Учитель устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Учащиеся решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. В 1839 году, когда поэту было уже 25 лет, он пишет стихотворение «Молитва». Он успел побывать в ссылке, переосмыслить собственную жизнь, понял и осознал, что не в состоянии что-либо изменить в мире. И чувство собственного бессилия заставляет его обратиться к Богу. -слайд 10. После ссылки поэт возвращается в Москву и встречает в своей жизни одну барышню – юную Марию Щербакову. Однажды она заявила ему, что только молитва, обращенная к Богу, дает душевное равновесие и помогает в самые трудные минуты жизни. В ее словах он находит истину, которая раньше была недоступна его пониманию. Он следует совету Марии, начинает молиться и пишет собственную молитву. За два года до стихотворения «Молитва» было создано другое лирическое произведение, в котором звучит мотив смирения перед лицом Всевышнего: -слайд 11.- вставить музыку- чтение «Молитвы» Казакова. Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, — И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога. --- прослушайте это стихотворение в исполнении М.М. Казакова. Аналитическая беседа по анализу стихотворения. В минуту жизни трудную Теснится в сердце грусть: Одну молитву чудную Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится, Сомненье далеко – И верится, и плачется, И так легко, легко...
- Каковы ваши первые впечатления от стихотворения? Мягкая лирическая интонация. И рассказ о самом сокровенном - о молитве, о той минуте, когда человек, не находя опоры в себе, в жизни, обращается к Богу. Что он хочет найти? и что находит?» -- такими вопросами задаешься после прочтения стихотворения. Как вы понимаете, что такое молитва?- слайд 12.
-слайд 13.-- Давайте посмотрим на значение слова «молитва».
Молитва – у верующих: установленный текст, читаемый при обращении к Богу, к Святым.
Настраиваемся на коллективную деятельность - мозговой штурм.
---Какие ключевые слова в этом стихотворении можно выделить? (Главные слова в этом стихотворении - "молитва чудная", "сила благодатная", "святая прелесть" - связаны с верой, с христианской традицией.)
- Кажется, вам понятно слово благодатная. Но как вы его поняли? (Это то же самое, что "Земля там благодатная". Значит, благодатная - "хорошая", "несущая благо, довольство".) - слайд 15. В словаре почти так и написано. Но для русского верующего человека прошлого века слово это значило неизмеримо больше. Дело в том, что благодать - очень важное в христианском вероучении понятие. Благодать - это божественная сила, с помощью которой совершается спасение человека. "Просвещающая" благодать замечательна тем, что она, как дар Бога, может излиться на каждого - независимо от его заслуг и поступков. Она, как говорили, "путеводит всех". Благодать - это обещание спасения души. Для спасения же и божественному дару человек должен прибавить свою веру, свое покаяние. Поэтому сила благодатная - это сила, несущая человеку надежду на спасение. Слово благодатная как бы отмечает кульминацию в лирической композиции стихотворения, знаменует переход от тьмы к свету. -Какими интонациями проникнуто начало стихотворения? (Начало довольно мрачное: трудная минута, в сердце - грусть... Ощущение печали, смуты, тяжести подчеркнуто выразительным глаголом теснится (грусть). В такую минуту и обращаются к Богу - "одну молитву чудную твержу я наизусть...") -Послушайте «Молитву за всех» Валерии Стебловской.- слайд 15
Какую молитву читает поэт? Ведь молитв очень много. (Поэт не называет, какую молитву, он рассказывает нам много, но не все. Тайна остается. Как тайной для самого поэта остается сила воздействия слов молитвы: "есть сила благодатная в созвучье слов живых, и дышит непонятная, святая прелесть в них".) -слайд 16. Давайте посмотрим, на какие части в смысловом плане можно разделить это стихотворение. (Стихотворение по смыслу можно разделить на 3 части: 1 строфа - это описание состояния души лирического героя, его обращения к молитве; 2 строфа - описание силы и прелести живых слов этой молитвы; 3 строфа рассказывает об ответе на молитву, о том, что приносит человеку "сила благодатная": уходят тоска и томленье, их сменяют вера, надежда, слезы облегчения.) - Верно, все это касается смысла стихотворения, того, что мы понимаем и воспринимаем умом. Но ведь поэт обращается не только к нашему разуму, но и к нашим чувствам, он хочет, чтобы мы пережили (сопережили) с ним вместе это движение души от грусти и тоски - к надежде и вере. - Все художественные средства подчинены задаче выразить глубину молитвенного чувства человека.(худ.средства ребята повторяли дома. Поработаем по рядам. 1 ряд - Именно потому поэт использует эмоционально-оценочные слова (грусть, сомненье) и эпитеты («в минуту жизни трудную», «одну молитву чудную»), а также эпитеты, связанные с религиозно-философской тематикой («сила благодатная», «святая прелесть»). 1 ряд - Этой же цели служит сравнение («с души как бремя скатится, сомненье...») и метафора («И дышит непонятная, святая прелесть в них»). 3 ряд - Большую роль в создании замедленной, напевной интонации стихотворения играют повторы («И так легко, легко...), синтаксический параллелизм («И верится, и плачется...»). -Давайте обратим свое внимание на звуковой фон стихотворения. (Звуковой фон первой строфы создается повторяющимися "у" (их здесь целых 13!). («В минуту жизни трудную...»; «одну молитву чудную...»). В последней строфе сильнее всего звучат совсем другие гласные - открытые "а", "э"; изменился и ритм: строчки стали "легче", они как бы "взлетают". Все это позволяет нам не только понять, но и пережить вместе с поэтом чувство облегчения, покоя. - А теперь обратите внимание на синтаксический строй стихотворения, он тоже подчинен основной идее стихотворения. (Даже синтаксические конструкции подчинены общему движению и передают его. Сначала это несколько предложений описывают состояние души и силу и прелесть слов, обращенных к Богу. Но глагол всего один - я твержу. Это и есть единственное действие лирического героя: он твердит молитву, он обращается к Богу, - все остальное происходит с ним: действие живых слов, силы благодатной - вне его воли. Две последние итоговые строчки: и верится, и плачется - как дважды повторенный заключительный аккорд - так легко, легко.)
– Какие же душевные качества открыл перед нами Лермонтов в своих стихотворениях? (Чистоту души, веру, честность и доброту). -Это действительно так, только поистине верующий человек может обладать такими качествами.
-А теперь прослушайте отрывок стихотворения Ивана Бунина которое было написано под впечатлением стихотворений Лермонтова, поэт пишет свое душевное откровение “За все тебя, Господь, благодарю!”. 7 ученик. За все тебя, Господь, благодарю! Ты, после дня тревоги и печали, Даруешь мне вечернюю зарю, Простор полей и кротость синей дали. Я один и ныне – как всегда. Но вот закат разлил свой пышный пламень, И тает в ней Вечерняя Звезда, Дрожа насквозь, как самоцветный камень.
-- В нашем мире, где стало столько зла, несправедливости, когда все как будто сошли с ума в погоне за деньгами, материальным благополучиям, где вспыхивают непонятные войны, погибают молодые ребята, нам остается только молиться, как это делают солдатские матери, провожая своих сыновей в армию. Они дни и ночи думают о них, молятся, чтобы сыновья вернулись благополучно домой. Я вам желаю, чтобы в душе каждого из вас зажглись яркие свечи веры и надежды, свеча таланта, свеча любви, свеча милосердия, свеча ума, свеча вечности. |