kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы "Владимир Дубровский и Маша Троекурова. Развязка романа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Владимир Дубровский и Маша Троекурова. Развязка романа».

 
Цели:
         1. Продолжить изучать роман А.С. Пушкина «Дубровский», углубить понятие учащихся о 
романе как жанре, сюжете и композиции, показать, в чём особенность композиции романа 
Пушкина, рассмотреть любовную сюжетную линию романа, в ходе анализа глав раскрыть 
характер. отношений между главными героями,

 
2. Развивать аналитическое мышление, воссоздающее воображение, способность 
эмоционального восприятия произведения, устную и письменную речь учащихся, 

3. Воспитывать интерес к личности и творчеству А.С. Пушкину.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок литературы "Владимир Дубровский и Маша Троекурова. Развязка романа" »










Тема: «Владимир Дубровский и Маша Троекурова. Развязка романа».



Цели:

1. Продолжить изучать роман А.С. Пушкина «Дубровский», углубить понятие учащихся о
романе как жанре, сюжете и композиции, показать, в чём особенность композиции романа
Пушкина, рассмотреть любовную сюжетную линию романа, в ходе анализа глав раскрыть
характер. отношений между главными героями,



2. Развивать аналитическое мышление, воссоздающее воображение, способность

эмоционального восприятия произведения, устную и письменную речь учащихся,


3. Воспитывать интерес к личности и творчеству А.С. Пушкину.
























































1.Мы продолжаем изучать роман Пушкина
«Дубровский». Это не первый урок по роману,
поэтому урок я хочу начать с задания.

тест

2. Пушкин в совершенстве владеет всеми
родами и видами литературы: от лирического
произведения до романа. Вы впервые
встретились с романом как жанром и еще не
анализировали художественные особенности
этого Жанра. Роман в вашем представлении-это
толстая книга. «Дубровский» не соответствует
этому представлению. Проза Пушкина
динамична и лаконична. И на небольшом
пространстве звучит полноценное романное
содержание и проблематика.

-Что такое роман? Дайте определение этому
жанру.


Роман-большое повествовательное
произведение, со множеством действующих
лиц и развитым сюжетом.


-Докажите, что «Дубровский» - это роман.

1.Несколько сюжетных линий: изображение русского барства, взаимоотношения крестьян и
дворян, тема крестьянского бунта, любовная линия.

2. Поднимаются важные проблемы.

Нравственные проблемы чести, долга,
благородства, порядочности, человеческого
достоинства, выбора, счастья. Социальные проблемы крепостного права, жестокости помещиков.

3. Описаны различные явления жизни-свадьбы, смерть.

4. Многообразие персонажей. В романе
изображены дворяне богатые и бедные,
чиновники-судейские, исправник и
станционный смотритель, крестьяне- дворовые, кузнецы, кучер, нянька и другие.


3. –Но кого Пушкин называет истинными героями произведения?

Владимира Дубровского и Машу Троекурову


-Итак, в центре нашего внимания-одна из
интереснейших линий романа: любовная-и её
главные герои Владимир и Маша. Запишем
тему урока.


Владимир Дубровский и Маша Троекурова. Развязка романа.


Нам предстоит большая и интересная работа - в ходе анализа отдельных глав романа раскрыть характер отношений между главными героями.



На прошлом уроке мы составили план основных
событий глав 8-11. Дома вы должны были
справа от записей цифрами обозначить
истинный ход событий. Назовите события в том
порядке, в котором они происходили в жизни.



-Как называется последовательность событий в
тексте?


сюжет


Сюжет-последовательность и связь событий в художественном тексте.(на доске)




-Почему Пушкин нарушает последовательность
изложения?


Чтобы читатель почувствовал себя в роли гостя на обеде, который слушает разговоры о Дубровском и не знает, что тот сидит с ним рядом, чтобы читатель испытал тоже удивление, что и Антон Пафнутьевич, у которого отнимают драгоценную сумку. Пушкин
хотел заинтересовать читателя

-Пушкин хотел создать тайну, интригу, поэтому
так построил это произведение. Как называется
построение произведения?


композицией


Композиция - это построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.(на доске)


4.-Чтобы понять характеры героев, давайте
разберемся в причинах их поступков.



-Что заставило Владимира Дубровского
проникнуть в дом Троекурова? Найдите в 12
главе строки, в которых автор разъясняет
причину этого рискованного поступка.


« ...я следовал за вами, прокрадываясь от куста к кусту, счастливый мыслию, что вас охраняю, что для вас нет опасности там, где я присутствую тайно. Наконец случай представился. Я поселился в вашем доме».


-Определите по этому поступку характер
отношения Дубровского к Маше.


Дубровский влюблен в Машу. Ради неё он
рискует жизнью.


-В роли кого появляется Владимир в доме
Троекурова?


В роли учителя для Саши

-Как Маша отнеслась к появлению нового
человека в доме? Подтвердите текстом 8 главы.


Глава 8: «Маша не обратила никакого
внимания на молодого француза»


-Отчего вдруг Маша обратила внимания на
молодого француза? Какое событие заставило
её изменить своё отношение к учителю?


Эпизод с медведем


5. Сейчас мы увидим фрагмент
художественного фильма «Благородный
разбойник Владимир Дубровский» (его
название мы обсудим позже)


фрагмент

-Какие качества характера проявил Дефорж,
находясь в «медвежьей комнате»?


Решительность, мужество, хладнокровие,
умение постоять за себя.


-Что изменилось в характере отношений Маши
к Дефоржу? Подтвердите текстом 8 главы.


Глава 8: «Она увидела, что храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию, и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часу становилось внимательнее...После того
читателю уже не трудно догадаться, что Маша в него влюбилась, сама ещё атом себе не признаваясь»

-В начале 12 главы Пушкин снова пишет о
чувствах Маши. Найдите описание.


Глава12: «Она начинала понимать собственное сердце и признавалась, с невольной досадою, что оно не было равнодушно к достоинствам молодого француза...она скучала без Дефоржа, в его присутствии поминутно занималась им, обо всём хотела знать его мнение и всегда с ним соглашалась. Может быть, она не была ещё влюблена, но при первом случайном препятствии или внезапном гонении судьбы пламя страсти должно было вспыхнуть в её
сердце»


-Почему так подробно автор описывает чувства героини?

Чтобы показать, как менялись чувства героини, чтобы показать, какая это романтическая натура.


б. -Давайте проследим за развитием сюжетной
линии. Как дальше развивались события?
Назовите основные события.

Свидание в саду героев, исчезновение
Дубровского, сватовство князя Верейского, венчание Маши и князя, последняя встреча героев.

-Обратимся к тексту 12 главы и прочитаем сцену свидания героев. Как характеризует героев эта сцена?


Выразительное чтение эпизода


-Ясны нам чувства Владимира? Найдите:
«Обстоятельства требуют...я должен вас
оставить, сказал он наконец...Вы скоро, может
быть, услышите...Но перед разлукой я должен с
вами объясниться...». Зачем автор использует
многоточие?


Чтобы выразить душевное волнение
Дубровского.


-Какие слова передают его состояние?

«Он схватил её руку и прижал к пылающим устам»

-С какой целью автор вместо слова «губы»
использует устаревшее слово «уста» в
предложении: «Он схватил её руку и приложил
к пылающим устам»?

Чтобы подчеркнуть благородство порывов
Дубровского, его отношение к своим чувствам, которые он испытывает к Маше.

-Как ведет себя Маша во время объяснения?

«Марья Кирилловна стояла неподвижно».


-О чем это говорит?


Ей страшно.


-Что меняется в характере отношений Маши к
Дубровскому?


Зарождающееся чувство её пугает, особенно теперь, когда она узнала, что Дефорж-это Дубровский.


7. — Какое событие послужило причиной второго
свидания героев?


Сватовство князя Верейского



-Кто такой князь Верейский? Пока слушаете
выступление по этому вопросу, подумайте, что
роднит его с Троекуровым?



— Какой выход из сложившейся ситуации
предлагает Дубровский Маше?


побег


-При каком условии Маша соглашается на
побег?


Если отца не тронут её слезы.


-Вспомните, как относился Троекуров к своей
дочери?


Относился к дочери, как к собственности.

Душевные переживания её ему безразличны.


-Посмотрите, что она говорит в 15 главе?


Глава 15: «Тогда, тогда делать нечего, явитесь за мною, я буду вашей женой»


-Обратите внимание на конец 14 главы. Как
автор описывает её переживания?


Глава 14: «Нет, нет, -повторила она в отчаянии, лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского»


-Каково её душевное состояние?


Она в отчаянии.


-Любит ли Маша Дубровского?


Прямого ответа Пушкин не дает. Участь жены разбойника её пугает. Им придется жить, постоянно скрываясь. А для Маши это тяжело и страшно.


8. Давайте посмотрим эпизод из фильма:
«Последняя встреча героев».


фрагмент

9.-Почему Маша после венчания отказалась от
помощи Владимира?


Уже поздно что-то менять, она его ждала до последней минуты, но теперь она замужем.


Чувство долга, чести берет верх. Она была готова стать женой разбойника, но преступить клятву она не может.



-Найдите строки, где она объясняет это

Глава 18: «Я согласилась, я дала клятву...князь -мой муж. Прикажите освободить его и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты...»


-А как она это говорит?


С твердостью.


-Как автор её называет в конце романа?


княгиней


Т.е. автор поддерживает свою героиню. Маша
не может быть свободной от клятвы, которую
она дала перед Богом и людьми. Она теперь
жена, её обязанность-поддерживать мужа, а не
предавать его. Она не нарушает нравственных
законов. Ей нелегко было сделать выбор, но
она его сделала.



10. -Почему Пушкин не оставил своего героя во
главе взбунтовавшихся крестьян? Почему
Дубровский расстается со своими «сообщниками» и советует им сменить свое ремесло?


Дубровский-не предводитель взбунтовавшихся крестьян. Когда Маша стала женой князя, ему незачем оставаться, его уже больше ничего не
держит. А потом внутренние устои и принципы не позволяют ему жить разбоем.


Пушкин подчеркивает личные мотивы его
бунтарства. Прочитав в 8 классе роман Пушкина
«Капитанская дочка», мы поймем его
отношение к бунту: «Не приведи Бог увидеть
русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»


-Почему фильм, отрывки из которого мы
смотрели, называется «Благородный разбойник
Владимир Дубровский»?


Потому что на протяжении всего романа
Дубровский проявляет благородство


-В чем его благородство? Пока мы размышляем
над этим вопросом, один человек проведет
словарную работу и выяснит, что такое
«благородство»



Становится разбойником не ради наживы,
грабит только богатых, награбленное раздает крестьянам. Покидает

разбойников, т.к. не может жить грабежом. Прощает отцу Маши,
оставляет в живых князя Верейского.


-Верно ли то, что мы сказали? Да, это человек
не только дворянского происхождения, но и
высоко нравственный, честный.



11. — Почему герои Пушкина не могут быть
вместе?


У них разное воспитание. Маша-домашняя девушка, жизни не видела, поэтому она не решается на побег. А Дубровский отпускает её и князя, т.к. уважает её решение.


Мы с вами увидели, что лучшие герои Пушкина
человечны и благородны. Как бы ни
складывались обстоятельства, понятия чести и
благородства остаются превыше всего.



12. Оценки



13.Д/з: Дайте развернутый ответ на вопрос, аргументируя свой ответ ссылками на текст художественного произведения: «Почему Маша после венчания отказалась от помощи Дубровского?»(5-7 предложений)
































1. Какой случай поссорил Дубровского-старшего и Троекурова?
а) случай на псарне Троекурова

б) случай на охоте

в) случай за обедом у Троекурова



2. Какой способ мести избрал Троекуров?

а) перестал общаться с Дубровским-старшим

б) решил отнять имение

в) отказал в сватовстве к своей дочери сыну Дубровского



3. Какую жизнь вел Владимир Дубровский до болезни отца?
а) затворническую в глухой деревне

б) учился за границей

в) служил офицером в Петербурге



4. Как Владимир Дубровский отреагировал на болезнь своего отца?
а) не обратил внимания

б) выписал лучших врачей

в) вышел в отставку и вернулся в родное поместье


5. Почему Владимир Дубровский сжигает свое поместье?

а) портрет матери, письма её к отцу- все это дорого Дубровскому, он не хочет, чтобы чужие осквернили память о родителях
б) чувство собственности- если не мне, так никому
в) чувство злости заставило его это сделать
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
урок литературы "Владимир Дубровский и Маша Троекурова. Развязка романа"

Автор: Кузнецова Ирина Вячеславовна

Дата: 11.10.2015

Номер свидетельства: 238618


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства