kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 8 классе "В.А.Жуковский. Анализ баллады "Лесной царь""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 8 классе "В.А. Жуковский. Анализ баллады «Лесной царь».

        Цель:    

  • актуализировать полученные знания, расширить  круг сведений о творчестве В.А.Жуковского; выявить особенности романтического двоемирия, слагающегося из мира идеальных представлений и мира низменной реальности, нашедших отражение в переводе баллады Гёте «Лесной царь»;
  • формировать навык составления вопросов к статье учебника, исследовательской работы с текстом, выразительного чтения по ролям.
  • развивать нравственно-эстетические представления учащихся в процессе выявления особенностей романтического мировосприятия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок 14»

8 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 14.

Тема. В.А. Жуковский. Анализ баллады «Лесной царь».

Цель:

  • актуализировать полученные знания, расширить круг сведений о творчестве В.А.Жуковского; выявить особенности романтического двоемирия, слагающегося из мира идеальных представлений и мира низменной реальности, нашедших отражение в переводе баллады Гёте «Лесной царь»;

  • формировать навык составления вопросов к статье учебника, исследовательской работы с текстом, выразительного чтения по ролям.

  • развивать нравственно-эстетические представления учащихся в процессе выявления особенностей романтического мировосприятия.

Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, мультимедийная презентация, видеоролик.


ХОД УРОКА.

І. Проверка домашнего задания.

1.Выразительное чтение наизусть стихотворения Н.М. Языкова «Пловец».


2.Актуализация прежних знаний.

• Какие факты биографии В. А. Жуковского вам известны?

2.1. Сообщение учащегося по материалам рабочих тетрадей (6 класс).

2.2. Обращение к учебнику. Портрет работы А. П. Елагиной (1841) с оригинала Ф.Т.Гильдебрандта.


II. Изучение нового материала.

1.Выявление темы, цели, плана урока.

2. Работа над темой урока.

2.1. Слово учителя.

2.2. Построение диалога по материалам статьи учебника, посвященной В.А.Жуковскому.

• Какие впечатления детства нашли отражение в творчестве В.А.Жуковского?

• Каковы особенности раннего творчества В. А. Жуковского? Произведения каких писателей переводил В. А. Жуковский в этот период?

• Какому произведению В. А. Жуковского присущи признаки сентиментализма?

• Какой перевод можно считать началом поэтической деятельности В.А.Жуковского?

• Каковы особенности переводов В. А. Жуковского? Назовите имена авторов произведений, переведенных В. А. Жуковским в 1820—1830-е годы.

• Как вы поняли мысль о том, что почти каждый переводчик является соавтором? Чем отличается художественный перевод от подстрочного?

• Каков романтический герой В. А. Жуковского?

• В каком произведении звучит тема патриотизма?

• Что оказалось решающим при принятии В. А. Жуковского в 1817 году на службу в императорскую семью?

• Какие особенности личности В.А. Жуковского кажутся вам наиболее значимыми и привлекательными?

• Каково значение творчества В. А. Жуковского для русской поэзии?


2.3. Обращение к учебнику. Чтение статьи «Для вас, любознательные!», с.122-123, ч.1.

• Какую балладу Жуковского вы изучили в 6 классе? Какова ее художественная идея?

• Назовите признаки баллады.

Необычный сюжет; восприятие жизни через призму исключительного, необычного, рационально необъяснимого. Мир — царство мистических, сверхъестественных сил; действующие лица — призраки, мертвецы и т. п.; в центре внимания — человеческая личность, ее судьба; соединение эпических и лирических начал при определяющей роли последнего; утверждение авторского идеала.


2.4. Выразительное чтение баллады «Лесной царь», с.124, ч.1 или просмотр видеоролика. Выявление первоначальных впечатлений.

Стихотворный перевод баллады относится к романтической поэзии. В ней необычный герой действует в необычных обстоятельствах.

• Чем необычны персонажи баллады и обстоятельства, в которых они действуют?

Колорит баллады достигается картиной скачки отца и маленького сына в мрачном лесу и внезапным страшным видением иззябшему, больному ребенку могучего и злого Лесного царя, пленившегося красотой мальчика и сулящего ему золото и жемчуга, радости жизни в лесу.

Неизвестно, что заставило путников ехать поздним вечером через лес. Неясно, почему видения преследуют мальчика. Непонятно, существует ли на самом деле лесной царь и его «бирюзово-жемчужное» царство.

Одним из признаков баллады является наличие основных сюжетных элементов: завязки, кульминации, развязки, придающих ей повествовательный характер.


• Найдите в тексте эти элементы. Заполните третью часть таблицы. Задание 3 рабочей тетради, с.42-43, ч.1.

Экспозиция

Какова судьба персонажей до событий, изображенных в балладе?

Неизвестно

Завязка

Какое событие заставило всадника пуститься в путь?

Неизвестно

Развитие действия

События, происходящие в балладе

Отец и сын скачут по ночному лесу, все быстрее (скачет—мчится—летит). Мальчик

испытывает нарастающее чувство страха (приник—тоскует – кричит), сын слышит голос Лесного царя.

Кульминация

Момент наивысшего развития

Смерть ребенка

Развязка


Совпадает с кульминацией

• Какое настроение создает отсутствие экспозиции, завязки?

Настроение мистического, непонятного, недосказанного, потустороннего. Важным сюжетным элементом является скачка в неизвестность, приводящая к трагическому финалу.

• Какие два мира изображены в балладе?

Мир Лесного царя и реальный мир.


2.5. Исследовательская работа с текстом. Выпишите из текста слова, воссоздающие мир реальный и фантастический. Задание 4 рабочей тетради, с.43.


Реальный мир

Фантастический мир

Предметы

Хладною мглой, ветлы седые

Цветы, струи; из золота чертоги, перлы

Образы

Ездок запоздалый, с ним сын молодой, мертвый младенец

Лесной царь в темной короне, с густой бородой, прекрасные дочери

Звуки

Ветер, проснувшись, колыхнул листы

Лесной царь со мной говорит

Краски

Белеет туман

Бирюзовы, жемчужны

Чувства

К отцу, весь издрогнув, малют­ка приник.

Обняв его, держит и греет старик. Родимый. Мне душно, мне тяжко дышать.

Ездок оробелый. Младенец тоскует, младенец кричит

Радость, играя, летая, тебя усыплять. Неволей иль волей, а будешь ты мой

• Каковы фантастический и реальный мир в балладе?

Мир Лесного царя, как мечта, наполнен яркими красками, веселым смехом, сладкими грезами.

Реальный мир темен и страшен, но согрет чувством любви отца к сыну.

• Почему ребенок боится оказаться в фантастически прекрасном мире Лесного царя?

Попасть в мир грез — значит утратить любовь, которой нет в мире Лесного царя.

• Какие особенности романтического мировосприятия нашли отражение в балладе?

Романтическое двоемирие, слагающееся из мира идеальных представлений и мира низменной реальности. Мир светлой мечты «духовное царство» противостоит «царству внешнему».

• Почему ребенок видит Лесного царя, а отец его не замечает?

Ребенок находится на границе двух миров — идеального и реального, а отец остается в земном мире.


III. Подведение итогов урока.

1.Слово учителя.

Марина Ивановна Цветаева (1892—1941) — русский поэт, прозаик, переводчик, в 1933 году написала статью «Два «Лесных царя», в которой дала подстрочный перевод баллады Гёте «Лесной царь».

Кто так поздно скачет сквозь ветер и ночь? Это отец с ребенком. Он крепко прижал к себе мальчика, ребенку у отца покойно, ребенку у отца тепло. – Мой сын, что ты так робко прячешь лицо? – Отец, ты не видишь Лесного Царя? Лесного Царя в короне и с хвостом? – Мой сын, это полоска тумана! – Милое дитя, иди ко мне, иди со мной! Я буду играть с тобой в чудные игры. На побережье моем – много пестрых цветов, у моей матери – много золотых одежд! – Отец, отец, неужели ты не слышишь, что Лесной Царь мне шепотом обещает? – Успокойся, мой сын, не бойся, мой сын, в сухой листве – ветер шуршит. – Хочешь, нежный мальчик, идти со мной? Мои дочери чудно тебя будут нянчить, мои дочери ведут ночной хоровод, – убаюкают, упляшут, упоют тебя. – Отец, отец, неужели ты не видишь – там, там, в этой сумрачной тьме, Лесного Царя дочерей? – Мой сын, мой сын, я в точности вижу: то старые ивы так серо светятся... – я люблю тебя, меня уязвляет твоя красота! Не хочешь охотой – силой возьму! – Отец, отец, вот он меня схватил! Лесной Царь мне сделал больно! – Отцу жутко, он быстро скачет, он держит в объятьях стонущее дитя, доскакал до двора с трудом, через силу – ребенок в его руках был мертв.


• В чем сходство и различие переводов Жуковского и Цветаевой?

• Чем прельщает ребенка Лесной царь в «дословном переводе», а чем в балладе Жуковского? Что в этих обещаниях может больше привлечь дитя?

• Что, на ваш взгляд, производит большее впечатление?

• Какой Лесной царь (у Цветаевой или у Жуковского) страшнее в конце повествования? В каком из текстов изображение гибели ребенка трагичнее?

• Почему ребенок умирает?


2.Слово учителя.

Чудовище, которое гонится за отцом и сыном и настигает их, — это олицетворение смертельной болезни. В жизни есть ужасное, злое, наваждение, страх, тяжелый сон, бред болезни, приводящей к смерти. Это сама беспощадная смерть гонится за ними, коварно манит в небытие, суля неземные радости. Ребенок умирает от страха. Лесной царь — его поэтичное, но болезненное видение, скрытое от отца и читателей.

Два мира - этот, в котором существует все живое, и тот, который открыт только для немногих, для избранных, существуют в балладах В.А. Жуковского. «Тот» мир — для немногих. Он манит, он прекрасен, богат, великолепен.

Новый мир, открывшийся человеку, уже не отпустит его, а переход туда означает смерть для мира окружающего. Человек не может ничего поделать с собой - его затягивает в другой мир, а в нашем мире он умирает.


3. Задание 6 рабочей тетради, с.44.

М. Цветаева сделала из сопоставления такой вывод: «Вещи равновелики. Лучше перевести «Лесного Царя», чем это сделал Жуковский, — нельзя. И не должно пытаться. За столетие давности это уже не перевод, а подлинник. Это просто другой «Лесной Царь».

• Как вы поняли, почему же это другой «Лесной царь»? Что в нем - «Лесном царе» Жуковского — другого, иного, чем в подлиннике Гёте?


4. Слово учителя.

«Лесной царь» Жуковского стал событием в русской поэзии именно потому, что это было русское стихотворение, в котором все увидели личность переводчика-автора. Русский поэт многое изменил, смягчил, убрал демоническое (лесное чудовище в короне и с хвостом) и слишком страшное, сделал могучего и злого лесного царя видением усталого, больного ребенка (у Гёте лесной демон реален и всесилен, он безжалостно убивает мальчика, похищая его), нашел свои точные художественные замены непереводимым словам и понятиям. Его баллада более лирична, нежели стихотворение Гёте.

Напряженность происходящего передается в балладе «Лесной царь» благодаря диалогу, как правило несвойственному лирической поэзии.

• Прочитайте балладу по ролям. Попытайтесь найти нужные оттенки для передачи характера каждого лирического персонажа.


IV. Домашнее задание.

1.Выразительное чтение стихотворений В.А. Жуковского «Невыразимое» и «Море», с.125-127, ч.1.

2.Индивидуальное задание: подготовить сообщение о прямом и символическом значениях слов пламень, тихий, небо.



5


Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

В.А. Жуковский. Анализ баллады «Лесной царь».

В.А. Жуковский.

Анализ баллады «Лесной царь».

Василий Андреевич   Жуковский     1783 - 1852

Василий Андреевич Жуковский

1783 - 1852

Василий Андреевич Жуковский является одним из основоположников романтизма.  Поэт прожил тяжелую и одновременно блистательную жизнь. Без знатного имени и состояния, он был вынужден в дворянском обществе утверждать себя талантом и литературным трудом, и тогда на смену безвестности и низкому происхождению пришли слава и придворные успехи.

Василий Андреевич Жуковский

является одним из основоположников романтизма.

Поэт прожил тяжелую и одновременно блистательную жизнь. Без знатного имени и состояния, он был вынужден в дворянском обществе утверждать себя талантом и литературным трудом, и тогда на смену безвестности и низкому происхождению пришли слава и придворные успехи.

Биография       Родился 29 января (9 февраля)     1783года в селе Мошенском     Тульской губернии.       Незаконнорождённый сын помещика Афанасия Ивановича Бунина и пленной турчанки Сальхи (в крещении — Елизаветы Дементьевы Турчаниновой), привезённой в 1770 крепостными Бунина, участниками русско-турецкой войны, из-под крепости Бендеры (по другим данным, была взята в плен майором К. Муфелем, отдавшим её на воспитание Бунину).

Биография

Родился 29 января (9 февраля) 1783года в селе Мошенском Тульской губернии. Незаконнорождённый сын помещика Афанасия Ивановича Бунина и пленной турчанки Сальхи (в крещении — Елизаветы Дементьевы Турчаниновой), привезённой в 1770 крепостными Бунина, участниками русско-турецкой войны, из-под крепости Бендеры (по другим данным, была взята в плен майором К. Муфелем, отдавшим её на воспитание Бунину).

Фамилию свою ребенок      получил от жившего в      имении бедного        дворянина Андрея       Ивановича Жуковского,      который по просьбе       Бунина стал крёстным отцом ребёнка и затем его усыновил. Перед рождением будущего поэта семью Бунина постигло горе: из одиннадцати человек детей в короткое время умерло шестеро. Убитая горем Мария Григорьевна Бунина решила взять в свою семью новорождённого и воспитать его как родного сына. Усыновление не давало право на передачу дворянства, кроме того, по завещанию от отца сыну не досталось ничего.

Фамилию свою ребенок получил от жившего в имении бедного дворянина Андрея Ивановича Жуковского, который по просьбе Бунина стал крёстным отцом ребёнка и затем его усыновил. Перед рождением будущего поэта семью Бунина постигло горе: из одиннадцати человек детей в короткое время умерло шестеро. Убитая горем Мария Григорьевна Бунина решила взять в свою семью новорождённого и воспитать его как родного сына. Усыновление не давало право на передачу дворянства, кроме того, по завещанию от отца сыну не досталось ничего.

Для получения        дворянства ребёнок был      фиктивно зачислен на      службу в Астраханский      гусарский полк; получив звание прапорщика, которое давало право на личное дворянство, в 1789 шестилетний Жуковский был внесён в дворянскую родословную книгу Тульской губернии и получил грамоту на дворянское достоинство, которая позволила ему впоследствии получить образование в частном пансионе, затем в Тульском народном училище.

Для получения дворянства ребёнок был фиктивно зачислен на службу в Астраханский гусарский полк; получив звание прапорщика, которое давало право на личное дворянство, в 1789 шестилетний Жуковский был внесён в дворянскую родословную книгу Тульской губернии и получил грамоту на дворянское достоинство, которая позволила ему впоследствии получить образование в частном пансионе, затем в Тульском народном училище.

На родине В.А.Жуковского Вот так выглядел дом Жуковского в селе Мишенское Белевского уезда.  Сейчас на этом месте стоит стелла. Фото конца XIX века.

На родине В.А.Жуковского

Вот так выглядел дом Жуковского в селе Мишенское Белевского уезда. Сейчас на этом месте стоит стелла. Фото конца XIX века.

В 1797 году 14-летний       Жуковский поступил в       московский благородный      университетский пансион и учился в нём четыре года. На втором году пребывания Жуковского в пансионе среди товарищей его возникло особое литературное общество — Собрание, с официально утверждённым уставом. Первым председателем его стал Жуковский. Там же он познакомился с директором пансиона Иваном Петровичем Тургеневым.  Стихотворение «Майское утро»

В 1797 году 14-летний Жуковский поступил в московский благородный университетский пансион и учился в нём четыре года. На втором году пребывания Жуковского в пансионе среди товарищей его возникло особое литературное общество — Собрание, с официально утверждённым уставом. Первым председателем его стал Жуковский. Там же он познакомился с директором пансиона Иваном Петровичем Тургеневым.

Стихотворение «Майское утро»

В печати Жуковский       дебютировал        «Мыслями при        гробнице» (1797), написанными под впечатлением известия о смерти В. А. Юшковой. «Живо почувствовал я, — говорит 14-летний автор, — ничтожность всего подлунного; вселенная представилась мне гробом. Смерть! Лютая смерть! Когда утомится рука твоя, когда притупится лезвие страшной косы твоей?..».  Стихотворение «Сельское кладбище»

В печати Жуковский дебютировал «Мыслями при гробнице» (1797), написанными под впечатлением известия о смерти В. А. Юшковой. «Живо почувствовал я, — говорит 14-летний автор, — ничтожность всего подлунного; вселенная представилась мне гробом. Смерть! Лютая смерть! Когда утомится рука твоя, когда притупится лезвие страшной косы твоей?..».

Стихотворение «Сельское кладбище»

В 1802 Жуковский       познакомился с        Карамзиным, увлекшись      сентиментализмом. В      «Вестнике Европы»       было напечатано его       «Сельское кладбище» —      вольный перевод элегии английского сентименталиста Грея. Стихотворение обратило на себя всеобщее внимание. В следующем году появилась повесть «Вадим Новгородский», написанная в подражание историческим повестям Карамзина.  С 1805—1806 поэтическая сила Жуковского быстро возрастает, достигая своего высшего расцвета в 1808—1812. Все это время Жуковский работал в «Вестнике Европы», а 1808—09 был его редактором.

В 1802 Жуковский познакомился с Карамзиным, увлекшись сентиментализмом. В «Вестнике Европы» было напечатано его «Сельское кладбище» — вольный перевод элегии английского сентименталиста Грея. Стихотворение обратило на себя всеобщее внимание. В следующем году появилась повесть «Вадим Новгородский», написанная в подражание историческим повестям Карамзина.

С 1805—1806 поэтическая сила Жуковского быстро возрастает, достигая своего высшего расцвета в 1808—1812. Все это время Жуковский работал в «Вестнике Европы», а 1808—09 был его редактором.

В 1808 явилась его       «Людмила», переделка       «Леноры» Г. А. Бюргера. С       этой балладой в русскую       литературу входило       новое, совершенно особое       содержание —        романтизм. Жуковского       захватило стремление в       даль средних веков, в давно исчезнувший мир сказаний и преданий. Успех «Людмилы» воодушевил Жуковского. В 1812 Жуковский поступил в ополчение. В лагере под Тарутином он написал «Певца во стане русских воинов», сразу доставившего ему несравненно большую известность, чем вся предшествовавшая его поэтическая деятельность. В тысячах списков оно разошлось в армии и в России. Стихотворение «Певец во стане русских воинов»

В 1808 явилась его «Людмила», переделка «Леноры» Г. А. Бюргера. С этой балладой в русскую литературу входило новое, совершенно особое содержание — романтизм. Жуковского захватило стремление в даль средних веков, в давно исчезнувший мир сказаний и преданий. Успех «Людмилы» воодушевил Жуковского.

В 1812 Жуковский поступил в ополчение. В лагере под Тарутином он написал «Певца во стане русских воинов», сразу доставившего ему несравненно большую известность, чем вся предшествовавшая его поэтическая деятельность. В тысячах списков оно разошлось в армии и в России.

Стихотворение «Певец во стане русских воинов»

С 1816 Жуковский становится автором первого официального  гимна России «Молитва русских». Это был  перевод (правда сильно измененный) текста  английского гимна «God save the King».Музыка была также позаимствована у английского гимна (что в своё время сделали более 20 государств).

С 1816 Жуковский становится автором первого официального гимна России «Молитва русских». Это был перевод (правда сильно измененный) текста английского гимна «God save the King».Музыка была также позаимствована у английского гимна (что в своё время сделали более 20 государств).

В 1816 Жуковский стал чтецом при вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. В 1817 он стал учителем русского языка принцессы Шарлотты — будущей императрицы Александры Фёдоровны, а в 1826 занял должность воспитателя наследника престола, будущего императора Александра II.

В 1816 Жуковский стал чтецом при вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. В 1817 он стал учителем русского языка принцессы Шарлотты — будущей императрицы Александры Фёдоровны, а в 1826 занял должность воспитателя наследника престола, будущего императора Александра II.

В 1841, в связи с совершеннолетием наследника, Жуковский ушёл в отставку. В этом же году в Дюссельдорфе состоялось бракосочетание 58-летнего поэта с 20-летней Елизаветой Евграфовной Рейтерн (1821—1856), дочерью его давнишнего приятеля, живописца  Р. Рейтерна.

В 1841, в связи с совершеннолетием наследника, Жуковский ушёл в отставку. В этом же году в Дюссельдорфе состоялось бракосочетание 58-летнего поэта с 20-летней Елизаветой Евграфовной Рейтерн (1821—1856), дочерью его давнишнего приятеля, живописца  Р. Рейтерна.

Последние 12 лет жизни провёл в Германии, в кругу своих новых родных — сначала в Дюссельдорфе, позднее во Франкфурте-на-Майне, чуть не ежегодно собираясь побывать в России, но так и не успел осуществить это желание.

Последние 12 лет жизни провёл в Германии, в кругу своих новых родных — сначала в Дюссельдорфе, позднее во Франкфурте-на-Майне, чуть не ежегодно собираясь побывать в России, но так и не успел осуществить это желание.

Умер 12 (24 апреля) 1852 года в Баден-Бадене. Согласно последней воле поэта тело было перевезено в Россию и погребено в Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры.

Умер 12 (24 апреля) 1852 года

в Баден-Бадене. Согласно последней воле поэта тело было перевезено в Россию и погребено в Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры.

Лирическое стихотворение, проникнутое философскими размышлениями, грустными раздумьями Лирическое стихотворение, проникнутое философскими размышлениями, грустными раздумьями Элегия Стихотворение с историческим, фантастическим или сказочным сюжетом Стихотворение с историческим, фантастическим или сказочным сюжетом
  • Лирическое стихотворение, проникнутое философскими размышлениями, грустными раздумьями
  • Лирическое стихотворение, проникнутое философскими размышлениями, грустными раздумьями

Элегия

  • Стихотворение с историческим, фантастическим или сказочным сюжетом
  • Стихотворение с историческим, фантастическим или сказочным сюжетом

Баллада

Родина баллады – Прованс (историческая область на юго-востоке Франции, на побережье Средизем-ного моря, большей частью во Французских Альпах). В лирике трубадуров (поэтов-певцов) она представляла собой плясовую песню любовного характера с рефреном.

Родина баллады – Прованс (историческая область на юго-востоке Франции, на побережье Средизем-ного моря, большей частью во Французских Альпах). В лирике трубадуров (поэтов-певцов) она представляла собой плясовую песню любовного характера с рефреном.

Баллада –     это стихотворный рассказ, в      основу которого положена      легенда или  какое-нибудь      историческое событие.  Реальное в балладе нередко сочетается с фантастическим. Баллада относится к лироэпическому жанру. (Лироэпический –включающий в себя черты и лирики, и эпоса.) Баллада как произведение эпическое имеет сюжет, героев, но как лирическое – выражает мысли и чувства автора по отношению к рассказываемому.

Баллада –

это стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историческое событие.

  • Реальное в балладе нередко сочетается с фантастическим.
  • Баллада относится к лироэпическому жанру. (Лироэпический –включающий в себя черты и лирики, и эпоса.)
  • Баллада как произведение эпическое имеет сюжет, героев, но как лирическое – выражает мысли и чувства автора по отношению к рассказываемому.

Вот красавица одна; К зеркалу садится; С тайной робостью она В зеркало глядится; Темно в зеркале; кругом Мертвое молчанье; Свечка трепетным огнем Чуть лиет сиянье…  Карл Брюллов. Гадающая Светлана.

Вот красавица одна;

К зеркалу садится;

С тайной робостью она

В зеркало глядится;

Темно в зеркале; кругом

Мертвое молчанье;

Свечка трепетным огнем

Чуть лиет сиянье…

Карл Брюллов. Гадающая Светлана.

«Лесной царь» ,  «Король Эльфов» ,  «Король Ольши»  или  «Король Ольхи»  - баллада Иоганна Вольфганга фон Гёте, написанная в 1782 году. Описывает смерть ребёнка от рук сверхъестественного существа, духа - Лесного царя (при этом, неизвестно убил его дух, либо ребёнок просто был болен и бредил). Поэт описывает отца с сыном, скачущих на коне через лес вдоль по Рейну поздней зимней вечерней порой. Сыну кажется, что его манит к себе лесной царь; отец же объясняет ему, что это всё ему мерещится. В конце сын кричит о том, что лесной царь нагнал его. Когда они наконец приезжают домой, отец обнаруживает, что ребёнок мёртв. Баллада несколько раз переводилась на русский язык. Наиболее известны русские переводы Василия Жуковского и Афанасия Фета.

«Лесной царь»«Король Эльфов»«Король Ольши»  или  «Король Ольхи»  - баллада Иоганна Вольфганга фон Гёте, написанная в 1782 году. Описывает смерть ребёнка от рук сверхъестественного существа, духа - Лесного царя (при этом, неизвестно убил его дух, либо ребёнок просто был болен и бредил).

Поэт описывает отца с сыном, скачущих на коне через лес вдоль по Рейну поздней зимней вечерней порой. Сыну кажется, что его манит к себе лесной царь; отец же объясняет ему, что это всё ему мерещится. В конце сын кричит о том, что лесной царь нагнал его. Когда они наконец приезжают домой, отец обнаруживает, что ребёнок мёртв.

Баллада несколько раз переводилась на русский язык. Наиболее известны русские переводы Василия Жуковского и Афанасия Фета.

Элементы композиции Экспозиция Какова судьба персонажей до событий, изображенных в балладе? Завязка Неизвестно Какое событие заставило всадника пуститься в путь? Развитие действия События, происходящие в балладе Неизвестно Кульминация Момент наивысшего развития Развязка Отец и сын скачут по ночному лесу, все быстрее (скачет—мчится—летит). Мальчик испытывает нарастающее чувство страха (приник—тоскует – кричит), сын слышит голос Лесного царя.   Смерть ребенка Совпадает с кульминацией

Элементы композиции

Экспозиция

Какова судьба персонажей до событий, изображенных в балладе?

Завязка

Неизвестно

Какое событие заставило всадника пуститься в путь?

Развитие действия

События, происходящие в балладе

Неизвестно

Кульминация

Момент наивысшего развития

Развязка

Отец и сын скачут по ночному лесу, все быстрее (скачет—мчится—летит). Мальчик

испытывает нарастающее чувство страха (приник—тоскует – кричит), сын слышит голос Лесного царя.

 

Смерть ребенка

Совпадает с кульминацией

  Реальный мир Предметы Фантастический мир Хладною мглой, ветлы седые Образы Ездок запоздалый, с ним сын молодой, мертвый младенец Звуки Цветы, струи; из золота чертоги, перлы  Лесной царь в темной короне, с густой бородой, прекрасные дочери Ветер, проснувшись, колыхнул листы Краски Лесной царь со мной говорит Белеет туман Чувства Бирюзовы, жемчужны К отцу, весь издрогнув, малют­ка приник. Обняв его, держит и греет старик. Родимый. Мне душно, мне тяжко дышать. Радость, играя, летая, тебя усыплять. Неволей иль волей, а будешь ты мой Ездок оробелый. Младенец тоскует, младенец кричит

 

Реальный мир

Предметы

Фантастический мир

Хладною мглой, ветлы седые

Образы

Ездок запоздалый, с ним сын молодой, мертвый младенец

Звуки

Цветы, струи; из золота чертоги, перлы

Лесной царь в темной короне, с густой бородой, прекрасные дочери

Ветер, проснувшись, колыхнул листы

Краски

Лесной царь со мной говорит

Белеет туман

Чувства

Бирюзовы, жемчужны

К отцу, весь издрогнув, малют­ка приник.

Обняв его, держит и греет старик. Родимый. Мне душно, мне тяжко дышать.

Радость, играя, летая, тебя усыплять. Неволей иль волей, а будешь ты мой

Ездок оробелый. Младенец тоскует, младенец кричит

Кто так поздно скачет сквозь ветер и ночь? Это отец с ребенком. Он крепко прижал к себе мальчика, ребенку у отца покойно, ребенку у отца тепло. – Мой сын, что ты так робко прячешь лицо? – Отец, ты не видишь Лесного Царя? Лесного Царя в короне и с хвостом? – Мой сын, это полоска тумана! – Милое дитя, иди ко мне, иди со мной! Я буду играть с тобой в чудные игры. На побережье моем – много пестрых цветов, у моей матери – много золотых одежд! – Отец, отец, неужели ты не слышишь, что Лесной Царь мне шепотом обещает? – Успокойся, мой сын, не бойся, мой сын, в сухой листве – ветер шуршит. – Хочешь, нежный мальчик, идти со мной? Мои дочери чудно тебя будут нянчить, мои дочери ведут ночной хоровод, – убаюкают, упляшут, упоют тебя. – Отец, отец, неужели ты не видишь – там, там, в этой сумрачной тьме, Лесного Царя дочерей? – Мой сын, мой сын, я в точности вижу: то старые ивы так серо светятся... – я люблю тебя, меня уязвляет твоя красота! Не хочешь охотой – силой возьму! – Отец, отец, вот он меня схватил! Лесной Царь мне сделал больно! – Отцу жутко, он быстро скачет, он держит в объятьях стонущее дитя, доскакал до двора с трудом, через силу – ребенок в его руках был мертв.

Подстрочный перевод баллады М.Цветаевой

М.И.Цветаева

  • Жуковский создал совершенно особую поэзию. Не находя опоры своим чувствам в современной ему действительности, он обратился к истокам народной культуры, к обычаям, поверьям, быту и нравам.
  • Жуковский создал совершенно особую поэзию. Не находя опоры своим чувствам в современной ему действительности, он обратился к истокам народной культуры, к обычаям, поверьям, быту и нравам.
  • Жуковский создал совершенно особую поэзию. Не находя опоры своим чувствам в современной ему действительности, он обратился к истокам народной культуры, к обычаям, поверьям, быту и нравам.
  • Жуковский создал совершенно особую поэзию. Не находя опоры своим чувствам в современной ему действительности, он обратился к истокам народной культуры, к обычаям, поверьям, быту и нравам.
  • Жуковский создал совершенно особую поэзию. Не находя опоры своим чувствам в современной ему действительности, он обратился к истокам народной культуры, к обычаям, поверьям, быту и нравам.
  • Жуковский создал совершенно особую поэзию. Не находя опоры своим чувствам в современной ему действительности, он обратился к истокам народной культуры, к обычаям, поверьям, быту и нравам.
  • Жуковский создал совершенно особую поэзию. Не находя опоры своим чувствам в современной ему действительности, он обратился к истокам народной культуры, к обычаям, поверьям, быту и нравам.
  • Жуковский создал совершенно особую поэзию. Не находя опоры своим чувствам в современной ему действительности, он обратился к истокам народной культуры, к обычаям, поверьям, быту и нравам.
  • Поэт обработал на свой лад средневековые легенды европейских народов и познакомил русских читателей с неведомыми им старинными сюжетами.
  • Жуковский оставил нам прекрасные, нежные, полные живого трепета стихи и поэмы, подготовил явление пушкинской лирики.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок литературы в 8 классе "В.А.Жуковский. Анализ баллады "Лесной царь""

Автор: Бурлуцкая Елена Александровна

Дата: 03.11.2014

Номер свидетельства: 125598


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства