урок литературы "Василий Теркин - защитник родной земли" 8 класс
Урок литературы "Василий Теркин - защитник родной земли" 8 класс
Урок литературы "Василий Теркин - защитник родной земли" в 8 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС, указываются формируемые УУД. Запланирован большой объем самостоятельной работы учащихся с текстом поэмы. Характеристика героя представлена в табличной форме. Урок сопровождается презентацией, что позволяет сделать урок более интересным.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок литературы "Василий Теркин - защитник родной земли" 8 класс»
Урок литературы
8 класс
Автор: Гаврилова Татьяна Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Сосновская СОШ»
Тема урока: Василий Теркин – защитник родной страны.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель урока. Дать всестороннюю характеристику Василию Теркину – защитнику родной страны через разные формы работы на уроке: индивидуальные выступления, фронтальную беседу, выразительное чтение наизусть отрывков из поэмы, через презентацию.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные. Формирование предметных умений по содержанию данного урока. Совершенствование навыков аудирования, монологической и диалогической речи, работая в парах и группах. Знать содержание глав, уметь анализировать, воссоздавать образ, живой и убедительный народный характер, какими средствами поэт подчеркивает предельную степень обобщенности в образе героя, своеобразное воплощение черт русских богатырей.
Метапредметные. Освоение различных образовательных пространств. Применение полученных знаний, умений и навыков на межпредметном уровне.
Соотнесение текстовой информации и иллюстративного материала.
Познавательные. Формирование навыков самостоятельной работы с текстом художественного произведения. Анализ, сравнивание текстов, устанавливание причинно-следственных связей. Владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ.
Регулятивные. Умение выбирать, планировать свою работу, подготовка к реализации собственного продукта. Развитие внимания, связной устной и письменной речи.
Коммуникативные. Организация взаимодействия между детьми как формирование навыков учебного сотрудничества. Умение работать в парах и группах, осознание ценности дружеских отношений между людьми.
Личностные. Выявление и активизация творческих возможностей и актерских способностей детей. Умение сформулировать и высказывать собственную точку зрения. Формирование аналитических умений у обучающихся, развитие инициативы учащихся, формирование творческого размышления над художественным произведением. Развитие умений и навыков публичных выступлений.
Оборудование. Тексты с содержанием поэмы. Рабочие тетради. Компьютер. Интернет.. Иллюстрации к поэме «Василий Теркин». Презентация.
Ход урока.
МОТИВАЦИЯ для определения темы урока.
Приветствие .
Работа со слайдами 2, 3 на которых рисунки художников-иллюстраторов – образ Василия Теркина.
Задание учащимся сформулировать тему урока.
Учитель корректирует тему и показывает на слайде тему урока - «Василий Теркин – защитник родной страны в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин» (слайд № 4).
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ. Определить цель и задачи урока, исходя из темы урока.
Задание учащимся сформулировать цель урока.
Учитель корректирует цель и показывает на слайде цель урока
Цитаты Василия Теркина, которые характеризуют его, как человека
Презентации учащихся «Иллюстративные характеристики бойца (Художники О. Верейский и И. Бруни).
Василий Теркин
Цитаты из поэмы
Василий Тёркин – собирательный образ Воина, борющегося с немецкими оккупантами за свободу своей страны:
Теркин – кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
…
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда
Да и в каждом взводе.
Глава «На привале»
Фамилия главного героя поэмы – Тёркин,возникшая от глаголов ТЕРЕТЬ и ПЕРЕТЕРЕТЬ. Во-первых, Тёркин бывалый боец, то есть ТЁРТЫЙ ЖИЗНЬЮ. Во-вторых, в характере его есть та сила, которая поможет ПЕРЕТЕРЕТЬ, превозмочь все испытания, все горести. Твардовскому удалось реалистично и ёмко показать русский народный характер в экстремальных условиях. При этом автор подчёркивает внутреннюю красоту своего героя при внешней «обыкновенности», типичности.
…герой – героем.
На Карельском воевал –
За рекой Сестрою.
В строй с июня, в бой с июля,
Снова Теркин на войне.
…
Был в бою задет осколком,
Зажило – и столько толку.
Трижды был я окружен,
Трижды – вот он! – вышел вон.
И хоть было беспокойно –
Оставался невредим
Под огнем косым, трехслойным,
Под навесным и прямым.
….
Жив вояка,
К кухне – с места, с места – в бой.
Курит, ест и пьет со смаком
На позиции любой.
(Глава «На привале»)
Сколько суток полусонныз,
Сколько верст в пурге слепой
На дорогах занесенных
Он оставил за собой… (глава «Гармонь»)
… Я вторую , брат, войну…
И ранение имею,
И контузию одну.
… сердцем щедрым наделен . ( глава «Теркин – Теркин»)
В общем, битый, тертый, жжёный,
Раной меченный двойной… ( глава «Про солдата – сироту»)
Внешность Теркина
…Красотою наделен
Не был он отменной.
Не высок, не то чтоб мал… (глава «На привале»)
Невысок, да грудь вперед
И в кости надежен,
Телом бел…
А на гимнастерке-
Ордена, медали в ряд
Жарким пламенем горят… ( глава «В бане»)
Манера держаться. Теркин
скромен, держиться с достоинством, обладает хорошим чувством юмора и огромным запасом оптимизма.
Теркин привычно рискует собственной жизнью. Например, он в ледяной воде переправляется через реку и налаживает связь, обеспечивая благоприятный исход боя. Когда замерзшему Теркину оказывают медицинскую помощь, он шутит:
- Я не худший и не лучший,
Что погибну на войне… ( глава «Смерть и воин»)
…большой любитель жить,
Выжил я, ребята.
…
Человек простой закваски…
В муках тверд и в горе горд
Теркин жив и весел, черт!
…
То серьезный, то потешный,
Нипочём, что дождь, что снег,-
В бой , вперед, в огонь кромешный
Он идет, святой и грешный,
Русский чудо-человек.
( глава «От автора»)
Растирали, растирали.. .
Вдруг он молвит, как во сне:
- Доктор, доктор, а нельзя ли
Изнутри погреться мне?
И с улыбкою неробкой
Говорит тогда боец:
- А ещё нельзя ли стопку,
Потому что молодец? ( глава «Переправа»)
Ел он много, но не жадно,
Отдавал закуске честь,
Так-то ладно, так-то складно,
Поглядишь – захочешь есть. ( глава «Два солдата»)
Василий Теркин — мастер на все руки. В суровых военных условиях он не утратил вкус к мирному труду: умеет и починить часы, и наточить старую пилу. Кроме того, Теркин — мастер играть на гармонике, он развлекает товарищей по оружию, бескорыстно дарит им минуты радости.
…Завалящая пила
Так-то ладно, так-то складно
У него в руках пошла.
Но куда-то шильцем сунул,
Что-то высмотрел в пыли,
Внутрь куда-то дунул, плюнул,-
Что ты думаешь, - пошли! ( глава «Два солдата»)
-Я работник
…
- Я и плотник…
- И печник..
Я от скуки – на все руки,
Буду жив- моё со мной. ( глава «Смерть и воин»)
Только взял боец трехрядку,
Сразу видно – гармонист… ( глава «Гармонь»)
Речевая характеристика
Василия Теркина. Герой Твардовского говорит правильным русским языком ,в его речи много обращений, вводных слов. В то же время живость его речи придают и слова разговорного стиля.
Братцы, хлопцы, ребята, отец, друзья…
Пособите, мальцом, ноги босые, поищи-ка, постой-ка,не будет лишку,
- Раз ты пес, так я – собака,
Раз ты черт,
Так сам я – черт! ( глава «Поединок»)
- Ничего. С земли не сгонят,
Дальше фронта не пошлют. ( глава «Генерал»)
Кто же он – Василий Теркин? Герой – пехотинец. Теркин – из числа чернорабочих войны, на которых и держится страна, которые вынесли на своих плечах тяжесть войны. Образ Теркина – это обобщенный образ, при всей своей реалистичности и обыкновенности.