kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 6 классе "Роль стихии в судьбе человека" по повести А.С.Пушкина "Метель".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 6 классе "Роль стихии в судьбе человека" по повести А.С.Пушкина "Метель". Цель: раскрыть сюжет произведения, рассмотреть особенности композиции; уметь определять тему, основную мысль в тексте, используя в ответах литературоведческие термины; прочувствовать настроение, созвучное музыкальным произведениям; учиться составлять текст, окунаясь в атмосферу 19 века.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок литературы в 6 классе "Роль стихии в судьбе человека" по повести А.С.Пушкина "Метель". »

Урок литературы в 6 классе

РОЛЬ СТИХИИ В СУДЬБЕ ЧЕЛОВЕКА

( по повести А.С.Пушкина «Метель»)

ЦЕЛЬ: раскрыть сюжет произведения, рассмотреть особенности композиции, уметь определять тему, основную мысль текста, используя в ответах литературоведческие термины; прочувствовать настроение, созвучное музыкальным произведениям; учиться составлять текст, окунаясь в атмосферу 19 века.

Х О Д У Р О К А

1.Вводное слово

Сегодня нам предстоит разговор о повести А.С.Пушкина «Метель», которое вы прочитали дома. Эта повесть окунет нас в атмосферу помещичьей усадьбы 19 века, познакомит нас с нравами и обычаями того времени. Но сначала ответьте, о чем эта повесть? ( определите тему повести)

( о любви двух………)

- Но почему тогда Пушкин называет повесть «Метель»?

Записываем на доске проблемный вопрос, мы ответим на него в конце урока.

- Что такое метель?

( сильный ветер со снегом, природное явление, стихия, ничем не сдерживаемая сила)

- Почему появляется метель в повести? Какую роль играет она в судьбах наших героев?

Это ещё один проблемный вопрос, на который нам предстоит ответить в конце урока.

Для начала мы поговорим о наших главных героях. Кто они? Найдите в тексте слова, которые характеризуют Марью Гавриловну

(стройная, бледная, семнадцатилетняя девица, воспитана на французских романах, следственно была влюблена и т.д.)

- Что можно о ней узнать, читая между строк?

( единственная дочь, богатая наследница, послушная, очень любима своими родителями……..)

- Что автор говорит о Владимире?

(Предмет, избранный ею….., бедный армейский прапорщик)

А теперь найдите строчки в тексте, в которых говориться о чувствах молодых людей. Прочитайте их , делая акцент на словах-настроениях, словах, в которых выражены чувства наших героев. (были в переписке и виделись каждый день , клялись в вечной любви, сетовали на судьбу, дышать друг без друга не можем…)

- Как , по-вашему, рассказчик относится к влюбленным?

( иронически…)

- Что такое ирония?

( троп, скрытая насмешка)

- Всегда ли этот иронический тон будет сохраняться? Когда нам становится немного жаль нашу героиню и страшно за её судьбу?

( в ночь накануне побега….)

Давайте представим себе, что чувствовала М.Г. в ночь накануне побега. Поможет нам в этом музыка Георгия Свиридова ( музыка, слайды с изображениями усадьбы 19 века) Мысленно перенеситесь в дом , где живет М.Г. со своими родителями. Какой он? Большой или маленький? Каменный или деревянный? Тепло ли в нём или прохладно? Уютно ли в нём и спокойно? ( музыка закончилась). А теперь сядьте поудобнее, закройте глаза и мысленно пройдите по первому этажу… Теперь поднимитесь по лестнице на второй этаж, пройдите в комнату М.Г.. Давайте понаблюдаем, что происходит в ней?

( здесь стоит стройная , бледная, семнадцатилетняя девица. Её лицо напряжено. Она кусает губы, теребит волосы, ходит по комнате из угла в угол. Весь день не может найти себе места, потому что ей нет больше места в этом доме, в её родном доме, где она была так счастлива. Сегодня ночью она убежит отсюда, покинет своих родителей, которые так любят её… Но она не может им сказать о своих замыслах и поэтому садится писать письмо отцу и матери. Оставим её за этим занятием и вернемся в класс. Теперь , когда вы вжились в образ М.Г., прочувствовали её состояние, попробуйте угадать, что написала М.Г. в письме своим родителям. Напишите это письмо, используя лексику того времени. Речевые обороты, старинные слова можно позаимствовать из текста.

( учащиеся пишут, зачитывают…)

- Как можно охарактеризовать состояние М.Г.? Почему возникла метель в душе М.Г.?

( столкнулись 2 чувства, 2 фронта…)

Итак, метель в душе М.Г., метель за окном…..

Прежде чем найти описание метели в тексте, давайте опять послушаем музыку Георгия Свиридова. Она подскажет нам, какое эмоциональное состояние испытывали наши герои.

( музыка, слайды….)

- Что происходит с музыкой?

( она становится тревожной, даже грозной….)

Найдите описание метели в тексте. Как она сопровождает героев?

От лица Маши читает……

От лица Владимира читает…..

От лица Бурмина читает…..

- Эту метель ждали ?

( нет, она началась внезапно..)

Почему человек беспомощен перед стихией. Вам подскажет стихотворение «Бесы»

( учитель читает, перед учениками текст стихотворения)

- Какая здесь стихия?

( это неведомая сила, с которой человек не может справиться)

- Почему природа решила вмешаться в судьбу героев?

( ослушались родителей, пошли против их воли…)

- Что оставила после себя метель? ( что стало с нашими героями?)

( М.Г. чуть не умерла и долго оставалась несчастной, Владимир ушел на войну и там погиб, Бурмин долго оставался несчастным, раскаивался за свое легкомыслие)

- Когда и от кого мы узнаем, что произошло в церкви в ту таинственную ночь?

(от Бурмина в конце повести..)

- Почему рассказ о давно минувших событиях дан лишь в конце повести?

( чтобы заинтриговать читателя)

А что происходило в церкви в эту таинственную ночь постараются передать вам ваши актеры-одноклассники ( проигрывается сцена венчания)

- Что можно сказать об этом событии?

( к такому святому таинству наши герои отнеслись легкомысленно)

А сейчас попробуем ответить на наши вопросы, которые были поставлены в начале урока ( почему возникла метель? Какова её роль?) ответить на эти вопросы вы сможете, прочитав отрывок из критической статьи Петруниной Н.Н. «Проза Пушкина и пути её эволюции» ( чтение критической статьи ( распечатано на каждого ученика))

- Почему не состоялась свадьба М.Г. и Владимира?

- Почему Бурмин и М.Г. встретились только сейчас, хотя были давно женаты?

- Что хотел сказать Пушкин своим произведением?

( герои ошиблись, потому что жили «как романах», в реальной жизни выстрадали, осознали свои ошибки, и судьба к ним смилостивилась)

Итог. Метель разметала героев в разные стороны, заставила страдать, но вернула их к настоящей , реальной жизни.





Домашнее задание: Письменно ответьте на вопрос: всегда ли нужно строить свою жизнь по образцу книжных и телевизионных героев? Какие сложности могут возникнуть, если образцы для подражания окажутся случайными?






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кожевникова Альбина Евгеньевна

Дата: 22.09.2014

Номер свидетельства: 114236


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства