kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 7 классе по теме "Нравственные уроки сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-проект по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» является одним из этапов изучения творчества сатирика. Организованная подготовительная и исследовательская деятельность на уроке позволяет постичь идейно-художественную глубину сказочного наследия Щедрина. Работа по содержанию произведений имеет важное в воспитательном плане значение. Тема актуальна во все времена.

На уроке используются элементы презентации деятельности творческих групп, дискуссии. Основная часть посвящена исследованию имманентной (языковой) ткани сказки, работе над содержанием произведения. Деятельность творческих групп отражена в презентации собственных наработок, выводов.

Предварительная работа. На предыдущем уроке были созданы творческие группы исследователей, которые получили задание проработать материал и кратко представить его.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 7 классе по теме "Нравственные уроки сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»"»

Урок-проект по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» является одним из этапов изучения творчества сатирика. Организованная подготовительная и исследовательская деятельность на уроке позволяет постичь идейно-художественную глубину сказочного наследия Щедрина. Работа по содержанию произведений имеет важное в воспитательном плане значение. Тема актуальна во все времена.

На уроке используются элементы презентации деятельности творческих групп, дискуссии. Основная часть посвящена исследованию имманентной (языковой) ткани сказки, работе над содержанием произведения. Деятельность творческих групп отражена в презентации собственных наработок, выводов.

Предварительная работа. На предыдущем уроке были созданы творческие группы исследователей, которые получили задание проработать материал и кратко представить его.


Урок литературы в7 классе по теме Нравственные уроки сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь».



Цели урока:

  • Формирование ключевых компетенций: исследовательской, критической, информационной, коммуникативной, речевой – через работу с художественным текстом;

  • воспитание гражданских чувств, Я-концепции через осмысление нравственных уроков М.Е.Салтыкова- Щедрина и собственной системы мнений о себе.

  • Высвобождение внутренних творческих сил ребёнка, его интеллектуального и эмоционально-эстетического потенциала;

  • Открытие себя в работе с текстом художественного произведения;

  • Развитие навыка написания сочинения - рассуждения;

Задачи урока:

1. Образовательная:

  • Развивать умение анализировать произведение, выделяя композиционно-организующие элементы;

  • выявить авторскую позицию в сказке «Премудрый пескарь», идейно-художественное своеобразие произведения, уточнить представления учащихся о мировоззрении писателя;

  • формировать представления обучающихся о специфике авторской, сатирической сказки как явления искусства, о своеобразии таланта М.Е.Салтыкова- Щедрина;

  • формировать навык работы с художественным текстом, проникновения в подтекст произведения, трактовки конкретного образа;

  • рассмотреть произведение в контексте литературной традиции, диалога культур;

  • формировать умения работать со словарями, дополнительной литературой.

  • уметь проектировать деятельность.

2. Воспитательная:

  • Способствовать формированию высокой нравственной позиции.

  • формировать коммуникативные навыки, умения работать в коллективе и микроколлективе, представлять (презентовать) свою работу.

3. Развивающая:

  • развивать информационную, технологическую компетенции;

  • формировать умение решать возникшие проблемы и самостоятельно искать ответы на вопросы;

  • развивать диалогическую и монологическую речь;

  • развивать читательские способности, интерес к классической литературе, творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина, эстетический вкус;

  • формировать нравственные и профессиональные качества обучающихся: ответственность за выбор жизненной позиции.


Оборудование: презентация к уроку, иллюстрации к сказке, бумага , карандаши , мультимедийная установка , раздаточный материал с текстом, цитатами, карточки с заданиями по группам.




Ход урока.


  1. Организационный момент.


Живет человек на земле, но как же по – разному использует он свои годы. Для одних это время взлета в высочайшие области человеческого духа, время горения и предельной самоотдачи, напряженного созидательного труда. Для других  - бесцельное, бессмысленное времяпровождение, которое в конечном счете приводит к духовному краху. В концепции модернизации российского образования среди важнейших качеств, которыми должны обладать современные выпускники, названы духовность,   нравственность, самостоятельность, инициативность и др.

Мне приятно сознавать, что начало нового тысячелетия в России связано с возвращением духовно – нравственных ориентиров.

 О цене человеческой жизни, об уникальности мгновений, отпущенных судьбой, о духовности и нравственности культуре и пойдет разговор на сегодняшнем уроке.

Тему сегодняшнего урока подсказал нам опять Сократ. Много веков назад он записал «В жизни каждого наступает время, когда человек сам должен заботиться о нравственности…должен сделать свой нравственный выбор». Пришло и наше время. Тема нашего урока исследования, урока - проекта «Нравственные уроки сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь».

Сегодня у нас урок-проект. Мы будем изучать это произведение, создавать мини-проекты, а в конце урока я предлагаю создать пособие к изучению этого стихотворения. Вы уже продумали, из каких частей будет состоять это пособие, распределились по группам.

Что хотелось бы нового извлечь из урока? (Ответы учащихся)



2. Введение в проблему через жизненную ситуацию с помощью слова, символа, действия ( по К. Станиславскому «Ты в предлагаемых ситуациях»):

Создание «жизненного пространства».


- Что такое смысл жизни?


Учитель: Возьмите чистый лист - это ваше «жизненное пространство» , попробуйте на этом «жизненном пространстве» изобразить ваше понимание смысла жизни. Каков ваш смысл жизн?.


( Дети выполняют задание)


По выполнению задания работы вывешиваются на доске и по желанию комментируются.


3. Работа с текстом.


(Осмысление текста)


Учитель: ( приёмы технологии НЛП):

-Что вы почувствовали, прочитав этот текст?

-Что вы увидели?

-Что услышали?


Сегодня нам предстоит работать над проектом «Создание пособия к учебнику литературы «Изучаем сказку «Премудрый пискарь». У вас уже большой опыт по созданию таких пособий. Мы создавали пособия по изучению басен, очерка, рассказа, стихотворения в прозе. Вы наметили сами страницы пособия, распределились по группам.

- Что ждёте от сегодняшнего урока? (Ответы учеников).


4. Работа в группах над созданием мини-проектов для пособия.


1 группа – подготовить материалы к разделу «Вступление»

2 группа – жанровые особенности произведения

3 группа – образ главного героя - Пискаря

4 группа – автор и его позиция

5 группа подготовить материалы к разделу «Заключение (творческая страничка».

6 группа - оформители.

5. Защита мини-проектов.


1 группа – подготовить материалы к разделу «Вступление».


Эпиграфы к разделу:

«Писатель – это огромное сердце, спокойные люди редко становятся писателями» (П.Павленко).

«Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам страны» (М. Салтыков-Щедрин).


Проблемный вопрос: «Каким человеком представляем М.Салтыкова-Щедрина?

Цели и задачи:

  1. Познакомиться с очерком жизни и творчества М.Салтыкова-Щедрина.

  2. Составить диалог-интервью с писателем.

  3. Создать стенд «Биография М.Салтыкова-Щедрина в портретах»


Диалог-интервью с писателем:

- Необычная фамилия. Почему?

- Настоящая фамилия – Салтыков, псевдоним – Н.Щедрин (догадайтесь почему?). А в литературе сейчас печатают под фамилией Салтыков-Щедрин.

- Щедрин, наверное потому, что щедро делитесь своим талантом и знаниями с нами.

- Польщён.

- Почему Ваше поведение в лицее характеризовалось «довольно хорошим», а не «отличным»?

- Обычные школьные поступки (грубость, курение, небрежность в одежде) для меня были несвойственны, а вот писание стихов «неодобрительного» содержания снижало мою отметку в поведении.

- Правда ли, что Вы учились в Лицее, в котором учился А.Пушкин?

- Да, и кроме того, каждый курс имел своего поэта. В 13 курсе эту роль выполнял я.

- А почему не стали поэтом?

- Не люблю этот вопрос. Решил, что мои стихи не носят следов таланта. Навсегда отказался от поэзии.

- Вы были вице-губернатором Рязани и Твери, работали в Министерстве внутренних дел. Но почему такая частая смена служб?

- Из-за смелого высмеивания недостатков чиновничества.

- Сколько сказок Вы создали? И почему выбрали этот жанр – сказка?

- 32 сказки. А почему сказка, пусть ответит 2 группа.





















2 группа – жанровые особенности произведения

Эпиграф к разделу:

«Сказки могучи по своей мысли, забавны и вместе с тем трагичны по своему ехидству, очаровывают своим языковым совершенством» (А.Луначарский).

Проблемный вопрос: «Действительно ли это сказка?»

Цели и задачи:

  1. Повторить жанровые особенности сказки.

  2. Привести примеры жанровых особенностей сказки (по тексту).

  3. Доказать, что в произведении присутствуют и другие жанры (фольклор, басня, рассказ).

  4. Познакомиться со статьёй «Сатира М.Салтыкова-Щедрина» и составить словарь литературоведческих терминов с примерами из сказки «Премудрый пискарь».


Жанровые особенности сказки:

Традиционный зачин: «Жил-был пискарь».

Традиционные обороты: «Ни в сказке сказать, ни пером описать», «стал жить да поживать».

Вид сказки: сказка о животных.

Жанровые особенности басни:

Эзопов язык (система обманных приёмов, призванных выразить мысль не прямо, а иносказательно). Пискарь- рыба, а подразумеваются люди.

Мораль (выражена через вопрос: «Зачем жил?»

Жанровые особенности фольклора:

Народные выражения (думу думает, ума палата, откуда ни возьмись).

Просторечия (распостылая, погублять)

Жанровые особенности рассказа:

Сюжет.

Бытовые подробности.

ВЫВОД: в произведении происходит смешение различных жанров.

А жанр сказки выбрал Салтыков-Щедрин потому, что сказки любят все, и в сказке «Добрым молодцам урок». А вот какой урок, над этим работали другие группы.


Словарь литературоведческих терминов.

Сатира –

Гротеск –

Ирония –

Гипербола






3 группа – образ главного героя - Пискаря

Эпиграф к разделу:

«Слава богу! Кажется, жив!»

Проблемный вопрос: «Рыбья или человеческая жизнь?»

Цели и задачи:

  1. Работа с заглавием.

  2. Выяснить, случаен или закономерен образ Пискаря?

  3. Выявить черты Пискаря (рыбьи и человеческие).

  4. Подобрать иллюстрации к произведению, Выявить, какие лучше соответствуют образу Пискаря.

  5. Составить ментальную карту (образ Пискаря).


1.Название.

Выяснили по толковому словарю значение слова ПРЕМУДРЫЙ

1.Преисполненный глубокой мудрости.

2.Перен. Очень сложный, замысловатый.

Мы считаем, что Салтыков-Щедрин иронизирует. Не обладает наш герой мудростью. Слишком намудрил со своей жизнью. Слово, естественно, в переносном значении.

Посмотрев в словарь синонимов, выяснили, синонимы слова премудрый: умный, мудрый, рассудительный, разумный.


2.- Почему Пискарь?

- Имеет необычный старческий вид. Небольшая рыбка, не отличается большой живостью. Но очень живучая рыба.

Образ закономерен.


Рыбье в образе: «боится щуки, рака, уды, попасть…

Рыба как рыба

Человеческое: «жизнью жуировать, отрекомендуется, жизненный процесс завершает, жалованья не получает, прислуги не держит, в карты не играет, вина не пьёт, табаку не курит, за красными девушками не гоняется, и отец, и мать у него были умные

Вывод: Житейская премудрость умерщвляет в людях человеческие качества, а выползают тогда рыбьи: немота, холодность, скользкость, изворотливость, безразличие.


Работа с иллюстрациями к произведению.

Презентация ментальной карты.


4 группа – автор и его позиция

Эпиграф к разделу:

«Я так боюсь не успеть, хотя бы что-то успеть» (Земфира)

«Кто в страхе живёт, тот и гибнет от страха» (Леонардо да Винчи).

Проблемный вопрос: «Кого высмеивает Салтыков-Щедрин?


Цели и задачи:

  1. Выявить авторскую позицию (Работа по мнемонической формуле согласия и разногласия с автором).

  2. Выявить, какие чувства испытывает автор к своему герою.

  3. Записать формулы жизни Пискаря.

  4. Составить формулу жизни, исходя из авторской позиции.


Чувства:

Усмешка

Брезгливость

Сострадание к судьбе

Формула жизни Пискаря:

Вывод: жил дрожал – умирал дрожал.

Формула жизни автора и его читателей:

Радоваться жизни

Утешать

Давать добрые советы

Говорить добрые слова

Кого-то приютить, обогреть, защитить.



6. Собираем пособие.

7. Творческая страничка.


8. Рефлексия.


Проблема нравственного выбора встаёт перед человеком в жизни и перед героем в художественном произведении.

Проставьте оценки в листах контроля.

Учитель:

Леонид Мартынов

СЛЕД
А ты?
Входя в дома любые -
И в серые,
И в голубые,
Всходя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи:
Какой ты след оставишь?
След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?



Домашнее задание: сочинение-рассуждение «Есть ли премудрые пискари в наше время, и нужно ли изучать эту сказку сегодня?»






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Кульбашина Лариса Владимировна

Дата: 12.05.2015

Номер свидетельства: 210268


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства