Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 7 классе. Тема "Введение.Литературное произведение как художественная целостность" »
Тема: Введение (7кл.)
Цели: - актуализировать знания учащихся о родах и видах литературы;
- дать понятие литературного произведения как художественной целостности;
- определить содержание понятий «литературный герой», «персонаж», «характер»;
- определить средства создания характера (портрет, речь, художественная деталь, интерьер, пейзаж);
- воспитывать любовь к литературе; воспитывать художественный вкус;
- развивать потребность читать.
Ход урока
Оргмомент.
Введение:
а) правила безопасного поведения;
б) правила работы с учебником, ведения тетрадей.
Целеполагание.
- Сегодня на уроке мы вспомним, что знаем о родах и видах литературы; поговорим о литературном произведении как художественной целостности; узнаем, что такое «литературный герой», «персонаж», «характер»; определим средства создания характера.
IV. Беседа, актуализирующая знания, полученные в 5-6 классах.
- Назовите 3 рода литературы. В чем состоит особенность каждого рода? (эпос повествует, рассказывает о каких-либо событиях, героях; лирические произведения – это художественное выражение чувств, переживаний, настроения, связанных с какими-то событиями или состоянием человека; драматические произведения – это произведения, в которых жизнь раскрывается через действие, разговор и поступки героев и предназначены для постановки на сцене).
- Вспомните виды (жанры) литературы. Вся информация содержится в «архиве» ваших рабочих листов.
- Задание. Вспомните и запишите авторов и их произведения в следующих жанрах:
Повесть – (Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством», А.С.Пушкин «Дубровский», Л.Н.Толстой «Детство»).
Рассказ – (И.С.Тургенев «Бежин луг», А.И.Куприн «Тапер», И.С.Тургенев «Муму», А.П.Чехов «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Хирургия»).
Пьеса-сказка – С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев». «Озорник Петрушка»- народная пьеса-сказка.
V. Аналитическая беседа. Изучение новой темы.
В течение учебного года мы будем учиться постигать литературное произведение как художественную целостность, учитывая индивидуальность автора, родовые и жанровые особенности его творения.
Центром литературного произведения является человек, его характер, душевное состояние, его искания.
Задание. 1.Прочитайте статью в учебнике «Введение» (стр.4 – 6) и запишите, кого в произведении называют литературными героями. 2.Из словаря литературных терминов выпишите определение понятия «характер литературный».
( Действующих лиц в произведении называют литературными героями, имея в виду под этим словосочетанием чаще всего всех персонажей произведения. Но иногда «литературный герой» употребляется и в более узком смысле, как главное действующее лицо или герой, наиболее близкий к авторскому идеалу человека. Литературный герой = персонаж.
Характер литературный – изображение в художественном произведении человека с присущими только ему душевно-нравственными качествами и неповторимо индивидуальным отношением к миру.)
Как вы думаете, какими средствами писатель создает живые, достоверные литературные характеры, которые заставляют нас волноваться, переживать, радоваться, восхищаться или негодовать?
Чтобы во всей полноте представить читателю литературный характер, автор произведения описывает внешность героя (портрет); сообщает о нем некоторые биографические сведения; рассказывает о его поведении, поступках; передает его речь, манеру говорить, высказывания о нем других людей; изображает окружающую обстановку (интерьер, пейзаж, личные вещи); использует другие художественные детали, которые тоже могут что-то рассказать. Наблюдая за героем во всех его проявлениях, мы постепенно создаем в своем воображении художественный образ.
VI. Игра «Угадай средство создания характера». Назовите персонаж, произведение, автора и средство создания характера.
Ей « не минуло еще и 17 лет, как почти во всем свете, и по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки, только и речей было, что про нее. Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было еще никогда и не будет никогда на селе». (Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством», Оксана, высказывания других людей)
Один «только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д`оранжем». Другой «только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей». (А.П.Чехов «Толстый и тонкий», портрет)
«У второго мальчика,…, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый – что и говорить! – а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила». (Павлуша, И.С.Тургенев «Бежин луг», портрет и художественная деталь)
«Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато было так тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты» (пейзаж, Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»)
«Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла; (А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», портрет царицы)
6. «Стены чертогов были наметены снежными метелями, окна и двери пробиты свирепыми ветрами. Громадные залы, возведенные прихотью вьюг. Сотнями тянулись непрерывной грядой, освещенные северным сиянием; и самый большой простирался на много-много миль.
Как холодно, как пусто было в белых, ярко сверкающих чертогах! (Х.К.Андерсен. Снежная королева», интерьер)
VII. Обобщение.
-Что сегодня узнали нового?
VIII. Д/З: 1.Перечитать статью «Введение» (стр.4 – 6).Составить композиционную схему (включая сюжетные и внесюжетные элементы).
2. Запомнить, что такое «литературный герой», «персонаж», «образ», «характер» и средства создания характера.