,
Но не прославим
ни хищи, ни поденщины, ни лжи.
- Как вы думаете, для чего поэту понадобилось «лесенка»?
(ответы уч-ся).
- Прочитайте стихотворение выразительно
- Вернитесь к сборнику стихов М. Цветаевой, найдите стихотворение «Георгий». Прочитайте выразительно строфу из него:
Взлетевшею гривой
Затаенное солнце.
Стыдливости детской
С гордынею детской
Союз.
Из седла –
В небеса-
Куст.
Брезгливая грусть
Уст.
- Что вы можете сказать о манере письма этого стихотворения?
(«рваные» стихи, тире для подчёркивания смысла фраз. И «столбик»)
V. Полный или частичный отказ от знаков препинания.
- Ещё одним способом преодоления «несовершенства» существующей системы знаков препинания некоторые поэты считают полный или частичный отказ от неё. Отказываясь от расстановки знаков препинания, автор как бы предлагает читателю самому позаботиться о графическом закреплении поэтической интонации. Безусловно, такой шаг поэта не всегда бывает понят читателем. Положительная реакция возможна лишь тогда, когда адресатом окажется личность с богатой творческой фантазией, готовая стать «соавтором» произведения. Отказ от знаков препинания как приём получил распространение в западноевропейской поэзии.
- Перед вами стихотворение французского поэта Поля Элюара «Ещё дальше»:
В окно не в дверь отсюда можно выйти
Конечно арестант через окно
Добраться можно до другого мира
До мира, где умеют в совершенстве
Подделать красоту добро и правду
И страсти пылкие
И счастье, и твою тюрьму
Короче говоря, само пространство
А у тебя желанья цвета ветра
- Прочитайте выразительно в соответствии с тем, как вы поняли основную идею стихотворения.
(уч-ся читают по-разному, делают вывод, что понять, а значит, и
прочесть можно неоднозначно).
- Русские поэты редко, но используют этот приём. Перед вами отрывок из стихотворения Андрея Вознесенского «Гитара», посвященного российскому барду Б.Окуджаве:
К нам забредал Булат
под небо наших хижин
костлявый как бурлак
он молод был и хищен
и огненной настурцией
робея и наглея
гитара как натурщица
лежала на коленях
она была смирней
чем в таинстве дикарь
и темный город в ней
гудел и затихал
6.Подведение итога наблюдений, размышлений над интонациейпоэтического произведения поможет сделать К.Бальмонт.
-Яркий представитель поэзии Серебряного века, мастер художественной формы, эстет К.Бальмонт в стихотворении «Я – изысканность русской медлительной речи…» сумел выразить свое отношение к поэтической интонации, показать, что совершенство стиха зависит от умения поэта владеть всеми средствами закрепления ее в поэтической речи.
( Текст стихотворения перед учащимся, который выразительно читает стихотворение Бальмонта).
Я – изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты – предтечи,
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные звоны.
Я – внезапный излом,
Я – играющий гром,
Я – прозрачный ручей,
Я – для всех и ничей.
Переплеск много пенный, разорванно – слитный,
Самоцветные камни земли самобытной,
Переклички лесные зеленого мая –
Все пойму, все возьму, у других отнимая,
Вечно юный, как сон,
Сильный тем, что влюблен
И в себя и в других,
Я – изысканный стих.
7.Подведение итогов урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Что понравилось?
- Поможет ли сегодняшний урок вам в осмыслении художественных произведений?
- Что такое интонация и ее роль в произведении?
- От чего зависит выбор поэтами знаков препинания?