Урок на тему" Человек и природа в рассказе В.Астафьева "Васюткино озеро"
Урок на тему" Человек и природа в рассказе В.Астафьева "Васюткино озеро"
Данный урок проводился в 5 классе в рамках общешкольного графика открытых уроков..Это один из уроков при изучении произведения В.Астафьева "Васюткино озеро".На уроке была использована мультимедийная презентация.Урок позволил проверить усвоение обучающимися содежания рассказа,а также возможность ориентироваться в окружающем мире.К уроку была подготовлена наглядность,записи звуков лесных птиц.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок на тему" Человек и природа в рассказе В.Астафьева "Васюткино озеро" »
Тема: Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро».
Цели урока: повторить факты биографии писателя В.П. Астафьева (кратко), пробудить интерес к его личности ; продолжить работу по обучению аналитическому пересказу и аналитическому комментарию художественного текста, работу над характеристикой литературного героя; совершенствовать речевые умения: пересказ художественного произведения, выразительное чтение отрывков; развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном; помочь учащимся задуматься, как человеку выйти из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью; вызвать у учащихся эмоциональный отклик на прочитанное.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование:
- Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть 2.
- Тетради по литературе.
-Мультимедийный проектор, презентация.
Словарная работа: автобиографическая проза
Ход урока
1.Орг.начало
2.Вступительное слово учителя, сообщение целей и задач урока
- Сегодня на уроке мы вновь обратимся к страницам автобиографического произведения В.П.Астафьева «Васюткино озеро», попытаемся выявить авторскую идею, выяснить , какова взаимосвязь между человеком и природой. СЛАЙД №1
-А эпиграфом к нашему уроку станут слова В.П.Астафьева: «Землю люблю свою и не устаю удивляться её красоте и неистощимому терпению и доброте…И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».
-Исходя из эпиграфа, давайте сформулируем тему нашего урока (Человек и природа) и запишем её в рабочих тетрадях
3.Актуализация знаний
-Какие факты вам известны из жизни автора?
-Итак, рассказ «Васюткино озеро» появился в 1956 году.
-Скажите, а к какому литературному жанру относится данное произведение? (автобиографическая проза)
- Что такое автобиографическая проза?
-А какова же история его появления вообще? Что говорится об этом в литературных архивах? (учебник стр. )
4.Работа по теме:
Слово учителя.
-Рассказ автобиографичен, так как основан на воспоминаниях детства и повествует о том, что случилось с писателем на самом деле. Воспоминания о детстве дороги Астафьеву потому, что в детские годы в трудных обстоятельствах складывалась личность, начинался человек.
Викторина «Кто самый внимательный читатель?»
-Почему стала плохо ловиться рыба?
-На какой реке происходили события?
-Сколько рыбы вытаскивали рыбаки за одну тоню в сутки?
-Чем снабжал Васютка рыбаков?
-Почему мать заставила Васютку взять в тайгу хлеба?
-Что такое затесь?
-Какую птицу первой увидел мальчик?
-Стрелял ли в нее Васютка?
-Как Васютке удалось отвлечь внимание глухаря?
-Сколько, по его мнению, весил пойманный глухарь?
-Когда Васютка понял, что заблудился?
-О чем пожалел мальчик после того, как зажарил глухаря?
-Сколько патронов осталось у Васютки, после того, как он выстрелил в воздух?
-По каким признакам мальчик определил, что выходит к воде?
- За чем наблюдал Васютка, ночуя у костра?
-Почему удивился Васютка, увидев в озере рыбу?
-Кого мечтал увидеть Васютка, укладываясь спать?
-Как Васютка выбрался к реке?
-В чём упрекнул отец Васютку по пути к озеру?
Беседа: делимся впечатлениями о прочитанном.
-Понравился ли вам рассказ?
-Что больше всего запомнилось, что заинтересовало?
Аналитическое чтение. Беседа.
-Кто главный герой рассказа? Сколько ему лет?
-Почему Васютка отправился в тайгу? Отчего ему было скучно? (Слайд 12).
-Что дала ему мать перед дорогой и каковы были её напутственные слова?
(Краюшку хлеба. «Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать».
-Почему мать так говорит?
-Каков старинный порядок? (Идёшь в лес – бери еду, бери спички.)
-Почему Васютка не стал спорить? (ПАМЯТКА)
-Как сначала себя чувствовал Васютка в тайге? Найдите в тексте. Зачитайте.(стр.122)
-Почему Васютка спокойно шёл по тайге? ( Знакома, не раз бывал, следил за затесями)
-Почему Васютка разговаривал в тайге вслух?
- Слайд 13. Какие эпизоды изображены на этих иллюстрациях ? С этими эпизодами мы сегодня на уроке и будем работать.
- С какой птицей встретился? ( Слайд 14).
-Что узнали о повадках этой птицы?
( Удивительно чуткий клюв у кедровки. Пустые орехи она даже не вынимает из гнёздышка)
-Какую пользу приносит эта птица?
(Питается насекомыми, разносит по тайге семена кедра)
-Почему Васютка не стал в неё стрелять?
-Почему заряды в тайге берегли, называя их по-хозяйски припасами?
-Что заставило Васютку забыть о сборе шишек? Кого он увидел? ( Слайд 15).
-Как обычно проходит охота на глухаря? Зачитайте.
( стр. 124 – «Мальчик стоял неподвижно…»)
-Что сделал Васютка дальше?
-О чём говорит поведение мальчика? (В нём проснулся охотничий азарт)
-В какой момент Васютка понял, что заблудился?
(«Где же затеси?» ) (ПАМЯТКА)
- Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил что заблудился?
- А потом он увидел истлевшую тушку птицы, муху, попавшую в паутину.
«Васютка ещё не знал, что страшное в жизни начинается очень просто».
-О чём он подумал? Какое мысленное сравнение пришло ему в голову?
(Муха – пленница паука, а он сам – пленник тайги.)
-Страшно ли было Васютке? Почему?
(Да, ведь он знал много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха свойственно всем людям. Не надо его стыдиться, надо стараться перебороть страх, найти выход.)
- Чьи слова Васютка вспомнил, когда ему стало плохо? Что это за слова? Объясните их смысл.
(Тайга наша кормилица, хлипких не любит)
- Что он сделал в первую очередь? О чём это свидетельствует? ( Решил, что надо взять себя в руки, «перво- наперво надо развести огонь. Собрал сухие ветки, сорвал пучок сухого мха-бородача, сложил всё в кучу и поджёг. Запасся на ночь дровами.)
- Как мальчик приготовил себе еду?
- В чём укорил себя Васютка, когда начал ужинать?
-Что сделал, поев? (Сложил остатки еды в мешок, повесил его на сук, чтобы мыши или кто-нибудь ещё не добрался до харчей, перенёс в сторону костёр, убрал все угольки, набросал веток с хвоей, мху и лёг, укрывшись телогрейкой)
- О чём говорит такое поведение мальчика в тайге?
-Расскажите, как прошла первая ночь Васютки в тайге?
- Какие черты характера обнаружились в мальчике?
-На следующий день произошла ещё одна встреча мальчика с миром природы. С кем? Почему Васютка разговаривал с белкой? (Слайд 16)
-На основании поведения Васютки ответьте на вопрос: «Как и почему Васютка относится к окружающей его природе?» ( Васютка убивал дичь как охотник, чтобы прокормиться, а не ради забавы, воспринимал животных и птиц как равных: сердился на кедровку, разговаривал с белкой. Он хорошо знает жизнь и повадки птиц и животных).
-Мы много говорили о поведении мальчика в тайге. Автор неоднократно описывает тайгу. Прочитаем одно из описаний и попробуем определить его роль в произведении. –стр.129 «Тайга, тайга без конца и края».- выразительное чтение. Слайд 17.
-Почему тайга казалась мальчику молчаливой и равнодушной? Почему тайга напоминала Васютке море? (Слайд 18). Как автор усиливает мрачность пейзажа? Какие слова использованы при описании тайги? Какое впечатление производит этот пейзаж на читателей? Почему? Как чувствует себя мальчик в этот момент? Какую роль играет здесь пейзаж?
- Какие ещё трудности пришлось преодолеть мальчику на своём пути?
-Где провёл мальчик 2-ую ночь? Почему ему было очень тяжело?
-Чем отличалась 3-я ночь?
-Почему Васютка искал лиственные деревья среди хвойных? (Слайд 19)
-Расскажите, как Васютка нашёл озеро.
- В чём увидел мальчик своё спасение? Что привлекло его внимание? (В озере. “Утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное”). Слайд 20.
- Что удивило Васютку, когда он глядел в озеро? (Много рыбы. “В озере – белая рыба!”) (показать рыб)
-Кому благодарен Васютка за своё спасение?
-Почему называет реку Енисеюшко?
- Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой после четырёх дней скитания по тайге? Только ли радость оттого что спасён? Докажите словами из текста. Как это его характеризует?
- Что предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот? (Разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья.)
- Что помогло Васютке выжить, выстоять наедине с суровой тайгой? Слайд 21.
-Чему можно поучиться у Васютки?
-Какие достоверные знания о тайге, особенностях поведения в ней вы получили, прочитав рассказ? Что нового для себя о жизни тайги узнали?
-Как человек должен относиться к природе?
-Какие ещё герои, кроме Васютки есть в рассказе? (Васютка – мальчик, 13 лет; мать Анна; отец Григорий Афанасьевич Шадрин – бригадир рыболоведческой бригады; дедушка Афанасий; дядя Коляда – старшина рыбосборочного бота, учительница.)
-Подумаем, какую роль играют второстепенные герои в рассказе Астафьева? Что узнали о родных Васютки?
-Как часто мальчик вспоминает своих близких и знакомых, какую роль для него играют эти воспоминания?
- перечитаем эпизоды его разговора с дедушкой и с отцом. Как раскрываются их характеры в этих воспоминаниях?
(река) раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая-35
Встречаются в рассказе сравнения:
“в лес бесшумно, как сова, прилетела ночь”;
“густая, как смоль, темень начала редеть”;
“с высоты тайга казалась огромным тёмным морем”;
“голос пролетел над тайгой и упал кедровой шишкой в мох”;
“на воду падали отблески заката, тянулись и живыми струями в глубину и терялись там, не достигая дна” – 26;
“показался маленький, похожий на ноготок, месяц”; 28
“будто тоненькие пластинки свёклы, на земле лежали тёмно-красные листья” - 33;
“середина озера напоминала сейчас раскалённую печку” - 27;
“где-то среди этих кляксочек и та, которую именуют Васюткиным озером” - 45.
- На какой день перед Васюткой оказалось озеро? Как оно выглядело? Найдите его описание?( стр.190)
-Какой из предложенных пейзажей наиболее соответствует авторскому описанию, почему? СЛАЙД №8
- У поэта Николая Заболоцкого есть стихотворение «Лесное озеро», давайте послушаем его и сделаем вывод, можно ли соотнести озеро, которое нашел Васютка, и лесное озеро, изображенное Заболоцким.
Николай Заболоцкий
Лесное озеро
Опять мне блеснула, окована сном,
Хрустальная чаша во мраке лесном.
Сквозь битвы деревьев и волчьи сраженья,
Где пьют насекомые сок из растенья,
Где буйствуют стебли и стонут цветы,
Где хищными тварями правит природа,
Пробрался к тебе я и замер у входа,
Раздвинув руками сухие кусты.
В венце из кувшинок, в уборе осок,
В сухом ожерелье растительных дудок
Лежал целомудренной влаги кусок,
Убежище рыб и пристанище уток.
Но странно, как тихо и важно кругом!
Откуда в трущобах такое величье?
Зачем не беснуется полчище птичье,
Но спит, убаюкано сладостным сном?
Один лишь кулик на судьбу негодует
И в дудку растенья бессмысленно дует.
И озеро в тихом вечернем огне
Лежит в глубине, неподвижно сияя,
И сосны, как свечи, стоят в вышине,
Смыкаясь рядами от края до края.
- Как озеро спасло мальчика?(ему удалось выйти к Енисею)Или на самом деле его спас все же Енисей? СЛАЙД №9
-Давайте найдем в тексте встречу Васютки с Енисеем( стр.196)
- В чем была его заслуга в эти последние мучительные часы? (Не
терял силы духа и надеялся , что Енисей поможет ему выжить)
-Почему же так назван рассказ?
Васютка открыл озеро, его не было на карте. Васютка – проводник. Он привел отца и его бригаду к озеру, в котором водилось много речной рыбы. Тем самым помог потерявшим работу взрослым, выйти из отчаяния.
- Где же находится это озеро? Зачитайте. С. 45. Обратиться к картам.
-Какие мысли возникают у вас после чтения рассказа “Васюткино озеро”?
Изучать и знать природу, знать повадки животных, уметь ориентироваться. Ведь мальчик мог погибнуть в тайге. Автор заставляет читателя лучше узнать о своем крае.
- Какова идея рассказа? Что хотел донести В.П.Астафьев до читателя?
Автор показал одновременно суровость, строгую красоту и щедрость тайги. Необходимо любить, беречь свой край, гордиться им, как гордился и любил свой край сам автор.
- Итак, давайте сделаем вывод, каково значение природы для человека, и как это отражается в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро», какова идея(что такое идея) автора.
- Огромная просьба- ответы аргументировать примерами из текста.
Картины природы помогают отразить чувства и состояние героя.
Бережное отношение к природе помогает человеку использовать её богатства себе во благо(пища, кров, тепло)
Знание законов природы помогает человеку выжить
Человек и природа неразрывно связаны между собой.
- И как общий вывод прозвучит для нас сейчас стихотворение Вадима Шефнера.(Вика читает наизусть стихотворение)
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей;
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши:
Она – твой давний добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она одна.
6.Д/з:
- Вместе с Васюткой мы путешествовали по тайге, переживали, отчаивались, радовались, и мне хотелось бы, чтобы каждый из вас написал дома Васютке письмо- отзыв о нашем совместном путешествии или о том, чему вы научились у героя
- На какой день перед Васюткой оказалось озеро? Как оно выглядело? Найдите его описание?( стр.190)
-Какой из предложенных пейзажей наиболее соответствует авторскому описанию, почему? СЛАЙД №8
- У поэта Николая Заболоцкого есть стихотворение «Лесное озеро», давайте послушаем его и сделаем вывод, можно ли соотнести озеро, которое нашел Васютка, и лесное озеро, изображенное Заболоцким.
Николай Заболоцкий
Лесное озеро
Опять мне блеснула, окована сном,
Хрустальная чаша во мраке лесном.
Сквозь битвы деревьев и волчьи сраженья,
Где пьют насекомые сок из растенья,
Где буйствуют стебли и стонут цветы,
Где хищными тварями правит природа,
Пробрался к тебе я и замер у входа,
Раздвинув руками сухие кусты.
В венце из кувшинок, в уборе осок,
В сухом ожерелье растительных дудок
Лежал целомудренной влаги кусок,
Убежище рыб и пристанище уток.
Но странно, как тихо и важно кругом!
Откуда в трущобах такое величье?
Зачем не беснуется полчище птичье,
Но спит, убаюкано сладостным сном?
Один лишь кулик на судьбу негодует
И в дудку растенья бессмысленно дует.
И озеро в тихом вечернем огне
Лежит в глубине, неподвижно сияя,
И сосны, как свечи, стоят в вышине,
Смыкаясь рядами от края до края.
- Как озеро спасло мальчика?(ему удалось выйти к Енисею)Или на самом деле его спас все же Енисей? СЛАЙД №9
-Давайте найдем в тексте встречу Васютки с Енисеем( стр.196)
- В чем была его заслуга в эти последние мучительные часы? (Не
терял силы духа и надеялся , что Енисей поможет ему выжить)
III. Подведение итогов урока. Итоговая беседа. Комментирование деятельности учащихся
- Итак, давайте сделаем вывод, каково значение природы для человека, и как это отражается в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро», какова идея(что такое идея) автора.
- Огромная просьба- ответы аргументировать примерами из текста.
Картины природы помогают отразить чувства и состояние героя.
Бережное отношение к природе помогает человеку использовать её богатства себе во благо(пища, кров, тепло)
Знание законов природы помогает человеку выжить
Человек и природа неразрывно связаны между собой.
- И как общий вывод прозвучит для нас сейчас стихотворение Вадима Шефнера.(Настя читает наизусть стихотворение)
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей;
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши:
Она – твой давний добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она одна.
IV. Домашнее задание.
Перечитать понравившиеся эпизоды, составить план рассказа.
Приготовьте рисунок к понравившемуся эпизоду из рассказа “Васюткино озеро”.
-Что же нужно помнить идущему в лес? Группа «Юннатов» подготовила для нас с вами памятку идущему в лес, давайте послушаем. СЛАЙД №
- А теперь давайте отправимся в тайгу вместе с главным героем Васюткой. Музыка леса, пение птиц.
- С какого события начались приключения Васютки?( встреча с глухарем)
-Найдите описание тайги, как рисует её автор?(стр.183) СЛАЙД №6 Какие изобразительные средства использует? Для чего?(передает состояние главного героя)
-Почему же Васютка заблудился? Какую оплошность допустил? Что символизирует паутина, изображаемая автором?(муха- пленница паука, мальчик – пленник леса)
- Сделаем выводы: что же помогает нам разобраться в чувствах и эмоциях героя?( картины природы- описание тайги, муха в паутине)
- Итак, мальчик четко осознал, что заблудился. Как это случилось? Давайте вспомним монолог Васютки?(Монолог Васютки наизусть стр.184-185)
- Какие слова отца и деда помогли мальчику собраться?(стр. 185 «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!»)
- Почему отец и дед считали тайгу кормилицей?
- Что предпринял герой, чтобы спастись?
- Как природа и знание законов тайги способствовали этому?( в лесу он нашел и пищу, и кров, и тепло)
II. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя о В. П. Астафьеве. С показом презентации.
Слайд 1. Совсем недавно ушёл из жизни В.П. Астафьев. Он родился 1 сентября 1924 года в Красноярском крае, в селе Овсянка на берегу Енисея. К самому берегу подступает вековая тайга.
Мальчику было 7 лет, когда утонула его мать- Лидия Ильинична. Её он любил безгранично. Только заботами бабушки Екатерины Петровны было окрашено его одинокое сиротское детство. Довелось ему быть беспризорником, узнать, что такое детский дом. Склонность к сочинительству обнаружилась у него очень рано – в 4-5 лет.
За этот талант бабушка звала его «хлопушкой», что по-сибирски означало врунишка. Школу он заканчивал в Игарке.
Слайд 2. Из родных мест ушёл добровольцем в 1942 году на фронт, сражался, дважды был ранен, контужен. Награждён орденом Красной Звезды, несколькими медалями. После войны вернулся на родину, работал в газете «Чусовой рабочий», где и началась его литературная деятельность. Всего он создал 373 произведения, писал о войне ,о природе, о своих земляках. До самого последнего дня продолжал писать.
Слайды 3,4,5,6. В родной Овсянке он поставил себе дом напротив бабушкиного. В доме горница, небольшой кабинетик, небольшой огород. Человеку городскому такие условия покажутся некомфортными, но этот маленький домик лишний раз подтверждает, как этот человек был скромен, несмотря на его известность не только у нас в стране, но и за рубежом.
Его малая родина была самым дорогим для него местом: «Пуще приворотного зелья мне эта даль и эта близь- леса, горы, перевалы и главное – вот эта притиснутая ими к Енисею деревенька, издали, с высоты такая смирная, такая сиротливая, что стоном стонать хочется от любви и жалости к ней».
Слайд 7. К самому берегу подступает вековая тайга. В.П. Астафьев писал: «Землю люблю свою и не стаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте …. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».
Под стать сибирским богатствам и просторам и талант писателя. Он создал много книг о войне, о мире, о детях, о природе, и каждая из них пропитана радостной музыкой человеческой души.
Слайды 8-9. В Овсянке сегодня существует мемориальный комплекс В.П.Астафьева. Благодаря его усилиям, в Красноярске создан литературный музей. В Красноярске же В.П. Астафьеву поставлен памятник. Слайд 10.
Слайд 11. А сейчас мы переходим к изучению интересного рассказа для детей- «Васюткино озеро». Рассказ написан в 1956 году. Сейчас мы познакомимся с историей его создания по учебнику - стр.119.