kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 5 классе. "Заглянем в малахитовую шкатулку Павла Бажова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок способствует создать эмоциональный настрой для восприятия сказа П.П.Бажова "Каменный цветок", усвоить понятие "сказа как произведения устного народного творчества о событиях прошлого", его отличительных признаков.

Задачи:      1) образовательная:

  • раскрыть понятие сказа как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой;

                   2) развивающая:

  • развивать образное восприятие, творческое мышление, терминологический аппарат;

                   3) воспитательная:

  • воспитывать мыслящего читателя, способного понимать прекрасное.

Тип урока: Урок открытия нового знания

Методы организации учебной деятельности обучающихся: наглядный,   частично-поисковый (эвристический), практический,  метод критического мышления, метод стимулирования.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная,  групповая, работа в парах.

Технологии: информационно-коммуникационная, элементы дифференцированного и личностно-ориентированного обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5 классе. "Заглянем в малахитовую шкатулку Павла Бажова" »



План-конспект урока литературы по теме

«Заглянем в малахитовую шкатулку Павла Бажова»

П.П. Бажов «Каменный цветок»


Класс: 5.


Урок: № 52.


Цель: создание эмоционального настроя для восприятия сказа П.П.Бажова «Каменный цветок» и условий для усвоения понятия «сказа как произведения устного народного творчества о событиях прошлого», его отличительных признаков.

Задачи: 1) образовательная:

  • раскрыть понятие сказа как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой;

2) развивающая:

  • развивать образное восприятие, творческое мышление, терминологический аппарат;

3) воспитательная:

  • воспитывать мыслящего читателя, способного понимать прекрасное.


Тип урока: Урок открытия нового знания

Методы организации учебной деятельности обучающихся: наглядный, частично-поисковый (эвристический), практический, метод критического мышления, метод стимулирования.


Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.


Технологии: информационно-коммуникационная, элементы дифференцированного и личностно-ориентированного обучения.




Базовый УМК: Литература; учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч./авт.-сост. Г.С. Меркин. -М.:ООО «Русское слово-учебник», 2012,-(ФГОС. Инновационная школа).


Оснащение урока: учебник, мультимедийное оборудование, наглядный материал, презентация. ЭОР – виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы 5 класс, фрагмент фильма «Каменный цветок» - http://filmonline.com.


Планируемый результат


Предметные умения

Формировать УУД

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Знать содержание сказа, уметь определять тему произведения, выделять проблемы, знать отличительные признаки сказа

Интерес к изучению языка, способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью

Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать

мысли и оценивать свою и чужую речь

Извлекать фактическую информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках


Технологическая карта урока

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Цель

Универсальные действия

Методы, формы

Время

1.

Организационный

Включение детей в деятельность.

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!»


Включение в работу, самоопределение

Создание положительной эмоциональной атмосферы, включение в деятельность

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

Регулятивные: саморегуляция


Словесный метод

1 мин.

2

Мотивация к учебной деятельности

Проверка Домашнего задания.

Читаются слова некоторых героев из текста «Каменный цветок» либо описание героев, учащимся необходимо определить, кто в тексте говорит эти слова, либо чьё это описание. (стр. 206 –«сиротка был этот парнишечко…», стр. 207 «что только из тебя выйдет, Данилко,..», стр.208 – «На мой взгляд, дедушка….», стр.209 «…Разулся, котомку свою под голову…», стр. 211 «Ну-ко, покажи, чему тебя мастер научил», стр. 423-214 «Глаз у него верный, рука смелая…», стр. 219 «Ну что, Данило-мастер, не вышла твоя дурман-чаша…»


Попробуйте определить, как мы будем работать сегодня на уроке?


Применяя ранее полученные знания, определяют, кто говорит реплики, к какому герою подходит описание.




Предполагают, что будем говорить о Даниле-мастере, умелец из народа.

Определение содержательных рамок урока

Коммуникативные:

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные :

1. Постановка и формулирование проблемы

2. делать выводы, обобщения;


Практический метод

5 мин.

3

Актуализация знаний, постановка учёбной задачи и углубление изученного

1. Сообщения и презентации подготовленных учащихся о П.П.Бажове.

Затем учащиеся задают вопросы классу по теме увиденного и услышанного.

- Какие события жизни Бажова помогли ему стать автором сказов?

- Что такое сказ? Чем отличается он от сказки?

- Как учился П. Бажов и каким образом получил он доступ к сокровищам библиотеки?

- Какие сказители тебе известны?

2. Вспомните отличительные признаки СКАЗА

3. Определение структуры текста

4. Определение рамок структуры текста сказа «Каменный цветок»

Внимательно слушают, при необходимости делают краткие записи в тетрадях.

Отвечают на вопросы









Реальные события, герои, место, где происходит действие

Завязка, кульминация, развязка

Называют по содержанию текста.

Актуализация знаний

Познавательные :

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные :

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы.

Метод критического мышления

4 мин.

4

Построение проекта, работа с текстом

Беседа по содержанию сказа «Каменный цветок».

- Что удивило или, может быть, даже поразило во время чте­ния сказа? Что показалось необычным или непривычным?

- Где происходят события сказа? Каких героев можно назвать главными? Кто из героев сказа вызывает добрые чувства? Почему?

- О чем рассказывает «Каменный цветок»?

- Почему Данило разбил свою чашу, но оставил чашу, сделан­ную на заказ? Что мучило его?

- Как вы думаете, чего не хватало Даниле? Может быть, он был недостаточно талантлив? Как раскрывается в сказе талантливость мастера, его душа художника?

- Как же Даниле удалось стать настоящим мастером? Покажи на примерах, что жизнь не баловала Данилку. Как удалось ему, сироте, овладеть мастерством резчика? Благодаря кому и чему?


(Удивляет то, что встреча с волшебством происходит в обычной жизни горняцкого поселка, с простыми людьми, такими как мастер Данило. Бажов приблизил сказку к были, придал ей достоверность.)

(«Каменный цветок» рассказывает о творческих муках мастера по малахиту Данилы. Казалось бы, всем понравилась сделанная им на заказ чаша — «гладко да ровно, узор чистый», а Данило недово­лен: жизни в цветке нет. Хотелось ему, чтобы люди, глядя на его работу, забывали, что это искусно сделанная чаша, а любовались бы ею, как живым цветком. В этом видел Данило истинное мастер­ство резьбы по камню. Познал он и тайну камня, стремился подра­жать природе, но копия получалась гораздо хуже оригинала.)

(Конечно, Данило был очень талантлив! Ребята вспомнят или най­дут в тексте, как Данило еще ребенком интуитивно чувствовал красо­ту камня, как помог Прокопьичу узор придумать, а когда приказчик велел показать, чему его научили, то старый мастер даже ахнул: «Когда хоть ты, Данилушко, все это понял? Ровно я тебя еще и вовсе не учил ». А Данило отвечал: «Сам же показывал да рассказывал, а я при­мечал ». Тяга у него была к малахитовому делу! Работал Данило быстро, с удовольствием, так, как можно заниматься только любимым де­лом, не зная ни сна, ни покоя. Он был очень трудолюбив. Но «горным мастером» — учеником Медной горы Хозяйки — мог стать только тот мастер, который познал красоту природы и имел фантазию, чтобы не копировать, а создавать свое произведение искусства. Для настоящего мастера первостепенное значение имеет поэтическая выдумка. Дол­жен родиться замысел, а потом уже подбирается камень. Об этом го­ворит Даниле Хозяйка горы: «Кабы ты сам придумал, дала бы тебе такой камень, а теперь не могу». Вот поэтому и уничтожает Данило свою чашу, которая стала для него воплощением бескрылости, отсут­ствия поэтической фантазии, самостоятельной творческой мысли.

Развитие читательских умений

Личностные результаты:

1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям;

Познавательные :

1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения;

2. разграничивать основную и дополнительную информацию;

3. преобразовывать и сохранять информацию.

Коммуникативные:

1.Формирование навыков речевой деятельности

2. Освоение способов совместной деятельности

Групповая форма работы. Исследовательская деятельность.

5 мин.

5

Первичное закрепление

Составление рассказа о жизни Данилки.

Вывод: даже имея талант, необходимо много учиться и рабо­тать, чтобы стать настоящим мастером своего дела.


Пересказ тех отрывков текста, в которых говорится о жизни Данилки.

Зафиксировать новые знания

Личностные результаты:

1. формирование уважительного отношения к русскому народу, к труду, искусству;

Коммуникативные:

1.Формирование навыков речевой деятельности

Регулятивные :

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы.

Частично-поисковый метод


5 мин.

6

Самостоятельная работа по тексту

Работа над языком сказа, особенностями речи героев.

- Приведите примеры яркости, выразительности языка сказа (описания букашки, работы над заказной чашей и сво­ей, каменного цветка, творческих мучений Данилы, встречи с Мед­ной горы Хозяйкой).

- От чьего лица идет повествование: от лица автора или рас­сказчика? Свое мнение нужно обосновать.

- Почему же сказ называется «Каменный цветок», а не «Данило-мастер», например, ведь главным героем является он? А что если убрать из сказки историю о каменном цветке и оставить рассказ о масте­ре, о его других талантливых работах, представить, что он благопо­лучно женился на Кате, и стали они жить-поживать да добра на­живать? Какое название подошло бы этому рассказу? Конечно, « Данило-мастер». Какую же мысль вложил Бажов в сказ, дав ему на­звание «Каменный цветок»?

Выполняют в парах


(Услыша­ли они эту историю из уст рассказчика-сказителя, потому что на­писан сказ разговорным языком (обратить внимание на лексику и стиль), так, что можно представить, будто его кто-то сказывает. Возможно, автор и рассказчик - одно лицо.)





(Желание сделать чашу, похожую на живой цветок, изменило жизнь Данилы. Сказочный образ каменного цветка символизиру­ет красоту материала и творческий полет мысли мастера, который должен вдохнуть в камень жизнь. Именно каменный цветок Хо­зяйки Медной горы помог ему понять, в чем заключается истинная сила мастерства.)


Тренировать способность к самоконтролю

Коммуникативные:

1. Освоение способов совместной деятельности

Познавательные:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.


Самостоятельная работа.

Работа с учебником.

Дифференцирован-ный подход.

Индивидуальный подход

10 мин.

7

Итог урока. Рефлексия деятельности

  1. Устное рисование «каменного цветка».

  2. Чем заканчивается сказ? Что же дальше случилось с мастером. А вот об этом они узнают, прочитав два других сказа П. П. Бажова — «Горный мастер» и «Хрупкая веточка».

Выразите ваши впечатления от урока. Продолжите предложения:

Я узнал…

Мне понравилось…

Я открыл для себя…

Было интересно…

Выполняют задание устно.

Сказ «Каменный цветок» заканчивается тем, что Данилушка неожиданно уходит из дома неизвестно куда.

Зафиксировать новое содержание

Личностные: самоопределение,

Регулятивные: саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний;

Коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализация.


Репродуктивный метод

3 мин.

8

Домашнее задание

Прочитать сказы «Горный мастер» и «Хрупкая веточка», нарисовать или описать картины, которые воз­никли в воображении после прочтения.


Индивидуальные задания: найти эпизоды, в которых появля­ется Медной горы Хозяйка; рассказать о жизни Данилы-мастера, включив в рассказ чтение или пересказ отрывков из сказов, исполь­зуя пояснения из задания 2-3 («Наедине со сказами, прочитанными самостоятельно», с. 222).



Коммуникативные: инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации;

Логические: анализ истинности утверждений,

Регулятивные: оценка результатов работы



2 мин.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературы в 5 классе. "Заглянем в малахитовую шкатулку Павла Бажова"

Автор: Дронова Инна Владимировна

Дата: 15.06.2014

Номер свидетельства: 105180


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства