kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 6 классе «Библейские сказания о сотворении мира и их отражение в произведениях устного народного творчества»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данного урока является: знакомство воспитанников  с представлениями православных христиан о Боге  как о Творце, создавшем мир и любящем Своё творение; развитие речи и обогащение лексического запаса детей, активизация работы воображения и эмоционально-образной памяти.

Задачи урока:

Обучающие: раскрывать воспитанникам основные представления православия об устроении мира и его Создателе. Обогащать словарный запас и образный строй речи. Учить пользоваться понятиями «тьма, свет, вода, небо, человек» как обобщёнными, распространяющимися на весь мир, объяснять связь человеческих представлений о Боге с законами добра.

Развивающие: способствовать развитию у воспитанников образного восприятия, чувства красивого и возвышенного. Содействовать становлению духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на познание Бога, формируя высшие чувства.

Воспитывающие: воспитывать чувства целостности, сопричастности к живому миру, близости, открытости и доверия к его Творцу. Учить заботливому отношению к растениям и животным, бережному отношению к окружающему миру.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 6 классе «Библейские сказания о сотворении мира и их отражение в произведениях устного народного творчества» »


Интегрированный урок по основам православной культуры и литературе

в 6А классе

«Библейские сказания о сотворении мира и их отражение в произведениях устного народного творчества»


Цели урока: знакомство воспитанников с представлениями православных христиан о Боге как о Творце, создавшем мир и любящем Своё творение;

развитие речи и обогащение лексического запаса детей, активизация работы воображения и эмоционально-образной памяти.

Задачи урока:

Обучающие: раскрывать воспитанникам основные представления православия об устроении мира и его Создателе. Обогащать словарный запас и образный строй речи. Учить пользоваться понятиями «тьма, свет, вода, небо, человек» как обобщёнными, распространяющимися на весь мир, объяснять связь человеческих представлений о Боге с законами добра.

Развивающие: способствовать развитию у воспитанников образного восприятия, чувства красивого и возвышенного. Содействовать становлению духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на познание Бога, формируя высшие чувства.

Воспитывающие: воспитывать чувства целостности, сопричастности к живому миру, близости, открытости и доверия к его Творцу. Учить заботливому отношению к растениям и животным, бережному отношению к окружающему миру.


Оборудование: выставка книг по основам православной культуры, иллюстрации, презентация, карточки, рисунки


План урока

1. Организационный момент

2. Словарный диктант

3. Выставка рисунков и беседа о красоте окружающего мира

4. Речевая зарядка.

4. Объяснение нового материала

* Библейское объяснение сотворения мира (учитель истории);

* Отражение библейского происхождения мира в произведениях устного народного творчества ( сказках, пословицах и поговорках) (учитель литературы)

5. Закрепление нового материала

6. Подведение итогов урока (слова благодарности, молитва)





Ход урока


  1. Оргмомент. Проверка готовности к уроку, наличия слуховых аппаратов

Учитель истории:

- Начнём урок со словарного диктанта

2. Словарный диктант: Бог, Творец, икона, доброта, красота.

3. Выставка детских рисунков и беседа о красоте окружающего мира (рассказы воспитанников о своих рисунках)

Учитель истории:

- Ребята, посмотрите вокруг! Нас окружает огромный мир. Как красиво! Высоко в небе летают птицы, в морях плавают рыбы, в лесах живут звери, люди строят дома, дети учатся в школе! Вы можете услышать, как звучит на все голоса мир вокруг нас. Журчит вода, шумит лес, поют птицы.

Учитель литературы

- Давайте об этом прочитаем хорошее стихотворение

4.Речевая зарядка (правила орфоэпии, ударения, паузы)

Как сияют небеса –

Высота и красота!

А по небу звонко скачет

Солнце, словно жёлтый мячик!

Ночью, чтоб не страшно было,

Зажигаются светила:

И стоит, как удивлённый,

Лес в своей листве зелёной.

Но откуда это диво?

Почему вокруг красиво?

-Прочитайте слово с непроизносимой согласной буквой

- Прочитайте восклицательное предложение.

- Правильно прочитайте вопросительные предложения.

- Как появился этот сказочный мир? Почему мы живём на Земле?

Зачем живёт человек? Вы можете задавать много вопросов и искать на них ответы.

Учитель истории:

- Есть несколько версий появления окружающего нас мира: научная (эволюция… ) и библейская (создание мира Богом). Тема нашего урока – «Библейские сказания о сотворении мира и их отражение в произведениях устного народного творчества


В давние-давние времена жили наши предки (словарь на доске), им было дано Слово Божие, раскрывающее тайны сотворения мира. Об этом можно прочитать в священной книге – Библии.

Библия – это целое собрание книг, библиотека, созданная разными людьми, живущими в разные века. Библия раскрывает нам тайну происхождения мира

(показ разных Библий)

- Было время, когда ни земли, по которой мы ходим, ни солнца, которое даёт нам тепло и свет, ни людей, ни птиц, ни животных, ничего того, что мы видим, не существовало. Была тьма (словарь)

Всё получило своё начало от Бога. Мы Бога не видим, и видеть не можем. Он Дух, не имеет тела и ничего видимого. Возьмите тетрадь, помашите ею.

-Что вы чувствуете?

- Ветер.

- Ветер вы чувствуете, ощущаете. Он есть. Бога вы не видите, но можете почувствовать душой и сердцем. Нас же Бог видит всегда, он везде с нами. Поэтому, прежде чем что-то сделать, надо подумать.


Видимый мир, где мы живём, Бог создал за 6 дней. (Презентация)


В первый день Бог создал свет; и светло, светло сделалось на земле

Во второй день создал Бог твердь; по слову Божьему, открылся обширный небесный свод, который вы видите над собою.

В третий день Бог повелел, чтобы вода на земле собралась в особенные места. И вдруг образовались ручейки, реки и озёра. Где же воды не было, там выдавалась сухая земля, на которой вы видите большие и малые горы. В третий же день Милосердный Бог и сказал: «Пусть произрастит земля травы, овощи и цветы».

В четвёртый день Бог повелел, и появилось солнце, луна и звёзды. Бог повелел солнцу всходить каждое утро и заходить каждый вечер.

В пятый день Бог сказал, и воды наполнились рыбою, птицы появились в воздухе и на деревьях.

В шестой день по слову Божию появились на земле животные: овцы, коровы, лошади и всякого рода звери вышли из земли; появились также пчёлы, муравьи, другие насекомые.

Когда Бог совершил все дела Свои, Он увидел, что всё, что Он сделал, было весьма хорошо. Всё было прекрасно. В неделе, как вам известно, семь дней, но в седьмой день Бог не создавал ничего. Седьмой день Он назвал днём Своим, потому что отдыхал от дел Своих.

- Ребята, о чём мы сейчас говорили?

Учитель литературы

- Для кого всё создал Бог? (для людей)

Поэтому люди не забывают его, почитают и благодарят.

Библейские сказания о сотворении всего на земле находят отражение в устном народном творчестве: в пословицах, поговорках и сказках, которых вы уже так много прочитали.

- Вспомните, что создал Бог в 1-ый день?

 Работа у доски. (Картинки, изображающие творения Бога за 6 дней)

- А что в сказках обозначает темнота? (угрозу, страх, войну, нападение Змея-Горыныча)

Во 2-й день появляется земля и небо. Как в сказках говорится о земле? (Земля-матушка, земля-кормилица. Где брали силу сказочные богатыри? ( из земли). А Белая Лебёдушка из одноимённой сказки как превращалась в девушку? (ударившись о землю)

В 3-й день Бог повелел, чтобы вода отделилась от суши, реки, образовались озёра, реки и моря. Люди отчетливо сознавали великое значение водной стихии, и в сказках она наделена волшебной силой.

- Какой бывает вода в сказках? Правильно, живой и мёртвой.

- В какой сказке живая вода помогает героям? («Сказка об Иване Царевиче, Жар птице и Сером волке», «Сказка о живой воде и молодильных яблоках")


В 4-й день Бог повелел, и появились небесные светила.

- Как люди называли солнце? (Красно солнышко, Ясно солнышко

- А какие слова говорили, когда надеялись на перемены к лучшему на следующий день? Эту поговорку и сейчас можно услышать

(Утро вечера мудренее)

В 5-й день появились рыбы, птицы появились в воздухе и на деревьях. Появляются они и в сказках.

- Назовите сказки, героями которых являются разные птицы. («Гуси-лебеди», «Финист - ясный сокол», …В русских сказках птицы представляют силы добра и зла, служат помощниками и посланцами сказочных героев, часто воюют между собой.


В 6-й день появляются различные животные, о которых написано много сказок.

- Какие сказки о животных вы знаете?

 Разгадывание ребуса и сканворда


А

М

О

Р

Я

Ы

Ш

Т

Е

П

О

Ю

А

Р

Л

Р

Е

З

К

В

У

О

Х

М

К

Ь

Л

Ж

С

Ц

О

О

Ф

А

И

Д

Т

К

Л

И

С

Е

- Прочитайте названия сказок о животных, зашифрованных в сканворде.

- Зачем люди сочиняли сказки?

- Чему учат сказки?


Учитель истории

- Молодцы, ребята, вы знаете много сказок. Ещё раз повторили, как Господь за 6 дней сотворил этот прекрасный мир. Давайте прочитаем стихотворение:


Это Бог для нас с тобою

Праздник на земле устроил

И, любуясь этим даром,

Будем Богу благодарны

Он, кто создал мир чудесный,

Наш Отец, Отец Небесный!

- Какие слова благодарности мы чаще всего употребляем в жизни? (спасибо, благодарю). От каких слов происходит слово «спасибо»? Слово «спасибо» это сокращённое произнесение двух слов: СПАСИ и БОЖЕ, БОГ – спаси Бо(же). Такими словами люди выражают благодарность Богу: «Спаси, Господи!».

- Что такое спасибо? – слово вежливости, ритуал, пожелание? Если пожелание, то чего? (Пожелание поддержки от Бога)

- Какой синоним можно подобрать: Спаси вас Господь –

(Спаси, Боже)

- Когда уместно сказать просто спасибо, а когда спаси вас Господь?

(Спасибо говорим в повседневной жизни, а спаси вас Господи перед опасным, трудным делом).

Итак, ребята, даже в обычной жизни произнося слово «спасибо», мы, по сути, вспоминаем Бога. Послушайте внимательно молитву, в которой мы также обращаемся к Богу.

Звучит детский церковный хор


«Господи! Имя Тебе – Любовь: не отвергни меня, заблуждающегося человека! Имя Тебе – Сила: подкрепи меня, изнемогающего и падающего! Имя Тебе – Свет: просвети мою душу, омрачённую житейскими страстями! Имя Тебе – Мир: умиротвори мятущуюся душу мою! Имя Тебе – Милость: не переставай миловать меня!»

  1. Из молитвы выберите слова, которые характеризуют Бога. (Любовь, Сила, Свет, Мир, Милость)

  2. Почему люди обращаются к Богу? (Чтобы Бог помог и поддержал человека в трудную минуту)


6. Подведение итогов урока







Курская школа-интернат І и ІІ вида








План-конспект

интегрированного урока

по основам православной культуры и литературе

в 6 А классе

по теме : «Библейские сказания о сотворении мира и их отражение в произведениях устного

народного творчества»








Урок подготовили и провели:

Якушева В.И.

учитель основ православной культуры,

высшая категория;

Кириченко Е.В.

учитель русского языка и литературы,

высшая категория







2012г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кириченко Елена Викторовна

Дата: 07.08.2015

Номер свидетельства: 224574


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства