kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 8 классе "Пока в России Пушкин длится ..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «А.С. Пушкин. Краткий рассказ  о писателе. Историческая тема в творчестве А. С. Пушкина (на основе ранее изученного). Творческая история повести «Капитанская дочка».


Цели урока:  вспомнить  страницы  биографии поэта; выяснить творческую историю создания повести «Капитанская дочка»;  актуализировать знания по теории литературы;

развить интерес к дальнейшему изучению творчества А.С. Пушкина;
развивать мышление учащихся;  способствовать развитию творческого воображения;  развить наблюдательность, внимательность к художественному слову; развить у учащихся познавательную активность (умение работать с дополнительной литературой, с ресурсами сети  Интернет);
воспитание у учащихся эстетического вкуса;  воспитать у учащихся ответственность, самостоятельность, чувство коллективизма, организованность;
воспитание уважительного отношения к личности автора.

Оборудование: мультимедийный  проектор с экраном; презентация; сообщения учащихся о жизни и творчестве А.С. Пушкина; учебник, тетрадь.

                                               

Ход урока.

 

1.Организационный момент. (1мин.)

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Утро доброе! Как же иначе!

Пожелаем друг другу удачи!

Ведь она нам всегда пригодится,

В добрый путь! Начинаем учиться!

 2. Постановка цели и задач урока.  Мотивация учебной деятельности. (5мин.)

-Чтение отрывков из ранее изученных произведений А.С. Пушкина учителем.

-Целый день Владимир был в разъезде. Утром был он у жадринского священника; насилу с ним уговорился; потом поехал искать свидетелей между соседними помещиками. Первый, к кому явился он отставной сорокалетний корнет Дравин, согласился с охотою. Это приключение, уверял он, напоминало ему прежнее время и гусарские проказы. Он уговорил Владимира остаться у него отобедать, и уверил его, что за другими двумя свидетелями дело не станет. В самом деле тотчас после обеда явились землемер Шмит в усах и шпорах, и сын капитан-исправника, мальчик лет шестнадцати, недавно поступивший в уланы. Они не только приняли предложение Владимира, но даже клялись ему в готовности жертвовать для него жизнию. Владимир обнял их с восторгом, и поехал домой приготовляться.

(А.С. Пушкин «Метель»).

-День был жаркий. В трех верстах от станции *** стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки. По приезде на станцию, первая забота была поскорее переодеться, вторая спросить себе чаю. "Эй Дуня!" закричал смотритель, "поставь самовар, да сходи за сливками". При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати, и побежала в сени. Красота ее меня поразила. "Это твоя дочка?" спросил я смотрителя. - "Дочка-с" отвечал он с видом довольного самолюбия; "да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать". Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына.

(А.С. Пушкин «Станционный смотритель»).

 - Ребята, какому писателю принадлежат прочитанные мною строки? Назовите произведения, из которых они взяты.

(Ответы учащихся).

-Верно, принадлежат они перу А. С. Пушкина.

-Как вы думаете, творчеству какого писателя будет посвящён наш урок литературы?

(Ответы учащихся).

-Итак, тема нашего урока: «А.С. Пушкин. Краткий рассказ  о писателе. Историческая тема в творчестве А. С. Пушкина.  Творческая история повести «Капитанская дочка».  (Слайд №1)  (Запись темы урока в тетрадь)

-Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель.  Что сегодня предстоит выяснить?

(Ответы учащихся).

-Сегодня на уроке мы вспомним уже знакомые вам биографические сведения об Александре Сергеевиче, поговорим  о самых запомнившихся, самых значимых  произведениях писателя и поэта на историческую тему, выясним творческую историю повести «Капитанская дочка».

-Обратимся к эпиграфу нашего урока. Как вы понимаете слова «И вновь со мною Пушкин говорит…». (Слайд № 2).

(Ответы учащихся).

3.Актуализация знаний учащихся. (15 мин.)

-Дома вы готовили с общения о периодах жизни А.С. Пушкина, сейчас мы с вами актуализируем все знания о любимом писателе, полученные вами за время обучения в школе. У вас на столах лежат листы с портретом писателя. Вам предстоит в ходе выступлений составить кластер «Жизнь и творчество А.С. Пушкина». Работать будете в парах.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 8 классе "Пока в России Пушкин длится ..." »

Урок литературы в 8 классе.

Тема урока: «А.С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе. Историческая тема в творчестве А. С. Пушкина (на основе ранее изученного). Творческая история повести «Капитанская дочка».


Цели урока: вспомнить страницы биографии поэта; выяснить творческую историю создания повести «Капитанская дочка»; актуализировать знания по теории литературы;

развить интерес к дальнейшему изучению творчества А.С. Пушкина;
развивать мышление учащихся; способствовать развитию творческого воображения; развить наблюдательность, внимательность к художественному слову; развить у учащихся познавательную активность (умение работать с дополнительной литературой, с ресурсами сети Интернет);
воспитание у учащихся эстетического вкуса; воспитать у учащихся ответственность, самостоятельность, чувство коллективизма, организованность;
воспитание уважительного отношения к личности автора.

Оборудование: мультимедийный проектор с экраном; презентация; сообщения учащихся о жизни и творчестве А.С. Пушкина; учебник, тетрадь.

Ход урока.


1.Организационный момент. (1мин.)

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Утро доброе! Как же иначе!

Пожелаем друг другу удачи!

Ведь она нам всегда пригодится,

В добрый путь! Начинаем учиться!

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. (5мин.)

-Чтение отрывков из ранее изученных произведений А.С. Пушкина учителем.

-Целый день Владимир был в разъезде. Утром был он у жадринского священника; насилу с ним уговорился; потом поехал искать свидетелей между соседними помещиками. Первый, к кому явился он отставной сорокалетний корнет Дравин, согласился с охотою. Это приключение, уверял он, напоминало ему прежнее время и гусарские проказы. Он уговорил Владимира остаться у него отобедать, и уверил его, что за другими двумя свидетелями дело не станет. В самом деле тотчас после обеда явились землемер Шмит в усах и шпорах, и сын капитан-исправника, мальчик лет шестнадцати, недавно поступивший в уланы. Они не только приняли предложение Владимира, но даже клялись ему в готовности жертвовать для него жизнию. Владимир обнял их с восторгом, и поехал домой приготовляться.

(А.С. Пушкин «Метель»).

-День был жаркий. В трех верстах от станции *** стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки. По приезде на станцию, первая забота была поскорее переодеться, вторая спросить себе чаю. "Эй Дуня!" закричал смотритель, "поставь самовар, да сходи за сливками". При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати, и побежала в сени. Красота ее меня поразила. "Это твоя дочка?" спросил я смотрителя. - "Дочка-с" отвечал он с видом довольного самолюбия; "да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать". Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына.

(А.С. Пушкин «Станционный смотритель»).

- Ребята, какому писателю принадлежат прочитанные мною строки? Назовите произведения, из которых они взяты.

(Ответы учащихся).

-Верно, принадлежат они перу А. С. Пушкина.

-Как вы думаете, творчеству какого писателя будет посвящён наш урок литературы?

(Ответы учащихся).

-Итак, тема нашего урока: «А.С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе. Историческая тема в творчестве А. С. Пушкина. Творческая история повести «Капитанская дочка». (Слайд №1) (Запись темы урока в тетрадь)

-Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит выяснить?

(Ответы учащихся).

-Сегодня на уроке мы вспомним уже знакомые вам биографические сведения об Александре Сергеевиче, поговорим о самых запомнившихся, самых значимых произведениях писателя и поэта на историческую тему, выясним творческую историю повести «Капитанская дочка».

-Обратимся к эпиграфу нашего урока. Как вы понимаете слова «И вновь со мною Пушкин говорит…». (Слайд № 2).

(Ответы учащихся).

3.Актуализация знаний учащихся. (15 мин.)

