kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-мастерская ценностных ориентаций "Уроки доброты (по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель – создание  условий для осознания,  творческого осмысления, активного восприятия учебной информации, приобретение знаний о самом себе, воспитание, духовное развитие личности школьников.

Задачи:

  • развивать творческие способности, творческое самостоятельное  

     мышление, навыки аргументированного разговора и письма;

  • раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым  

     живут герои повести В.Г. Распутина которые делают человека богаче  

    и добрее;

  • вырабатывать навыки социальной компетенции;
  • создать условия для становления рефлексивного, творческого,

     нравственного отношения ребенка к собственной жизни в диалоговом

     соответствии с жизнью других людей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-мастерская ценностных ориентаций "Уроки доброты (по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»)"»

Урок-мастерская ценностных ориентаций

Тема: Уроки доброты (по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»)

Цель – создание условий для осознания, творческого осмысления, активного восприятия учебной информации, приобретение знаний о самом себе, воспитание, духовное развитие личности школьников.

Задачи:

  • развивать творческие способности, творческое самостоятельное

мышление, навыки аргументированного разговора и письма;

  • раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым

живут герои повести В.Г. Распутина которые делают человека богаче

и добрее;

  • вырабатывать навыки социальной компетенции;

  • создать условия для становления рефлексивного, творческого,

нравственного отношения ребенка к собственной жизни в диалоговом

соответствии с жизнью других людей.


Оборудование: компьютер, документ-камера, презентация, раздаточный материал, х/ф «Уроки французского», «Солнышко», яблоки.

«Нет в мире прекраснее чувства,

чем ощущение,

что ты сделал людям хоть каплю добра.

Л. Н. Толстой

Ход урока:

  1. Организационный момент

Добрый день! Я рада всех вас видеть! Сегодня у нас необычный урок. Мы будем анализировать прочитанный текст, отвечать на вопросы, рассуждать, творить. У нас – мастерская, где очень важно мнение каждого! Будем высказывать свою точку зрения, не нужно бояться ошибаться!

Древние мудрецы говорили: «Никогда не говори, не подумав!» Этого принципа мы будем придерживаться в своих ответах.

Урок состоит из целого ряда заданий, как коллективных, так и индивидуальных. К концу урока мы должны стать лучше в мыслях, поступках, действиях. И если мы это осознаем, цель будет достигнута.

Помните девиз мастерской?

Девиз урока: Делай все по-своему, исходя из своих способностей и возможностей.

У каждого урока есть свои правила, а мы называем их заповедями, вспомним?

Я

  • Умею самостоятельно, творчески мыслить

  • Умею делать выводы

  • Умею слушать других

  • Талантлив (а) во всём

  1. Ход урока

  1. Индуктор

Демонстрация начала х/ф «Уроки французского»

О чём пойдёт речь сегодня на уроке, как вы думаете?


2.«Самоконструкция»

  • Тема нашего урока сегодня звучит так же, как статья учебника. Назовите её и запишите в своих тетрадях. Как вы думаете, Какое главное слово в этой фразе?

  • Какие ассоциации, впечатления, мысли, ощущения вызывает у вас слово «доброта»?

  • Составьте ассоциативное «солнышко» (на доске и в тетради)

  • Подчеркните одно, самое значимое, самое важное для вас.

У меня для вас есть интересный сюрприз, я нашла его в Интернете – «Ассоциативное облако». Сравните свои ассоциации с ассоциациям «облака» (Интернет-ресурс)


  1. «Социоконструкция» (работа в группе)


Выполняя домашнее задание, вы нашли в толковом словаре значения слова «урок», я немного усложню задачу. Перед вами лист бумаги. Составьте кластер «Уроки французского» – это уроки чего (или какие?)

(Жизни, доброты, совести, сострадания, достоинства, жизни среди друзей и врагов, участия, понимания). Что получилось?

Урок – это:

  1. Учебный час (в средних учебных заведениях), посвященный отдельному предмету.

  2. Учебная работа, заданная школьнику на дом.

  3. Нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего.

  4. Преподавание школьных учебных предметов частным образом отдельным лицам.

  5. Работа, заданная для выполнения в определенный срок (устар.).


  1. «Афиширование» (вывешивание схемы, созданной группой)


  1. Формирование нового информационного запроса

Помните, на первом уроке перед чтением рассказа я попросила вас написать синквейн, характеризующий учителя? Давайте послушаем, что у вас получилось? А теперь, когда вы познакомились с рассказом Распутина, составьте синквейн «Учительница», обращаясь конкретно к образу Лидии Михайловны, учительницы французского языка.

  1. Создание индивидуального творческого продукта, «афиширование» (воспроизведение через документ-камеру).


  1. «Разрыв».

Чтение притчи «Какими бывают люди?»

Есть три типа людей на земле: одни подобны засухе, другие — небольшому дождику, третьи — дождю, захватывающему всё кругом.

Каковы люди, подобные засухе? Они не дают никому ничего, ни еды, ни одежды или повозки, ни цветов, ни благовоний, ни умащений, ни постели: крова или света, — ни отшельникам, ни браминам, ни несчастным и бедным нищим. Таковы люди, подобные засухе.

Каковы люди, подобные небольшому дождику? Они дают что-то некоторым, а другим — нет... Таковы люди, подобные небольшому дождику.

Как поступают люди, подобные дождю, захватывающему всё кругом? Они дают всем, будь то отшельники, брамины или несчастные и бедные нищие; они дают еду и питье, кров и свет. Таковы люди, подобные дождю, захватывающему всё кругом.

  • К какому типу людей можно отнести Лидию Михайловну?

- Что можно было бы нарисовать как символ доброты? Я просила вас дома подумать над этим и попытаться нарисовать ваш символ доброты.

( цветок, радугу, солнце, сердце, яблоки).

  • Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила. Правильно ли поступает Лидия Михайловна, играя с учеником в замеряшки?

Демонстрация фрагмента х/ф «Уроки французского» (игра в «замеряшки»)

Лидия Михайловна – необыкновенно добрый и отзывчивый человек. Она перепробовала все обычные способы помочь своему талантливому ученику, но он не захотел получать помощь.

Он считал это унизительным для себя, а вот выигрывать не отказывался. И тогда учительница сознательно, принося в жертву свою репутацию, нарушила все школьные, традиционные правила – стала играть со своим учеником на деньги.

Мальчику это было необходимо, чтобы купить молока, выжить в голодные послевоенные годы.

Мы посмотрели с вами отрывок из большого фильма. Но это очень важный отрывок. Вы увидели героя, каким сделал его режиссёр. 
- Он похож на того, каким вы его представляли? Как его зовут? А в рассказе у мальчика есть имя? (Володя, но это только в фильме, а в рассказе речь идет от 1-го лица). Как называется такой рассказ, который ведётся от первого лица? (Автобиографический). 
- Какие же уроки преподала Лидия Михайловна своему ученику? (Обращение к кластеру)

Мальчик получил урок бескорыстной доброты и заботы, благодарную память о которых сохранил на всю жизнь.

Уроки доброты и душевной щедрости, внимательного и чуткого отношения друг к другу, бескорыстия, что более всего остается в нашей душе и памяти и перерастает в духовный опыт. Это вечные ценности.


  1. Кроссворд

Разгадайте кроссворд

По вертикали: 1. Что воровал хозяйский сын у героя повести? 2. Что покупал герой на выигранные деньги? 3. Где вынужден был продолжить обучение герой рассказа? 4. Имя учительницы французского языка. 5. Как называлась игра, в которую на деньги играли ребята?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1)

 

 


 

 

 

 

3)

 

4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

2)

 

 

 

 

 


 


 


 

 


 

 

 

 

 

 

 

 





 


 

5)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 

 

 



 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 



6)









 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 


 

 

 

 


 

 

 


 

 

 

 

 

 


7)








 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 


8)








 

 

 

 


9)







 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



По горизонтали: 6. В какую игру на деньги играл герой со своей учительницей? 7. Кто разоблачил игроков: героя повести и его учительницу? 8. Что было в посылке, полученной героем от учительницы французского языка? 9. Где играли ребята на деньги?

  1. Рефлексия

Работа нашей мастерской завершается сегодня. И если у нас в душе родился цветок доброты, значит, мы сегодня не зря работали.

В народе говорят: «Жизнь учит». Я надеюсь, что каждый получил какой-то важный для вас жизненный урок, урок доброты, сострадания; обогатил свой духовный опыт мыслями автора, героев и ваших товарищей.

Основное назначение человека – творить добро. Может быть, именно поэтому ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами: З – земля, Л – люди, М – мыслите, буква Д обозначалась словом Добро. Азбука как бы призывала: Люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро!

Благодарю вас, ребята, за активную работу на уроке. Дарю вам яблоки как символ доброты.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Голещихина Алевтина Анатольевна

Дата: 01.02.2016

Номер свидетельства: 286437


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства