Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Камышки Александров – гайского района Саратовской области Трибунская Надежда Дмитриевна.
Урок - мастерская по литературе 5 класс.
Тема: Тема Родины в поэзии А. Фета.
Цели урока:
- обучить первичному анализу поэтического текста;
- дать учащимся возможность «открыть себя» в работе со словом, испытать радость самовыражения в слове;
- пробудить интерес к лирике А.Фета, помочь понять настроение , чувства поэта
Ход урока
1. Индуктор. Арабская мудрость гласит: «Знание-дело, а дело - плоды». Мы сегодня тоже будем учиться познавать новое, а значит - трудиться и пожинать в конце урока плоды своей деятельности. Урок у нас необычный, урок – мастерская.
Обведите руку. - Но почему никто из вас не поставил ладонь ребром или не обвел кулак?
Произнесите медленно слово РОДИНА. Что вы видите, когда произносите это слово? Напишите, какие ассоциации у вас возникают в связи с этим словом. ( Ассоциация - связь между отдельными представлениями). Поможет вам в этом небольшой фильм.
( Звучит песня « С чего начинается родина»- пишут на листочках слова – ассоциации)
2.Самоинструкция.
1. Нарисуйте свое сердце, представьте, что это карта России. Звездочкой отметьте место нахождения нашей малой родины.
Звездочка – символ удачи, счастья, света.
Всмотритесь в полученное изображение: в каждом сердце незримо живет образ малой родины – места, где человек родился, вырос, где находятся его корни. Эти корни удивительно крепки, они напоминают о единстве Земли и Человека.
А теперь сосредоточьте внимание на рисунке и вспомните, не приходилось ли вам быть врагом по отношению к своей звездочке?
Не обижали ли вы свою землю, растения, животных, птиц?
Мысленно ответьте честно своему сердцу и дайте себе слово не повторять такого никогда, а наоборот, научиться самому и научить других любить родную землю, относиться к ней бережно и с любовью. Итак , ребята, мы сейчас создали с вами наш коллективный образ Родины. Предположите, какая тема урока.
2. А теперь прослушайте стихотворения известного нам поэта XIX века А.А.Фета.
Слайд с портретом Фета. ( Слушаем стихотворение Фета). Теперь попробуйте окончательно сформулировать тему урока.
1.Социоконструкция.
1. Работа по группам. Прочитать стихотворения Фета о Родине.
( Выполнить задания ( Приложения 1.,2.,3.)
Афанасий Фет
«Из дебрей туманы несмело»
Из дебрей туманы несмело Родное закрыли село; Но солнышком вешним согрело И ветром их вдаль разнесло. Знать, долго скитаться наскуча Над ширью земель и морей, На родину тянется туча Чтоб только поплакать над ней. 1886 год. Вот утро севера — сонливое, скупое — Лениво смотрится в окно волоковое; В печи трещит огонь — и серый дым ковром Тихонько стелется над кровлею с коньком. Петух заботливый, копаясь на дороге, Кричит... а дедушка брадатый на пороге Кряхтит и крестится, схватившись за кольцо, И хлопья белые летят ему в лицо. И полдень настает. Но, Боже, как люблю я, Как тройкою ямщик кибитку удалую Промчит — и скроется... И долго мнится мне, Звук колокольчика трепещет в тишине. «Вот утро севера — сонливое, скупое...», 1842 2.Проверка работы учащихся 2.Социализация. |
(Раздаются карточки с началом творческих работ двум группам. Третья группа рисует коллективную иллюстрацию к понравившемуся стихотворению)
1. Фет любил свою Родину. Он посвящал ей . …2. Образ родины у Фета - это…
3. Мне хочется, как и Фету написать о своей родине и сказать, какая она … 4. Мне понравились стихи Фета о Родине, так как они вызывают …
5.Мне в жизни повезло…6. Когда мне грустно….
( ребята выполняют работу в течение 10 минут) 3 группа рисует иллюстрации к стихотворениям)
3. Разрыв.
Чтение работ уч-ся. Показ иллюстраций.
14.Рефлексия.
1.Чего не понял(а)? В чём испытывал(а) трудности?
2. Что я открыл(а) сегодня на уроке ?
В себе
В тексте
В своих товарищах
3.Каким словом (только одним) я хотел(а) бы оценить сегодняшний урок?