kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему" Человек и природа в рассказе В.Астафьева "Васюткино озеро"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводился в 5 классе в рамках общешкольного графика открытых уроков..Это один из уроков при изучении произведения В.Астафьева "Васюткино озеро".На уроке была использована мультимедийная презентация.Урок позволил проверить усвоение обучающимися содежания рассказа,а также возможность ориентироваться в окружающем мире.К уроку была подготовлена наглядность,записи звуков лесных птиц.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему" Человек и природа в рассказе В.Астафьева "Васюткино озеро" »

Тема: Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

Цели урока: повторить факты биографии писателя В.П. Астафьева (кратко), пробудить интерес к его личности ; продолжить работу по обучению аналитическому пересказу и аналитическому комментарию художественного текста, работу над характеристикой литературного героя; совершенствовать речевые умения: пересказ художественного произведения, выразительное чтение отрывков; развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном; помочь учащимся задуматься, как человеку выйти из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью; вызвать у учащихся эмоциональный отклик на прочитанное.

Тип урока: урок изучения нового материала.


Оборудование:

- Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть 2.

- Тетради по литературе.

-Мультимедийный проектор, презентация.


Словарная работа: автобиографическая проза


Ход урока


1.Орг.начало

2.Вступительное слово учителя, сообщение целей и задач урока

- Сегодня на уроке мы вновь обратимся к страницам автобиографического произведения В.П.Астафьева «Васюткино озеро», попытаемся выявить авторскую идею, выяснить , какова взаимосвязь между человеком и природой. СЛАЙД №1

-А эпиграфом к нашему уроку станут слова В.П.Астафьева: «Землю люблю свою и не устаю удивляться её красоте и неистощимому терпению и доброте…И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».

-Исходя из эпиграфа, давайте сформулируем тему нашего урока (Человек и природа) и запишем её в рабочих тетрадях


3.Актуализация знаний

-Какие факты вам известны из жизни автора?

-Итак, рассказ «Васюткино озеро» появился в 1956 году.

-Скажите, а к какому литературному жанру относится данное произведение? (автобиографическая проза)

- Что такое автобиографическая проза?

-А какова же история его появления вообще? Что говорится об этом в литературных архивах? (учебник стр. )


4.Работа по теме:


Слово учителя.

-Рассказ автобиографичен, так как основан на воспоминаниях детства и повествует о том, что случилось с писателем на самом деле. Воспоминания о детстве дороги Астафьеву потому, что в детские годы в трудных обстоятельствах складывалась личность, начинался человек.


Викторина «Кто самый внимательный читатель?»


-Почему стала плохо ловиться рыба?

-На какой реке происходили события?

-Сколько рыбы вытаскивали рыбаки за одну тоню в сутки?

-Чем снабжал Васютка рыбаков?

-Почему мать заставила Васютку взять в тайгу хлеба?

-Что такое затесь?

-Какую птицу первой увидел мальчик?

-Стрелял ли в нее Васютка?

-Как Васютке удалось отвлечь внимание глухаря?

-Сколько, по его мнению, весил пойманный глухарь?

-Когда Васютка понял, что заблудился?

-О чем пожалел мальчик после того, как зажарил глухаря?

-Сколько патронов осталось у Васютки, после того, как он выстрелил в воздух?

-По каким признакам мальчик определил, что выходит к воде?

- За чем наблюдал Васютка, ночуя у костра?

-Почему удивился Васютка, увидев в озере рыбу?

-Кого мечтал увидеть Васютка, укладываясь спать?

-Как Васютка выбрался к реке?

-В чём упрекнул отец Васютку по пути к озеру?


Беседа: делимся впечатлениями о прочитанном.


-Понравился ли вам рассказ?

-Что больше всего запомнилось, что заинтересовало?



Аналитическое чтение. Беседа.

-Кто главный герой рассказа? Сколько ему лет?

-Почему Васютка отправился в тайгу? Отчего ему было скучно? (Слайд 12).

-Что дала ему мать перед дорогой и каковы были её напутственные слова?

(Краюшку хлеба. «Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать».

-Почему мать так говорит?

-Каков старинный порядок? (Идёшь в лес – бери еду, бери спички.)

-Почему Васютка не стал спорить? (ПАМЯТКА)

-Как сначала себя чувствовал Васютка в тайге? Найдите в тексте. Зачитайте.(стр.122)

-Почему Васютка спокойно шёл по тайге? ( Знакома, не раз бывал, следил за затесями)

-Почему Васютка разговаривал в тайге вслух?

- Слайд 13. Какие эпизоды изображены на этих иллюстрациях ? С этими эпизодами мы сегодня на уроке и будем работать.

- С какой птицей встретился? ( Слайд 14).

-Что узнали о повадках этой птицы?

( Удивительно чуткий клюв у кедровки. Пустые орехи она даже не вынимает из гнёздышка)

-Какую пользу приносит эта птица?

(Питается насекомыми, разносит по тайге семена кедра)

-Почему Васютка не стал в неё стрелять?

-Почему заряды в тайге берегли, называя их по-хозяйски припасами?

-Что заставило Васютку забыть о сборе шишек? Кого он увидел? ( Слайд 15).

-Как обычно проходит охота на глухаря? Зачитайте.

( стр. 124 – «Мальчик стоял неподвижно…»)

-Что сделал Васютка дальше?

-О чём говорит поведение мальчика? (В нём проснулся охотничий азарт)

-В какой момент Васютка понял, что заблудился?

(«Где же затеси?» ) (ПАМЯТКА)

- Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил что заблудился?

- А потом он увидел истлевшую тушку птицы, муху, попавшую в паутину.

«Васютка ещё не знал, что страшное в жизни начинается очень просто».

-О чём он подумал? Какое мысленное сравнение пришло ему в голову?

(Муха – пленница паука, а он сам – пленник тайги.)

-Страшно ли было Васютке? Почему?

(Да, ведь он знал много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха свойственно всем людям. Не надо его стыдиться, надо стараться перебороть страх, найти выход.)

- Чьи слова Васютка вспомнил, когда ему стало плохо? Что это за слова? Объясните их смысл.

(Тайга наша кормилица, хлипких не любит)

- Что он сделал в первую очередь? О чём это свидетельствует? ( Решил, что надо взять себя в руки, «перво- наперво надо развести огонь. Собрал сухие ветки, сорвал пучок сухого мха-бородача, сложил всё в кучу и поджёг. Запасся на ночь дровами.)

- Как мальчик приготовил себе еду?


- В чём укорил себя Васютка, когда начал ужинать?


-Что сделал, поев? (Сложил остатки еды в мешок, повесил его на сук, чтобы мыши или кто-нибудь ещё не добрался до харчей, перенёс в сторону костёр, убрал все угольки, набросал веток с хвоей, мху и лёг, укрывшись телогрейкой)


- О чём говорит такое поведение мальчика в тайге?


-Расскажите, как прошла первая ночь Васютки в тайге?


- Какие черты характера обнаружились в мальчике?


-На следующий день произошла ещё одна встреча мальчика с миром природы. С кем? Почему Васютка разговаривал с белкой? (Слайд 16)


-На основании поведения Васютки ответьте на вопрос: «Как и почему Васютка относится к окружающей его природе?» ( Васютка убивал дичь как охотник, чтобы прокормиться, а не ради забавы, воспринимал животных и птиц как равных: сердился на кедровку, разговаривал с белкой. Он хорошо знает жизнь и повадки птиц и животных).


-Мы много говорили о поведении мальчика в тайге. Автор неоднократно описывает тайгу. Прочитаем одно из описаний и попробуем определить его роль в произведении. –стр.129 «Тайга, тайга без конца и края».- выразительное чтение. Слайд 17.


-Почему тайга казалась мальчику молчаливой и равнодушной? Почему тайга напоминала Васютке море? (Слайд 18). Как автор усиливает мрачность пейзажа? Какие слова использованы при описании тайги? Какое впечатление производит этот пейзаж на читателей? Почему? Как чувствует себя мальчик в этот момент? Какую роль играет здесь пейзаж?


- Какие ещё трудности пришлось преодолеть мальчику на своём пути?


-Где провёл мальчик 2-ую ночь? Почему ему было очень тяжело?


-Чем отличалась 3-я ночь?


-Почему Васютка искал лиственные деревья среди хвойных? (Слайд 19)

-Расскажите, как Васютка нашёл озеро.


- В чём увидел мальчик своё спасение? Что привлекло его внимание? (В озере. “Утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное”). Слайд 20.


- Что удивило Васютку, когда он глядел в озеро? (Много рыбы. “В озере – белая рыба!”) (показать рыб)


-Кому благодарен Васютка за своё спасение?


-Почему называет реку Енисеюшко?


- Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой после четырёх дней скитания по тайге? Только ли радость оттого что спасён? Докажите словами из текста. Как это его характеризует?


- Что предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот? (Разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья.)


- Что помогло Васютке выжить, выстоять наедине с суровой тайгой? Слайд 21.


-Чему можно поучиться у Васютки?


-Какие достоверные знания о тайге, особенностях поведения в ней вы получили, прочитав рассказ? Что нового для себя о жизни тайги узнали?


-Как человек должен относиться к природе?


-Какие ещё герои, кроме Васютки есть в рассказе? (Васютка – мальчик, 13 лет; мать Анна; отец Григорий Афанасьевич Шадрин – бригадир рыболоведческой бригады; дедушка Афанасий; дядя Коляда – старшина рыбосборочного бота, учительница.)


-Подумаем, какую роль играют второстепенные герои в рассказе Астафьева? Что узнали о родных Васютки?

-Как часто мальчик вспоминает своих близких и знакомых, какую роль для него играют эти воспоминания?


- перечитаем эпизоды его разговора с дедушкой и с отцом. Как раскрываются их характеры в этих воспоминаниях?

стр.140-«Эх, Васюха, Васюха..»

стр.141-«через два дня...»


-Какими вы представляете характеры этих людей?



Интересен и богат язык произведения.

Узнайте по эпитетам, о чем говорится:

(лес) неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый; -14

(тайга) молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая; -23

(озеро) небольшое, унылое, подёрнутое ряской; -25

(туман) молочный, клейкий, неподвижный; -29

(звезды) далёкие, таинственные, мерцающие; -29

(река) раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая-35

Встречаются в рассказе сравнения:

“в лес бесшумно, как сова, прилетела ночь”;

“густая, как смоль, темень начала редеть”;

“с высоты тайга казалась огромным тёмным морем”;

“голос пролетел над тайгой и упал кедровой шишкой в мох”;

“на воду падали отблески заката, тянулись и живыми струями в глубину и терялись там, не достигая дна” – 26;

“показался маленький, похожий на ноготок, месяц”; 28

“будто тоненькие пластинки свёклы, на земле лежали тёмно-красные листья” - 33;

“середина озера напоминала сейчас раскалённую печку” - 27;

“где-то среди этих кляксочек и та, которую именуют Васюткиным озером” - 45.



- На какой день перед Васюткой оказалось озеро? Как оно выглядело? Найдите его описание?( стр.190)

-Какой из предложенных пейзажей наиболее соответствует авторскому описанию, почему? СЛАЙД №8

- У поэта Николая Заболоцкого есть стихотворение «Лесное озеро», давайте послушаем его и сделаем вывод, можно ли соотнести озеро, которое нашел Васютка, и лесное озеро, изображенное Заболоцким.

Николай Заболоцкий

Лесное озеро

Опять мне блеснула, окована сном,

Хрустальная чаша во мраке лесном.

Сквозь битвы деревьев и волчьи сраженья,

Где пьют насекомые сок из растенья,

Где буйствуют стебли и стонут цветы,

Где хищными тварями правит природа,

Пробрался к тебе я и замер у входа,

Раздвинув руками сухие кусты.

В венце из кувшинок, в уборе осок,

В сухом ожерелье растительных дудок

Лежал целомудренной влаги кусок,

Убежище рыб и пристанище уток.

Но странно, как тихо и важно кругом!

Откуда в трущобах такое величье?

Зачем не беснуется полчище птичье,

Но спит, убаюкано сладостным сном?

Один лишь кулик на судьбу негодует

И в дудку растенья бессмысленно дует.

И озеро в тихом вечернем огне

Лежит в глубине, неподвижно сияя,

И сосны, как свечи, стоят в вышине,

Смыкаясь рядами от края до края.

- Как озеро спасло мальчика?(ему удалось выйти к Енисею)Или на самом деле его спас все же Енисей? СЛАЙД №9

-Давайте найдем в тексте встречу Васютки с Енисеем( стр.196)

- В чем была его заслуга в эти последние мучительные часы? (Не

терял силы духа и надеялся , что Енисей поможет ему выжить)

-Почему же так назван рассказ?

Васютка открыл озеро, его не было на карте. Васютка – проводник. Он привел отца и его бригаду к озеру, в котором водилось много речной рыбы. Тем самым помог потерявшим работу взрослым, выйти из отчаяния.

- Где же находится это озеро? Зачитайте. С. 45. Обратиться к картам.

-Какие мысли возникают у вас после чтения рассказа “Васюткино озеро”?

Изучать и знать природу, знать повадки животных, уметь ориентироваться. Ведь мальчик мог погибнуть в тайге. Автор заставляет читателя лучше узнать о своем крае.

- Какова идея рассказа? Что хотел донести В.П.Астафьев до читателя?

Автор показал одновременно суровость, строгую красоту и щедрость тайги. Необходимо любить, беречь свой край, гордиться им, как гордился и любил свой край сам автор.

- Какой Васютка?

Добрый, заботливый, пытливый, ловкий, внимательный, славный, выносливый, терпеливый, разумный, смышлёный, разговорчивый, откровенный, смелый, рассудительный.

5.Итог урока


- Итак, давайте сделаем вывод, каково значение природы для человека, и как это отражается в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро», какова идея(что такое идея) автора.

- Огромная просьба- ответы аргументировать примерами из текста.

  1. Картины природы помогают отразить чувства и состояние героя.

  2. Бережное отношение к природе помогает человеку использовать её богатства себе во благо(пища, кров, тепло)

  3. Знание законов природы помогает человеку выжить

  4. Человек и природа неразрывно связаны между собой.



- И как общий вывод прозвучит для нас сейчас стихотворение Вадима Шефнера.(Вика читает наизусть стихотворение)

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей;

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей;

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши:

Она – твой давний добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она одна.




6.Д/з:

- Вместе с Васюткой мы путешествовали по тайге, переживали, отчаивались, радовались, и мне хотелось бы, чтобы каждый из вас написал дома Васютке письмо- отзыв о нашем совместном путешествии или о том, чему вы научились у героя










































- На какой день перед Васюткой оказалось озеро? Как оно выглядело? Найдите его описание?( стр.190)

-Какой из предложенных пейзажей наиболее соответствует авторскому описанию, почему? СЛАЙД №8

- У поэта Николая Заболоцкого есть стихотворение «Лесное озеро», давайте послушаем его и сделаем вывод, можно ли соотнести озеро, которое нашел Васютка, и лесное озеро, изображенное Заболоцким.

Николай Заболоцкий

Лесное озеро

Опять мне блеснула, окована сном,

Хрустальная чаша во мраке лесном.

Сквозь битвы деревьев и волчьи сраженья,

Где пьют насекомые сок из растенья,

Где буйствуют стебли и стонут цветы,

Где хищными тварями правит природа,

Пробрался к тебе я и замер у входа,

Раздвинув руками сухие кусты.

В венце из кувшинок, в уборе осок,

В сухом ожерелье растительных дудок

Лежал целомудренной влаги кусок,

Убежище рыб и пристанище уток.

Но странно, как тихо и важно кругом!

Откуда в трущобах такое величье?

Зачем не беснуется полчище птичье,

Но спит, убаюкано сладостным сном?

Один лишь кулик на судьбу негодует

И в дудку растенья бессмысленно дует.

И озеро в тихом вечернем огне

Лежит в глубине, неподвижно сияя,

И сосны, как свечи, стоят в вышине,

Смыкаясь рядами от края до края.

- Как озеро спасло мальчика?(ему удалось выйти к Енисею)Или на самом деле его спас все же Енисей? СЛАЙД №9

-Давайте найдем в тексте встречу Васютки с Енисеем( стр.196)

- В чем была его заслуга в эти последние мучительные часы? (Не

терял силы духа и надеялся , что Енисей поможет ему выжить)





III. Подведение итогов урока. Итоговая беседа. Комментирование деятельности учащихся



- Итак, давайте сделаем вывод, каково значение природы для человека, и как это отражается в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро», какова идея(что такое идея) автора.

- Огромная просьба- ответы аргументировать примерами из текста.

  1. Картины природы помогают отразить чувства и состояние героя.

  2. Бережное отношение к природе помогает человеку использовать её богатства себе во благо(пища, кров, тепло)

  3. Знание законов природы помогает человеку выжить

  4. Человек и природа неразрывно связаны между собой.



- И как общий вывод прозвучит для нас сейчас стихотворение Вадима Шефнера.(Настя читает наизусть стихотворение)

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей;

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей;

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши:

Она – твой давний добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она одна.




IV. Домашнее задание.

Перечитать понравившиеся эпизоды, составить план рассказа.

Приготовьте рисунок к понравившемуся эпизоду из рассказа “Васюткино озеро”.



-Что же нужно помнить идущему в лес? Группа «Юннатов» подготовила для нас с вами памятку идущему в лес, давайте послушаем. СЛАЙД №

- А теперь давайте отправимся в тайгу вместе с главным героем Васюткой. Музыка леса, пение птиц.

- С какого события начались приключения Васютки?( встреча с глухарем)

-Найдите описание тайги, как рисует её автор?(стр.183) СЛАЙД №6 Какие изобразительные средства использует? Для чего?(передает состояние главного героя)

-Почему же Васютка заблудился? Какую оплошность допустил? Что символизирует паутина, изображаемая автором?(муха- пленница паука, мальчик – пленник леса)

- Сделаем выводы: что же помогает нам разобраться в чувствах и эмоциях героя?( картины природы- описание тайги, муха в паутине)

- Итак, мальчик четко осознал, что заблудился. Как это случилось? Давайте вспомним монолог Васютки?(Монолог Васютки наизусть стр.184-185)

- Какие слова отца и деда помогли мальчику собраться?(стр. 185 «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!»)

- Почему отец и дед считали тайгу кормилицей?

- Что предпринял герой, чтобы спастись?

- Как природа и знание законов тайги способствовали этому?( в лесу он нашел и пищу, и кров, и тепло)





II. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя о В. П. Астафьеве. С показом презентации.

Слайд 1. Совсем недавно ушёл из жизни В.П. Астафьев. Он родился 1 сентября 1924 года в Красноярском крае, в селе Овсянка на берегу Енисея. К самому берегу подступает вековая тайга.

Мальчику было 7 лет, когда утонула его мать- Лидия Ильинична. Её он любил безгранично. Только заботами бабушки Екатерины Петровны было окрашено его одинокое сиротское детство. Довелось ему быть беспризорником, узнать, что такое детский дом. Склонность к сочинительству обнаружилась у него очень рано – в 4-5 лет.

За этот талант бабушка звала его «хлопушкой», что по-сибирски означало врунишка. Школу он заканчивал в Игарке.

Слайд 2. Из родных мест ушёл добровольцем в 1942 году на фронт, сражался, дважды был ранен, контужен. Награждён орденом Красной Звезды, несколькими медалями. После войны вернулся на родину, работал в газете «Чусовой рабочий», где и началась его литературная деятельность. Всего он создал 373 произведения, писал о войне ,о природе, о своих земляках. До самого последнего дня продолжал писать.

Слайды 3,4,5,6. В родной Овсянке он поставил себе дом напротив бабушкиного. В доме горница, небольшой кабинетик, небольшой огород. Человеку городскому такие условия покажутся некомфортными, но этот маленький домик лишний раз подтверждает, как этот человек был скромен, несмотря на его известность не только у нас в стране, но и за рубежом.

Его малая родина была самым дорогим для него местом: «Пуще приворотного зелья мне эта даль и эта близь- леса, горы, перевалы и главное – вот эта притиснутая ими к Енисею деревенька, издали, с высоты такая смирная, такая сиротливая, что стоном стонать хочется от любви и жалости к ней».

Слайд 7. К самому берегу подступает вековая тайга. В.П. Астафьев писал: «Землю люблю свою и не стаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте …. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».

Под стать сибирским богатствам и просторам и талант писателя. Он создал много книг о войне, о мире, о детях, о природе, и каждая из них пропитана радостной музыкой человеческой души.

Слайды 8-9. В Овсянке сегодня существует мемориальный комплекс В.П.Астафьева. Благодаря его усилиям, в Красноярске создан литературный музей. В Красноярске же В.П. Астафьеву поставлен памятник. Слайд 10.

Слайд 11. А сейчас мы переходим к изучению интересного рассказа для детей- «Васюткино озеро». Рассказ написан в 1956 году. Сейчас мы познакомимся с историей его создания по учебнику - стр.119.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок на тему" Человек и природа в рассказе В.Астафьева "Васюткино озеро"

Автор: Кочеткова Ирина Владимировна

Дата: 03.12.2014

Номер свидетельства: 139058


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства