kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 6 классе. К.Паустовский. "Телеграмма"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить с понятием «психологический пейзаж». Учить анализировать произведение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 6 классе. К.Паустовский. "Телеграмма"»

К. Паустовский «Телеграмма»

Цели:

  1. Познакомить с понятием «психологический пейзаж». Учить анализировать произведение.

  2. Развивать умение сопоставлять и сравнивать эпизоды и образы.

  3. Воспитывать любовь к матери, как к главному человеку на земле.


Задачи: Определить, какую нравственную проблему решает автор в произведении. Формировать у учащихся ведущих вопросов по пониманию рассказа.

Оборудование: картины осеннего леса, рисунки к рассказу, портрет Гоголя, план анализа.


Ход урока

I. Орг.момент.

II. Проверка домашнего задания

Устный опрос.

  1. Творческая история произведения ( опережающее задание)

  2. Определение жанра произведения. Доказать, что это рассказ.

  3. Тема произведения.

  4. Проблематика произведения.

III. Анализ произведения.

  1. Композиция произведения.

  2. Система образов.( см. приложение)

Основные персонажи:

А

Портрет, пейзаж, интерьер, художественные детали, действия и поступки, психологический анализ

) Катерина Петровна

- Чтение начала рассказа.

Пейзажную зарисовку пронизывает мысль об увядании, даже омертвление природы.

Найдите слова, подтверждающие эту мысль.

Октябрь – «на редкость холодный»

Вётлы – «облетевшие»

Трава – «полегла»

Само время, кажется, замедлило своё течение (тучи «тащились», «цеплялись», дождь сыпался «назойливо»), и вечно будет длиться нагоняющий тоску осенний месяц.

Безотрадная картина вполне соответствует внутреннему состоянию Е.П. Автор нигде не выражает прямого сочувствия героине. Оно скрыто в характере повествования.

Когда жизнь природы замерла, Екатерине Петровне стало ещё труднее вставать по утрам (значит и без того было трудно).

Замерла жизнь и в старом доме. Что об этом свидетельствует?

Об этом свидетельствуют детали интерьера: «горький запах нетопленых печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие часы на столе, давно не чищенный самовар».

За простой, внешне бесстрастной манерой повествования скрывается глубокое сострадание автора к одинокой, доживающей свой век женщине.

Подтекст рассказа неизмеримо богаче текста. «Мемориальный дом».

Автор не рассказывает подробно о юности героини. Читатель восстанавливает прошлое К.П. по ряду различных деталей.

Какие это детали? Случайны ли они?

В подтексте рассказа живёт мысль о беспечном течении бытия, о вечной смене поколений, о единении людей – только оно и есть средство от беспамятства, залог того, что цепь времён не прервётся. ( Образы Манюшки и Тихона).


- Как создаётся эмоциональный фон рассказа уже в его начале?

- Как передаётся одиночество Катерины Петровны?

-Она впервые за год решилась выйти из дома, когда кто-то долго стучался в калитку. А почему она всё-таки решилась идти?

-Прочитайте ещё раз этот отрывок. Какова роль пейзажа в этом эпизоде?

-В судьбе клёна, как он описан в рассказе, точно видна неустроенность, одиночество: « Ему некуда было уйти от этой беспробудной, ветреной ночи».

- Именно после этой встречи с клёном она решается написать письмо дочери. А что-то удивило в этом письме?

Образ К.П. очень цельный. Она и окружающий её мир – единое целое. Пейзаж – это единственное лицо рассказа. Может быть именно природа помогает ей жить. Ведь и сад, которым занимался её отец, и замёрзший клён, который она жалеет, так как его «посадила давно, ещё девушкой-хохотушкой», - это всё её близкий мир, её родная земля, о которой в конце рассказа ещё скажет автор, земля, в которую опустили Катерину Петровну. Да и природа, провожая её в последний путь принарядилась: «Выпал тонкий снежок. День побелел, и небо было сухое, светлое…»

Б) Настя

- На страницах, рассказывающих о жизни Насти в Ленинграде, почти нет описания природы. Почему? Ведь в Ленинграде много парков, скверов, садов.

- Автор много говорит о внешности Насти? «…русые волосы и большие холодные глаза».

- Но можно ли говорить о чёрствости Насти, зная о её участии в судьбе художника Тимофеева?

- Какое чувство вызвало письмо?

- Когда прочла письмо, то вслух назвала одну причину, ненастоящую : «Куда там сейчас ехать. Разве отсюда вырвешься!»

- С одной стороны, она смогла понять художника Тимофеева, его непростой характер, а с другой – не почувствовала вовремя, что очень нужна матери, которая возможно умирала в те часы, когда её хвалили за внимание к человеку.

- Когда получает телеграмму, понимает ли она, о ком в ней говорится?

- Противопоставление этих слов бессердечному отношению героини к матери помогает нам понять ненормальность таких отношений.

- Да, такая жизнь, когда приходится лгать самому себе и другим ( помните, что ответила Настя старому художнику?), когда заботясь о многих, не замечаешь, как плохо самому близкому тебе человеку, и оправдываешь слепоту своей души ложью, - такая жизнь ненормальна, она фальшива, неспокойна, когда-то приходит прозрение.

- Как Паустовский подчёркивает изменения в поведении героини, понявшей, что мать умирает?

- Олицетворением выражается авторская позиция.

- Почему портрет именно Гоголя, а не Пушкина или другого писателя?

- Настя получает телеграмму. Для нас важна реакция на телеграмму.

- Мы не видим дочери Катерины Петровны, но какое чувство к ней рождается?

Второстепенные персонажи:

А) Тихон

- О нём говорится очень мало, просто перечисляется, что он делает: рубит, пилит старые деревья на дрова. Он тоже не умеет красиво и много говорить. Но именно он, пожалев Катерину, даёт телеграмму Насте, написав самое главное:»Катя помирает». А потом, не дождавшись ответа, совершает, наверно, единственный раз в жизни подлог: приносит умирающей женщине мнимую телеграмму от дочери.

- А почему Катерина догадалась об обмане?

- Он решился на обман, чтобы поддержать её, утешить, смягчить горечь одиночества и последние мгновения жизни.

- Рассказ назван «Телеграмма». Их две. Какую телеграмму автор имеет ввиду и почему?

- Тихон, в отличие от Насти, проявил настоящую человечность, чуткость, заботу, милосердие и преподнёс урок нравственности девочке: «Эх, горе, её, горькое, страдание написанное. А ты смотри, дура,» - сказал он сердито Манюшке – за добро плати добром, не будь пустельгой».

Б) Манюшка

В) Молодая учительница

- Как вы думаете, почему в конце рассказа автор показал молоденькую учительницу?

- М. Горьки сказал: «Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать».

- Наверное, молоденькая учительница лучше Насти понимает это и может быть, воспитает своих учеников добрыми, отзывчивыми людьми. Таких людей встретили мы на страницах рассказа.

3.Сюжет и внесюжетные элементы.

4.Авторская позиция и способы её выражения.

IV. Нравственная проблематика рассказа.

- В народе всегда отмечалась особая любовь матери к детям, в отличие от неблагодарности последних.

- Какие вы знаете пословицы о матери?

- Да, очень жаль, что в сутолоке жизни и в спешке мы часто забываем о ближних нам людях. Не об этом ли спрашивал С. Маршак : «А часто ли видел ты близких своих?..»

V. Выводы по уроку.

  1. Авторская позиция: какова она?

  2. Какие приёмы использует автор для того, чтобы раскрыть основную идею произведения?

А) резкий контраст;

Б) художественные средства языка - эпитеты, метафоры, олицетворения;

В) Средства создания образов ( портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, действия и поступки, речевая характеристика, приёмы психологического анализа.

VI. Домашнее задание.

-- Мне бы хотелось, чтобы вы тихим вечером посмотрели пристально на своих близких, постарались понять их, вовремя сказать доброе слово. На добрых людях всё и держится.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок литературы в 6 классе. К.Паустовский. "Телеграмма"

Автор: Карпова Наталья Михайловна

Дата: 14.03.2015

Номер свидетельства: 186315


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства