kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 5 классе "Талант Л.Н. Толстого - художника в изображении людей и животных как обитателей единого живого мира"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы по теме: "Талант Л.Н. Толстого - художника в изображении людей и животных как обитателей единого живого мира" (по фрагменту из романа Л.Н. Толстого "Война и мир" "Охота Ростовых") по учебнику А.В. Гулина, А.Н. Романовой "Литература" 6 класс.

В ходе урока используется электронное приложение к учебнику.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5 классе "Талант Л.Н. Толстого - художника в изображении людей и животных как обитателей единого живого мира" »

Талант Л. Н. Толстого-художника в изображении людей и животных как обитателей единого живого мира

(по фрагменту из романа «Война и мир» «Охота Ростовых»)

Цели урока:

1. Воспитание духовно-нравственной личности, интереса к творчеству Л. Н. Толстого, уважения к семейным традициям.

2. Развитие навыка выразительного чтения, навыка работы со справочной литературой.

3. Обучение анализу прозаического текста, характеристике литературного героя.

Оборудование:

1. «Словарь русского языка» С. И. Ожегова

2. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля

3. Презентация «Л. Н. Толстой в жизни»

4. Кинофрагмент из фильма «Война и мир» (реж. С. Бондарчук)

5. Электронное приложение к учебнику

Ход урока

1. Оргмомент

2. Слово учителя:

- Ребята, на протяжении ряда уроков мы изучали сказки и басни, где были изображены самые разные животные. Скажите, а литература ограничивается только этими двумя жанрами? Как вы думаете, с чем нам теперь предстоит познакомиться?

(обучающиеся пробуют сформулировать название нового раздела учебника)



- «Человек и животные в произведениях разных литературных жанров»- именно так называется новый раздел учебника, который мы и начинаем сегодня изучать.

Показ названия раздела (с. 3)

- А почему рядом со словом «животные» стоит «человек»?

(Потому что животные – наши спутники и друзья, и нельзя представить наш мир без этих удивительных четвероногих существ).

- Одним из многих писателей, кто на страницах своих произведений изобразил людей и животных как обитателей единого живого мира, является Лев Николаевич Толстой. И сегодня, познакомившись с фрагментом из его романа «Война и мир», мы убедимся, как талантливо он это делает. Тема нашего урока звучит так:

(слово «художника» закрыто)

3. Работа со словом «фрагмент»:

- Что это такое?

Чтение сл. ст. «Фрагмент» из сл. Ожегова

( Запись темы и определения в словарь)

4.Учитель:

- Когда мы встречаем человека, на что прежде всего обращаем внимание? (на внешность). Конечно, вы знакомы с портретами Толстого. Но среди всех портретов писателя есть один особенный, который очень нравился самому Льву Николаевичу. Его автор – известный русский художник Иван Николаевич Крамской, с автопортретом которого вы можете познакомиться на с. 8.

Слайд №1

- Репродукция картины «Портрет Толстого» помещена на с. 10. Рассмотрите внимательно портрет. Какие черты характера Толстого удалось передать художнику?

Слайд №2

- Вам хотелось бы узнать историю написания картины? Её нам сейчас расскажет сам автор И. Н. Крамской. Представим, что в гости к знаменитому художнику пришёл корреспондент одной из русских газет.

5.«Интервью» Крамского (с. 8-11)

- Почему Толстой на портрете изображён в крестьянской рубахе?

Слайды №3-8

(Художник изобразил Т. таким, каким он был в жизни: очень трудолюбивым человеком, ведущим активный образ жизни)

6. Беседа с обучающимися:

- Чем творит художник? А писатель?

-Можно назвать писателя тоже художником?

7.«Восстановление» слова «художника» в теме урока.

(обучающиеся дописывают слово «художника» в тему)

8.Учитель:

- Дома вы читали текст. Я предлагаю вам его вспомнить, посмотрев кинофрагмент «Охота Ростовых» из фильма «Война и мир» режиссёра С. Бондарчука.

Слайд №9

9. Учитель:

- Может ли к/ф в полном объёме передать детали природы, чувства, мысли героев, подробности охоты, описанные Толстым?

- Почему в конце фрагмента изображение меняется, становится растянутым, замедленным?

10. Просмотр фрагмента из 2-ой серии к/ф «Война и мир» (сцена охоты)

11.Ответы на вопросы, заданные перед просмотром.

Слайд №9

(Не может: только литературное произведение может всё показать в полном объёме. Свои интересные «находки», особенности есть и у кинематографа: в конце изображение дано глазами волка)

12.Работа с 3-им абзацем: (с. 14 «Весь этот день…»)

- Над каким словом указана сноска?

Чтение сноски в учебнике сл. «Чёрно-пегий».

- Дома вы работали над незнакомыми словами, которые встретились во фрагменте, по словарю Ожегова. Нашли ли вы сл. статью «Замолаживать» в словаре Ожегова? (нет) А в каком словаре оно есть?

(Показ словаря Даля, чтение его названия)

13.Чтение сл. статьи «Замолаживать» из словаря Даля.

- По ходу чтения отметьте слова, при помощи которых Толстой передаёт звуки, запахи, цвета осеннего утра. Почему писатель так подробно описывает осеннее утро?

14. Чтение 3-его абзаца.

Слайд №10

15. Проверка подчёркнутых обучающимися слов.

16. Самостоятельная работа.

Соедините линиями средство выразительности с его названием:

«небо таяло» эпитет

«микроскопических капель» сравнение

«с тусклым покровом» эпитет

«по-русачьи» литота

«тихое движение» сравнение

«как мак» метафора

Слайд №11

17. Учитель:

- Для чего Толстой так много, так детально описывает осеннее утро?

- Как Толстой показывает, что желание поохотиться появляется не только у людей, но и у животных?( Сама погода благоприятствует охоте; желание поохотиться появилось не только у людей, но и у животных)

18. Беседа по тексту:

- Назовите участников охоты. А сколько всего собак и людей участвуют в охоте?* (около 130 собак и 20 человек)

- Почему Ростовы все вместе выехали на охоту?

( Это очень дружная семья, а охота – одна из семейных традиций)

19. Учитель:

- Найдём подтверждение этому в статье учебника на с. 31

Чтение отрывка из учебника с. 31.

20.Учитель:

- Сам Толстой был страстным охотником и приучал к этому своих детей. Вот что вспоминал сын Льва Николаевича Илья:

«Но любимая наша охота была с борзыми. Какое это было счастье, когда утром лакей Сергей Петрович будил нас рано-рано, перед рассветом, со свечкой в руках! Мы вскакивали бодрые и счастливые, дрожа всем телом от утреннего озноба, наскоро одевались и выбегали в залу, где кипел самовар и уже ждал нас папа».

- Проследим, как относятся к охоте герои Толстого.

21. Рассказ об участниках охоты:

а) Рассказ о Наташе Ростовой :

Мою героиню зовут Наташа Ростова. Она единственная девушка среди участников охоты, но в охотничьем азарте никому не уступит. Она сразу, как только проснулась, ещё не причёсанная и не одетая решила ехать, при этом заявив, что охота - это её «самое большое удовольствие», ни уговоры брата Николая, ни запрет не смогли её остановить. Толстой обращает наше внимание на блестящие глаза героини, на её оживлённое поведение. По фрагменту видно, что она очень любит животных, у неё есть любимая собака по кличке Трунила, а в седле своего вороного Арабчика она держится ловко и уверенно, чем и вызывает восхищение своего дядюшки.

- Наташа считает охоту серьёзным делом?

- Сначала нет, она громко разговаривает с Петей, смеётся, за что и получает замечание от дядюшки, но потом старается никому не мешать, чтобы не спугнуть во время охоты волка и даже сама успокаивает младшего брата.

-Скажите, а в тексте есть ответ на вопросы «Почему Наташе нельзя было участвовать в охоте?» ( Нет) А ответ вы узнаете позже, когда в 10-м классе прочитаете роман целиком.

- Кого на охоте можно назвать главным? Почему?

б) Рассказ о ловчем Даниле

Он ловчий, т. е. организатор охоты. Это седой, морщинистый, по- украински в скобку обстриженный охотник. Он презрительно, свысока смотрит на всех, потому что он – самый опытный. Остальные участники охоты это прекрасно понимают. Даже его барин Илья Андреевич Ростов, которого Данила ругает за то, что тот упустил волка, не смеет ничего ему возразить. Именно Данила бросается в середину собак, когда те окружили волка: «Данила, привстав, сделал падающий шаг и всей тяжестью, как будто ложась отдыхать, повалился на волка, хватая его за уши. Николай хотел его колоть, но Данила прошептал: «Не надо, соструним»,- и, переменив положение, наступил на шею волку». На протяжении всей охоты Данила серьёзен, даже сердит, а по окончании застенчив и может улыбаться, как пишет Толстой, «детски кроткой и приятной улыбкой».

- Среди участников охоты есть человек, который сильно отличается от всех одним качеством. Кто он? Что его отличает от других?

(Николай, он очень хочет быть первым)

в) Рассказ о Николае Ростове

Главным в этом эпизоде можно считать, безусловно, и Николая Ростова. Именно он первым обратил внимание на прекрасное, удачное для охоты утро. Он старше Наташи и Пети и сначала не очень был доволен, что они тоже поехали на охоту.

- Почему?

Потому что ему хотелось себя показать самостоятельным и взрослым, он всё время держался от них на расстоянии. А ещё его от всех участников отличает огромное желание первым взять волка. Вот как об этом пишет Толстой: «… его уже обхватило то непреодолимое охотничье чувство, в котором человек забывает все прежние намерения, как человек влюблённый в присутствии своей возлюбленной». Во время охоты он серьёзен, строг, очень волнуется, переживает, даже обращается за помощью к Богу: с. 25.

22. Учитель:

- Итак, участники считают охоту серьёзным делом.

Найдите в тексте слова, подтверждающие это.

(с.18: «Каждая собака знала хозяина и кличку. Каждый охотник знал своё дело, место и назначение. Как только вышли за ограду, все без шуму и разговоров равномерно и спокойно растянулись по дороге и полю, ведшим к отрадненскому лесу»)

23. Беседа по тексту:

- Как звали любимую собаку Николая? (Карай)

- Как Николай относится к своей собаке?

- Какими словами он её называет? (Караюшка, отец) Кого называют этим словом? (самого дорогого, родного человека)

(Николай очень любит собаку, очень надеется на неё, она для него «единственная надежда». Собака и человек соединились в одном желании одолеть злого хищника)

24. Выразительное чтение отрывка с. 27-28 от слов «Старый кобель…» до слов «Охотник дядюшки…»

- При помощи каких слов Толстой, мастер и художник слова, передаёт переживания Николая из-за полученного собакой ранения («плакал», «с отчаянием закричал»), которые передаются и нам, читателям?

25.Заключительное слово учителя:

- Фрагмент из романа Толстого, с которым мы сегодня работали на уроке, – первый в веренице многочисленных произведений русских писателей, где показан удивительный, интересный мир людей и животных как обитателей единого живого мира. С ними нам ещё предстоит познакомиться.

Слайды №12-15

26. Работа с репродукциями картин в учебнике:

- Совместное участие в охоте людей и животных вдохновляло не только писателей, но и художников. На страницах учебника представлены репродукции картин на охотничью тему: на с. 18, 21 художника Петра Петровича Соколова; на с. 24 – Алексея (в учебнике опечатка) Степановича Степанова; на с. 29 – Алексея Даниловича Кившенко.

27. Домашнее задание:

1. Электронное приложение («Музей на экране» И. Н. Крамской; «Литературная карта» Ясная Поляна)

2. Написать сочинение по выбору:

в. 4 с. 30 или «Наши семейные традиции»

28. Отметки

29. Рефлексия




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Яковлева Татьяна Михайловна

Дата: 11.10.2014

Номер свидетельства: 118125

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Урок литературы "Талант Л.Н. Толстого - художника в изображении людей и животных как обитателей единого живого мира" "
    ["seo_title"] => string(127) "urok-litieratury-talant-l-n-tolstogho-khudozhnika-v-izobrazhienii-liudiei-i-zhivotnykh-kak-obitatieliei-iedinogho-zhivogho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "118116"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413041602"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства