kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 6 классе. Н.Заболоцкий."Одинокий дуб"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обоснование урока. Данный урок является практически завершающим в разделе «Стихотворение как лирический жанр». К моменту изучения стихотворения Н.А.Заболоцкого «Одинокий дуб» у шестиклассников накапливается определенный читательский опыт, владение теоретическими понятиями, что позволяет делать более глубокий анализ лирического произведения по сравнению с предыдущими. Однако исчезает новизна при встрече с лирическим произведением. Поэтому был выбран урок-презентация. Урок–презентация помогает сделать урок ярким, запоминающимся, выразительным. Урок-презентация дает возможность более грамотно и доступно объяснить материал. На уроке использовались различные формы работы: словесное рисование, словарная работа, слово учителя о личности писателя, работа с репродукцией картины, прослушивание музыки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 6 классе. Н.Заболоцкий."Одинокий дуб" »

Обоснование урока. Данный урок является практически завершающим в разделе «Стихотворение как лирический жанр». К моменту изучения стихотворения Н.А.Заболоцкого «Одинокий дуб» у шестиклассников накапливается определенный читательский опыт, владение теоретическими понятиями, что позволяет делать более глубокий анализ лирического произведения по сравнению с предыдущими. Однако исчезает новизна при встрече с лирическим произведением. Поэтому был выбран урок-презентация. Урок–презентация помогает сделать урок ярким, запоминающимся, выразительным. Урок-презентация дает возможность более грамотно и доступно объяснить материал. На уроке использовались различные формы работы: словесное рисование, словарная работа, слово учителя о личности писателя, работа с репродукцией картины, прослушивание музыки.



Тема: Н.А.Заболоцкий. «Одинокий дуб»

Цели: - познакомить учащихся с биографическими сведениями о Н.А.Заболоцком;

- углубить понятие о стихотворении как лирическом жанре (аллегория, антитеза в стихотворении, построение стихотворения);

- углубить понятие о метафоре, олицетворении;

- определить поэтическое отражение нравственных воззрений поэта; определить, как воспринимает природу Н.А.Заболоцкий, и показать единение человека и природы в стихотворениях поэтов XX века;

- развитие речи, мышления (умение анализировать, сравнивать);

- воспитание любви к природе, чувства ответственности за состояние природы;

- формирование активной жизненной позиции.


Оборудование: мультимедийная установка, иллюстрации учащихся, магнитофон


I. Оргмомент

II. Постановка целей и задач урока. Сегодня мы продолжаем знакомиться с лирическими стихотворениями поэтов XX века. Мы познакомились со стихотворениями А.Блока «Летний вечер», Анны Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…». На этом уроке нас ждет встреча с новым поэтом – Николаем Алексеевичем Заболоцким. Наша задача – поближе познакомиться с ним, раскрыть тайный смысл стихотворения «Одинокий дуб». И, как настоящие ученые, мы исследуем особенности художественной формы стихотворения.

III. Работа над эпиграфом. Эпиграфом к нашему уроку послужат слова из стихотворения С.Я.Маршака: «Стихи живые сами говорят…». На протяжении урока подумайте, почему Маршак называет стихи «живыми», о чем нам поведает стихотворение «Одинокий дуб».

IV. Слово учителя о Н.А.Заболоцком. Родился Николай Алексеевич в деревне Красная Горка, недалеко от маленького городка Уржум Вятской Губернии (сейчас это Кировская область). Его отец служил агрономом, а мать – сельской учительницей.

В детстве Николай внимательно следил за деятельностью отца-агронома, проникся любовью к земле, животным, растениям. Он мечтал стать ученым, но привязанность к поэзии и живописи победила. Тема природы в его стихотворениях стала одной из основных. Впервые напечатал свои стихи в студенческом журнале. По окончании института служил в армии, а по завершении службы (1927) работал в детской секции Госиздата, где публиковал стихи и рассказы для детей. В это время Заболоцкий создает лучшие произведения для детей (прозаические переложения знаменитых романов Ф. Рабле, Д. Свифта), растет его популярность, известность.

Однако 19 марта 1938 г. Заболоцкий был арестован и затем осужден за антисоветскую пропаганду. 38-й год – это год сталинских репрессий, когда по ложному обвинению были осуждены многие люди. Массовыми были расстрелы. От смертной казни Заболоцкого спасло то, что, несмотря на тяжелейшие физические испытания на допросах, он не признал обвинения в создании контрреволюционной организации.

Уже в тюремном заключении Заболоцкий закончил переложение "Слова о полку Игореве" (начал в 1937 г.), ставшее лучшим в ряду опытов многих русских поэтов. Это помогло ему добиться освобождения и в 1946 г. переехать в Москву.

Он смог не упасть духом, он преодолел тяжелые, подчас невыносимые обстоятельства. Жизненный принцип поэта: «Надо работать и бороться за самих себя. Сколько неудач ещё впереди, сколько разочарований и сомнений! Но если в такие минуты человек поколеблется – песня его спета. Вера и упорство. Труд и честность…» И, мне кажется, именно этот жизненный принцип стал философской основой стихотворения «Одинокий дуб». С этим стихотворением мы сейчас познакомимся.

V. Выразительное чтение стихотворения «Одинокий дуб». Слушая стихотворение, попробуйте определить, каким представляется поэту одинокий дуб?

VI. Проверка первичного впечатления.

- Как хорошо вы слушали! Вам понравилось стихотворение? Может быть, кто-то хочет сказать, что почувствовал, когда слушал это стихотворение?

VII. Анализ стихотворения. Беседа.

1) Прочитайте еще раз стихотворение и ответьте, каким представляется поэту одинокий дуб? Нарисуйте не красками, а словами представленную вами картину. Это словесное рисование. (Большой, огромный, одинокий дуб растет на пустынной земле «среди безжизненных равнин», нигде нет ни травинки. На земле, возле дуба, камни. Сам он высокий, но ветви его скрючены, коротки. На ветвях тусклые, коричневые, точно рваные листья. Он весь в пыли.) Какие слова, выражения подтверждают это? (Дурная почва, узловат, нет великолепья, отрепья, торчат, глухо шелестят).

2) Какие чувства вызывает картина, созданная автором в первой строфе? (Тревога, грусть, сочувствие, переживание)

3) Как вы думаете, почему дуб в стихотворении Николая Заболоцкого стал таким? ( «Дурная почва» - трудная, изломанная жизнь)

4) Что помогло дубу не погибнуть, а остаться воином? (Внутренняя стойкость, душевная сила, мужество, может быть, какая-то работа над собой, не видимые нами усилия: «но скрученные намертво суставы он так развил..»)

5) Перечитайте вторую строфу стихотворения. Все ли там понятно, ясно вам?

Заболоцкий пишет «и из ствола закапает янтарь…». Что такое янтарь?

(Янтарь – окаменевшая (обычно прозрачная желтого цвета различных оттенков) смола хвойных деревьев. А дуб – крупное лиственное дерево семейства буковых). Автор не знал это? Торопился, когда писал стихотворение? Нет, это литературный прием. Как он называется? Что такое метафора? ( Метафора – употребление слова в переносном значении, основанное на сходстве одного предмета или явления с другим). Так почему янтарь?

6) Что такое олицетворение? (Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных)

Найдите в стихотворении олицетворение. (Скрученные суставы, развил, запоет, важен, спокоен – как о человеке). А еще обратите внимание: в стихотворении один раз используется слово «дуб», а в остальных случаях, пять раз, используется местоимение «он». Случайно ли это? Нет, это подтверждает, что стихотворение не только о дубе, что оно и о человеке, о человеческой жизни.) Следовательно, автор использовал аллегорию.

7)Что такое аллегория? Когда мы встречались с эти понятием? (Аллегория – это иносказание, когда под изображаемыми в произведении существами, предметами подразумеваются другие лица, факты, вещи. Встречались с аллегорией при изучении басни.)

8) Какой аллегорический смысл вкладывает Заболоцкий в стихотворение о дубе? Как вы думаете, что может быть общего в облике и судьбе одинокого дуба и человека, прошедшего через трагедии XX века? ( Это стихотворение не о дубе, а о человеке, о человеческой жизни. Так же и Заболоцкий смог не упасть духом, он преодолел тяжелые, подчас невыносимые обстоятельства.)

