Урок-мастерская по рассказу А.И. Куприна "Золотой петух"
Урок-мастерская по рассказу А.И. Куприна "Золотой петух"
Урок представляет собой погружение в мир рассказа А. Куприна "Золотой петух". На уроке идет работа с изобразительно-выразительными средствами языка, дети учатся у мастера характеристике звуковой гаммы рассвета, подбирают звуковые ассоциации, составляют музыкальный словарь, устанавливают последовательность микротем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-мастерская по рассказу А.И. Куприна "Золотой петух" »
Коршакова А.Г.,
учитель русского языка
и литературы
МБОУ «Мезенская СОШ»
Урок-мастерская по рассказу А.И. Куприна «Петух»
Цели:
• выявление художественной идеи рассказа, роли художественно-изобразительных средств в рассказе средствами мастерской.
• формирование навыков выразительного чтения, пересказа, лексической работы, работы в группах;
• воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе анализа рассказа.
Ход урока.
1.Вступление.
А) Мы входим в мир, как в двери мастерской. Мы можем сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. Творческого вдохновения всем нам!
Б) Организационный момент (повторение правил, определение ролей)
2. Индуктор
Утро… Какие слова притягивает к себе это слово? Утренние слова! Ловите!
3.Чтение начала текста (ученик)
- Какие вопросы, на ваш взгляд, требуют обдумывания?
( ответы на вопросы по первой части текста, составленные учащимися дома)
- Как, по вашему мнению, должен завершиться данный текст?
4. Разрыв
…Я не вдруг понял, что это пели…( магнитофонная запись «Крик петуха» )
- Подберите ассоциации.
Самоконструкция, социоконструкция.
5. Чтение остального текста учителем.(Название рассказа учащимся не сообщается)
Выразите одним словом свои впечатления. (Работа по цепочке)
6. Открытие фамилии автора.
Презентация: 1- 7 слайды
7. Восстановите последовательность микротем текста (работа в группах). Совместная проверка с использованием презентации и обсуждение итогов работы.
8 слайд - План
Пробуждение человека и природы.
(Непонятные звуки).
Удивительное открытие
а) волшебный хор петушиного племени
б) (чудесная фуга)
4. Что случилось сегодня с петухами?
5. (Великий Золотой Петух).
6. Встреча с лошанским петухом
7. (Но разве не позволен и мне?)
Самоконструкция, социоконструкция
8. Работа в группах.
Давайте наметим маршрут дальнейшей работы. Какие слова в данном тексте чаще всего повторяются, являются ключевыми?
(петух, музыка, цвет, чудо, солнце)
9 слайд – заповеди 6, 1
Задание группе музыкантов:
Выпишите из текста слова, входящие в тематическую группу «Музыка»
Объясните толкование незнакомых слов (9 слайд - см. гиперссылку- презентация «Музыкальный словарик», подготовленная учащимися дома)
Укажите месторасположение данных терминов в тексте. С какой целью их использует автор?
Какие изобразительно-выразительные средства использует автор для характеристики звуковой гаммы рассвета? Что помогают понять они в тексте.
Задание группе художников:
Выпишите из текста слова, входящие в тематическую группу «Цвет», составив на доске цветовую палитру текста.
Укажите месторасположение их в тексте. С какой целью их использует автор в каждом случае?
Какие изобразительно-выразительные средства использует автор для характеристики цветовой палитры текста?
Задание группе
Выпишите из текста слова, входящие в тематическую группу «Чудо».
Познакомьтесь с происхождением этого слова по этимологическому словарю. О каком чуде рассказывает Куприн?
Какие эмоции вы связываете со словом «чудо»? А какие эмоции испытывает герой текста? Составьте на доске эмоциональный ряд текста . Как он связан с содержание текста?
Объясните значение слова «экстаз»
9.Выступление групп. (Тематические группы слов записываются учащимися на доске)
10. Самостоятельное просмотровое чтение учащимися текста статьи «Музыка солнца» (см. приложение)
Отметьте знаком «+» предложения, содержащие уже известную вам по рассказу А.И.Куприна информацию.
- Что в статье показалось вам интересным, помогающим понять рассказ А.И.Куприна?
- Какие слова, словосочетания, фразы в тексте рассказа передают слияние музыки и цвета?
12.Работа со «Словарем поэтических образов» Н.Павлович
- Кто же творит чудо, превращая обыкновенный рассвет в праздник ? Кого Куприн называет чудотворцем?
( человек, племя петухов, лошанский петух, Солнце-Петух)
- Знакомство со словарем (рассказ учителя с показом некоторых страниц электронной версии словаря).
Человек живет в двух языковых мирах. Первый – это мир, в котором ценится точность и однозначность высказывания. Депутат в Думе, покупатель в магазине – все они должны сделать так, чтобы их высказывание понималось однозначно. Второй языковой мир – это мир необычных смыслов – поэтические образы, шутки, намеки, придумывание слов, детские слова. Это мир поэтический. В нем часто несходное становится сходным. Ни один из нас не принадлежит только одному из этих миров. Оба они одинаково важны для нас. Словарь образов облегчает путь читателя во второй мир – поэтический. Зачем это нужно делать? Известно, что одни люди любят поэзию, другие к ней равнодушны. Но любить можно только то, что понятно. Чтобы получать радость от поэзии, наслаждаться ее чудесами, необходимо понимать поэтический язык.
- Познакомьтесь с несколькими страницами словаря. Какие поэтические образы, строчки, найденные вами, перекликаются с рассказом Куприна? Найдите им соответствия в рассказе.( группам раздаются ксерокопированные страницы словаря)
Составьте группу поэтических образов
(Самоконструкция. Социоконструкция)
1)Петух – … воин, витязь, рыцарь, герой, часовой
Певун, певец
Кудесник
Бог, божок
Труба иерихонская, фанфара
Корабль
Глашатай новой жизни
Золото
2) Пение петуха – гимн
Богослужение, благовест
Огонь, костер
- Какие образы вы бы добавили, прочитав рассказ А.И.Куприна?
(Петух – трубач
солнцепоклонник
Царь
Солнце
Пение петухов – фуга
славословие )
- А если бы вам пришлось на основе текста составлять ряд поэтических образов к слову «солнце», как выглядела бы статья словаря?
( Солнце – петух
музыкант, органист,
Бог
праотец
корабль
Феникс
Жизнь)
- Какие поэтические образы повторяются в полученных группах? (группы следует записать на доске)
- С какой целью Куприн вводит в рассказ образ птицы Феникс?
11 слайд –мифологическая справка, значение образа
- Какие образы из славянских мифов, народных сказок можно было бы ввести в словарную статью? Объясните свой выбор.
12 слайд – Ярила, Даждь-бог, Жар-птица
- Чему, кому поют гимн земные петухи и Солнце-Петух?
13. Авторское «я» в рассказе
13 слайд - заповеди 2, 9
- В каких частях текста вы почувствовали присутствие автора?
- Как завершается рассказ? Каким вы увидели здесь автора?
14 слайд – «А.И.Куприн – художник, близок душою к радостному лозунгу: « Да здравствует…!» ( В.Львов-Рогачевский )
15 слайд.
- Какой заголовок к рассказу вы бы подобрали? (ответы по цепочке)
14. Музыкальная иллюстрация
Многие композиторы в своем творчестве пели тоже пели гимн солнцу. В русских операх «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова, «Иван Сусанин» М.И.Глинки, «Князь Игорь», А.П. Бородина и др.звучат хоры «Славься», в которых образ солнца является центральным. Существуeт и инструментальная музыка, рисующая рассвет..
- Прослушайте 3 музыкальных отрывка. Какой из прослушанных отрывков мог бы, по вашему мнению, стать музыкальной иллюстрацией к рассказу Куприна? Аргументируйте свой ответ. Напишите сочинение-миниатюру.
(С.С.Прокофьев Концерт для фортепиано с оркестром № 1; А.Н.Скрябин «Божественная поэма», «Поэма экстаза»; Э.Григ «Утро»; М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина» и др.)
( выступление по желанию)
15. Рефлексия
Звучит крик петуха ( см. 15 слайд)
- Поделитесь своими впечатлениями (по цепочке, учитывая желание ребят):
1. Сегодня я понял…,
2. Я почувствовал…,
3. Сегодня меня удивило…,
4. Сегодня было (интересно, неинтересно)…, т.к…
5. Сегодня мне было …(трудно, легко и т.д.) работать в группе, потому что…
6. Самое главное для себя я понял, когда…(слушал,читал, смотрел, сравнивал, подбирал и т.д.)…