-Дома вы готовили с общения о периодах жизни А.С. Пушкина, сейчас мы с вами актуализируем все знания о любимом писателе, полученные вами за время обучения в школе. У вас на столах лежат листы с портретом писателя. Вам предстоит в ходе выступлений составить кластер «Жизнь и творчество А.С. Пушкина». Работать будете в парах.


1)Примерные выступления учащихся.

1 учащийся. (1799г.-1811г.). Слайды № 3-4.

Гениальный русский поэт А. С. Пушкин родился 6 июня(26 мая по ст. ст.)1799года в Москве на Немецкой улице «во дворе коллежского регистратора Ивана Васильевича Скворцова у жильца его майора  Киевской Руси.
Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр».
Александр был вторым ребенком в семье чиновника Московского комиссариата, отставного майора С. Л. Пушкина и его жены Надежды Осиповны Ганнибал.

Пушкины принадлежали к старинному дворянскому роду, который числил предков с XIII века и был тесно связан с историей становления Русского государства.
По линии бабушки Марии Алексеевны вторая родословная ветвь будущего поэта - Ржевские – восходила к еще более давним временам
 Третьей ветвью, вплетавшейся в родословие Пушкиных были Ганнибалы- Абрам Петрович, крестник и воспитанник Петра I, и его сын Осип Абрамович, отец Надежды Осиповны.

У Пушкиных было восемь детей. Пятеро из них - Михаил, Николай, Павел, Платон, Софья – умерли в младенчестве.

Первенцем в семье была дочь Ольга(1797- 1868). Сохранились воспоминания о большой дружбе её с братом Александром.
17 апреля 1805 года родился младший брат А.С. Пушкина, Лев. Один из современников вспоминает о Л.С. Пушкине: « Он был остроумен, писал хорошие стихи, и, не будь он братом такой знаменитости, конечно, его стихи обратили бы в то время на себя общее внимание. Лицо его белое и волосы белокурые, завитые от природы. Его наружность представляла негра, окрашенного белою краской».

Воспитанием Пушкина, кроме французских гувернеров, занимались бабушка М.А.Ганнибал, учившая его читать и писать по-русски, а также ознакомившая с семейной хроникой родов Пушкиных и Ганнибалов, и няня Арина Родионовна, передавшая своему питомцу любовь к народным сказкам. Основы русской и французской грамматики, арифметики, географии, истории и рисования постигал под руководством домашних учителей. Так что обязательные при приеме в Царскосельский Лицей вступительные экзамены по этим предметам сдал успешно. 


2 учащийся. (1811г.- 1820г.). Слайды № 5 -7.

Лицей в Царском Селе, открытый 19 октября 1811, был детищем реформаторских замыслов Александра I. Лицейский устав был основан на передовых тогда педагогических идеях, признававших исключительную важность гуманитарных наук для воспитания личности. Шестилетний курс обучения был по существу рассчитан на получение университетских знаний. Пушкин и другие лицеисты первого выпуска слушали лекции известных профессоров, на полугодовых испытаниях в лицее обычно присутствовали министр народного просвещения, члены Академии наук, профессора

С.-Петербургского педагогического института. 

Пушкин был далеко не первым учеником (особенно по естественным предметам), но стихи, которые он начал писать в лицее (лицейские стихи), почти сразу же снискали ему авторитет у товарищей. 
И не только у них. Уже в 1814 его стихи печатает журнал «Вестник Европы». В том же году его печатает и журнал «Сын Отечества». В январе 1815 на переводном лицейском экзамене в присутствии Державина Пушкин читает «Воспоминания в Царском Селе». О державинском восхищении этим стихотворением хорошо известно от самого Пушкина… В лицее он начинает писать поэму «Руслан и Людмила».

По окончанию лицея в чине коллежского секретаря (10-й класс) зачисляется на службу в Коллегию иностранных дел. Однако его призвание – литература, и он продолжает ему следовать. Новые стихи все больше убеждают литературных авторитетов в незаурядности его дарования. «Чудесный талант! Какие стихи! Он мучит меня своим даром, как привидение!» (Жуковский – Вяземскому). 


3 учащийся. (1820г. – 1828г.). Слайды № 8-9.


В 1820 Пушкин отправился в Екатеринослав служить в канцелярии начальника иностранных колонистов на Юге России генерала И.Н.Инзова. Так завершился скандал, спровоцированный литератором Н.В.Карамзиным, написавшим министру внутренних дел Кочубею донос на Пушкина, где обращал внимание правительства на политические стихи и эпиграммы питомцев Царскосельского лицея и прежде всего Пушкина. Прочитав донос, Александр I приказал петербургскому губернатору Милорадовичу произвести у Пушкина обыск и арестовать поэта. Пушкин успевает сжечь часть рукописей. Но на встрече с Милорадовичем собственноручно записывает все интересующие императора стихи с указанием, какие из них принадлежат действительно ему, а какие – приписывают. Рассерженный царь подумывает о ссылке автора на Соловки или в Сибирь. И только заступничество Карамзина (он просил за Пушкина саму императрицу), Чаадаева, Ф.Глинки помогло избежать этой участи: формально ссыльным Пушкин не считается, фактически он везет Инзову письмо своего начальника в Коллегии иностранных дел с изложением истинных причин, по которым он должен служить у генерала.

В Екатеринославе прожил полторы недели, потому что либеральный Инзов разрешил ему отправиться вместе с семейством Н.Н.Раевского в путешествие по Кавказу и Крыму, а сам за те два месяца, пока они путешествовали, был назначен полномочным наместником Бессарабской области и переехал в Кишинев. Из этой поездки поэт привез несколько стихотворений (в их числе «Погасло дневное светило») и первоначальную редакцию поэмы  «Кавказский пленник».

Пушкин подал прошение императору об отставке. Царь предписывает ему отныне (июль 1824) жить в Псковской губернии в родовом имении матери Михайловском под надзором родителей. 
Когда же открылось, что отец Пушкина согласился принять на себя «полное смотрение» за сыном, тот крупно ссорится с ним. В результате отец отказывается от «смотрения» и покидает Михайловское. Пушкин остается с няней Ариной Родионовной, неистощимой сказительницей, и много плодотворно работает. 
В Михайловском Пушкина навещают лицейские товарищи: сначала Пущин, потом Дельвиг. Узнав о смерти Александра I, нелегально выезжает в Петербург, но дорогу суеверному поэту перебегает заяц, а через некоторое время встречается священник. Повозка заворачивает назад. Так «дурные приметы» спасли Пушкина от выхода вместе с друзьями-декабристами на Сенатскую площадь и, стало быть, от гнева вступившего на русский престол Николая. 
По распоряжению нового царя в сентябре 1826 прибыл в Москву, где проходила коронация Николая. На аудиенции, данной поэту, император объявил ему свое

прощение и обещал быть его единственным цензором. 

4 учащийся. (1828г. – 1837г.). Слайды №10 -12.

Зимой 1828-1829 года на одном из московских балов А.С. Пушкин впервые встретил шестнадцатилетнюю Наталью Гончарову. «Когда я увидел её в первый раз, красоту её едва начинали замечать в свете. Я полюбил её, голова у меня закружилась»- писал поэт.

31 августа 1830 года Пушкин отправился в Болдино, уже будучи женихом Натальи Николаевны: перед свадьбой надо было привести в порядок некоторые хозяйственные дела. В Болдине Пушкин вдруг оказался отрезанным от мира: вокруг свирепствовала холера, всё было оцеплено карантинами, выезд был запрещён.

«Болдино имеет вид острова, окружённого скалами, - писал Пушкин невесте. – Ни соседей, ни книг. Погода ужасная. Я провожу время в том, что мараю бумагу и злюсь». «Марать бумагу» - сочинять, творить – он начал уже на четвёртый день по приезде: 7 сентября написаны «Бесы», 8-го – «Элегия», 9-го – «Гробовщик», 10-13-го – «Сказка о попе и о работнике его Балде». Философская лирика, проза, сказка, и всё это – итоги только первых десяти дней!

В Болдине создаются новые вещи и реализуются замыслы прежних лет, в совершеннейших творениях воплощается весь накопленный Пушкиным жизненный и художественный опыт.
(«Повести Белкина»,  «Маленькие трагедии»,  «Минувших дней угасшее веселье»,  «Для берегов отчизны дальной»,  «Труд», поэму  «Домик в Коломне», последние главы романа «Евгений Онегин»! )
Женитьба Пушкина в 1831 поначалу сближает его с царем, которому нравилась его жена. Николай возвращает его на государственную службу и уже через две недели жалует в титулярные советники (9 класс). В последний день 1833 ему пожалован и придворный чин – он становится камер-юнкером. Ему разрешено работать в государственных архивах, что для него, сначала занимавшегося историей Пугачева, а портом захотевшего написать историю Петра I, очень важно. Однако царь недоволен постоянным увеличением семьи Пушкиных. Ему хочется видеть Наталью Николаевну на придворных балах, а за шесть лет ее семейной жизни она родила четверых детей.

В семейной жизни Пушкин был счастлив: духовную близость с женой подтверждают его письма к Наталье Николаевне, которая, вопреки мнению позднейших биографов, не являлась пустенькой легкомысленной кокеткой. Но постоянно увеличивающаяся семья требовала все больших расходов, и сильно нуждающийся глава семьи принимает решение переехать в деревню, где жизнь несравнимо дешевле столичной и где он мог бы спокойно творить. Просьба об отставке с оставлением за ним права пользоваться архивами, которую он подал в том же 1834, взбесила Николая, убежденного, что поэт попросту демонстрирует неблагодарность ему за все, что тот для него сделал. Царь неумолим и резок: архивами могут пользоваться только госслужащие! Над Пушкиным повисла угроза царской опалы. И она бы воспоследовала, если б не Жуковский, настоявший на том, чтобы его друг забрал свое заявление, и смягчивший гнев государя. 

Последний год жизни был отравлен происками его врагов, демонстративным ухаживанием за Натальей Николаевной кавалергарда Дантеса. Дважды Пушкин рвется на дуэль с ним. В первый раз она не состоялась. Второй вызов привел к дуэли 27 января 1837, на которой Дантес ранил противника в живот, и рана эта оказалась смертельной.

По желанию жены Пушкина положили в гроб не в камер-юнкерском мундире, а во фраке. Отпевание, назначенное в Исаакиевском соборе, было перенесено в Конюшенную церковь. Церемония происходила при большом стечении народа, в церковь пускали по пригласительным билетам.

Александр Пушкин похоронен на территории Псковской губернии. В августе 1841 года по распоряжению Н. Н. Пушкиной на могиле было установлено надгробие.

На месте дуэли был установлен памятный обелиск. (Слайд 13).


-Спасибо за выступления. А сейчас мы послушаем ребят, составлявших кластеры «Жизнь и творчество А.С. Пушкина».

2)Демонстрация учащимися кластеров, составленных в ходе выступлений. (3 мин.)

  1. учащихся)


4.Слово учителя.

- А. С. Пушкин занимает особое место в культурной жизни России. Он создал такие произведения, которые стали символом русской духовной жизни.

Каждое новое поколение, каждая эпоха утверждает своё понятие поэта, писателя, видит в нём современника, его изучают, о нём спорят, его боготворят или отвергают. Но неизменно каждый из нас видит в нём своего Пушкина. Эту особенность поэта видели критики В. Г Белинский, А. А. Григорьев, писатели Ф.М. Достоевский, И. С. Тургенев, поэты А. Т. Твардовский, А.А Ахматова и многие другие.


5.Историческая тема в произведениях А. С. Пушкина. (15 мин.) (Слайд № 14).

-А.С.Пушкин обладал чувством подлинного историзма, был историком-тружеником. Как историк, он обладал философским складом ума, широтой кругозора, четкой гражданской позицией и честностью в освещении фактов. Он использовал архивные документы, хроники, мемуары, живые предания очевидцев, предприняв поездку по местам пугачевского восстания.

Сам А.С. Пушкин в письме к А.Х. Беккендорфу писал: “Я по совести исполнил долг историка, изыскивал истину с усердием и излагал ее без криводушия, не стараясь льстить ни силе, ни модному образу мыслей”.

-Давайте вспомним произведения А. С. Пушкина на историческую тему.


Ответы учащихся.


Презентация «История в произведениях А.С. Пушкина». (Слайд № 15)


Цель: вспомнить основные сведения о прочитанных ранее произведениях А.С. Пушкина на историческую тему; актуализировать знания по теории литературы; познакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка».


Рассказ учителя с демонстрацией слайдов.

(Сведения по теории литературы учащиеся записывают в тетрадь).

Слайды № 16-19.

-В 1822 году в период южной ссылки. А.С. Пушкин обращается к летописи и на её основании создаёт балладу «Песнь о вещем Олеге». Вот что писал сам А.С. Пушкин в одном из писем о том сюжете, который лёг в основу баллады «Песнь о вещем Олеге»: «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического».

Слайды № 20-23.

- «Полтава» — поэма А. С. Пушкина, написанная в 1828 году. Название поэмы указывает на Полтавскую битву, состоявшуюся 27 июня 1709 года. В работе над поэмой Пушкин обращался к историческим источникам, а также к молдавским преданиям, народным украинским песням и думам.

В рамках одного поэтического произведения («Полтава») поэт объединил несколько серьёзных тем: взаимоотношений России и Европы, объединения народов, счастья и драмы частного человека на фоне исторических событий. По собственному признанию Пушкина его привлекли «сильные характеры и глубокая, трагическая тень, набросанная на все эти ужасы». Опубликованная в 1829 году, поэма не нашла понимания ни у читателей, ни у критиков. В черновой рукописи статьи «Возражения критикам „Полтавы“» Пушкин писал: «Самая зрелая изо всех моих стихотворных повестей, та, в которой всё почти оригинально (а мы из этого только и бьёмся, хоть это ещё и не главное), — «Полтава», которую Жуковский, Гнедич, Дельвиг, Вяземский предпочитают всему, что я до сих пор ни написал, «Полтава» не имела успеха».

Слайды № 24-27.

- Трагедия «Борис Годунов» написана под влиянием чтения «Истории государства Российского» и посвящена периоду царствования Бориса Годунова с 1598  по 1605 год и вторжению Лжедмитрия I. На встрече с царём, которая положила конец ссылке, автор читал ему отрывки из «Бориса Годунова».

Трагедия ознаменовала полный отход Пушкина от романтизма с его героикой к реалистическому воплощению образов персонажей.

Пушкин использовал для сюжета народный слух об убийстве цесаревича Дмитрия по приказу Бориса Годунова, что исторически не подтверждено.

Одна из основных тем, поднимаемых в трагедии, — власть и человек. Пушкин даёт абсолютно чёткое определение: любая власть — есть насилие, а значит зло.

Слайды № 28-32.

- 31 января 1833 года один из знаменательных дней в истории русской литературы. Пушкин набросал план своего нового произведения, названного позднее «Капитанская дочка». Работа над этим произведением была завершена 19 октября 1836 года. «Капитанская дочка» - это историческое исследование, это история людей, переплетенная с судьбой народа, страны. В этом заключается основной принцип повествования – принцип историзма. 

Работа над повестью продвигалась с трудом. Пушкин изучает архивные материалы, обращается к разным людям с просьбой сообщить ему всё, что известно о Пугачёве. В ходе изучения материала он не раз задумывался о причинах крушения дворянских мятежей и крестьянских бунтов. Почему, несмотря на пролитие крови, жизнь в России не улучшилась. И можно ли наметить иные пути к возрождению России?

В черновых вариантах сохранилось шесть различных вариантов повести «Капитанская дочка». В поисках героя для исторического повествования Пушкин обратил внимание на фигуру Шванвича, дворянина, служившего Пугачеву; в окончательной редакции повести это историческое лицо, с существенным изменением мотивов его перехода на сторону Пугачева, превратилось в Швабрина.

Второй план относится, по всей вероятности, также ко второй половине 1832 года. В этом плане уже проступают некоторые сюжетные линии будущей «Капитанской дочки», в частности драматическая коллизия второй главы повести, в которой происходит знаменательная встреча героя с вожатым.

Пушкин осознает необходимость обращения к архивным источникам. В феврале 1833 года он пишет письмо к военному министру А. И. Чернышеву с просьбой разрешить доступ к архивным делам военного министерства и вскоре получает необходимое разрешение. В конце февраля — начале марта 1833 года Пушкин уже ознакомился с теми материалами Секретной экспедиции Военной коллегии, в которых он встретил имя капитана Башарина, попавшего в плен к пугачевцам и помилованного Пугачевым по просьбе солдат. Среди бумаг Пушкина появляется новый план исторического повествования, главным героем которого является Башарин. Мысль ввести Пугачева в число действующих лиц «Капитанской дочки» возникла у Пушкина не сразу; в «швабринских» вариантах плана фигурировал сподвижник Пугачева — Перфильев. Впервые имя Пугачева появляется в «башаринском» плане. Однако можно с уверенностью утверждать, что и в то время образ Пугачева еще не прояснился в творческом сознании писателя. Пушкин начинает усиленно собирать исторические материалы и предания о пугачевщине и пишет «Историю Пугачева».

Долгие творческие поиски Пушкина завершились «противостоянием» двух главных действующих лиц повести — Пугачева и Гринева, связанных сложными психологическими отношениями. Лишь наметив эту центральную сюжетную коллизию, Пушкин приступил к реализации своего замысла. Как полагают исследователи, первая редакция «Капитанской дочки» писалась в конце 1835 и в первой половине 1836 года.

Обилие источников позволило Пушкину дать художественно правдивое описание событий пугачевского восстания.

Каков жанр «Капитанской дочки»?

Пушкин писал цензору, передавая ему рукопись: «Имя девицы Мироновой вымышленное. Роман мой основан на предании…». Что такое роман, Пушкин объясняет так: «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании». То есть Пушкин считал своё произведение романом. И всё же «Капитанскую дочку» - небольшое по величине произведение – в литературоведении именуют повестью.

6. Заключительное слово учителя. (1 мин.)

-Итак, изучив документы, изъездив те места, где бушевало крестьянское восстание, Пушкин создаёт повесть «Капитанская дочка». Труд этот был огромным, так как он воспроизвёл давно ушедшую жизнь, характеры людей, создал увлекательный сюжет, в котором каждая картина является необходимым звеном единого целого. «Капитанская дочка» потому и является и историческим произведением, и откликом на современную писателю действительность, и духовным завещанием для нас и наших потомков.

7. Домашнее задание. (2 мин.)

(Слайд 34).

Всему классу:

1.Перечитать главы 1-2, подготовить сжатый пересказ.

2.Прочитать в учебнике на стр. 102 -105 статью В.А. Кожевникова «Историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании».

На выбор:

1.Продолжите пословицу «Береги честь смолоду». Объясните, почему эта пословица является эпиграфом ко всей повести

2. Напишите сочинение-миниатюру «Мой Пушкин» с использованием лексики со значением странности художественного произведения, его открытия: обыденное, привычное преображается поэтом; становится художественным открытием; сколько раз доводилось встречать ... , наблюдать ... , и только в пушкинских строках ... ; на все откликающийся гений поэта.

Индивидуальное задание:

Подготовить сообщение о времени царствования Екатерины второй.

8.Подведение итогов урока. Рефлексия. (3 мин.)

(Слайд 35).

1.Сегодня я узнал…

2.Было интересно…

3.Меня удивило…

4.Мне захотелось…


-Спасибо за урок!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок литературы в 8 классе "Пока в России Пушкин длится ..."

Автор: Ерёмочкина Валентина Васильевна

Дата: 30.10.2014

Номер свидетельства: 124492

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства