Класс: 5.
Урок: № 52.
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Цель | Универсальные действия | Методы, формы | Время |
1. | Организационный | Включение детей в деятельность. Учитель: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!» | Включение в работу, самоопределение | Создание положительной эмоциональной атмосферы, включение в деятельность | Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; Регулятивные: саморегуляция | Словесный метод | 1 мин. |
2 | Мотивация к учебной деятельности | Проверка Домашнего задания. Читаются слова некоторых героев из текста «Каменный цветок» либо описание героев, учащимся необходимо определить, кто в тексте говорит эти слова, либо чьё это описание. (стр. 206 –«сиротка был этот парнишечко…», стр. 207 «что только из тебя выйдет, Данилко,..», стр.208 – «На мой взгляд, дедушка….», стр.209 «…Разулся, котомку свою под голову…», стр. 211 «Ну-ко, покажи, чему тебя мастер научил», стр. 423-214 «Глаз у него верный, рука смелая…», стр. 219 «Ну что, Данило-мастер, не вышла твоя дурман-чаша…» Попробуйте определить, как мы будем работать сегодня на уроке? | Применяя ранее полученные знания, определяют, кто говорит реплики, к какому герою подходит описание. Предполагают, что будем говорить о Даниле-мастере, умелец из народа. | Определение содержательных рамок урока | Коммуникативные: строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные : 1. Постановка и формулирование проблемы 2. делать выводы, обобщения; | Практический метод | 5 мин. |
3 | Актуализация знаний, постановка учёбной задачи и углубление изученного | 1. Сообщения и презентации подготовленных учащихся о П.П.Бажове. Затем учащиеся задают вопросы классу по теме увиденного и услышанного. - Какие события жизни Бажова помогли ему стать автором сказов? - Что такое сказ? Чем отличается он от сказки? - Как учился П. Бажов и каким образом получил он доступ к сокровищам библиотеки? - Какие сказители тебе известны? 2. Вспомните отличительные признаки СКАЗА 3. Определение структуры текста 4. Определение рамок структуры текста сказа «Каменный цветок» | Внимательно слушают, при необходимости делают краткие записи в тетрадях. Отвечают на вопросы
Реальные события, герои, место, где происходит действие Завязка, кульминация, развязка Называют по содержанию текста. | Актуализация знаний | Познавательные : 1. делать выводы, обобщения; 2. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные : 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы. | Метод критического мышления | 4 мин. |
4 | Построение проекта, работа с текстом | Беседа по содержанию сказа «Каменный цветок». - Что удивило или, может быть, даже поразило во время чтения сказа? Что показалось необычным или непривычным? - Где происходят события сказа? Каких героев можно назвать главными? Кто из героев сказа вызывает добрые чувства? Почему? - О чем рассказывает «Каменный цветок»? - Почему Данило разбил свою чашу, но оставил чашу, сделанную на заказ? Что мучило его? - Как вы думаете, чего не хватало Даниле? Может быть, он был недостаточно талантлив? Как раскрывается в сказе талантливость мастера, его душа художника? - Как же Даниле удалось стать настоящим мастером? Покажи на примерах, что жизнь не баловала Данилку. Как удалось ему, сироте, овладеть мастерством резчика? Благодаря кому и чему? | (Удивляет то, что встреча с волшебством происходит в обычной жизни горняцкого поселка, с простыми людьми, такими как мастер Данило. Бажов приблизил сказку к были, придал ей достоверность.) («Каменный цветок» рассказывает о творческих муках мастера по малахиту Данилы. Казалось бы, всем понравилась сделанная им на заказ чаша — «гладко да ровно, узор чистый», а Данило недоволен: жизни в цветке нет. Хотелось ему, чтобы люди, глядя на его работу, забывали, что это искусно сделанная чаша, а любовались бы ею, как живым цветком. В этом видел Данило истинное мастерство резьбы по камню. Познал он и тайну камня, стремился подражать природе, но копия получалась гораздо хуже оригинала.) (Конечно, Данило был очень талантлив! Ребята вспомнят или найдут в тексте, как Данило еще ребенком интуитивно чувствовал красоту камня, как помог Прокопьичу узор придумать, а когда приказчик велел показать, чему его научили, то старый мастер даже ахнул: «Когда хоть ты, Данилушко, все это понял? Ровно я тебя еще и вовсе не учил ». А Данило отвечал: «Сам же показывал да рассказывал, а я примечал ». Тяга у него была к малахитовому делу! Работал Данило быстро, с удовольствием, так, как можно заниматься только любимым делом, не зная ни сна, ни покоя. Он был очень трудолюбив. Но «горным мастером» — учеником Медной горы Хозяйки — мог стать только тот мастер, который познал красоту природы и имел фантазию, чтобы не копировать, а создавать свое произведение искусства. Для настоящего мастера первостепенное значение имеет поэтическая выдумка. Должен родиться замысел, а потом уже подбирается камень. Об этом говорит Даниле Хозяйка горы: «Кабы ты сам придумал, дала бы тебе такой камень, а теперь не могу». Вот поэтому и уничтожает Данило свою чашу, которая стала для него воплощением бескрылости, отсутствия поэтической фантазии, самостоятельной творческой мысли. | Развитие читательских умений | Личностные результаты: 1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям; Познавательные : 1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения; 2. разграничивать основную и дополнительную информацию; 3. преобразовывать и сохранять информацию. Коммуникативные: 1.Формирование навыков речевой деятельности 2. Освоение способов совместной деятельности | Групповая форма работы. Исследовательская деятельность. | 5 мин. |
5 | Первичное закрепление | Составление рассказа о жизни Данилки. Вывод: даже имея талант, необходимо много учиться и работать, чтобы стать настоящим мастером своего дела. | Пересказ тех отрывков текста, в которых говорится о жизни Данилки. | Зафиксировать новые знания | Личностные результаты: 1. формирование уважительного отношения к русскому народу, к труду, искусству; Коммуникативные: 1.Формирование навыков речевой деятельности Регулятивные : 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы. | Частично-поисковый метод | 5 мин. |
6 | Самостоятельная работа по тексту | Работа над языком сказа, особенностями речи героев. - Приведите примеры яркости, выразительности языка сказа (описания букашки, работы над заказной чашей и своей, каменного цветка, творческих мучений Данилы, встречи с Медной горы Хозяйкой). - От чьего лица идет повествование: от лица автора или рассказчика? Свое мнение нужно обосновать. - Почему же сказ называется «Каменный цветок», а не «Данило-мастер», например, ведь главным героем является он? А что если убрать из сказки историю о каменном цветке и оставить рассказ о мастере, о его других талантливых работах, представить, что он благополучно женился на Кате, и стали они жить-поживать да добра наживать? Какое название подошло бы этому рассказу? Конечно, « Данило-мастер». Какую же мысль вложил Бажов в сказ, дав ему название «Каменный цветок»? | Выполняют в парах (Услышали они эту историю из уст рассказчика-сказителя, потому что написан сказ разговорным языком (обратить внимание на лексику и стиль), так, что можно представить, будто его кто-то сказывает. Возможно, автор и рассказчик - одно лицо.) (Желание сделать чашу, похожую на живой цветок, изменило жизнь Данилы. Сказочный образ каменного цветка символизирует красоту материала и творческий полет мысли мастера, который должен вдохнуть в камень жизнь. Именно каменный цветок Хозяйки Медной горы помог ему понять, в чем заключается истинная сила мастерства.) | Тренировать способность к самоконтролю | Коммуникативные: 1. Освоение способов совместной деятельности Познавательные: 1. делать выводы, обобщения; 2. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовывать информацию из одной формы в другую. | Самостоятельная работа. Работа с учебником. Дифференцирован-ный подход. Индивидуальный подход | 10 мин. |
7 | Итог урока. Рефлексия деятельности | Устное рисование «каменного цветка». Чем заканчивается сказ? Что же дальше случилось с мастером. А вот об этом они узнают, прочитав два других сказа П. П. Бажова — «Горный мастер» и «Хрупкая веточка». Выразите ваши впечатления от урока. Продолжите предложения: Я узнал… Мне понравилось… Я открыл для себя… Было интересно… | Выполняют задание устно. Сказ «Каменный цветок» заканчивается тем, что Данилушка неожиданно уходит из дома неизвестно куда. | Зафиксировать новое содержание | Личностные: самоопределение, Регулятивные: саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний; Коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализация. | Репродуктивный метод | 3 мин. |
8 | Домашнее задание | Прочитать сказы «Горный мастер» и «Хрупкая веточка», нарисовать или описать картины, которые возникли в воображении после прочтения. | Индивидуальные задания: найти эпизоды, в которых появляется Медной горы Хозяйка; рассказать о жизни Данилы-мастера, включив в рассказ чтение или пересказ отрывков из сказов, используя пояснения из задания 2-3 («Наедине со сказами, прочитанными самостоятельно», с. 222). | | Коммуникативные: инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации; Логические: анализ истинности утверждений, Регулятивные: оценка результатов работы | | 2 мин. |