- воспитывающие: воспитывать положительные человеческие качества на примере басенных персонажей.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, запись басни в исполнении И.Ильинского, портрет И.А.Крылова, иллюстрации, карточки.
Ход урока:
Организационный момент: слайд 1
Начинается урок
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем громко мы читать,
На вопросы отвечать.
Сообщение темы и цели урока
Отгадайте загадки.
1.Носит серенький жилет
Но у крыльев - чёрный цвет.
Видишь, кружат 20 пар
И кричат: карр – карр. (Ворона).
2. Хвост пушистый
Мех золотистый
В лесу живёт
В деревне кур крадёт. (Лисица)
-О ком мы будем говорить? (о вороне и лисице)
Тема урока… И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица» . Слайд 2
-Сформулируйте цели урока.
- Ребята, на уроке мы познакомимся с биографией замечательного поэта - баснописца И.А.Крылова, с его произведением, выясним, что такое басня и будем работать над выразительным чтением. Слайд 3
3. Беседа.
Слайд 4,5,6,7
Иван Андреевич Крылов родился (предположительно) в Москве 13 февраля 1769 года в семье скромного армейского офицера. Детство прошло в Твери и было далеко не радужным. Отец умер, не оставив семье никаких средств к существованию, поэтому маленькому Ване уже в 10 лет пришлось подрабатывать писцом в Тверском суде. Мать И. Крылова не имела никакой возможности дать образование своему сыну, поэтому он занимался самообразованием: изучал математику, французский и итальянский языки. Чтобы выхлопотать пенсию на мужа, мать И. Крылова переезжает в Петербург, где для Ивана нашлась работа в Казённой палате. Здесь Иван занимается литературным трудом, пишет пьесы для театра, выпускает сатирические журналы.
В 1809 году вышла первая книга басен И. Крылова, в которой раскрылся талант поэта.
9 ноября 1844 года в возрасте 75 лет И.А. Крылов скончался, похоронен в Петербурге.
В 1855 году в Летнем саду на народные деньги был установлен памятник. Дети с удовольствием рассматривают баснописца и героев его басен, вылепленных на постаменте.
Подготовка к восприятию нового материала.
Наследие поэта составляют 9 книг, в которых более 200 басен.
-Что такое басня?
Слайд 8
Басня – краткий нравоучительный рассказ или стихотворение, в котором изображаются человеческие недостатки, поступки.
В басне обязательно присутствует поучительный вывод, который называется мораль .Мораль – поучительный вывод в начале или в конце басни.
Героями басен И. А. Крылова являются люди, растения, чаще животные или птицы.
-Расскажите, как выглядит ворона, как она живёт в природе. Слайд 9
-Как выглядит лиса, какая она в сказках. (плутовка, хитрая, коварная)
5. Первичное знакомство с басней.
- А теперь послушаем и посмотрим презентацию с басней «Ворона и Лисица» и узнаем, какая история приключилась с Вороной.
Просмотр презентации басни в исполнении мастера слова, И.Ильинского
6. Словарная работа.
- В басне много незнакомых слов , разберёмся с их значением, прочитав басню по строчкам. Слайд 10,11
7. Работа с текстом басни.
-Расскажите, какая история произошла с Вороной? (нашла сыр и добровольно отдала его Лисице) Слайд 12
- Почему льстецом автор выбрал Лисицу, а её слушательницей сделал Ворону? (Лисица хитрая, Ворона глупая)
-Что говорила Лисица о внешности Вороны? Найдите в тексте.
- Назовите в басне слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (глазки, носок, голосок, шейка, пёрышки).
-С какой целью автор использует эти слова? (чтобы показать притворство Лисицы)
-Для чего же она расхваливала Ворону? (чтобы добиться своей цели)
- Подействовали ли на Ворону ласковые лисицыны речи? Прочитайте.
-Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (Ворона поверила Лисице, потому что она доверчивая)
-Как вы думаете, кого больше осуждает баснописец: Лисицу или Ворону?
(Ворону, она легкомысленная, стремиться к почестям и славе).
8. Физкультминутка: я называю качества характера, если они положительные вы хлопаете в ладоши, а если - отрицательные, то вы закрываете лицо ладошками.
-В каких словах заключается мораль? Прочитайте. Слайд 16
И. Крылов говорит: «лесть гнусна, вредна» . Приятно ли нам слышать о себе хорошие слова? (приятно слышать правду, а не ложь)
-О каком недостатке человека говорит автор? (о лести, лицемерии, неискренности)
-Почему герои на иллюстрации художника Е.М. Рачёва изображены в одежде? ( за животными подразумеваются люди)
-Каких людей осуждает И.А. Крылов? (хитрых, неискренних, стремящихся любым способом достичь своей цели , и людей глупых , наивных, доверчивых, стремящихся к славе, не имея никаких талантов и достоинств)
11. Работа с пословицами . Слайд 17
1. «Верь своим очам, а не чужим речам». (Вороне)
2. «На языке медок, а под сердцем ледок». (Лисице)
-Объясните смысл пословиц.
-Соотнесите пословицы с героями басни
12. Чтение по ролям. Слайд 18
-Давайте попробуем прочитать эту басню выразительно по ролям.
Автор- 1 ученик
Лисица- 2 ученик
Мораль- учитель
-Сначала прочитайте свои слова «про себя».
-Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой большую, неуклюжую, глупую Ворону, а рядом умную, хитрую, лживую плутовку Лисицу.
13. Мультфильм
По басне И. Крылова был снят мультипликационный фильм.
-Какими вы увидели героев?
14. Итог урока.
–Что узнали о баснописце И.А. Крылове? (карточка с опорными словами – приложение 1)
-Какую басню читали? («Ворона и Лисица»)
-Исправьте ошибки (приложение 2)
-Что такое басня? Мораль? (Басня – краткий нравоучительный рассказ или стихотворение, в котором изображаются человеческие недостатки, поступки. Мораль – поучительный вывод, в начале или в конце басни).
-Чему учит нас басня? Какой урок несёт нам И. А. Крылов? Слайд 19,20 (Нельзя верить льстецам. Лесть опасна и вредна. Глуп тот, кто верит льстецу).
15.Рефлексия Слайд 21
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Урок дал мне для жизни…
16.Домашнее задание. Слайд 22
Выучить басню наизусть и раскрасить картинку( приложение 3)
17.Заключение Слайд 23
Источники:
«Чтение 5 класс». Учебник для специальных(коррекционных ) образовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2015, с. 99,100.
Интернет-ресурсы:
Deti-Online.com›Басни›Басни Крылова›Ворона и лисица