9) А вы заметили в стихотворении «Одинокий дуб» антитезу? (Антитеза – противопоставление: дуб молчалив, спокоен, некрасив, но ударь по стволу и откроется его внутренний мир, его душа, поющая колоколом славы, его внутреннее богатство, подобное драгоценному янтарю. Таким образом, Заболоцкий противопоставляет внешней некрасивости внутреннюю красоту.

С приемом антитеза мы встречались в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Парус», «Тучи», А.С.Пушкина «Зимнее утро», Н.А.Некрасова «На Волге», «Размышления у парадного подъезда», «Соловьи».)

10) А теперь познакомимся с особенностью художественной формы стихотворения.

О

------------------------- .

------------------------- .

------------------------ .

------------------------.


братите внимание на предложения в первой строфе. Обычно конец строки и конец предложения в стихотворениях совпадают. Возьмем, к примеру, стихотворение А.Блока «Летний вечер» (стр.173). 1-я строфа состоит из двух предложений. Конец предложений находится в конце строки. Нарисуем это на обычном листе бумаги.

У Заболоцкого иначе. Предложение заканчивается в середине 3 строки. И запятая, что делит предложение на два простых, стоит в центре 2 строки. Поставьте эти знаки препинания на своих листиках и попробуйте выкроить из строфы предложения. Что у нас получилось? Какие-то отрепья (лохмотья, истрепанная, изношенная одежда). Как листья на одиноком дубе в стихотворении. «Рваный» рисунок текста 1-й строфы есть отражение доминантного (главного) образа.

Обратите внимание на стихотворные переносы, рвущие строку, создающие дополнительные паузы.

11) Продолжаем работать с художественной формой стихотворения. Обратите внимание на рифмующиеся слова, в чем их особенность? (Рифмуются слова, в обычной жизни, возможно, исключающие друг друга, никогда не появляющиеся рядом. Это «великолепья – отрепья», «спокоен – воин»). Автор противопоставляет внешней красоте, внутреннюю, душевную.

Стихотворение раскрывается нам все больше и больше. Если вначале нам показалось, что это пейзажная лирика, то теперь мы видим, что это стихотворение не только о дубе, но и о человеке, о человеческой жизни.

12) Наша исследовательская работа не закончилась. Перечитайте 1 строфу стихотворения. Какие звуки повторяются часто?

Дурная почва: слишком узловат

И этот дуб, и нет великолепья

В его ветвях. Какие-то отрепья

Торчат на нем и глухо шелестят. (д-п-т). Почему?

Ведь можно было избежать такое скопление этих звуков, сделав речь более плавной, употребив сочетания (л-мл-м):

Земля плохая: связаны узлами

Все ветви, и не назовешь прекрасным

Высокий дуб….

А лучше вместо слова «дуб» употребить слово «ясень». Какая разница?

Традиционно в русской речи слово дуб является символом прочности, крепости, долговечности, стойкости. Именно дуб смог вырасти на не благодатной почве. А в повторении звуков д-т-п (звукопись) мы слышим удары. Удары по дубу, может быть, топором, а, может быть «удары судьбы». Дуб, несмотря на «удары судьбы», выстоял, окреп, «развил суставы».

Физкультминутка. Мы много поработали, надо и нам «размять суставы».

VIII. Работаем с картиной. Рассмотрите репродукцию картины И.И.Шишкина «Среди долины ровныя..» Что ее сближает со стихотворением Заболоцкого «Одинокий дуб»? Почему художник назвал свою картину строчкой из русской песни, ставшей народной (автор стихов А.Ф.Мерзляков)? Давайте послушаем эту песню, а затем узнаем историю создания этой картины (инд. дом. задание).

История одной картины

Cтихотворение А.Ф. Мерзлякова, переложенное на музыку и ставшее песней, переплелось с судьбой художника Шишкина И.И. и привело к написанию картины.

Алексей Федорович Мерзляков (1778-1830) приехал в Москву из Перми, окончил университет и преподавал в нем более 25 лет.

Стихотворение «Одиночество» было написано им в 1810 г. в доме, где жила Анисья Федоровна Вельяминова-Зернова (1788-1876). В то время Анисье было всего 22 года, а Алексей Федорович учил ее словесности и был безнадежно влюблен в свою ученицу. Безнадежно, потому что не в их силах было преодолеть сословные различия.

Однажды вечером Алексей Федорович был особенно грустен, говорил о своем одиночестве. Потом взял мел и на ломберном столе начал писать. Ему дали перо с бумагой, и он записал все стихотворение.

Стихотворение оказалось настолько напевным, что вскоре стало песней. Второе рождение песни произошло в 1883 году, и связано тоже с печальным событием. В 1881 г. у Ивана Ивановича Шишкина умерла жена Ольга Лагода (1850-1881). Они прожили вместе всего один год. Шишкин потерял не только горячо любимую жену. Она была его ученицей, и о ее таланте говорит хотя бы то, что написанные ею картины покупал П.М. Третьяков.

Иван Иванович тяжело переживал утрату. И вот, однажды, будучи за городом, Шишкин увидел в поле могучий одинокий дуб и вспомнил стихотворение Мерзлякова “Среди долины ровныя…” Все это переплелось с судьбой художника. В личном плане он опять одинок. В творческом – собратья по “перу” признавали одаренность Шишкина, но прохладно относились к его увлеченности русским пейзажем. В 1883 г. Иван Иванович написал картину, которую так и назвал “Среди долины ровныя…” Многие отнесли картину к редкому жанру пейзажа-автопортрета.

Успех полотна «Среди долины ровныя» превзошел все ожидания. Привыкшие считать Шишкина «царем леса», «дедушкой лесов», «пейзажистом-лесовиком», зрители увидели перед собой обширную равнину, почувствовали настроение, созвучное тому, которое вызывала песня А.Ф. Мерзлякова.

- Что сближает картину и стихотворение «Одинокий дуб»? ( На картине И.Шишкина дуб очень красив: «высокий дуб, развесистый». Вокруг него растет мягкая зеленая трава. Даже тропинку мы видим на картине, значит, здесь ходят мимо люди. Но этот дуб одинок, так же одинок и дуб в стихотворении Заболоцкого: «кто говорит, что в поле он не воин? Он воин в поле, даже и один».

Родственным для обоих произведений является то, что за образом дуба мы видим авторов: на картине – И.И Шишкина, в стихотворении – Н.А.Заболоцкого)

IX. Выразительное чтение учащимися стихотворения «Одинокий дуб».

Чтобы собрать воедино все наши знания об этом стихотворении, чтобы посмотреть на него опытными глазами (ведь, беседуя, анализируя стихотворение, мы набрались литературного опыта, опыта вдумчивого читателя), мы прочитаем его снова. Подумаем, изменилось ли первоначальное наше впечатление. Стихотворение прочитает ученица, которой дано было индивидуальное домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения и подобрать к нему музыку. Оцените, пожалуйста, ее работу; насколько удачно она смогла подобрать мелодию.

- Итак, удачно ли подобрана мелодия?

- Изменилось ли ваше впечатление о стихотворении?

X. Обобщение.

- Итак, подведем небольшой итог: о чем нам поведало стихотворение Николая Алексеевича Заболоцкого «Одинокий дуб»? Почему Маршак называет стихи живыми?

- Давайте послушаем отрывок из стихотворения «Завещание». Его слова нам откроют еще одну тайну, скрытую в стихотворении «одинокий дуб». Сопоставьте поэтический смысл стихотворения «Одинокий дуб» с цитатой из стихотворения «Завещание». Какую связь вы заметили?

( Человек и природа нераздельны, едины). Об этом нам сказали стихи прекрасного поэта.

XI. Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение стихотворения «Одинокий дуб» Н.А.Заболоцкого, определить стихотворный размер. Найти другие стихи поэта, подготовить для выразительного чтения понравившееся стихотворение.

Итог урока. Выставление оценок

Рефлексия. Скажите, что вы узнали нового на уроке?

Перед вами иллюстрация дуба. Если стихотворение тронуло вашу душу, понравилось вам, приклейте эти листики на крону, сделав наш дуб и внешне красивым, а если стихотворение не смогло заставить вас задуматься, листья приклейте у корней.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок литературы в 6 классе. Н.Заболоцкий."Одинокий дуб"

Автор: Ведерчик Валентина Владимировна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 104232


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства